Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Торжок — Россия Май 2021

У меня не было планов писать еще один рассказ об этом городе, думала покажу оставшиеся фотографии в альбоме с краткими комментариями и все. Но последний материал показал, что история небольшого городка многих заинтересовала, затронула струны души так же, как и мои, а значит будет продолжение. На чем я там остановилась в прошлый раз? Если перефразировать крылатую фразу: Казнить нельзя помиловать — Снести нельзя восстановить.

В этом рассказе будет гораздо больше позитива и надежды на светлое будущее чудесного исторического Торжка!

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Но начало словно по инерции все же о печальном.

Вы, наверное, помните огромное и помпезное здание клуба, расположившееся на холме,

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

а по обе стороны от него влачат жалкое существование некогда прекрасные храмы. Про расположенный справа от главного фасада, я вам рассказывала и вот пришла очередь показать храм, расположенный слева, вернее их там два!

Дом перед храмом и спрятанный за деревьями, я вначале даже и не сфотографировала, он показался мне совершенно каким-то не привлекательным. Но при подготовке материала прочла, что это изуродованное перестройками сооружение в прошлом двухэтажный храм во имя Знамения Креста Господня в Иерусалиме с приделом святой великомученицы Екатерины и построен он в 1784 году, хотя на этом месте и ранее находилась церковь. Пострадавшая во время войны от бомбежек, Знаменская церковь, судя по старинным фото, позднее была перестроена под жилой дом, в настоящее же время пустует и дальнейшая ее судьба не понятна.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Находящаяся рядом Георгиевская церковь до сих пор представляет интерес, от ее внешних форм, луковичные главки, расположения на холме и словно на перепутье дорог, невозможно отвести взгляд, она так и притягивает его своей оригинальностью и необычностью.

Впервые деревянный храм святого Георгия с приделом Сергия Радонежского, построенный на этом месте упоминается в Писцовой книге Торжка в 1625-м году.

К концу 17 века храм достаточно сильно обветшал, был разобран и в 1692 году построен новый каменный Фасады церкви были оформлены в классическом стиле, пристроены апсида, трапезная и звонница. Но и этот вид не дошел до наших дней, потому как в 1805 году Георгиевская церковь, стоящая на высоком цокольном этаже, была перестроена, добавлен второй этаж. Верхний холодный придел освящен во имя святого Георгия Победоносца, нижний теплый во имя преподобного Сергия Радонежского.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

В 1934-м году Георгиевская церковь была закрыта. В 1968-м году при строительстве новой дороги в город Осташков встал вопрос о сносе храма, но возмущение общественности остановило эту кощунственную процедуру. Исторический и невероятно красивый, уникальный и поныне не действующий Знаменский храм сохранен, но что дальше?

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Ниже храма расположена миниатюрная идеально круглая площадь Пушкина, а в центре ее установлен бюст поэта.

Слева от площади с вереницей сохранившихся настоящих купеческих усадеб уходит интереснейшая улица Бакунина, все объекты которой входят в список объектов культурного наследия региона.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Немного прогулявшись по ней, я еще раз удивилась и полюбовалась целостностью созданного семейного хозяйства: каменный главный дом с центральными воротами, по обе стороны флигели с воротами поменьше и все это спрятано за высокой каменной оградой. Диву даюсь такой защите, до этого мне доводилось видеть аналогичные заборы лишь в некоторых кавказских селениях.

Вернувшись к площади Пушкина по улице Кузнечной, берущей свое начало от нее же, спускаюсь к другой площади, названной в честь преподобного Ефремия Новоторжского.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

В центре площади, что естественно, находится и памятник преподобного.

Ефремий был венгром по происхождению, имел боярский чин и служил у князей Бориса и Глеба в качестве конюшего. Гибель князей в 1015 году от рук Святополка потрясала его и Ефремий желая навсегда покинуть жестокий мир и провести остаток своих дней в уединении добрался до Торжка, к тому времени уже многолюдного города. На окраине города, на холме на берегу Тверцы он основал церковь в честь Бориса и Глеба, а впоследствии и обитель. Борисоглебский монастырь в настоящее время является древнейшим православным русским монастырем на территории современной России.

Позади памятника Ефремию Новоторжскому на холме

расположен белоснежный Михайло-Архангельский храм с голубыми куполами, первые упоминания о котором были в начале 17 века. Вот и еще прекрасное фото храма сделанное в 1910 году Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Далее от площади я направилась в сторону монастыря, в горку, в горку, не забывая рассматривать строения, расположенные по улице Старицкой.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

В отреставрированных зданиях бывшей городской усадьбы Цвылевых под № 1–3, постройки начала 19 века размещены отделы учета и хранения, экспозиционно-оформительский и экспедиционная база Всероссийского историко-этнографического музея города Торжка.

Следующее здание — просто жилой дом, но заметно, что он тоже не вчера построен.

Не поддерживая хронологии своих реальных передвижений, сейчас я прохожу мимо стен монастыря, лишь удивляюсь транспортным средствам некоторых настоящих путешественников.

Лишь закончилось ограждение, на пересечении улиц Старицкой и Грузинской за территорией монастыря находится Трапезная, где можно подкрепиться, что я и сделала.

Улица Грузинская историческая и судя по всему на ней сохранилось много зданий, построенных в прошлые времена, но у меня уже не было на нее времени.

Воскресенская церковь на улице Грузинская, №7-а одна из самых старинных церквей в Торжке. Первый храм на этом месте был построен в 1764-1779 года, перестроен в 1823 году. В 1930 году церковь закрыли для богослужений.

Следующий этап моей прогулки начинался с улицы Карла Маркса от одноименного моста и проходил вдоль живописнейшей и невероятно провинциальной Новгородской набережной.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Моей задачей было пройти по склону холма ниже Борисоглебского монастыря, обойти его и вновь выйти к улице Старицкой.

Первые сооружения, что привлекают внимание, это памятник русского культового зодчества эпохи ампира, замурованный в «леса» — Спасо — Преображенский собор и церковь в честь Входа Господня в Иерусалим.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Самые первые упоминания о соборе относятся аж к 1163 году, затем на протяжении веков храм ветшал, горел, был разрушен и его постоянно перестраивали. Те сооружения, что дошли до наших дней и великолепие которых можно наблюдать либо на фото, либо в 2025-м году после завершения реставрации, были построены в первой половине 19 века.

Строительство Спасо — Преображенского собора началось в 1812-м году по проекту известного архитектора Карла Росси и продолжалось 10 лет. В законченном виде его отличало величие форм и благородство пропорций, но храм был таким большим, что отапливать его в холодное время было слишком затратно.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Поэтому в 1842 году рядом с собором губернским архитектором Иваном Федоровичем Львовым на средства церковного старосты купца Уварова была построена новая теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим.

До 2018-го года комплекс находился на реставрации, был открыт для прихожан, но в 2021-м закрыт вновь, непонятно!

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Следующий объект-усадебный дом, дошедший до наших дней, был построен в конце 18 века, а ворота и амбар возведены в начале 19 века при князе Алексее Владимировиче Долгоруком.

Долгорукой одним из первых в России практиковал психотерапию и гипноз, обучившись этому у лучших учителей Франции. Он даже вывел свой психотерапевтический метод и называл его месмеризмом. Долгорукой стал первым в России официальным психотерапевтом. Занимаясь врачебной практикой, князь Алексей Владимирович большое внимание уделял науке, он написал восемь и книг о месмеризме и еще две перевел с французского.

В настоящее время здание является одним из объектов Всероссийского историко-этнографического музея и носит название Дом магнетизёра

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Грунтовка закончилась и я оказалась на тропинке не просто в провинции, а в какой-то невероятно милой деревушке среди частокола, цветущей и дурманящей черемухи и одуванчиков!

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

В одном месте частокол явно огораживал какое-то пространство, имеющуюся калитка была закрыта.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Ну так это же Новоторжский Кремль и мне непременно туда надо!

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Не найдя входа, я обошла монастырь, как и планировала и зашла на территорию Кремля со стороны улицы Старицкой.

Конечно, от древней исторической крепости Торжка, некогда защитницы рубежей, осталось не так много. В настоящее время это территория музейного комплекса Новоторжский Кремль и она однозначно достойна внимания.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Я с удовольствием побродила, разглядывая экспонаты, а потом забралась на смотровую площадку и пропала: невероятно живописная сельская пастораль. Не хотелось не просто идти куда-то, спешить, не хотелось даже думать, лишь дышать и вдыхать, еще смотреть!

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Из этого состояния меня вывели голоса, доносящиеся откуда-то снизу. Нехотя встала и подошла к спуску с холма: на том месте, где совсем недавно я пыталась найти вход, с калиткой отчаянно боролись две грации в длинных платьях.

Жестикулируя я показала им, что вход далеко и с другой стороны. Для них это было словно призывом к действию: перевалив через забор они, подминая одуванчики практически на четвереньках стали взбираться на холм. Отряхиваясь и смеясь грации бальзаковского возраста с ходу стали принимать позы для фотоссесии. Была задействована и я, зато и у меня появилась возможность запечатлеть себя среди такой дивной красоты и одуванчиков.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

Вот теперь пожалуй все, осталось только показать еще несколько фотографий Торжка, такого милого, уютного, некогда героического, а сейчас провинциального городка.

Торжок, заключительная: о городе с любовью и надеждой на лучшее будущее

А затем я отправилась в отель, забрала вещи и пошагала на вполне современный жд вокзал, чтобы на Ласточке уехать в Тверь.