Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:33
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Самарканд — Узбекистан Январь 2022

На южном небе звёзды светят, как бриллиантовый наряд.
И нет прекраснее на свете, чем древний город Самарканд.
Ровесник Рима и Помпеи, сама легенда городов,
Лежит в созвездии Орфея, славясь лазурью куполов.
ВИА Ялла

Продолжение путешествия по Узбекистану. Предыдущая часть: В старом городе города древнего.

Самарканд действительно является одним из древнейших городов мира. По имеющимся данным, город существовал ещё в VIII  в. до н. э. и располагался в северной части современного города. Именно здесь были найдены остатки древнего городища, которое гораздо позднее назвали Городищем Афросиаб, в честь мифического царя иранской мифологии. В 1970 году был открыт одноимённый музей.

Столица Империи Тимуридов

Рядом с музеем находится эффектная композиция.

В Афросиабе было обнаружено множество археологических находок, свидетельствующих о прошлом Самарканда.

Столица Империи Тимуридов

В IV  в. до н. э. Александр Македонский расширил свою империю до Средней Азии. Была захвачена и Мараканда, как тогда назывался Самарканд.

В Афрросиабе был также обнаружен дворцовый комплекс VII  в. н. э., украшенный множеством фресок.

Столица Империи Тимуридов

В тоже время на Аравийском полуострове зарождается новая империя — Арабский Халифат. Быстро подчинив себе Ближний Восток, арабы начинают завоевание Средней Азии, в 712 году ими был взят и Самарканд.

Это способствовало развитию науки и религии, Самарканд превращается в центр научной жизни Средней Азии. Развиваются ремесла, в том числе и керамика.

Столица Империи Тимуридов

В 1220 году, завоевав Бухару, многотысячная армия Чингисхана после 4 дней осады штурмом взяла Самарканд. Большая часть населения была убита или уведена в рабство. Древнейшее поселение Средней Азии было фактически стёрто с лица земли и как город перестало существовать.

Самарканд восстал из пепла при Амире Тимуре. Пробившись из грязи в князи великие эмиры, Тимур начал подыскивать столицу для своей империи. Для этого он разослал бараньи туши в различные поселения. В Самарканде туша провисела дольше всего не испортившись. Тимур воспринял это как знак того что в Самарканде климат наиболее прохладный. Сделав Самарканд столицей своей империи, Тимур развернул в городе большое строительство. Ярким примером архитектуры той эпохи является место, которое не нуждается в представлении. Визитная карточка Самарканда, абсолютный лидер всех самых открыточных видов города, Площадь Регистан.

Столица Империи Тимуридов

Очень красива эта площадь ночью.

Регистан, в переводе с персидского, означает «место, покрытое песком» (рег — песок, стан — место). По сути дела Регистан — это главная городская площадь. Регистаны были во многих городах Средней Азии, однако Регистан Самарканда прославился больше других. Архитектурный комплекс площади представлен тремя постройками. В левой части расположена старейшая постройка площади — Медресе Улугбека.

Внутри медресе находится музей, представлена керамика из Афросиаба и древние рукописи.

Мирзо Улугбек с учениками.

Столица Империи Тимуридов

Напротив Медресе Улугбека — другое медресе, Медресе Шер-Дор или «Медресе со львами», построенное в первой половине XVII века. Оно выглядит как немного искаженное и увеличенное отражение Медресе Улугбека.

Перед медресе находится могила мусульманского святого Ходжа Мухаммада Катангу. Примечательно что она возникла ещё до XIV века, т. е. до постройки архитектурного ансамбля площади.

Столица Империи Тимуридов

Завершает ансамбль Медресе Тилля-Кари, построенное в 1660 году.

Внутри этого медресе есть мечеть.

А также небольшая экспозиция фрагментов плит и мозаики.

Столица Империи Тимуридов

У Амира Тимура в общей сложности было 18 жён. Однако старшей и самой любимой была Сарай-мульк ханым. В начале XV века по приказу Тимура был построен мавзолей Биби-Ханым (дословный перевод — «старшая принцесса») для матери, любимой жены и других женщин из рода Тимуридов.

Мавзолей был отреставрирован в начале 2000-х годов по решению Ислама Каримова.

Спустившись вниз мы видим богато украшенные саркофаги.

Столица Империи Тимуридов

Напротив мавзолея распложена Мечеть Биби-Ханум, тоже построенная по приказу Тимура. Это самая большая мечеть в Средней Азии. Мечеть большей частью строилась в отсутствие владыки, находившегося в непрекращающихся военных походах. Вернувшись после одного из них и увидев, что входной портал получился не настолько величественным, каким он себе представлял, Тимур приказал казнить вельможу, руководившего строительством.

В мечети до сих пор продолжаются реставрационные работы.

Ещё одной мечетью Самарканда является мечеть Хазрет-Хызр, изначально построенная арабами во время завоевания Самарканда ещё в VIII веке. Конечно, после монгольского завоевания от мечети остался только фундамент. На котором она и была отстроена заново уже во второй половине XIX века.

Здесь же был похоронен первый (и долгое время единственный) президент Узбекистана. Над могилой был возведён мавзолей, над которым трудилось в общей сложности около 2000 человек.

Столица Империи Тимуридов

Среди потомков Амира Тимура хочется выделить его внука, Мирзо Улугбека. Известность ему принесла активная научная и просветительская деятельность.

В 1429 году им была построена одна из самых значительных обсерваторий средневековья, Обсерватория Улугбека.

Столица Империи Тимуридов

Сейчас сложно достоверно судить о её внешнем облике, ведь то что мы видим — это довольно смелая реконструкция. В XVI веке местные жители разобрали постройку на кирпичи. Однако по найденным фрагментам можно судить что здание вмещало в себя грандиозный секстант радиусом 40 метров.

Сейчсас внутри реконструированного здания представлена экспозиция — книги, рукописи, музыкальные инструменты и письменные принадлежности XV века.

Всё это были постройки давно минувших веков. А сейчас я хочу познакомить вас со зданием существенном более новым, а именно с Музеем Самаркандского Винного завода имени М. А. Ховренко. Он расположен в доме основателя виноделия Узбекистана — Д. Л. Филатова.

Столица Империи Тимуридов

Виноделие в Узбекистане имеет древние корни. Согласно работам греко-римских авторов, в Средней Азии ещё до нашей эры выращивали виноград и изготавливали из него вино. Потом пришли арабы и ислам более чем на тысячу лет поставил крест на каком-либо алкоголе в этом регионе. Но в XIX веке Узбекистан вошёл в состав Российской Империи. И вот в 1882 году в урочище Балхиона Д. Л. Филатов закладывает свой первый виноградник.

Конечно после Революции Завод Филатова был национализирован. Сам Филатов бежал из Самарканда, замуровав свои самые лучшие вина в подвале. Эти вина случайно были обнаружены спустя 50 лет и, что примечательно, многие из них не утратили своих вкусовых качеств.

После Революции завод возглавил М. А. Ховренко.

Столица Империи Тимуридов

Сейчас, помимо посещения музея, здесь можно провести дегустацию продукции завода.

Мы на дегустацию не остались. В магазине около Регистана купили по бутылке сухого, красного и белого, производства самаркандского завода Багизаган.

Виноделие, в течении тысячи лет столь несвойственное исламскому Узбекистану, не единственный пример своего рода «импортзамещения». В 1916 году в городе был построен Римско-католический Приход Святого Иоанна Крестителя.

Храм резко контрастирует с мечетями и медресе эпохи Амира Тимура. У меня напрашивается аналогия с фильмом Орда (2012 год, режиссер А. Прошкин), а именно тот момент когда действие в фильме переносится из Орды в Москву.

Столица Империи Тимуридов

Четырьмя годами ранее в Самарканде была построена православная церковь — а именно Церковь Алексия митрополита Московского.

За без малого три тысячи лет Самарканд поведал многое. И невозможно в одном рассказе охватить все его достопримечательности. В следующий раз мы поговорим о масштабном комплексе захоронений эпохи Амира Тимура.