Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:23
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Ташкент — Узбекистан Январь 2022

Продолжение путешествия по Узбекистану. Предыдущая часть: Звезда Востока.

Республика Узбекистан — молодое государство, однако населяющий её народ имеет древние корни. И хотя личное имя Узбек встречается ещё при арабском завоевании Средней Азии, само название народа «узбеки» в регион привнёс Амир Тимур, более известный как Тамерлан. Любая страна имеет своих героев и героем независимого Узбекистана стал именно Амир Тимур. В 1993 году в Ташкенте на Площади Революции снесли памятник Карлу Марксу, заменив его памятником Амиру Тимуру. А сама площадь начала именоваться Сквером Амира Тимура.

Сияй, Ташкент!

Памятник был установлен по инициативе первого президента Республики Узбекистан — Ислама Каримова.

Из сквера открывается вид на два эффектных здания. Первое из них — Дворец Международных Форумов.

Сияй, Ташкент!

А второе — одна из лучших гостиниц Ташкента, отель Узбекистан.

В 1996 году исполнилось 660 лет со дня рождения Тимура и в Ташкенте, опять по инициативе Каримова, открыли Музей Истории Тимуридов. Он находится недалеко от Сквера Амира Тимура.

Экспозиция занимает второй и третий этажи здания. Войдя на второй этаж мы сразу видим огромное панно, отражающее жизнь Тимура с рождения до кончины. Второй и третий этажи соединены между собой роскошной лестницей.

Исторических экспонатов здесь не очень много, в основном картины, отражающие различные события из истории Узбекистана. В слайдере ниже — самаркандский базар, сам Тимур и строительство его усыпальницы Гур Эмир.

Также представлены портреты различных тимуридов, написанные современными художниками.

Сияй, Ташкент!

Из аутентичных вещей в музее есть хорошая коллекция монет эпохи Тимура.

Нетрудно заметить что во внешнем облике этого музея постарались объединить элементы, свойственные средневековой архитектуре Средней Азии, с современными элементами. Но в Ташкенте сохранилось немало и от предшествующей, советской эпохи. Взять, например зоопарк.

Сияй, Ташкент!

Животных довольно много, но похоже что инфраструктура не менялась уже несколько десятилетий. То есть это довольно обычный советский зоопарк.

Недалеко от Сквера Амира Тимура есть ещё одно здание, сохранившееся со времён Советского Союза. В его массивной конструкции с огромной лестницей легко угадывается первоначальное назначение — раньше здесь был Музей Ленина. Сейчас же здесь расположен Государственный Музей Истории Узбекистана.

Сияй, Ташкент!

Судя по сделанным на этой территории находкам, человек начал селиться здесь очень давно, около полутора миллионов лет назад.

Постепенно у первобытных людей развиваются религиозные представления, они начинают использовать орудия труда, появляется искусство. Например в городище Айртам была обнаружена нижняя часть скульптуры мужчины и женщины, относящаяся к I—II вв.

Сияй, Ташкент!

На её постаменте сохранился фрагмент надписи.

В эпоху раннего средневековья появляются десятки мелких владений, сохраняющих определённую политическую независимость вплоть до арабского завоевания.

Сияй, Ташкент!

В XIII веке Среднею Азию завоевывают монголы. Освободительную борьбу против их владычества возглавляет в середине XIV века Амир Тимур, внося крупный вклад в развитие народного благосостояния, торговли, культуры и искусства.

Первые попытки завоевания Средней Азии совершались ещё в по указанию Петра I. В 1717 году была организована неудачная военная экспедиция во главе с князем А. Бековичем-Черкасским. На фото ниже — возможно первое самостоятельное картографическое изображение территории, где проживал узбекский народ, выполненное в 1735 году. Однако завоевать Среднюю Азию Российской Империи удалось лишь во второй половине XIX века.

Сияй, Ташкент!

После октябрьской революции 1917 года Узбекистан становится сырьевой базой Союзного центра.

В 1991 году республика провозглашает свою независимость. Появляются собственные конституция, авиакомпания, почти что собственная автопромышленность (отделение General Motors). Даже собственные нефте- и газоперерабатывающие заводы. Вот только почему-то пафосные плакаты, повествующие об эпохе первого (и долгое время единственного) президента Ислама Каримова и его приемника Шавката Мирзиёева один в один напоминают одиозные лозунги Советского Союза.

Сияй, Ташкент!

Ещё при жизни Каримова для него была возведена резиденция Оксорой (oq saroy). Дословный перевод с узбекского — «белый дворец». Нынешний президент ей не пользуется и поэтому пустующие постройки понемногу превращают в музей.

Пока что для осмотра доступны только два зала, расположенные чуть в стороне от основного здания, в которое туристам попасть нельзя. На входе в экспозицию мы сразу видим бюст Каримова.

Здесь же представлено множество его портретов.

Сияй, Ташкент!

Аллегоричные картины, на которых изображен первый президент Узбекистана, полны пафоса. Чего стоит только образ Каримова в окружении тигров, которые являются, если верить плакату, символом мужества, силы и таланта, а также величия и могущества Самарканда.

Не менее пафосны черно-белые фото, представленные в другом зале. В слайдере ниже на первом фото — Каримов рядом с тем самым Кораном Османа (из моего предыдущего рассказа), который мне сфотографировать не удалось.

Сияй, Ташкент!

Судьба, постигшая Музей Ленина, постигла и его монумент. В Советское время в Ташкенте он находился на Красной Площади (да, Красная площадь была не только в Москве), до революции называвшейся Соборной. В 1992 году монумент снесли, а площадь переименовали в Площадь Мустакиллик (в переводе с узбекского означает Независимость). К сожалению на саму площадь попасть не удалось — она была перегорожена. Вежливые люди в погонах ничего кроме «площчад закрыта» нам объяснить не смогли. Пришлось довольствоваться аркой с аистами, расположенной на входе на площадь.

Напротив этой площади, на другой стороне проспекта Рашидова, находится Дворец Великого Князя Николая Константиновича, скончавшегося в Ташкенте в январе 1918 года. Пребывает в довольно заброшенном состоянии, вход на территорию закрыт.

Примыкает к Площади Мустакиллик другая площадь — Площадь Памяти и Почестей. Здесь находится мемориал, посвящённый узбекистанским воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Центральная скульптура мемориала — Скорбящая мать, перед которой находится Вечный огонь.

Вдоль всего мемориала установлены щиты с именами погибших на войне.

Сияй, Ташкент!

Ещё одно испытание выпало на долю Ташкента 26 апреля 1966 года. Землетрясение с магнитудой 5,2 по шкале Рихтера практически полностью разрушило центральную часть города. Спустя 10 лет в память о трагедии был установлен монумент «Мужество».

Самым известным узбекским блюдом является плов. Принято считать что лучшим местом в Ташкенте, где его можно отведать, является Среднеазиатский Центр Плова «Пять Котлов» (по-узбекски besh qozon).

Плов здесь готовят на настоящем огне в большом казане под навесом на улице. Можно наблюдать за процессом приготовления.

Помимо плова здесь подают только салаты и чай. Плова бывает непросто дождаться. Хоть казанов аж пять штук, готовит только один человек и можно прождать 40–50 минут когда будет приготовлен новый казан.

Сияй, Ташкент!

В Узбекистане существует множество вариантов плова, но грубо их можно разделить на ташкентский и самаркандский. Принципиальное отличие в том что в ташкентском плове при подаче ингредиенты смешиваются, в самаркандском они кладутся в тарелку слоями.

Вот в общем-то и всё, что хотелось рассказать про Звезду Востока. Ну, а наше путешествие по Узбекистану продолжается и в следующий раз мы поговорим о городе, который существует уже как минимум две с половиной тысячи лет.