Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 14:53
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Белград — Сербия Ноябрь 2021

Сербия, Велика Мать!
Ты, раны залатав, бросаешь взор —
Кровавою слезой ты зришь на мир.
Сербия! Ты в силах устоять
И заново воспрять, забыв измор,
Усопшим дав покой и стяг — живым!
Группа Аркона

Продолжение путешествия по Сербии и Македонии. Предыдущая часть: На берегах Дуная.

Сербия в течении нескольких веков была под властью Османской Империи. Лишь в первой половине XIX века, после двух восстаний, сербам удалось вернуть себе автономию. В 1866 году в Белграде были снесены Стамбульские ворота, от которых дорога вела, соответственно, на Стамбул. На месте этих ворот возникла площадь, которая в наши дни называется Площадью Республики.

Здесь перед зданием Национального музея Сербии расположен памятник князю Михайлу Обреновичу. В 1862 году ему удалось добиться очищения сербских крепостей от остатков турецких гарнизонов.

Дорога к свободе

К Площади Республики примыкает пешеходная улица названная в честь него же.

Пройдя по ней мы выйдем к одному из старейших парков Европы и самому крупному пару Белграда — парку Калемегдан. Его название происходит от турецкого составного слова «городское поле» — во времена турок это было пустое место между городом и Белградской крепостью. В середине XIX века крепость потеряла своё военное значение и место был оформлено как городской парк в соответствии с европейской модой того времени.

Здесь есть фонтан «Рыбак», который изображает, собственно, рыбака, борющегося со змеёй. Изначально статую рыбака, созданную в Риме, отправили на Балканскую выставку в Лондон, где она была потеряна. Немедленно была изготовлена копия, которая сейчас и установлена в Белграде. Однако чуть позже нашёлся и оригинал, который выкупил муниципалитет Загреба. Таким образом сейчас в двух южно-славянских столицах установлены одинаковые статуи.

Дорога к свободе

В парке живут белки, некоторые из которых подпускают к себе так близко, что их можно сфотографировать.

Также здесь установлены памятники выдающимся сербским поэтам и писателям — Алексу Шантичу, Милошу Црнянскому, Янко Веселиновичу и другим.

Ещё один памятник был возведен в знак благодарности сербского народа Франции за её помощь во время Первой Мировой Войны. Памятник расположен в части парка, оформленной так, чтобы походить на французские парки.

Дорога к свободе

За этим памятником начинается Белградская крепость. Мы войдём в неё через Карагеоргские ворота, названные так в честь Георгия Карагеоргия — предводителя Первого сербского восстания.

Под мостом, ведущим к воротам, сейчас расположена детская площадка. Очевидно раньше крепость окружал ров, который теперь используется таким образом.

Почти сразу за Карагеоргскими воротам находится динопарк. Динозавры довольно крупные, в несколько раз выше взрослого человека.

Рядом с ним находятся Внутренние Стамбульские Ворота. Изначально они были построены австрийцами в начале XVIII века.

Дорога к свободе

Пройдя эти ворота мы окажемся перед мостом через ещё один ров, за которым возвышается Часовая башня, построенная в конце XVII века. Под башней — ворота, к которым примыкают казематы. Когда-то в них размещался гарнизон крепости.

Миновав эти ворота мы выйдем в Верхний Город — верхнюю часть Белградской крепости. Это — сердце и самая старая её часть. Ещё в XV веке она была окружена валами и сохраняет этот облик и по сей день. Отсюда открывается прекрасный вид на место впадения Савы в Дунай.

Именно на место слияния этих рек устремлён взгляд Победителя — 14-метрового монумента в честь годовщины прорыва Салоникского фронта во время Первой мировой войны.

Дорога к свободе

Верхний город примечателен ещё и тем что когда-то здесь располагался замок деспота Стефана Лазаревича. «Деспот» — это титул, пришедший в Сербии из Византии. По смыслу он близок к императору. До наших дней замок практически не сохранился — в 1690 году замок был разорен турками. Сохранились только Деспотовы ворота и примыкающая к ним башня.

Недалеко от них есть памятник Стефану. Выполнен довольно схематично, хотя вряд ли сохранились его изображения, за исключением церковных — он правил Сербией с 1389 по 1427 годы. Для сербов Стефан является одним из лучших средневековых правителей. Умело сотрудничая с соседями страны, он смог с умом распорядиться периодами мира для укрепления Сербии, оттянув экспансию турок.

На том месте, на котором когда-то был замок, сейчас находится его модель.

В начале правления Стефана крепость ещё принадлежала Венгрии, которая, и не без оснований, опасалась агрессии со стороны Османской Империи. Поэтому крепость была передана Стефану, который являлся вассалом османов. Он провёл масштабную реконструкцию укреплений, остатки некоторых из которых сохранились до наших дней.

Дорога к свободе

Около бывшего входа в замок Стефана сейчас расположен мемориал в память об одном из величайших сражений в истории Белграда — осада 1456 года, закончившаяся поражением турок.

В результате этого сражения наступление турок на Европу было остановлено на последующие 70 лет — они смогли взять Белград только в 1521 году. После этого началась эпоха города под их властью. Конечно эта эпоха оставила после себя многое. Например питьевой фонтан Мехмед-паши Соколовича. Он был Великим визирем Османской империи, сербом по происхождению.

Другая турецкая постройка — это мавзолей, возведенный в 1784 году Иззет Мехмед-пашой над могилой Великого визиря Дамат Али-Паши. Он погиб в 1716 году в сражении у Петроварадина, о котором я уже рассказывал. Мавзолей пострадал во время Первого сербского восстания, но был отремонтирован Вали Марашли Али-пашой чтобы почтить память Дамат Али-паши.

Дорога к свободе

Примерно к тому же времени относятся ворота Дефтердар — так в турецкой армии называли главного счетовода.

Мы движемся к юго-восточному выходу из крепости. Здесь находится комплекс ворот Зиндан, построенный между 1440 и 1456 годами, т. е. ещё до турецкого завоевании Сербии. Ворота защищают две полукруглые башни с платформами для пушек.

Дорога к свободе

Рядом с крепостью расположен зоопарк. Здесь много различных животных, включая царя зверей.

Самки и молодняк берберской овцы обычно живут в стаде, самцы остаются одиночками до наступления брачного сезона, который продолжается с сентября по ноябрь.

Зебры.

Много водоплавающих птиц.

Если вернуться обратно в крепость то в её северо-восточной части можно найти ещё одни ворота — ворота Видин, построенные во время большой реконструкции крепости в первой половине XVIII века.

Дорога к свободе

Пройдя них мы окажемся в Нижнем Городе — просторной равнине между слиянием Савы с Дунаем и известняковой грядой. Существует мнение, что именно из-за неё Белград и получил своё название — Белый Город.

В Нижнем Городе находится Башня Небойша. Эта башня, построенная в 1460 году для защиты входа в нижний город, является самой крупной и лучше всего сохранившейся башней крепости. Это типичная пушечная башня, что предполагало её ведущую роль в защитной системе Белграда, в том числе и во время осады 1521 года. Её потеря фактически означала прорыв линии обороны города и турки окончательно овладели Белградом 29 августа 1521 года.

Дорога к свободе

Башня сохраняла своё назначение до второй половине XVIII века, когда турки превратили её в тюрьму и место для совершения казней. Сейчас здесь музейная экспозиция.

Можно посмотреть на макет Белградской крепости.

К концу XVIII века усиливается тирания турок в отношении сербов — их лишают многих привилегий, увеличивают налоги и сборы. Это ускорило наступление Первого сербского восстания 1804–1813 годов под предводительством Георгия Карагеоргия.

Восстание было подавлено, но уже в 1815 году началось Второе сербское восстание, которое было успешным.

Сербия вернула себе автономию после более чем трёх веков турецкого владычества. Конечно турки завоевали страну не за один год. В следующий раз мы поговорим о городе на юге страны, взятый турками за 73 года до Белграда.