Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 13:10
В путешествии по Ирану.

Шенджин — Албания Август 2021

В прошлом рассказе мы спустились с гор, и теперь настал черед воды. Когда дети были маленькими (сравнительно), они (а вместе с ними и мы) смотрели мультсериал «Аватар» про повелителей стихий. Так вот стихией земли овладевать, конечно, классно, но жизненно важно ведь овладевать и стихией воды — иначе твои способности будут неполными. Ведь именно вода в буддизме символизирует бесконечный поток бытия. Поэтому следующие пару дней были заполнены сплошной водой — сначала море, потом озеро, потом горная река. Об этом и будет этот рассказ.

Овладели ли мы магией стихии воды за это время? Судите сами. Наверное, да, хотя все, что могли делать герои мультсериала, у нас пока не получается. Видимо, потому что, возможно, скорее, это стихия воды овладела нами, а не мы ей. И вполне допускаю, что за это время бесконечный поток бытия стал нам как-то ближе и роднее. По крайней мере, когда после путешествия мы вернулись к обыденной жизни, сживаться с ним (с потоком) стало немного легче.

Бесконечный поток бытия
Шенджин. Пляж Rana e Hedhun.
Озеро Комани. "Албанские фьорды".
Бесконечный поток бытия
Река Шала. Гестхаус Blini Park.

Албания — страна весьма морская. В северной, граничащей с Черногорией части, ее омывают волны Адриатического моря, а в южной, примыкающей к Греции части, она гордится побережьем моря Ионического.

Ионические пляжи называются Албанской ривьерой и считаются более изысканными — там процветает международный пляжный туризм, цены дорожают, и отдыхают там всякие богатые иностранцы и люди белой кости и голубых кровей. Адриатические пляжи более рабоче-крестьянские, и отдыхают там преимущественно простые албанцы и заурядные иностранцы.

У нас кровь не голубая, а красная (это-то мы вроде точно знаем), поэтому мы сначала поехали на Адриатику. Самые популярные курорты там Дуррес и Велипойе, но погуглив фотки оттуда, мы поняли, что нам с ними не совсем по пути. Километровые ряды одинаковых лежаков и зонтиков — не наш стиль. Хотя иногда от этого никуда деваться. Но если деваться есть куда, надо деваться. В этот раз был вариант — Шенджин. Он тоже не то чтобы курорт неорганизованный, скорее даже наоборот, но там есть куда отойти, побродить, слиться с природой, и еще там есть огромная дюна. Дюна и перевесила всё.

Шенджин

Выбранный нами отель Serenity In Hotel был вообще без нареканий, но с видом на стройку. На одну ночь — нормально, к тому же на пляж мы все равно собирались ехать на машине, так как до него было не рукой подать.

Бесконечный поток бытия

Если соберетесь в Шенджин, вот координаты пляжа Rana e Hedhun 41.83240772938589, 19.540549740241204, а то приедете не туда и потом будете меня обвинять, что там ничего такого нету.

Пляж оказался не самый чистый, достаточно многолюдный, с контингентом и атмосферой в стиле «мама, я люблю Адлер».

Бесконечный поток бытия

Но мы-то знаем, что люди — удивительные создания. Они любят кучковаться и собираться в толпы. Из-за этого иногда создаётся впечатление переполненности пляжей. А если отойти от этой концентрации людской цивилизации метров на 300–400 по пляжу в сторону дюны — там чистота и вообще почти никого.

Там мы обосновались, и были в море практически одни. Мы, конечно, знаем, что в море мы никогда не одни, в нем всегда есть еще кто-нибудь. Например, Нептун, но его тоже в тот день не было видно. Зато была видна его мощь, так как он наслал на побережье неплохое волнение. Мы это любим. Дети сразу же побежали и отдались на волю волн. Пускай! Они молодые, влюбленные. Мы с Аней, конечно, тоже влюбленные, но кто-то ж должен и вещи сторожить.

Бесконечный поток бытия

Хотя скоро мы поняли, что сторожить особо не от кого и тоже побежали в море — восполнять полуторагодовой недостаток морской жизни (Каспийское море не в счет).

Накупавшись вдоволь и впрок, основательно побитые волнами, мы с Даной и Йоханом пошли на штурм дюны. Дюна оказалась не так проста, как могла показаться — просто огромная и крутая. Я до этого дюн в своей жизни не очень много помню. Помню только группу «Дюна», например. На крутой песчаный склон пришлось лезть долго, ноги соскальзывали, солнце палило, не исключена была вероятность падения и кувыркания вниз прямо к волнливому Адриатическому морю. Дети, конечно, ускакали вперед на крыльях любви, а я, взяв волю в кулак, плёлся позади, напевая себе под нос: «Вот это первый, а вот второй, а ээээто третий — три аккорда». Так и дошли.

Бесконечный поток бытия

А сверху открылся вид, достойный кисти, скажем, Моне. Хотя можно и Айвазовского. Только для Айвазовского нужно море более штормовое и небо подраматичнее. А для Моне нужен туман и какие-нибудь лодки. А в отсутствие всего этого пришлось забыть о Моне с Айвазовским и использовать фотоаппарат.

Бесконечный поток бытия

Но на фотке с красивым видом, чтобы было больше лайков, непременно должна присутствовать какая-нибудь красивая девушка. Пришлось использовать дочь.

Шенджин. Пляж Rana e Hedhun. На дюне.

Пляжный день завершился феерическим закатом. Фотографы вставали перед садящимся в морскую пучину солнцем на колени и творили свой закатный «намаз». Да, у фотографов есть своя закатно-рассветная религия. Ее адепты, подобно древним египтянам, верят, что солнце это бог, но, в отличие от египтян, уверены, что своего наивысшего могущества он достигает, когда только выезжает на огненной колеснице на небосвод, и в тот момент, когда уезжает с него. А так все почти то же самое.

Бесконечный поток бытия
Шенджин. Пляж Rana e Hedhun. Закатный намаз фотографа.

Ужинать мы поехали в рыбный ресторан «Detari Vjetër», посоветованный менеджером нашего отеля. Выбор оказался замечательным. Наконец-то настоящие морепродукты! Вот за ними можно смело ехать в Албанию. Везде на побережье они были объедением, да еще и по таким ценам, что после каждого ужина у нас возникало желание спросить: «А вы точно всё включили в счёт?». Посудите сами, за морепродуктовый ужин на четверых взрослых человек, некоторые из которых очень прожорливые, мы заплатили меньше 3000 российских рублей (36 евро). Это без алкоголя, и с одной веганкой, но все равно очень дешево.

Бесконечный поток бытия

На следующий день ранним-ранним утром нам надо было доехать до поселка Коман, где сесть на паром, на котором доплыть до устья горной реки Шала, где находится гестхаус Blini Park, в котором мы зарезервировали пару номеров на ночь. Это локация была одной из самых таинственных и интригующих. Найдена она была случайно на Гугл-картах и лежала далеко в стороне от проторенных туристических маршрутов.

Бесконечный поток бытия

Менеджер нашего отеля в Шенджине уверял нас, что до Комана (77 км) мы легко доедем за час, а мы склонны верить местным жителям. Но в этот раз не поверили. А поверили Гугл-картам, которые говорили, что ехать не менее двух часов. И хорошо, что мы доверились бездушному алгоритму Гугл-карт, а не душевному менеджеру, а то бы мы опоздали на паром. Отсюда вывод: душа — это не всегда хорошо. Ведь Гугл-карты рассчитывают время маршрута на основании того, за сколько времени его проделала совокупность множества других водителей. А менеджер вряд ли часто ездит в деревеньку Коман на краю албанской географии.

Один час дороги мы провели в албанских пробках. По непонятной причине «трасса» соединяющая Тирану и Шкодер там имеет по одной полосе в каждую сторону с запретом обгона. Второй час мы ехали уже к озеру по серпантину, который в остальном мире считался бы бездорожьем. Но главное, доехали вовремя.

Озеро Комани

Машину надо оставить перед тоннелем, ведущим к пристани (у Blini Park там рядом своя охраняемая парковка), и по тоннелю прочапать на своих двоих еще полкилометра. Обо всем этом нам заранее рассказала по телефону девушка из гестхауса. Дальше нам надо было найти Паулина. Нет, не птицу с хвостом, а владельца Blini Park, который нас посадит в правильную лодку, так как лодок на пристани было пруд пруди.

Телефон Паулина не отвечал и мы спросили на пристани у человека, имеющего вид местного знатока, как нам найти Паулина. Тот сказал, мол, не дрейфьте, сейчас найдем, приложил во рту сложенные рупором ладони и что есть мочи заорал: «Паулииииииин!» И Паулин тут же нашелся. Если вам нужно будет найти кого-нибудь в Албании, запомните этот метод.

На самом деле, Паулин оказался весьма заботливым хозяином, не обделявшим нас своим вниманием, несмотря на многолюдье.

Итак, нас посадили в утлую лодчонку элегантную лодку и повезли по озеру. Честно и откровенно вам скажу, озеро Комани — одно из самых красивых озер, что мы видели. По сути это водохранилище, петляющее меж местами покрытых мелким лесом, а местами скалистых предгорий с причудливой геологией. По ним прямо можно было изучать геологию — элементы залегания, всякие там синклинали и антиклинали. По просьбе Йохана я по пути рассказывал семье про генезис вот этого вот всего. Но не потому что я очень умный, а потому что я это в институте изучал.

Бесконечный поток бытия

Вообще живописность поражала наше искушенное воображение. Напоминало чем-то норвежские фьорды. Только там было холодно, а тут жара. А так те же местами отвесные стены, уходящие в меняющую цвет от темно-синего до ярко-зеленого воду.

Бесконечный поток бытия

Где-то через полчаса плавания мы свернули в речку Шала, и по мере приближения к конечной точке чистота воды стала все сильнее и сильнее зашкаливать.

Река Шала

Мы много где были — и на райских пляжах, и на горных реках. Но чтобы вот такое — райский пляж на горной реке — это точно впервые. Все это счастье располагается в долине реки Шала, вьющейся среди уже понизившихся, но все равно достаточно величавых гор массива Проклетие (Албанские Альпы). На этой же речке мы были и в прошлом рассказе — в деревне Тети — только то было высоко в горах и с другой стороны.

Бесконечный поток бытия

И главное, в этом секретном уголке природы реально почти нет цивилизации, в хорошем смысле слова. Никаких дорог туда нет, можно добраться только по речке или по каким-нибудь горным тропам. Электричества нет. То есть, есть, но от генератора. После обеда и после ужина генератор выключают, и вместе с электричеством пропадает, естественно, и вай-фай. А так во вполне приличных деревянных домиках Blini Park все есть. Кроме кондиционера, но он там не очень был нужен — все-таки это близко к горам, и там нет такой изнуряющей жары.

Большинство народа приезжает в это место с однодневной экскурсией. Приехали с утра, покупались, позагорали, потусовались, пообедали и обратно. Днем народа достаточно много, но все равно не переизбыток. А чтобы толпы не бултыхались в чистейшей воде одновременно, работает естественный природный регулятор — вода в реке ледяная. Река-то горная, как ни крути. Как говорится, здесь вам не равнина, здесь климат иной.

Бесконечный поток бытия

Люди, к счастью, не знали, что если к холодной воде, пересилив себя, немного попривыкать, в ней можно вполне нормально купаться и плавать. В общем, в воду шел мало кто. А мы, пользуясь этим, устраивали заплывы в одиночестве и небольшими группами. Аня, правда, на заплыв не решилась, за это ей пришлось нас фотографировать.

Бесконечный поток бытия

Одна моя коллега, побывав там, потом сказала мне: но там же, мол, больше никаких развлечений. Господи Боже, какие еще нужны развлечения?! Диснейлэнд там построить что ли? Тебя и так оторвали от цивилизации и поместили на изумрудный пляж в горах, где всё прекрасно! Природа — лучшее развлечение, и прилагать к ней ничего не надо. И так уже слишком много приложили.

Бесконечный поток бытия

Так что когда мы не купались, мы просто гуляли. Мы с Йоханом сразу обошли все окрестности, беседуя о судьбах мира, и о том, где лучше начинать очередной заплыв. Природа, конечно, там отпадная! А когда в три часа пополудни однодневные толпы свалили, началась вообще благодать и уединение. Горы нас обрамляли, река нас освежала, солнце нас жарило — что еще надо для отдыха человеку, утомленному информационным веком!

Бесконечный поток бытия

Обеды и ужины были совсем неплохи для столь уединенного места. А главное, не какие-то полуфабрикаты, а настоящая рыба, настоящее мясо, настоящая картошка, свежий сыр. Все, так сказать, свое — от земли и от реки.

Бесконечный поток бытия

Кстати, о развлечениях — можно еще нырять со скалы. Правда, это не для всех, а для самых смелых, как мы с Даной. Можно и на каяках поплавать, но мы не плавали.

Бесконечный поток бытия

Ближе к вечеру мы устроили нашим девушкам фотосессию. А после заката любовались звездами. Они там, при полном отсутствии светового загрязнения, большие и частые, свисают яркими гроздьями с небосвода — бери и собирай в котомку.

Бесконечный поток бытия

Утром на пляже и у речки — никого. Как же красиво! Речные изгибы и вполне аккуратный минималистически оборудованный пляж с деревянными мостиками, с перилами из веток. Белая галька и прохлада гор. Только ради одного этого утреннего чувства можно было смело ехать в Албанию.

Бесконечный поток бытия

После завтрака мы предприняли поход по тропе до смотровых над каньоном реки. Первая смотровая недалеко, до нее подниматься минут двадцать. До второй идти больше часа и по не самой легкой лесной тропе, по крутому склону и по краю обрыва. Мы пробирались через нетронутый реликтовый лес — прямо как в «Аватаре». Только раз нам навстречу попались живые существа. Но это были не на’ви, а молодая пара из Люксембурга.

Бесконечный поток бытия

После жаркой прогулки по лесам у нас еще оставалось достаточно времени на активные и пассивные пляжные радости. Хорошо, что есть время и тупо на лежаке полежать. Но вообще если остаться в этом раю на подольше, мы бы, очевидно, заскучали. Чтобы отдыхать, просто лежа на райском лежаке, дети еще слишком молоды, а мы уже слишком стары.

Бесконечный поток бытия

Обратный путь по озеру Комани к пристани был еще более занимательным, чем путь туда. Солнце приняло более благоприятное положение над горизонтом, и озеро играло новыми красками, скалы слагали силуэтами причудливые очертания, ползущие, скользящие, меняющиеся, движущиеся вместе с нашей лодкой и крохотными нами в ней — среди всего этого водного величия.

Бесконечный поток бытия

Такими были наши полтора дня, полностью посвященные стихии воды, в которые мы поняли, что символизму доверять стоит не всегда. Какой же это бесконечный поток бытия, если из колеса сансары как раз на это время удалось вырваться! И даже дуккха немного отступила.