Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 17:46

Екатерина Великая: "Тверь — самый хорошенький город империи после Петербурга." Набережные

Тверь — Россия Май 2021

Планируя свое недельное майское путешествие, которое можно назвать: от Петербурга до Москвы, я оказалась в невероятно трудной, практически невыполнимой ситуации. Во — первых, я уже провела в не дома почти 2 недели и как вы понимаете, не сидела все это время с грустью глядя в окно на дождливый Петербург. Во — вторых, все города на этом отрезке пути, да и вообще вокруг двух столиц, за редким исключением, для меня Terra incognita, знакомые только по названиям, истории, книгам и фильмам. Поэтому задача стояла сложнейшая — как впихнуть в крошечный промежуток времени несколько исторически значимых городов, которые дадут толчок, начало моему осязаемому познанию Руси. В процессе долгого отбора вырисовался маршрут, основную часть которого я вам уже показала. Это был невероятно проникновенный Великий Новгород, Вышний Волочек с его уникальной водной системой, трогательный и провинциальный Торжок и замыкающий поездку город Тверь, попавший в список исключительно благодаря Морозовскому городку.

Всю неделю погода была чудесная, весна в своем уже финале, яркая, цветущая, благоухающая, порой спешащая передать свои права лету — настолько жарко припекало солнышко. И всю неделю освежали пейзажи и радовали меня своим буйным цветением одуванчики. Можно было в название этой серии рассказов смело включить название этих непритязательных и недолговечных полевых цветов.

Екатерина Великая: Тверь — самый хорошенький город империи после Петербурга. Набережные

Сегодня я планирую рассказать про набережные Твери, города, основанного в 1135 году на берегах Волги и ее притоках: реках Тверцы и Тьмаки. Три реки в городе, это ли не богатство, а посему успешные торговые речные связи, плодородные земли на берегах способствовали быстрому развитию как населения, так и самого города. В 1247-м году это уже столица тверского княжества, а в 14 веке Тверь даже претендовала на звание столицы земель Русских, соперничая с Московским княжеством.

С 1285 по 1318 тяжелые годы времен монголо-татарского ига, Тверью правил второй князь тверской княжеской династии — Михаил Ярославич Тверской. В 1305-м году он праву старшего в роду получил в Орде ярлык на великое княжение владимирское и Тверь стала столицей самого могущественного княжества в Северо-Восточной Руси. Князь Михаил Ярославич первым называет себя не просто князем владимирским, но и «всея Руси». В 1317-м году тверская рать в очередной раз разбила у крепостных стен города войско татар и воевавшее на стороне степняков войско московского князя Юрия Даниловича. Но всем было ясно, что татары не успокоятся и дабы не навлечь на Русь новые монголо-татарские отряды, князь Михаил Ярославович решил «положить душу свою за многие души» и прибыл в Орду. Его долго и жестоко пытали, а затем в 1318 году казнили за измену Золотой Орде. В 1549-м году князь Михаил Тверской был канонизирован русской православной церковью и считается небесным заступником Твери.

В 1993-м году часть набережной Волги, всего около 500 метров, ограниченная Староволжским мостом и кинотеатром «Звезда» была названа именем князя Михаила Ярославича Тверского.

Именно этот небольшой отрезок исторически самая важная точка Твери. Именно здесь в далеком 12 веке был поставлен Тверской кремль, служивший главным форпостом всего Тверского княжества. Кремль просуществовал до середины 18 века, когда в большом пожаре 1763 года окончательно сгорел и на сегодняшний день от него не осталось и следа, а жаль.

Начинаем прогулку с украшения города — красивого готического старого Волжского моста — Староволжского моста.

Сложно себе представить, что вплоть до конца 19 века в Твери не было ни одного постоянного моста через Волгу, только понтонные, существовавшие со времен Петра I. В 1895 году по заказу руководства Твери в Петербурге инженером В. Ф. Точинским был разработан проект моста, а с 1897 по 1900 под руководством инженера Л. И. Машека 215 метровый мост через Волгу был построен.

В начале войны, в конце 1941 года мост был взорван, но хотя бы для временного движения он был скоро восстановлен. По окончании войны, в 1947 году Староволжский мост на мосту было полностью возобновлено движение. С 1931 года по мосту ходили трамваи, в 1956 году пути были перенесены на Нововолжский мост, а по Староволжскому запустили троллейбусы.

По ступенькам спускаюсь на живописную,

двухуровневую набережную имени князя Михаила Ярославича Тверского. Справа, за металлической оградой виден сад Тверского императорского путевого дворца, в котором по пути из Санкт-Петербурга в Москву и обратно отдыхали члены императорской семьи.

Удачное расположение Твери прямо на пути следования из одной столицы в другую позволяло многим путникам останавливаться в городе для отдыха и восстановления сил. Одним из них был Александр Сергеевич Пушкин, он много раз останавливался в Твери и в 1974 году на набережной в память об этом был установлен памятник поэту.

На противоположной стороне Волги — левой, расположена 2,5 километровая набережная, первые упоминания о которой возникли еще в 17 веке. За всю свою историю она носила разные названия, но в 1991 году была названа в честь знаменитого тверского купца — путешественника Афанасия Никитина.

Самый обыкновенный житель Твери стал первым среди русских и европейских путешественников, который совершил поистине великое путешествие в далекую и неизведанную Индию, а открытый им маршрут стал важным торговым путем между странами. Весь путь в экзотическую и далекую Индию, а также свои приключения Афанасий Никитин опишет в летописи «Хождение за три моря». В 1955 году на набережной в присутствии посла Индии в СССР Кумара Менона был открыт памятник путешественнику.

Четырёхметровая бронзовая статуя на гранитном постаменте, установлена на круглую чугунную площадку в виде ладьи с головой коня.

За памятником слева выделяется белоснежная церковь Воскресения Христова или ее еще называют — церковь Трёх Исповедников, потому что в нем существует придел во имя святых мучеников Гурия, Авива и Самона.

Издавна на этом месте стоял деревянный храм, но 1728 году его разобрали и построили каменный храм. В 1797–1805 годах на деньги именитого жителя Твери М. Е. Блохина церковь обновили и перестроили. Справа от площади и памятника Никитину виден дом Блохина с колоннами.

Наслаждаясь замечательными панорамами на Волгу и ее берега иду далее. Слева расположен уютный Городской сад с аллеями, цветущим кустарником. В эту утреннюю пору он пока еще пустынен и можно прогуляться в одиночестве.

И вот я подошла к самой яркой доминанте небольшой набережной имени князя Михаила Ярославича Тверского и ее завершению — кинотеатру «Звезда»,

построенному на месте домика Петра I в. 1937 году в стиле советского конструктивизма. Здание привлекает внимание не только своим цветом, но и формой, которая имитирует огромный бинокль.

Кинотеатр служит как — бы разграничительной точкой между двумя набережными: набережной князя Михаила Ярославича Тверского

и набережной Степана Разина, протянувшейся вдоль правого берега Волги на два километра.

Интересно, почему не разграничили набережные Нововолжским мостом,

было бы логичнее, но прежде чем перейти мост, я досконально изучила пятиэтажное монументальное здание.

Очень хотелось найти фото сооружения с изображением его сверху, не удалось, но тогда придется представить его форму в плане — это прямоугольный треугольник. Здание, своим величием и помпезностью напоминающее екатерининские дворцы, идеально вписалось между Тверским проспектом, улицей Вольного Новгорода и набережной Степана Разина.

В 1935 году ради строительства этого дома в стиле сталинского ампира и нового моста, властям города потребовалось отдать распоряжение на снос целого района и храма 17 века. Дом строился-ка жилой и предназначался для военных специалистов и офицеров, в народе его назвали: Дом ворошиловских стрелков или Дом красных командиров.

Здание невероятно интересное, я обошла его по кругу. Привлекает внимание необычная и затейливая архитектура здания: полукруглое оформление углов,

выступы, эркеры, колоннады, углубления.

На главном фасаде, смотрящем на Волгу, украшением служат звезды и герб.

Вблизи невооруженным глазом видно, что над фасадами изрядно потрудилось время и зданию просто необходим ремонт, а вот с моста оно смотрится великолепно, величественно.

С 1938 по 1940 годы в здании размещался штаб Калининского военного округа. Да, я совсем забыла уточнить, что в период с 1931 по 1990 годы город Тверь назывался: Калинин.

В годы Великой Отечественной войны в здании находился штаб Калининского фронта, затем госпиталь. Позднее в нем размещались жилые помещения для офицерского состава Военной академии противовоздушной обороны.

Дом «засветился» в кинематографе: в нем происходили съемки сериала «Курсанты». В настоящее время в здании располагаются гостиница и общежитие Военной академии воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова.

А теперь я наконец-то могу рассказать интересную историю второго моста, о котором уже несколько раз упоминала выше. С 1850 года этот мост находился в Петербурге и выполнял свои функции, нося самые различные названия, соответствующие эпохам: то он был Благовещенским, затем Николаевским, понятно в честь кого это название, а затем его переименовали в мост лейтенанта Шмидта. В 1936 году его решили реконструировать, а чтобы не переплавлять, разобрали и транспортировали в Тверь (тогда Калинин), очень нуждающейся в новом мосте. Сразу мост почему-то не установили, а затем началась война и в конечном итоге мост возвели лишь в 1956 году, дав ему имя «мост им. М. И. Калинина». Но название не прижилось, жители стали называть мост просто: Новый мост, или Нововолжский мост.

Спустившись с моста на двухуровневую набережную Степана Разина,

мне показалось, что я оказалась в каком-то провинциальном городке, два берега которого разделяет река. Живописная территория Затверечья (Заволжского посада) расположена на месте слияния двух главных рек тверского края — Волги и Тверцы.

Заселялась она еще с 14–15 веков, строились деревянные домики, а после пожара в 1763 году стала застраиваться каменными.

На пустом причале у места слияния рек установлено гигантское слово «Тверь», обшитое искусственной травой.

Набережная Степана Разина выглядит скромно, совсем не так, как имени князя Михаила Ярославича Тверского. Здесь нет памятников, нет клумб с разноцветными цветами, нет и пристани для корабликов.

По небу разметались облака, среди весенней зелени ярко — желтым ковром одуванчики,

одноэтажная застройка левого берега навевала желание присесть на лавочку и замереть от наслаждения.

Но я с огромным сожалением обнаружила, что все лавочки недавно выкрашены и краска до конца еще не высохла.

Далее я направилась вдоль Волги по улице Степана Разина, любуясь двухэтажной городской застройкой, домики которой были соединены фасадами друг с другом. «Маленькая копия Петербурга» — подумалось мне тогда и лишь дома, изучая детали, я узнала, что оказалась права.

Я уже упоминала выше, что масштабный, крупнейший пожар 1763 года выкосил практически всю застройку Твери и эта трагедия целого города не оставила без внимания Екатерину II. Она поручила московскому архитектору Петру Романовичу Никитину заняться проектированием практически нового города. Таким образом Тверь стала вторым в России после Санкт-Петербурга регулярным городом и получила первый в своей истории генеральный план. Никитин, чтобы польстить императрице, возвел на набережной Волги здания как в Петербурге — «сплошным фасадом».

«Единой фасадой» как говорили тогда, и состояла она из нескольких кварталов однотипных двухэтажных домов с одинаковым числом окон — 9, по количеству букв в имени государыни. Сама же Екатерина Великая считала, что «Тверь — самый хорошенький город империи после Петербурга». Да, совершенно удивительно увидеть целую улицу жилых многоквартирных домов Екатерининской эпохи. Все фасады отреставрированы, выкрашены приятными пастельными тонами.

Но есть на улице и отдельно стоящие особняки.

Невозможно оторвать взгляд от противоположного берега, от набережной Афанасия Никитина. Среди частной одноэтажной застройки возвышается и доминирует Свято-Екатерининский женский монастырь.

Замечательный образец храмовой архитектуры города в стиле барокко церковь во имя святой великомученицы Екатерины с приделами святого Николая и святого Иоанна Предтечи была построена на пожертвования Екатерины II в. 1775–86 годах.

В 1929 году церковь была закрыта для верующих, а под ее сводами появились гараж, склад и ремонтная мастерская. В 1941 году, во время военных действий, верх колокольни был разрушен, а сохранившиеся ярусы в 1954 году были разобраны. В конце 1989 года храм вновь был открыт для прихожан, а с 1993 года он стал подворьем Вознесенского Оршина женского монастыря. 15 июня 1996 года церковь святой великомученицы Екатерины была преобразована в Свято-Екатерининский женский монастырь.

Понимая, что у меня совершенно нет времени для посещения Затверечья, я как могла подольше растягивала момент прощания с живописными набережными — для изучения другой Твери пора было углубляться в ее центр.

Поднявшись на высокий берег, я вновь оказалась на улице Степана Разина и тут мой взгляд остановился на фасаде некогда величественного дворца.

К концу 19 века в Твери назрела необходимость в строительстве Епархиального женского училища. Место для его возведения было выбрано чудесное — с высокого правого берега реки Волги открывались великолепные панорамы и простор. Проект трехэтажного величественного здания в стиле эклектики и классицизма выполнил губернский архитектор Владимир Иванович Назаров. Строительство продолжалось три года и в 1898 м году оно было закончено, а сооружение органично вписалось в окружающую среду и стало достойным украшением главной городской набережной.

Здание было оснащено по последнему слову техники: подвалы с печами и кладовыми, калориферное отопление, кафельные несгораемые полы. Образовательная программа женского училища предусматривала подготовку дочерей православного духовенства к преподаванию в начальных классах.

В 1918 году Епархиальное училище было преобразовано в Единую трудовую школу, а в конце 30-х годов в здании разместилась Областная больница.

Во время оккупации города немецко-фашистскими войсками здание было разрушено и лишь к 1953 году восстановлено. В больнице появлялись новые службы, отделения, территорий критически не хватало, поэтому рядом с бывшим училищем, вскоре был выстроен целый больничный городок, в котором разместилась Областная детская клиническая больница.

В 2017 году в бывшем училище произошел пожар и все, с тех пор здание покинуто, заброшено и дальнейшая его судьба не известна.

За огромным больничным комплексом улица Рыбацкая углом упирается в улицу Степана Разина и здесь, на небольшом пространстве, всего на 80 тысяч квадратных метрах всегда была зеленая зона, до недавнего времени пребывавшая в запустении.

В 2015 м году эту территорию решили облагородить и создать сквер имени Николая Степановича Гумилева, который открыт для проведения поэтических и музыкальных и иных мероприятий. Были проложены дорожки, высажены деревья и кустарники, установлены кованые скамейки.

По задумке авторов, превращение сквера в общественное пространство- это первая очередь благоустройства. Вторым этапом строительства станет обустройство набережной и установка памятника Гумилёву, но прошло уже несколько лет, а вместо памятника лишь табличка.

В этом сквере я и приземлилась на скамейку, перед дальнейшим освоением города требовался отдых.