Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 17:52

Арроманш-Ле-Бэн — Франция Сентябрь 2021

Находясь в Нормандии, пытливый путешественник непременно узнаёт о её героическом прошлом. Увы, ни для кого не секрет, да и сами французы это признают, что во Второй мировой повели себя, не так, чтобы достойно. И только одна провинция отличилась. Вспомните, Нормандия Неман — французский полк авианосцев-истребителей, воевавший против гитлеровской коалиции в 1943–45 г.г.
Был ещё знаменитый D-Day… То есть, во всем мире знаменитый, кроме бывшего Союза. Ну, не рассказывали в наших школах о роли Великобритании и Америки в победе над фашизмом. Это мешало бы эскалации «холодной войны». А там, на Западе и в Штатах, наоборот, всячески замалчивали заслуги СССР. Кто там, у них, знает о значении Сталинградской битвы? А у нас, многие ли знают про D-Day?

Вот и я попала в этот чудесный французский регион с собственными, обеспеченными советским образованием, пробелами в знаниях, плюс со стремлением исключительно наслаждаться жизнью и красотой после двух невыездных лет.
Так что новую информацию пришлось усваивать в авральном режиме, пока мы ехали из Байё к Атлантическому побережью.

мирный сегодняшний пейзаж: пустынный пляж и первые утесы Алебастрового берега. Где-то там, чуть дальше, находится знаменитая живописная Этрета

Высадка морского десанта в Нормандии 6 июня 1944 года была крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией. Накануне более двух миллионов военнослужащих из более чем 12 стран находились в Великобритании, готовясь к вторжению: силы союзников состояли в основном из войск США, Великобритании и Канады, но также включали в себя австралийские, бельгийские, чешские, голландские, французские, греческие, новозеландские, норвежские, родезийские (ныне Зимбабве) и польские морские, воздушные и наземные службы поддержки.
В «День-Д» высадка проводилась в пяти секторах Нормандии — на пляжах, протянувшихся с востока на запад, которым дали кодовые названия «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сорд».

До Арроманш-ле-Бен докатили быстро, и полностью переключиться на новую волну мне было трудно, как трудно поверить, что от этого, совершенно очаровательного и респектабельного посёлка после операции D-Day уцелели всего три двора. Ведь именно здесь союзнические войска оборудовали невероятных масштабов искусственный порт, чтобы иметь возможность снабжать высаженные войска оружием и боеприпасами.

У Арроманша, как и у Байё, долгая история существования, первые следы поселений относятся к железному веку. В древности место звалось Арремансия — рыбацкая и фермерская деревня, последовательно бывшая кельтской, галльской, а позже принадлежавшая викингам. Из-за своего стратегического положения деревня располагала фортом у подножия скалы, чтобы защитить себя от морских вторжений.
Где-то в 1870-х годах Арроманш-ле-Бен стал популярным у французов курортом.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Зажатый между скалами, небольшой приморский городок дарил своим посетителям тишину и покой. Я очень явственно ощутила эту приятную атмосферу и снова ни в какую не согласилась идти в военный музей, предпочитая прогулку по городу, а затем у моря. Мне хотелось замечать только прекрасное, фотографировать морские волны, цветы и красивые виллы сегодняшнего, отстроенного заново городка, с таким ароматным названием Арроманш…

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Как будто не было войны, не кружили над ним бомбардировщики, не взрывали саперы его нарядные улицы…

Я правильно сделала. В отпуске нельзя себя заставлять, нельзя усваивать что-то через «не хочу». Погода окончательно установилась, больше не пугая даже мелким дождем, вокруг разливалась синева, так соответствующая цвету моего расслабленно-романтичного настроения…

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Но Арроманш не прост! Он весь — живой музей, настоящий памятник событиям прошлой войны,
свидетельства которой здесь повсюду. Поэтому история этих грандиозных событий мирового значения сама настигла меня, вошла, сначала через глаза, и незаметно, естественно проникла в душу.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Оставив Софу в Музее, я решила по улице Rue de la Batterie подняться на холм и осмотреть окрестности.

На вершине холма заметила танк… Холм на поверку оказался бывшим замаскированным блокпостом, а танк на его крыше-не просто памятником, а настоящей боевой единицей.
«Берри-о-Бак» — это название города в Эне, где в 1917 году произошло первое французское бронетанковое наступление. Экипаж танка-памятника принимал участие во всех сражениях: в битве за Нормандию, в освобождении Парижа… даже в Германии.

Sherman Berry-au-Bac входил в состав 4-й эскадрильи 12-го кирасирского полка 2-й французской бронетанковой дивизии.

Сейчас фамилии пяти членов экипажа выгравированы на прикреплённой к их танку табличке.

Вернувшись к музею, я уже с большим вниманием посмотрела на бронетранспортёр, установленный у входа. Он тоже был настоящий — полугусеничный американский Half-track M3 весом 9,3 тонн, способный развивать максимальную скорость по шоссе 64 км/ч. Очень удобный, самый современный на момент ВМВ бронетранспортёр, которым широко оснащались союзнические войска.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Свернув к морю, задержалась у следующего памятника. Это секция моста или, точнее, китовый элемент причалов искусственного порта Mulberry. Одно звено большой «цепочки», которая была протянута над поверхностью моря, от военных кораблей к берегу Нормандии.

С набережной были видны затопленные баржи, служившие опорами для сборных навесных мостов, по которым в День-Д переправляли войска и бронетехнику прямо с судов, стоявших на якоре далеко в море. Эти «опоры» не убирают, как память.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Ещё там и тут встречались фотографии, запечатлевшие хронику событий, развешанные прямо на городских стенах…

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Признаю, что в этом приморском городке создан удивительный по силе воздействия мемориал. Он затягивает «в тему» как-то естественно, исподволь. Прогуливаясь вдоль дамбы, я уже не могла не думать о том, что иду по земле, где находилась эта удивительная инфраструктура — порт Малбери, сыгравший решающую роль для победы союзников, пока существовавшие глубоководные порты все еще находились в руках противника.

Короче, я успела переключиться на серьёзный лад, и тут произошло небольшое событие, окончательно пробудившее интерес к военной теме в Арроманш-ле-Бен. Гуляя вдоль берега, я случайно стала свидетельницей работы саперов.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Ребята, одетые в униформу, носились в волнах на специальных моторках, сменяли друг друга, выполняли какие-то команды. Действовали слаженно, практически молча, не перекрикиваясь. Один из них, стоявший на берегу, отслеживал всё происходящее, сверяясь с секундомером. Возможно, это была тренировка, но заинтересовало само существование этой службы на современном курорте.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Вечером, отдыхая в отеле, я поискала в интернете информацию о саперной службе в Арроманш, и оказалось, что неспроста местные саперы всегда стараются быть в боевой готовности. Недавно война снова напомнила о себе жителям приморского городка, это случилось всего за несколько месяцев до нашего приезда.

11 мая 2021 года прямо на пляже Арроманш была обнаружена фосфорная бомба. Особенность этой бомбы заключается в том, что она загорается при контакте воды и воздуха. И вот, выпущенная во время бомбардировок в июне 1944 года, она пролежала в песке 77 лет и вдруг сработала! Один из прогуливавшихся у моря людей заметил дым вдалеке и, по счастью, не проявил неуместного любопытства, а немедленно позвонил. Саперы успели, и фосфорная бомба была вовремя обезврежена.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

В оговорённое время я вернулась к Музею «Дня-Д», чтобы встретиться с подругой. Она, наконец-то, тоже была довольна, изучив тему в том формате, которого ей хотелось. В музее при помощи фотографий и макетов раскрывается техническая сторона строительства искусственного порта Малбери -инженерного шедевра, ставшего ключом к победе в Европе. (О том, как сильно советские войска потрепали к тому моменту гитлеровскую армию, здесь, разумеется, ни слова…) Также в музее прослеживается история высадки союзных войск, известной как «Операция Повелитель».

Далее мы отправились на смотровую площадку, расположенную на вершине утеса, возвышающегося между Арроманш-ле-Бен и Сен-Ком-де-Френ.
В 1944 году здесь располагалась радиолокационная база Кригсмарине. Это лучшая точка, с которой открывается вид на всю гавань с остатками искусственного порта.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

На плато огромное количество памятников и памятных досок,- своего рода комплексный мемориал под открытым небом. В центре находится статуя Девы Марии высотой 4,5 м, установленная на 8-метровом гранитном основании. Она была возведена в 1911 году, к 100-летнему юбилею морского сражения (7 сентября 1811 года) между французским и английским флотом.

У статуи несколько «функций»: будучи видна издалека, она показывает траулерам вход в близлежащую гавань Порт-ан-Бессин. А также является памятником всем рыбакам, без вести пропавшим в море или попавшим в шторм, а теперь и солдатам, погибшим на Золотом пляже.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

У подножия статуи оставлены ещё несколько соединённых между собой секций кессонного моста. В июне 1993 года, накануне 50-летнего юбилея «Дня-Д» британские морские инженеры (Royal Engineers) проводили анализ этих мостов, и выяснили, что они по-прежнему пригодны к использованию, причём 14 кессонов из 146 имеют 100% неповрежденную конструкцию. И это после стольких тонн бронетехники и грузов, которые были по ним переправлены и после всех бомбежек!

Чуть дальше расположен музей круговой панорамы Arromanches 360°. Там показывают фильм"100 дней Нормандии», который прослеживает историю битвы за Нормандию, от подготовки к высадке до освобождения Парижа. Также прокручиваются архивные изображения-хроники, на 9 экранах в 360°, создавая для зрителей эффект присутствия внутри событий.

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Вот это я бы посмотрела с удовольствием, мне нравятся такие аттракции, но, увы, посещениеArromanches 360° туром не предусматривалось, и достаточно свободного времени, чтобы самой «сбегать» тоже не было. Хотя, если бы я планировала поездку сама, то вообще не включила бы посещение Арроманш-ле-Бен в программу. Что было бы ошибкой, и в какой-то момент, находясь там, я это поняла. Ведь события, связанные с высадкой десанта союзников — важная веха в истории Нормандии, да и всей Европы.

В общем, я чувствовала, что Арроманш-ле-Бен мне нравится, несмотря на то, что его тема резко контрастирует с общим, достаточно гламурным фоном нашего путешествия.
Последний штрихом, дополнившим и углубившим эмоциональное приятие стал ещё один мемориал, посвященный ветеранам битвы за Нормандию. Он был установлен совсем недавно, к 75-летию Дня Д. Так называемый «Сад Arromanches D Day», который спроектировал скульптор и дизайнер парков Джон Эверисс в 2019 году.

Скульптуры, расставленные на склоне скалы, изображают четырёх солдат, идущих на штурм Атлантического вала. Словно изрешеченные пулями, они застыли в движении, преодолевая препятствия на Золотом пляже или, возможно, пробираясь сквозь волны? Контуры специально размыты, есть место для фантазии…

Цвет настроения синий. Часть I I. Арроманш

Фигуры солдат сконструированы из тысяч индивидуально сваренных металлических шайб, что придаёт им текучесть, полупрозрачность. Это создаёт иллюзию, будто они «не там и не здесь» или же проходят не через препятствия пространства, а через время. Кто-то увидит отряд призраков, кого-то, возможно, привычно не впечатлит современное искусство. На меня подействовало. Цвет настроения был…ах, да, синий!

Только не как в дурацкой песне, которую я на самом деле не люблю. В символике цвета у синего есть много значений. Это небо и вечность, благородство и бесконечность, а ещё уход…в холодную вечность.