Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 7:50

Автопробегом по Северной Дакоте

Бисмарк, Северная Дакота — США Июнь 2021

Северная Дакота — малонаселённый штат (менее 1 млн. человек) на севере центральной части США на границе с Канадой (карта 1). Его название проистекает из имени индейского племени, которое традиционно проживало (и проживает по сей день) в этих местах. Большая часть территории — поросшая травой равнина (Great Plains), из крупных рек здесь находится верховье Миссури. Экономика основана на сельском хозяйстве и (в последние годы) добыче нефти. Сам по себе этот штат вряд ли бы мог претендовать на внимание туристов, если бы не находящийся здесь интересный национальный парк Теодора Рузвельта, известного американского президента начала 20-го века.

Именно этот парк (Theodore Roosevelt National Park) и приманил нас в этот отдаленный штат, который мы посетили в июне 2021 года. Добирались мы туда на машине из соседней Миннесоты, поэтому покататься по территории Северной Дакоты нам пришлось довольно много. Про национальный парк написаны отдельные рассказы (ссылки — в конце), здесь же мы описываем различные места и объекты, которые показались нам интересными в этом штате, помимо национального парка.

Карта 2. Посещённые нами достопримечательности Северной Дакоты: 1-Высокий мост; 2-Бисмарк; 3-Волшебная дорога; [4-5]-Национальный парк Теодора Рузвельта; 6-Парк «Малая Миссури»; 7-Озеро Сакагавеа; 8-Джеймстаун (Музей бизонов).

На территорию Северной Дакоты мы въехали с востока, из штата Миннесота, в районе города Фарго. И далее перемещались строго на запад по автостраде 94. После визита в южную, а затем и северную секции нацпарка Теодора Рузвельта мы посетили несколько объектов в долине реки Миссури, а потом снова вернулись на дорогу 94.

Высокий мост (Highline Bridge)

Недалеко от города Valley City (№ 1 на карте), мимо которого мы проезжали, находится интересный объект — очень длинный (1158 м) и высокий (50 м) железнодорожный мост 1908 года постройки.

Правая и левая стороны моста.

Он был сооружен над долиной реки Шейен, чтобы избежать крутых подъёмов и спусков в эту долину. Сама река — не широкая и имеет извилистое русло, так что этот мост — в основном именно НАД ее долиной, хотя и реку эту мост пересекает (не соединяя ее берега). Мост используется до сих пор и признан выдающимся произведением инженерного искусства (Historic Civil Engineering Landmark).

Высокий мост над долиной реки Шейен (интернет)

Бисмарк

Город Бисмарк (№ 2 на карте) с населением около 75 тыс. человек — столица штата Северная Дакота, расположенный на реке Миссури. Он назван так в 1873 году в честь немецкого канцлера Отто фон Бисмарка в надежде привлечь немецких иммигрантов и немецкие инвестиции. Этот расчёт оправдался: ныне около 60% горожан — потомки немецких переселенцев. Мы остановились в нем переночевать во время длинного переезда из Миннеаполиса в нацпарк Теодора Рузвельта и посвятили пару часов изучению его достопримечательностей.

Капитолий штата Северная Дакота, 1934.

К таковым относится прежде всего Капитолий штата Северная Дакота, построенный в 1934 г. в стиле арт-деко. 19-ти этажное здание имеет высоту 74 м и является самым высоким в штате. Говорят, в ясную погоду его видно за 30 км. На большой лужайке вокруг Капитолия находится Библиотека штата, а также его главный музей North Dakota Heritage Center & State Museum.

Исторический музей штата Северная Дакота.

На площадке перед музеем в большом количестве лежат каменные «пушечные ядра» (Cannonball Concretions) — местный геологический феномен, попадающийся в «плохих землях» (Badlands) штата. Здесь же помещены фрагменты окаменевших деревьев — ещё одна диковинка штата. Подробнее они описаны в рассказах про нацпарк Теодора Рузвельта здесь и здесь.

«Пушечные ядра» и окаменевшие деревья перед главным входом в музей.

В самом музее 4 раздела, и наибольший интерес у всех посетителей вызывает палеонтологическая галерея со скелетами и муляжами всяких доисторический чудищ, которые раньше водились в этом регионе. Мы тоже провели в этой галерее больше всего времени.

Скелет мастодонта, родственника слона, вымершего около 10 тыс. лет назад.

Скелет тираннозавра (знаменитый T-Rex), самого крупного плотоядного динозавра. Предполагается, что он мог охотиться на трицератопса (на следующем фото). Воображаемое сражение между ними разыгрывается на мониторах в музее.

Заселение Дакоты европейскими иммигрантами происходило в 1870—1915 гг., после того, как туда были проложены железные дороги. БОльшая часть вновь прибывших были из Скандинавских стран, а также немцы как из самой Германии, так и из Венгрии и России (поволжские немцы). Выходцы из России привезли с собой самовары.

Немецкий вклад в бытовую культуру Северной Дакоты, как это представлено в музее: пивная кружка и (русский) самовар.

Волшебная дорога (Enchanted Highway)

В 1989 году один житель богом забытого городка Риджент (Regent) по имени Гари Греф решил оживить интерес к родному городу с помощью очень оригинального проекта. Будучи не лишен художественного дарования, он на свои собственные и привлечённые спонсорские средства соорудил 7 огромных скульптур из металлолома на отрезке дороги длиной 50 км от съезда с магистрального шоссе 94 до самого Риджента. Эту дорогу (№ 3 на карте) он назвал «волшебной» (Enchanted Highway), и это имя за ней закрепилось.

Композиция Гуси в полёте (Geese in Flight, 2001) высотой 33 м. Это как бы 'вводная' инсталляция проекта, расположенная на перекрёстке Шоссе №94 с Волшебной дорогой. Числится в Книге рекордов Гинесса как самая большая в мире скульптура из металлолома.

Композиция Олени на переходе (Deer Crossing, 2002).

Замысел сработал — около 6 тысяч машин в год проезжают по дороге в Риджент для осмотра скульптур Грефа, расположенных друг от друга на расстоянии примерно 7 км. В Ридженте туристы заправляют автомобили, заходят поесть в местный ресторан или даже останавливаются на ночь в местном мотеле под названием «Волшебный замок» (Enchanted Castle).

Композиция Мечта рыбака (Fisherman's Dream, 2006)

Если бы не эти скульптуры, то смотреть на этой дороге нечего: она идет через поля с довольно однообразными пейзажами. А так, стоящие в чистом поле у самой дороги огромные забавные фигуры вызывают желание остановиться и сделать фотографии.

Поля вокруг Волшебной дороги.

Композиция Фазаны в степи (Pheasants the Prairie, 1996)

Проект продолжается и сейчас. Греф работает над 8-ой скульптурой. Несколько лет назад штат стал выделять ему небольшое финансирование для продолжения работы. Вот так усилиями одного энтузиаста Северная Дакота получила одну из своих немногих туристических достопримечательностей.

Композиция Тедди снова на коне (Teddy Rides Again, 1993). Тедди - это сокращённое имя Теодора Рузвельта.

Композиция Жестяная семейка (The Tin Family, 1991).

Безымянная композиция в самом Ридженте.

Нефтедобыча и газовые факелы

Добыча нефти и газа — сегодня главная индустрия Северной Дакоты, приносящая ей наибольшие доходы. Нефть там добывается в формации Баккен. Северная Дакота делит его со штатом Монтана и южной Канадой. Баккен считается одной из крупнейших разработок сланцевой нефти в США. Нефть там была впервые обнаружена в 1951 году, но до недавнего времени считалась трудноизвлекаемой (традиционными методами). Появление около 15 лет назад технологии наклонно-горизонтального бурения и гидроразрыва пласта сделало нефтедобычу в Баккене экономически выгодной и привело к настоящему нефтяному буму в штате.

Добыча нефти и сжигание попутного газа в Северной Дакоте.

В Северной Дакоте основная добыча нефти ведется в её северо-западной части — вокруг северной секции нацпарка Теодора Рузвельта — как раз там, где мы перемещались. Так что в течение 2–3 дней мы неоднократно проезжали мимо площадок, где качали нефть. Они относительно небольшие по размеру, и практически везде мы видели факелы, в которых горел попутный газ. По всей видимости, его сбор экономически невыгоден, поэтому газ в Дакоте до сих пор сжигают, уничтожая ценное сырьё и загрязняя атмосферу. А параллельно проводят экологические конференции и ругают другие страны за недостаточный вклад в охрану окружающей среды.

Парк «Малая Миссури»

Закончив нашу программу в национальном парке Теодора Рузвельта, на обратном пути мы решили заглянуть в парк под названием «Малая Миссури» (Little Missouri State Park, № 6 на карте). По приезде туда выяснилось, что этот парк предназначен в основном для верховой езды, поэтому вначале мы пофотографировали лошадок, которых туда специально привозят, чтобы на них покататься.

Для лошадей в парке есть специальные загоны.

У нас лошадей не было, поэтому мы оправились на пешую прогулку. Пейзажи, которые мы там увидели, очень напоминали нацпарк Теодора Рузвельта — те же поросшие кустарником и невысокими деревьями бэдленды разных форм и оттенков.

Из мягких глинистых бэдлендов иногда выступали фрагменты более твердых пород, включая окаменевшие деревья.

Твёрдые породы препятствуют размыванию глины под ними и создают подобные столики.
Твёрдые породы препятствуют размыванию глины под ними и создают подобные "столики".

Попадались и цветочки — что-то похожее на колокольчики и цветущие кактусы. Повезло увидеть цветущую филадельфийскую лилию, которая попадается в этом парке. Иногда называется древесной или степной лилией (wood lily, prairie lily).

Автопробегом по Северной Дакоте

Филадельфийская лилия

В какой-то момент мы забрались на высокую точку, откуда открылись панорамы бэдлендов. Где-то впереди, невидимая отсюда, течёт Малая Миссури.

Озеро Сакагавея

Озеро Сакагавея (№ 7 на карте) — это большое водохранилище на реке Миссури, возникшее после строительства на ней плотины в 1956 году. Это третий по размерам искусственный водоём в Соединённых Штатах (после озёр Пауэлл и Мид на реке Колорадо).

Впереди видна 3-х километровая плотина (Garrison Dam), образовавшая озеро

Названо это озеро в честь индейской женщины Сакагавеи (Sakakawea), бывшей проводником и переводчиком в экспедиции Льюиса и Кларка, открывшей в начале 19-го века водной путь из центральной Америки к Тихому океану. Её статуя стоит в Бисмарке рядом с Капитолием.

Статуя Сакагавеи в Бисмарке.

На берегах озера есть несколько зон отдыха (парков) для купания, рыбалки, катания на лодках. В один такой парк (Lake Sakakawea State Park) мы и заехали в конце жаркого дня, чтобы окунуться в прохладную воду.

Музей бизонов

В городе Джеймстаун (№ 8 на карте) мы посетили интересный музей, посвященный бизонам, которых часто (и не совсем правильно) называют буффало. Эти животные занимают важное место в истории Америки, и музей хорошо описывает их нелёгкую судьбу.

Здание музея бизонов (буффало) в Джеймстауне

Внутри бизоньего музея

До середины 19-го века десятки миллионов бизонов паслись на обширных равнинах между рекой Миссисипи и Скалистыми горами — территории, которая по-английски называется Great Plains. На них ради мяса и шкур охотились индейцы, но они были не в состоянии (да и не стремились) нанести большой урон их поголовью. Можно сказать, что они мирно сосуществовали на протяжении веков. Но все изменилось с приходом европейских переселенцев в 1850-е годы и особенно после прокладки туда железных дорог двадцатью годами позже. Началось массовое истребление бизонов, и к 1890 году они были практически полностью уничтожены.

Шуба из бизоньей шкуры

Бизонов убивали ради шкур (из них шили одежду), кожи (имевшей многочисленные применения в промышленности) и языков (считавшихся изысканным деликатесом). Часто их убивали просто ради развлечения из окон поездов, где пассажирам с этой целью выдавали оружие. После истребления бизонов остались миллионы их скелетов, разбросанных по прериям, и возник целый бизнес по их сбору. Собранные и вывезенные по железной дороге кости перерабатывались на удобрения.

В 20-м веке началась работа по возрождению популяции бизонов, и сейчас их насчитывается порядка 150 тысяч. Правда, генетически чистым (не скрещенным с домашним скотом) в США считается только бизонье стадо примерно в 5 тыс. голов, обитающее в национальном парке «Йеллоустоун».

При музее существует небольшое стадо бизонов и в нём однажды жила (1996–2016) бизониха-альбинос по кличке «Белое облако» (White Cloud). После ее смерти музей ее увековечил: её чучело представлено на фото ниже.

Из-за генетических отклонений бизониха-альбинос летом сильно страдала от жары, поскольку имела затруднения с регулировкой температуры тела. Тем не менее, за свою жизнь она родила 13 телят, из них также одного бычка-альбиноса, которому дали красивое имя «Дакотское чудо» (Dakota Miracle).

Помимо необычной бизонихи, музей гордится самой большой в мире статуей бизона, установленной на холме вблизи.

Рядом с музеем сооружён самый большой в мире бизон. Его высота - 8 м, длина - 14 м, вес - 60 тонн.

Из Северной Дакоты мы вернулись в штат Миннесота, а именно в ее столицу — Сент-Пол. О ней — в следующем рассказе.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия