Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 4:32
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Белград — Сербия Ноябрь 2021

Продолжение путешествия по Сербии и Македонии. Предыдущая часть: Через Златой бор к Мокрой горе.

Одним из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви является Святой Савва. Его личность восходит к первому архиепископу Сербской Церкви, Савве I. Он был канонизирован спустя год после своей кончины, в 1237 году, а его мощи перевезены в Сербию из Болгарии, где он умер. В 1594 году, когда Сербия уже прочно была под властью Османской Империи мощи святого были сожжены. Уже в наши дни, в 1935, на том месте, где они были сожжены, началось строительство храма Святого Саввы. Однако открытие его состоялось лишь в 2014 году.

Гуляя по Белграду

Сейчас этот храм — самый крупный православный храм на Балканах и один из крупнейших храмов в мире. Несмотря на то что он представляет собой абсолютнейший новодел, получилось, на мой взгляд в общем-то неплохо. Отдалённо напоминает стамбульскую Айя София. Кстати проект мозаики главного купола площадью более 1000 квадратных метров профинансировала Газпром-Нефть.

В храме нашлось место и вполне современным элементы — автоматическим раздвижным дверям и металлоискателю на входе. Последний, правда, пока не работает.

Гуляя по Белграду

Из главного зала храма можно спуститься в крипту, на стенах которой изображены различные библейские сюжеты.

К храму ведёт улица, которая так и называется, Савская.

Гуляя по Белграду

С этой улице мы свернём на другую, улицу Проте Матеje. Она названа в честь Матфей Ненадовича, сербского писателя, дипломата, военачальника и одного из лидеров Первого сербского восстания.

На этой же улице расположен музей другого известного серба — Николы Тесла. В начале вам демонстрируют фильм, после этого можно осмотреть экспозицию. Фильм довольно пафосен и доступен на различных языках, в том числе есть на английском с русскими субтитрами.

Гуляя по Белграду

В экспозиции представлены различные изобретения учёного,

патенты, полученные им,

Гуляя по Белграду

а также его личные вещи.

Недалеко отсюда находится ещё сербская церковь, церковь Св. Марка.

Гуляя по Белграду

Она расположена в парке Ташмайдан.

Здесь есть памятник сербской писательнице и поэтессе Десанке Максимович.

Гуляя по Белграду

Церковь Святого Марка тоже в некоторой степени новодел, её строили с 1931 по 1940 годы.

Отличительная особенность — здесь не ставят свечи внутри самой церкви. Для этого отводится специальная постройка. Вроде бы, это относится вообще ко всем сербским церквям. В церкви Святого Марка свечи устанавливают в воде. Простая и эффективная защита от пожара.

Гуляя по Белграду

Несмотря на то что Сербия ведёт свою историю ещё с VI века, такое государство как Республика Сербия появилось только в середине нулевых. Однако мы помним о такой стране как Югославия и чтобы освежить свою память, отправимся в музей этой самой Югославии.

На самом деле правильнее было этот музей назвать музеем первому и единственному президенту Югославии Брозу Тито — почти всё здесь посвящено ему. В самом начале территории музея. В самом начале территории музея памятник, судя по табличке, созданный ещё в 1948 году.

Мы идём к Дому цветов. Когда-то здесь была оранжерея, а сейчас перед этим зданием фонтан с красивыми клумбами.

Мы заходим внутрь.

Дом цветов — это мавзолей. Здесь покоятся останки Тито и первой леди Югославии — Йованки Броз.

Гуляя по Белграду

Сейчас здесь воссоздан фрагмент личной библиотеки Тито.

Товарищ Тито скончался 4 мая 1980 года. Лидеры мировых держав. В 80-е годы прошлого века, пока социалистическая Югославия продолжала существовать, иностранные делегации посетили страну чтобы отдать дань уважения Иосипу Брозу Тито в Доме цветов.

Гуляя по Белграду

В те годы в Доме цветов несла почётный караул Югославская Народная Армия.

Также в Доме цветов можно увидеть два документов с пометкой «Совершенно секретно» о мерах, которые необходимо предпринять в случае смерти Тито.

Гуляя по Белграду

Он властвовал над Югославией 27 лет — срок более чем солидный. Конечно, за столько лет скопилось огромное количество его бюстов. В 1997 году искусствовед Dragan Srdić (я без понятия как прочитать его фамилию) обнаружил на складе вторсырья несколько десятков бронзовых бюстов бывшего президента. Он выкупил эти бюсты и создал следующий арт-объект.

Отдельный павильон в Музее Югославии посвящён подаркам, которые Тито, как и любой диктатор получал в огромном количестве. В слайдере ниже — дары Бирмы, Туниса, Греции и СССР. Последнее — личный дар товарища Сталина товарищу Тито, в честь завершения Второй Мировой.

Гуляя по Белграду

Изначально эти подарки экспонировались в специальном здании, изначально построенном к 70-летию Тито. Официальное его открытие состоялось 25 мая 1962 года в его день рождения. Музей так и назвали — «25 мая».

Сейчас здесь, правда, смотреть особо не на что, за исключением экспонатов, посвящённых путешествию вождя «по дружественным странам Азии и Африки» на корабле Галеб в 1954–1955 годах.

Гуляя по Белграду

Рядом с Музеев Югославии располагается Хајд парк. В начале ноября в Сербии царит золотая осень, какая у нас бывает двумя месяцами ранее.

Конечно, это далеко не всё что можно увидеть в Белграде. За рамками рассказа осталась Белградская крепость, но это уже совсем другая история.