Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 14:00
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Битола — Северная Македония Ноябрь 2021

Многу градови, села пројдов,
Како тебе Битола, нигде не најдов.
Битола, мој роден крај,
Јас те сакам од срце, знај.
Македонская народная песня

Заключительная часть путешествия по Сербии и Македонии. Предыдущая часть: Нильский конь и все-все-все.

Республика Северная Македония — одно из самых молодых государств в Европе, однако её территория была заселена ещё в античную эпоху. Греки, римляне и македонцы строили здесь свои города, некоторые из которых дошли до наших дней. Один из таких городов носит сейчас название Битола, которое закрепилось за ним после славянского завоевания этих земель и происходит от слова «обитель», т. е. монастырь. Основана же Битола была ещё в IV  в. до н. э. Филиппом II Македонским под названием Гераклия Линкестис, в честь античного героя. Руины древней Гераклии до сих пор сохранились на окраине современного города — сейчас здесь музей под открытым небом.

В числе прочего сохранились бани II — IV века,

которые расположены на городской улице.

Дальше по этой же улице находилась Большая Базилика, сейчас от неё сохранился только фундамент.

Во имя Геракла

Чуть дальше по той же улице остатки резиденции епископа. Остатки колонны используются как урна.

По другую сторону улицы на возвышении находится здание театра, сохранившееся гораздо лучше.

Во имя Геракла

Поднявшись к нему мы увидим мозаичную надпись Гераклия. Выглядит довольно старой, неужели подлинник?

Внутри постройка тоже хорошо сохранилась и представляет собой классический античный театр.

Отсюда хороший вид на всю Гераклию

и на горы.

Недалеко от руин Гераклии находится зоопарк. Чтобы добраться до него нужно пройти от Гераклии около километра по улице Буковской. По одну из её сторон много жилых (вроде бы) домов, на территории которых растёт виноград. Местами лозы доходят до дороги. Мы сорвали несколько ягод — вкусный виноград, почти не отличается от того что продают у нас.

Во имя Геракла

Зоопарк в Битоле существует с 1951 года. Изначально он был организован группой местных энтузиастов, позднее городская администрация взяла его под свой контроль.

В зоопарке обитает более 30 видов животных общей численностью более 400 особей.

Довольно необычно, но у зоопарку общая ограда с Сербским военным кладбищем. Есть даже калитка, через которую на него можно пройти прямо из зоопарка. Находится оно в Битоле не случайно. В 1912 году одержали победу в Битве под Битолой и положили конец османскому владычеству над севером Македонии, которое на тот момент продолжалось 5 веков.

Во имя Геракла

Мы будем двигаться к центру города через городской парк. Он довольно велик тянется почти от самого зоопарк до центра города вдоль одной из центральных улиц Битолы, Македонской Фаланги.

В парке установлены памятники выдающимся уроженцам города — участникам Народно-освободительной войны Югославии.

Во имя Геракла

На небольшом расстоянии за парком начинается пешеходная улица Битолы — Широк — Сокак. Это типичная пешеходная улица — много кафе, ресторанов и магазинов.

В самом её начале располагается городской музей. Чтобы попасть в него нужен был сертификат о вакцинации, которого у нас не было. Попытки прикинуться глупыми туристами «мы-ваша-не-понимай» и подсунуть просроченные ПЦР тесты эффекта не возымело. Поэтому пришлось довольствоваться лишь фасадом здания.

Гуляя по Широк Сокак можно увидеть немало примечательных объектов. Конечно же здесь есть бюст Тито.

Во имя Геракла

Одно из самых больших и наиболее представительных зданий здесь — это Дом офицеров. Если верить плакату рядом с ним, оно «очаровывает своей красотой и великолепием». Нас оно очаровало слабо. А вообще концепция здания, постройка которого была завершена в 1919 году, представляет собой сочетание крепости и дворца. Здесь устраивали балы, приёмы и другие мероприятия высшие военные чины Битолы.

В конце Широк Сокак расположено Российское консульство.

Широк Сокак завершается Площадью Магнолии. В центре неё — памятник основателю Гераклии. Которая, как я уже говорил, была основана Филиппом II Македонским. В Битоле, как и в Скопье, тоже не обошлось без конфликта с греками, имя Филиппа со статуи пришлось удалить.

Во имя Геракла

На этой же площади расположена мечеть Ени, название которой происходит от турецкого слова Yeni — «новая». Она была построена в середине XVI века турецким чиновником Махмудом-эфенди на остатках более старых зданий. При раскопках были обнаружены стены трёх церквей, самой старой из которых являлась церковь Святого Георгия VII века.

Символом Битолы принято считать Часовую Башню(Саат Кула), построенную в XVII веке. Вероятно первоначально она была существенно ниже, в XIX веке башня была надстроена. Каждые 6 часов из башни звучит одна из 6 случайным образом отбираемых песен.

Во имя Геракла

Это был последний день не только в Македонии, но и вообще в этом путешествии. Поэтому мы решили познакомиться с местной кухней. В рестораны, в отличие от музея, в Битоле пускают и без сертификата о вакцинации. Взяли телячий суп, который нам принесли в большой супнице. К супу полагался очень острый перец и свежеиспеченный хлеб.

Взяли ещё салат из свежих грибов, не подумав что они действительно свежие, т. е. сырые. Сырые шампиньоны, салатные листья, помидоры. Всё это поливается лимонным соком и заправляется смесью винного уксуса и оливкового масла. Уксус размягчает грибы и получается довольно вкусное, хоть и необычное блюдо. Наверное, очень полезное — ведь всё натуральное. Правда такую гору салата, какую нам принесли на одного, даже вдвоём съесть было физически невозможно.

Во имя Геракла

Путешествие по Сербии и Северной Македонии подошло к концу. Это были две страны, которые никогда не были целью моих туристических планов. Ковид внёс свои коррективы: в то время когда бОльшая часть Европы продолжаться оставаться трудно доступной для туристов, в странах бывшей Югославии условия въезда существенно более мягкие. Я думаю можно поблагодарить коронавирус за возможность посетить страны, в которых в иных условия я бы оказался не скоро.