Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 6:59
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Бухара — Узбекистан Январь 2022

Продолжение путешествия по Узбекистану. Предыдущая часть: Сияй, Ташкент!

Одним из древнейших городов Средней Азии является Бухара, существовавшая уже в середине I тысячелетия до н. э. Когда именно возник город сейчас сказать сложно. Он веками не менял своего положения и следы ранних исторических эпох здесь погребены по следами эпох более поздних. В центре современной Бухары, в Старом Городе, сохранилось множество впечатляющих памятников архитектуры.

В старом городе города древнего

Здесь практически нет отелей в европейском стиле — зато присутствует множество гостевых домов. Мы остановились в гостевом доме Naqshband, который на букинге числился отелем. Это потрясающий аутентичный дом со внутренним двориком-колодцем в который смотрят несколько этажей с балкончиками и крутыми лестницами.

Не менее аутентичен был завтрак, который нам накрыли на следующее утро на дастархане в одной из комнат на первом этаже. Сидели на корточках, оставив обувь в прихожей.

В старом городе города древнего

Древнейшим памятником Бухары является крепость Арк, построенная не позднее IV века до н. э. Долгое время крепость являлась резиденцией правителей Бухары.

Во время штурма Бухары большевиками в 1920 году значительная часть построек была разрушена, но впоследствии крепость неоднократно реставрировалась и сейчас многие залы находятся в хорошем состоянии. Например, Тронный зал, который датируется XVII веком. Здесь проходила церемония коронации бухарских правителей, а в подвале размещалось казначейство.

Во дворе приветствий проходила церемония приветствия бухарских правителей. Сюда попадали через тронный зал. Войдя во двор представлявшиеся эмиру останавливались в ожидании пока наступит приём. Ежедневно на эту церемонию приходило 300–400 человек.

Двустворчатые ворота из карагача, сделанные в 1904 году ведут к комплексу зданий двора Кушбеги. Ворота закрывались от полуночи и до рассвета.

В старом городе города древнего

Во дворе Кушбеги располагались помещения для приезжих иностранных посольств. В 1900 году сюда была проведена телефонная линия и во дворе дежурили два телефониста.

Мечеть Джоме, соборная пятничная мечеть Арка, была построена в начале XVIII века.

В старом городе города древнего

Как и в других городах Средней Азии, главные ворота цитадели выходили на центральную городскую площадь, Регистан. До наших дней от этой площади мало что осталось. Только пятничная печать Боло-ховуз, построенная в XVII веке. Здесь джума-намаз возносил Аллаху сам Бухарский Эмир. Слово «ховуз» в названии мечети означает водоём. Искусственный водоём, распложенный на Регистане, служил населению города источником питьевой воды.

Здесь же расположена бывшая водонапорная башня.

В старом городе города древнего

В наши дни она превращёна в смотровую площадку, с которой открывается вид на окрестности.

В засушливом климате Бухары вода всегда была большой ценностью. По легенде богатый и верующий Аййуб (христиане знают его как Иов) был пророком в местности Хауран. Аллах подвергнул его испытаниям, наслав мучения, страдания и болезнь, но Аййуб всё равно не потерял веру. Тогда посланный Аллахом Джабраил (Гавриил) приказывает Аййубу топнуть ногой и в том месте из земли забил источник. Когда Аййуб прибыл в Бухару жители оказали ему почёт и уважение. В XII веке был построен мавзолей Чашма-йи Аййуб.

В старом городе города древнего

Внутри находится небольшая музейная экспозиция. Можно набрать воды из источника.

Для сохранения воды в Бухаре использовались сардобы — заглублённые в землю купольные цистерны. Заполнялись дождевыми и талыми водами, иногда водой из каналов и ручьёв. Вода в таких хранилищах оставалась холодной и в самый знойный период года.

Недалеко от Чашма-йи Аййуб расположен ещё один мавзолей — Мавзолей Саманидов, появившийся в правление Исмаила Самани в X веке. Впоследствии он и его внук были похоронены здесь же. Интересны арочные проемы мавзолея, которые, подобно зороастрийским храмам огня, открыты на все четыре стороны. Согласно источникам, после захвата арабами Бухары, здесь были разрушены все храмы зороастрийцев, кроме двух. Храм Луны был преобразован в мечеть, а храм Солнца стал мавзолеем Саманидов.

Арабы, завоевав Бухару, принесли сюда свою веру, культуру, традиции. Строили мечети и медресе. Одним из типичных образчиков такой архитектуры является Медресе Мавлоно Асири, построенное в конце XVIII века при эмире Шахмураде.

В старом городе города древнего

Как видно из фото, медресе пребывает не в самом лучше виде. Рядом с ним находится комплекс из ещё двух медресе, обращённых друг напротив друга, под названием Кош-медресе. Обе они были возведены в конце XVI века и существенно лучше отреставрированы, чем Мавлоно Асири. Первая из них называется Медресе Модарихон.

Вторая — это медресе Абдуллахана. В отличие от первого медресе внутрь зайти не удалось.

В старом городе города древнего

Ещё один подобный комплекс, но гораздо более масштабный расположен с противоположной стороны Арка. Он состоит из медресе и мечети Калян. Это вторая по величине мечеть Средней Азии, суммарно вмещающая до 12000 верующих.

Напротив неё — медресе Мир Араб. Это действующее учебное заведение, поэтому внутрь попасть не удалось. Как и Мечеть Калян, медресе был возведено в XVI веке.

В старом городе города древнего

Ещё одно медресе в Бухаре было возведено ещё в 1417 году в эпоху одного из главных просветителей Средней Азии — Мирзо Улугбека, внука Тамерлана.

Можно зайти в некоторые помещения, которые ранее занимали студенты.

В старом городе города древнего

Рядом находится небольшой музей каллиграфии. Представлены различные экспонаты, например тарелки, расписанные различными изречениями.

Подставка под книгу и циркули.

В старом городе города древнего

Ещё одна интересная постройка в Бухаре — это зиндан или тюрьма, сейчас конечно же не действующая. Бухарский зиндан был возведён в конце XVIII века.

Это был достаточно типичный зиндан того времени. Заключенных содержали в нечеловеческих условиях — в каменных мешках, зачастую переполненных.

Сейчас внутри зиндана находится несколько экспозиций. Например, очень эффектно оформлена долговая камера.

В старом городе города древнего

Канахона — подземелье, представляющее собой яму около 6,5 метров глубиной. Людей в ней опускали и поднимали на верёвках, также в камеру доставляли пищу.

Для того чтобы отвлечься от грустных мыслей я предлагаю познакомиться с местной кухней, которую мы попробовали в одном из кафе недалеко от Арка. Взяли по супу — мастава (1 фото) и шурпа (2 фото). Мастава является национальным блюдом узбекской кухни, ещё её называют жидким пловом. Главное отличие от шурпы — наличие в маставе риса.

В старом городе города древнего

Самого плова не оказалось. В Узбекистане его не готовят впрок, только ко времени обеда и быстро съедают. Взяли вместо этого говяжий жиз, который оказался очень вкусным.

Чай с лимоном оказался в прямом смысле с лимоном — в чайник опустили половинку лимона. Вкус получился насыщенный, а сам чай ярко-жёлтого цвета.

В старом городе города древнего

Солнце клонилось к закату, но у нас в Бухаре оставалось ещё одно дело. В 7 километров от Арка, фактически за пределами Бухары, находится Некрополь Чор-Бакр. Здесь находится захоронение многих правителей Бухары, а также медресе и мечеть.

Здесь нам удалось пообщаться с местным муэдзином, который присматривает за этим местом. По нашей просьбе он пропел нам призыв к намазу, поразив необычайной силой своего голоса. В былые времена для этого призыва приходилось подниматься по невероятно узкой винтовой лестнице на вершину минарета. Но сейчас всё проще — на верху стоят динамики.

Сам некрополь возник, вероятно, ещё во времена правления в Бухаре Саманидов. Считается что первым захоронением на его территории была могила потомка пророка Мухамеда — Абу-Бакра Саъада.

В старом городе города древнего

Старый город Бухары — это настоящая квинтэссенция восточной экзотики. Практически все объекты расположены в шаговой доступности друг от друга вокруг Арка, который даже спустя две с половиной тысячи лет является сердцем Старого Города в сердце Города Древнего. Я уверен, впечатлющие постройки минувших веков не оставят равнодушным никого. Если вы решите посетить Бухару, то желательно делать это в любой день кроме среды т. к. в этот день некоторые музейные экспозиции не работают. Наслаждаться же внешним убранством мавзолеев, мечетей и медресе можно в любой день.