Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 9:32
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Ташкент — Узбекистан Январь 2022

Есть на Востоке добрый город
В кольце садов, в кольце огней.
Он по-особенному дорог
Бескрайней Родине моей.
Он весело и чернооко
Глядит со смуглого чела.
Сияй Ташкент — звезда Востока —
Столица дружбы и тепла!
ВИА Ялла

Первая часть путешествия по Узбекистану. Следующая часть: Сияй, Ташкент!

Мы живём в неспокойное время. Разные страны то ослабляют ограничения, то, наоборот их усиливают. В этом бурном океане войны с самими с собой с ковидом не так уж много островков стабильности. На фоне паранойи, охватившей Евросоюз, ситуация в Узбекистане представлялась довольно устойчивой, да и мне давно хотелось в нём побывать. А учитывая, что для въезда нужен был только ПЦР-тест со сроком аж 72 часа, это был более чем хороший вариант на новогодние праздники. Билеты куплены у Аэрофлота, отели забронированы на букинге и вот в мой день рождения мы прибываем в Ташкент.

Звезда Востока

City Centre Hotel, в котором мы поселились, очень удобно расположен. На первом этаже два ресторана, рядом банк и банкомат 24/7. Последнее немаловажно т. к. в связи с окончанием года в Узбекистане до 5 января большинство банков закрыты. В банкомате можно снять местную валюту, сумы, даже с рублёвой карты. Взимается комиссия, но вполне гуманная.

Ещё в ожидании такси на парковке аэропорта у нас создалось впечатление что в Ташкенте 9 машин из 10 — это Шевроле. И это действительно так, потому что производят их в Узбекистане. Модельный ряд очень широк — от крошечных «буханок» до танков вроде Chevrolet Tahoe. Поэтому большинство выбирают продукцию местного подразделения General Motors, ведь даже АвтоВАЗ здесь иномарка.

Звезда Востока

В январе в Узбекистане довольно тепло — как у нас поздней осенью. Лиственные деревья уже стоят голые, но под ними зеленится трава.

Тем не менее в некоторых местах можно увидеть на ещё зелёной траве маленькие островки снега. Всё-таки зима.

Это не мешает на клумбах цвести цветам.

В Ташкенте сохранились памятники архитектуры прошлых эпох. Один из таких памятников — это Ансамбль Хазрати Имам. Здесь прежде всего бросается в глаза медресе Медресе Барак-хана, построенное в первой половине XVI века. Медресе было построено по приказу Науруз Ахмед-хана, внука Улугбека, который имел прозвище Барак-хан, что значит «удачливый».

Другая значимая постройка здесь — медресе Муйи Муборак, тоже возведённая в XVI века. Внутри неё располагается музей, в котором представлены издания Корана различных веков. Самый древний из них — это Коран Османа, переписанный на кожу оленя в VII веке, согласно распоряжению халифа Османа. Такое его решение было вызвано опасением массового истребления в междоусобных войнах людей, знавших наизусть полный текст Корана. Всего было переписано 6 экземпляров, из них как единая книга в наиболее полной форме дошло только это издание. Внутри музея-медресе запрещено фотографировать, поэтому фото ни одного из Коранов я показать не могу.

По указанию первого президента Узбекистана Ислама Каримова уже в наши дни рядом с этим комплексом была построена новая мечеть, которая получила название Соборной Мечети Хазрати Имам. Не смотря на без малого пять столетий, отделяющих её от основной части комплекса, стилистически она вписалась довольно удачно.

Немного позднее медресе Барак-хана в Ташкенте было возведено ещё одно медресе, которое впоследствии стало одним из самых известных в городе. Это медресе Кукалдош, начавшее действовать в 1575 году. Оно построено в традиционном восточном стиле.

В начале XVIII века медресе осталось без присмотра и его начали использовать в качестве караван-сарая. Позднее его использовали как склады, мастерские и ночлежки.

Сейчас это действующее учебное заведение — Средне-специальное Исламское учебное заведение «Кукалдош» при Управлении Мусульман Узбекистана, одно из девяти действующих медресе. На стенах висит расписание занятий.

Звезда Востока

А также фото выпускников.

В одном из помещений медресе располагается сувенирный магазинчик. Мы купили шкатулку с секретом. На первый взгляд она кажется, хоть и с искусно сделанной резьбой, но бруском дерева.

Звезда Востока

С одного из краёв можно заметить деталь, которую легко выдвинуть. На самом деле это ключ.

После того как ключ повернут в правильное положение, верхнюю панель можно сдвинуть в направлении ключа, а затем повернуть по часовой стрелке. Шкатулка открыта и становится понятно (см. самое первое фото), что край подвижной части крышки мастерски спрятан в резьбе.

Звезда Востока

Ещё одной заслуживающей внимания мечетью является мечеть Ходжа Ахрар Вали, изначально построенная в первой половине XV века. Это единственный в Ташкенте образец пятничной мечети дворцового типа, бытовавшего в Средней Азии в эпоху позднего Средневековья. Мечеть сильно пострадала во время землетрясения 1868 года, но была восстановлена на средства, предоставленные российским императором Александром III.

Эта мечеть и медресе «Кукалдош» расположены в районе Чорсу. И говоря о нём нельзя не упомянуть про одноименный базар. Это типично восточный базар, на котором торгуют всем чем только можно. Здесь же на чёрном рынке можно поменять валюту. А можно и не менять — торговцы с радостью продадут вам любой товар за рубли, доллары, евро.

Ещё один архитектурный комплекс, расположенный в Ташкенте, это Ансамбль Шейхантаур. Здесь находятся две постройки, первая их которых — мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура. Он был суфийским дервишем и поэтому постоянно странствовал, занимаясь просветительской деятельностью. Умер между 1355 и 1360 годами и немного позднее Тамерлан воздвиг ему мавзолей. У могилы Ховенди росли сауры Искандера — тысячелетние, потерявшие листву и почти окаменевшие от старости, деревья. До наших дней дошёл только один из них.

Второе здание комплекса — это мавзолей Калдиргочбия. Имеет необычный для Узбекистана пирамидальный купол. Здесь похоронен легендарный судья из племени Дулат (сейчас это Казахстан).

Вернувшись после знакомства с Ташкентом в наш отель, мы в полной мере ощутили знаменитое восточное гостеприимство. Далеко не первый раз я начинаю путешествие в свой день рождения, но такую картину увидел впервые.

Звезда Востока

Было очень неожиданно и, что самое главное, приятно. Меж тем первое знакомство со Звездой Востока состоялось. В следующий раз мы поговорим о музеях Ташкента и отведаем самое известное кушанье Узбекистана.