Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 13:10
В путешествии по Ирану.
Лучший материал
недели

Гирокастра — Албания Август 2021

Никто из нас даже в самом радужном сне не представлял, что Албания окажется такой классной. Так частенько бывает: то, к чему относишься достаточно безразлично, оказывается счастьем, а то, на что возлагаешь особенные надежды, оказывается чёрт знает чем. В народе это нехитрое наблюдение получило расхожее название «закон счастья» или «закон чёрт знает чего». Из него логически вытекает правило, что ко всему надо относиться безразлично, и ни на что не возлагать никаких особенных надежд. Тогда тебе везде будет счастье. Правда, есть риск, что если ты относишься ко всему безразлично, тебе будет безразлично и добытое в результате действия этого правила счастье. А нафига тогда, спрашивается, такое счастье нужно? Но это уже, как говорится, вопрос философский, и с ним мы разберемся позже. Пока же главное — добыть счастье, а там уж оценим его как-нибудь. И в Албании мы это счастье добыли.

Гирокастра на рассвете.
Вид на мост Кадиу.

Итак, проехали мы на машине почти всю Албанию — с севера на юг и даже немного с запада на восток. Осталось посетить финальный город нашего маршрута — Гирокастру. По счастью, мы и на нее никаких особых надежд не возлагали. Не может же она, в самом деле, оказаться красивее очаровавшего нас Берата, хотя и тоже входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А она смогла. И нам досталось счастье. Дело было за малым — оценить это счастье по достоинству.

Закон чёрт знает чего
Часовая башня в крепости Гирокастры.

Чтобы доехать до Гирокастры надо спуститься с рельефного горного хребта в долину. Город не в долине, город на отроге хребта. Но с хребта к нему дороги нет — только из долины. Построили Гирокастру на склоне горы, а не в долине, конечно, чтобы из города красивее виды открывались, ибо в городе издревле проживали эстеты. Ну, и заодно чтобы врагам туда сложнее было добираться.

Закон чёрт знает чего

Отель Bineri мы выбрали по своему обыкновению небольшой, добротный и прямо в исторической пешеходной части города. Номера были уютны, виды из окна панорамны, а завтраки на открытой площадке под сенью дерев питательны и приятны.

Закон чёрт знает чего

Гирокастра — родина бывшего албанского коммунистического диктатора Энвера Ходжи, правившего страной и насаждавшего там свои скрепы целый 41 год. Страна от этого, как всегда в таких случаях, немало пострадала. Многие города испытали на себе убогость архитектуры тоталитарного режима. Но не Гирокастра, потому что ее Ходжа, как верный сын своей малой родины, объявил городом-музеем. Хорошо, что хоть что-то человеческое бывает диктаторам не чуждо.

Закон чёрт знает чего

Исторический центр расползается по склону запутанным клубком улиц, переваливает через поперечные гребни, сбегает вниз к долине по крутым распадкам.

Закон чёрт знает чего

Типичные османские дома XVIII–XIX веков бережно сохранены. Это и делает Гирокастру уникальной. Некоторые из этих домов похожи на крепости. Другие — на грибообразные сооружения на тонких ножках первых этажей, забавно расширяющиеся кверху. Архитектура создает весьма фэнтезийную атмосферу, сдабриваемую расслабленными доброжелательными вайбами постоянного праздника. Старый город дышит уютом и отдыхом.

Закон чёрт знает чего

Кафе, сувениры, магазины, туристические услуги — вроде такой набор в состоянии испортить любой исторический антураж. Но в Гирокастре всё это естественно, натурально, ненавязчиво, гармонично. Или, может, мы, осчастливленные нашей такой удачной семейной поездкой, смотрели на всё через заметно порозовевшие за эти две албанские недели очки? Так или иначе и официанты с нами были веселы, и продавцы сувениров улыбались, и каждая улица, казалось, радовалась вместе с нами.

Закон чёрт знает чего
Гирокастра. Про красное платье.
Закон чёрт знает чего

Гостиница наша была прямо по соседству с самым известным в Гирокастре перекрестком. В нем сходятся пять центральных пешеходных улиц, а «треугольный» дом, врезающийся в небольшую площадь своим острым углом, вы наверняка найдете, если будете гуглить Гирокастру, на первой же фотографии.

Закон чёрт знает чего
Гирокастра. Район старого базара.
Закон чёрт знает чего

Мы облюбовали одно кафе рядом, где и ужинали за столиком на улице. Местная кухня по-балкански проста и вкусна. Особенно нам полюбилось албанское блюдо фергеса. Это измельченные томаты и паприка запеченные в сыре. Местные буреки и мясные шарики тоже неизменно хороши.

Закон чёрт знает чего

В Албании вообще к пище относятся более чем традиционно и патриархально. Например, безалкогольное пиво где-то отыскать было всегда проблемой. Албанцы не очень понимают, зачем нужно пиво, если в нем нет алкоголя. Из-за этого практически каждый наш ужин превращался в своего рода квест. Сначала дочь, которая веган, спрашивала, что есть без мяса и молока, и официант силился отыскать такое блюдо в меню, не понимая, что же такое можно предложить, а главное, зачем. Когда, наконец, для Даны что-то находилось, очередь доходила до меня, и я добивал бедолагу вопросом, есть ли у них пиво без алкоголя. После этого служитель гурманства впадал в ступор, и впору было смущенно звать: «Извините, можно нам нового официанта, у нас этот случайно сломался?»

Закон чёрт знает чего

До местной построенной в XVIII-ом веке мечети тоже рукой подать. Она невелика — кажется, в Албании вообще не страдали гигантоманией при возведении культовых построек. Что мусульмане (османское влияние), что православные (византийское влияние), что католики (венецианское влияние) строили свои божественные дома вполне компактно.

Закон чёрт знает чего

Крепость Гирокастры высится над городом, как гордый страж или мудрый правитель. Часовую башню крепости видно практически отовсюду.

Закон чёрт знает чего

Но внутри крепость интересна прежде всего открывающимися из нее видами. Есть там музей оружия, галерея с пушками, но, признаться, не то чтобы это очень уж интересная композиция. В плане музейного интереса гораздо более достойны старые османские дома, о которых расскажу дальше.

Закон чёрт знает чего

В крепости размещен и главный албанский трофей времен Холодной войны — американский военный реактивный самолет Lockheed T-33 Shooting Star. В далеком и во всех отношениях холодном декабре 1957-ого года он был посажен истребителями Албанской народной армии на аэродром в Тиране. Через несколько недель пилот благополучно вернулся в США, в машина осталась. По албанской версии самолет-разведчик нарушил воздушное пространство Албании, был обнаружен и принудительно посажен. По американской версии пилот заблудился в сильном тумане и из-за нехватки горючего совершил вынужденную посадку в Тиране. И, как ныне говорится, всей правды мы не узнаем.

Закон чёрт знает чего

Вечером мы дошли до угнездившегося высоко на склоне дома Зекате — одного из достопримечательных домов османского периода. Его построил в 1812-ом году османский правитель этой области Али Паша для одного из своих верных людей Бекира Зеко. Сейчас дом заботливо превращен в музей, хотя семья Зеко и сейчас живет в пристройке, которая раньше предназначалась для лошадей и слуг.

Дом похож на крепость, и от него открывается широкий вид на город внизу. Мы робко зашли в открытые ворота, в глубине двора по-семейному занимались какие-то делами мужчина и женщина. Они помахали нам: мол, заходите. Хотите посмотреть дом? Пожалуйста! И запустили нас внутрь. Причем никаких денег за это не взяли. Только за прохладительные напитки, которые мы после у них приобрели, посидев за столиком с видом на город — там что-то типа импровизированного кафе.

Закон чёрт знает чего

Внутри все любовно сохранено или воссоздано. Можно составить картину жития-бытия зажиточных албанцев при османах. Правда, нам никто ничего не рассказал, но этот пробел мы восполнили на следующий день. А убранство, конечно, заслуживало внимания. Особенно в «гостиной», где, как мы поняли, происходили самые торжественные события, посиделки и гулянки.

На следующий день мы зашли в другой исторический османский дом — дом семьи Скедули. Здесь уже проводили полноценные экскурсии на разных языках, в том числе и на английском.

Закон чёрт знает чего

Оказывается, незамужним женщинам, согласно канонам ислама, нельзя было показываться мужчинам. Зато они могли сидеть на верхнем этаже и через решеточку подглядывать за пирующими гостями. Так они, в том числе, и суженных себе могли выбирать. То есть, женщины не то чтобы были бесправными. Ведь в те времена, похоже, это женщина задавала вопрос: «А можно всех посмотреть?» А вот мужчина зачастую брал в жены «кота в мешке». То есть, понятно, что не кота, а женщину, но рассмотреть ее как следует ему возможность предоставлялась только тогда, когда пути назад уже не было.

Источники Бенье (Bёnjё)

В часе езды от Гирокастры находятся целебные серные источники Бенье. Дорога петляет по сельской местности в долине реки Дрино, потом переваливается в долину Вьосы, пересекает ее и полого взбирается в гору. Там по берегам мелеющей речушки спрятались шесть природных ванн.

Закон чёрт знает чего

Ну, то есть, как спрятались… Не заметить их было невозможно. Нас нелегкая принесла туда в выходной день и от желающих отдохнуть, а заодно и исцелиться албанцев отбоя не было.

Закон чёрт знает чего

Источники полностью «дикие». Из инфраструктуры — только щит с описанием того, что источники эти очень лечебные, хлоро-натриево-кальциевые, известные еще с античных времен и запросто вылечивают ревматизм, болезни кожи, почек и желудка. У нас, правда, ничего из этого не болело, но мы всё равно пошли купаться.

При всем многолюдии место в купелях все же находилось. Вода была теплая (22–28 градусов) и серой практически не воняла.

Закон чёрт знает чего

Многие посетители тут же мазали лица местной грязью. От этого они становились похожи на народность на’ви с планеты Пандора, или на ситхов с темной стороны Силы, или на древнегреческие статуи. Мы так и не въехали, целебная там грязь, или просто грязная, и мазаться не стали. Не знаешь ведь заранее, на кого станешь похож, на доброго на’ви или на злого ситха. Поэтому лучше не рисковать.

Вдобавок к источникам тут же — арочный османский мост XVIII века, называющийся Ura e Kadiut. Не меньшая достопримечательность, чем сами ванны. Он предваряет вход в каньон Ленгарица, куда мы на общем совете решили все же не ходить по причине усталости.

Закон чёрт знает чего

Если забраться немного в гору над мостом, можно обнаружить небольшие, но прелестные пещеры.

Завершили мы исследование Гирокастры в кафе Kardhashi, которое Йохан нашел в Трипэдвайзоре. Оно совсем не в центре, в неприметной домушке. Но кухня там просто аутентичная — домашняя албанская. Разнообразные буреки, мусака, фаршированные перцы и баклажаны, фергеса — всё объедение! Напоследок сфотографировались на память с гостеприимной хозяйкой.

Закон чёрт знает чего

Вот так прошло наше семейное путешествие по Албании. На следующий день мы укатили в Тирану и разлетелись по домам. Сколько таких путешествий будет еще? И будет ли? Может, и не будет — лучше надежд не питать, чтобы точно сработал закон чёрт знает чего.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия