Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была сегодня 16:44

Германия Январь 2022

Живописный винодельческий регион на краю Айфельских гор, где в глубоком ущелье, между отвесными скалами и солнечными виноградными склонами извивается быстрая мелководная речка, называется Арской долиной.

Реку Ар и дорогу, что идёт вдоль нее, повторяя все изгибы и повороты, через изумительные фахверковые деревушки и городки, называют еще Дорогой Красного вина (Rotweinstrasse).

До и после катастрофы.

Ровно полгода назад, в середине июля многочисленные туристы укрылись от сильного дождя и ветра в отелях, и наблюдая из окон ресторанов за ливнем, не могли и представить, что предстоящая ночь разделит время в долине реки Ар на «до и после». Не знали об этом и местные жители.

Сообщения о надвигающемся наводнении стали поступать слишком поздно и всерьёз их никто не воспринял.

Но после девяти часов вечера мелкая река, которую почти везде можно было бы перейти вброд если бы не быстрое и холодное течение, превратилась в монстра.

Практически на глазах ее уровень поднялся на 6 метров, притом, что обычно он находится намного ниже одного метра!

Сначала волны на большой скорости хлынули на дорогу, унося с собой машины, как легкие щепки, ломая каменные мосты, выворачивая деревья. Потом затопило подвалы, первые этажи домов, кое-где и до самой крыши.

Фото из интернета.

Эти мутные потоки несли с собой камни, машины, оторванные балконы, деревья, мебель, животных и людей.

Многие всю ночь провели под дождем на крышах своих домов, пока пришла помощь.

Больше 130 человек погибло в ночь с 14 на 15 июля 2021 года в этом регионе.

Стало.

Тысячи людей остались без крыши над головой, 19 из 68 мостов были разрушены полностью, другие — частично.

Жители Арской долины наводнение видят не впервые, но такого, как в этот раз здесь ещё не было. Теперь его называют наводнением столетия.

Правый приток Рейна, река Ар берёт своё начало в Айфельских горах, у подножия древнего замка Бланкенхайм, прямо в подвале фахверкового дома.

До и после катастрофы.

Небольшая речка никогда не была судоходна и её можно, ничуть не оскорбив, назвать ручьём. Протяженность Ара чуть больше 80-ти километров. Начиная от деревни Альтенар и почти до самого Рейна со времён Римлян она известна, как винодельческий регион. На всех шестистах гектарах здесь выращивают лозу и создают красное вино.

Арские горы вокруг являются природным заповедником.

До и после катастрофы.

Сюда уже 20 лет мы приезжаем отдохнуть, насладиться красотой природы, сказочными пейзажами и, конечно, прикупить качественного вина прямо на винодельне. Сначала приезжали сами, потом с туристами. Всего сто километров от Дюссельдорфа, а удовольствий — целая россыпь.

Было.

Это и петляющая вдоль реки и отвесных скал дорога, и крепости и развалины замков на вершинах, и живописные виноградники на крутых солнечных склонах, и дегустация хороших вин на старинных винодельнях, тишина и воздух, идиллия, высокие смотровые площадки с потрясающими видами, маленькие уютные ресторанчики прямо над рекой.

Было.

Здесь, в самом старом винодельческом товариществе, в разгар сезона проходили одна за другой пробы вин, в которых я столько раз принимала участие в качестве наблюдателя, так как надо было не только продолжать экскурсию на трезвую голову, но и везти потом людей обратно. Потом шла бойкая торговля и погрузка коробок с бутылками.

Стало.

После этого обычно предстоял подъем на гору к развалинам древней крепости Аре, откуда открывались потрясающие виды.

Почти ничего не осталось здесь таким, как было раньше.

До и после катастрофы.

Развалины крепости и жилой замок Кройцберг на соседней горе, конечно, не пострадали. Они в очередной раз наблюдали за происходящей внизу катастрофой сверху.

В Альтенаре, где проживает 10 тысяч жителей высота воды достигла самой высокой отметки в долине реки — 9 метров.

Не смотря на это, церковь, ратуша и дома на высокорасположенных улицах стоят, как и прежде, целы и невредимы. Всё, что внизу, было затоплено.

Осталось.

Сразу после наводнения очень много добровольцев поехали бесплатно помогать расчищать, убирать завалы, готовить еду. Сюда, местным жителям, потерявшим в одну ночь всё, что имели, повезли стиральные машины, холодильники, велосипеды и даже автомобили.

Ещё недавно попасть сюда было невозможно. Пропускали только строительно-дорожную технику, рабочих и волонтеров, которых доставляли сюда специальным транспортом. Им выдавались сапоги и лопаты, организовывали туалеты и питание. Всех остальных, включая любопытных и фотографов сюда не пускали.

Стало.

Прошло полгода, очень многое расчищено, мусор и обломки убраны, кое-где можно проехать, кое-где пройти.

Было солнечное воскресенье, и так хотелось приехать и увидеть всё таким, как прежде, будто ничего и не было… Не вышло.

Было.

Река, как ни в чем не бывало шумит в своём, почти не изменённом русле, а все остальное — как после битвы.

Старые маленькие вокзалы в основном уцелели, но поезда больше не ходят, от железной дороги не осталось и следа.

Стало.

Отели, кафе и рестораны, что уцелели стоят заколоченными, пустыми или просто брошенными.

Стало.

Я заглянула в окна без стёкол, там гуляет ветер и печаль.

Стало.

Поехали в Майшос. Там, в одном из уцелевших ресторанов работает бесплатная столовая для местных жителей.

Стало.

Я знаю, что в интернете был брошен клич не только привезти в подарок пострадавшим жителям автомобили, на что откликнулась вся страна, но и поддержать виноделов в трудное время, покупать и заказывать на дом «спасённое вино».

До и после катастрофы.

Грязные бутылки с вином, с частично стертыми этикетками, которые во всех этих передрягах не разбились, не уплыли и не пропали, можно купить и сейчас.

До и после катастрофы.

Так поддержать людей очень нетрудно и даже приятно, тем более, что и цены почти не изменились.

Желтый дом у дороги — небольшой ресторанчик при отеле, в котором мне так нравилось всегда сидеть у окна. Оно находилось прямо над самой рекой, и казалось — ты плывешь на пароходе.

До и после катастрофы.

Теперь заколочен. Хозяйка сказала, что его будут сносить, как и здание напротив.

До и после катастрофы.

Прикупив вина и порадовавшись, что кроме нас здесь оказалось много покупателей, мы поехали в самый большой туристический городок на реке Ар — Арвайлер. Странинный город, с полностью сохранившейся крепостной стеной и всеми четырьмя крепостными воротами, всегда полный туристов, теперь пустует.

Стало.

В нём в ту злополучную ночь улицы тоже превратились в бурные грязные реки, затопившие все первые этажи.

Стало.

Теперь всё вычещено и вымыто, но ничего не работает, во всех домах первые этажи заколочены или стоят на просушке.

До и после катастрофы.

На главной площади возле церкви жарят и раздают бесплатно вафли, наливают горячий чай всем желающим.

Мы поехали обратно, остановились по дороге на горе, высоко над виноградниками.

До и после катастрофы.

Отсюда видна деревня внизу, ровные ряды виноградников, мирно петляющая река, дорога и церковь.

Всё идеально, если смотреть издалека.

Ещё больше свежих рассказов можно найти здесь:

Порту сегодня. Март 2022

Порту, где кончается Европа и начинается океан

Вперёд! Назад, в средневековое прошлое

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Велотуры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия