Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 12:39

Национальный парк Теодора Рузвельта: северная секция

Северная Дакота — США Июнь 2021

Завершаем рассказ о национальном парке Теодора Рузвельта. Ссылки на все предыдущие посты по теме — в конце.

Из южной секции парка мы переехали в северную. А это почти 130 км пути по автодорогам 94 и 85, через американские прерии (карта 1). Если на юге нашей базой был городок Медора, то на севере мы обосновались в Уотфорд Сити (оба города подчёркнуты пунктиром).

Карта 1. Северная и южная секции  национального  Теодора Рузвельта  на карте (выделены зеленой раскраской).  Из Медоры (цифра 4) мы переместились в Уотфорд  Сити (цифра 5).
Карта 1. Северная и южная секции национального Теодора Рузвельта на карте (выделены зеленой раскраской). Из Медоры (цифра 4) мы переместились в Уотфорд Сити (цифра 5).

Поначалу при переезде мы наблюдали достаточно однообразные и в основном не слишком выразительные пейзажи прерий. Но севернее снова появляются бэдленды (англ. badlands). Если говорить в целом, «плохие земли» в северной секции парка еще «плохее»: холмы повыше, овраги и каньоны поглубже, соответственно, пейзажи здесь более драматичны. А ещё эта часть парка — более зеленая, местами лесистая, и там нам попалось гораздо больше цветущих растений, чем в его южной секции.

Национальный парк Теодора Рузвельта: северная секция
Бэдленды северной секции парка.

И река Малая Миссури здесь не выглядит такой уж малой, к тому же в этой части парка она делает несколько живописнейших поворотов (изгибов), два из которых даже получили собственные имена и служат магнитом для туристов, которые специально ходят/ездят ими полюбоваться.

Еще одна из фишек в северной части парка — удивительные создания природы, которые наука называет конкреции, а простые американцы — «пушечными ядрами» за их округлые формы (их нет в южной секции парка).

«Пушечные ядра».

Из особенностей местного животного мира отметим техасских коров (где Техас, а где Дакота?!), которые есть только в северной секции парка. Хотя в обеих частях есть и бизоны, и луговые собачки. Но обо всем по порядку.

Техасские коровы в Северной Дакоте.
Вся вековая бизонья мудрость в этом взгляде.

Помимо схожих ландшафтов (комбинация бэдлендов с прериями) и общей реки, обе секции парка объединяет еще одно — имя Теодора Рузвельта, двадцать шестого президента США. Этот парк — единственный национальный парк в Америке, названный в честь реального исторического персонажа.

Бюст Теодора Рузвельта возле гостиницы Roosevelt в городе Уотфорд Сити (№5 на карте 1), где мы остановились, приехав в северную секцию парка. Нам одним кажется, что это выглядит несколько по-азиатски (мы не о разрезе глаз)?

Теодор Рузвельт вошел в историю по нескольким причинам, но в контексте нашего рассказа упомянем лишь, что ещё при жизни он носил титул президента-защитника природы. Став в 1901 году президентом страны, Рузвельт использовал свою власть для создания в США 5 национальных парков, 18 национальных монументов, 150 национальных лесов и 51 федерального птичьего заповедника.

Но этот парк в Северной Дакоте не был в числе созданий Теодора Рузвельта. Почему же он получил его имя? Теодор Рузвельт был родом из Нью-Йорка, а в Дакоту впервые приехал в 1883 году, будучи 25-летним, охотиться на бизонов. И так ему в Дакоте понравилось, что в трагический период своей жизни (в 1884 году, когда в один день (!) от разных болезней скончались его мать и жена) спасаться от горя он приехал именно сюда, решив построить на этих землях ранчо и начать заняться скотоводством.

Ранчо Элкхорн (Elkhorn Ranch) на берегу Малой Миссури в 1885 году, когда оно было построено Рузвельтом (интернет). Находится между южной и северной частями парка (№ 4а на карте 1). Со времен Рузвельта сохранился только фундамент постройки.

Крест на фермерских амбициях Рузвельта поставила страшная зима 1886/87 годов, во время которой от сильных морозов и нехватки кормов погибло почти 80% скота в регионе. После этого Рузвельт окончательно вернулся в Нью-Йорк и продолжил свою политическую карьеру, апогеем которой стали два его президентских срока (1901–1907). На протяжении своей жизни Рузвельт неоднократно посещал Дакоту, считая себя одним из местных, выступал за охрану окружающей среды и продвигал идеи рационального землепользования.

Дакота - любимый штат Рузвельта, который он неоднократно посещал.

Теодор Рузвельт скончался в 1919 году, и вскоре после его смерти появилась идея учредить природный мемориал в его честь. Рассматривались разные варианты в различных частях страны, среди которых с самого начала фигурировала и Северная Дакота, поскольку с этими землями у Рузвельта была длительная история теплых отношений. Но из-за юридических проволочек, Великой депрессии, а позже — Второй мировой войны мемориальный парк Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt National Memorial Park) был создан в Северной Дакоте только в 1947 году. А свой статус национального парка он получил лишь в 1978 году.

Малая Миссури и бэдленды в северной секции парка.

Как и в южной части, в северной тоже есть туристские тропы. Лучшей из них считается Caprock Couleе Trail (№ 3 на карте 2, обведена синим пунктиром), по которой мы и прошли.

План северной секции парка Рузвельта. Красной линией обозначена живописная дорога Scenic Drive. Пройденные нами тропы выделены синим пунктиром (тропа Caprock Couleе Trail) и желтым пунктиром (тропа Sperati Point). Объекты, обозначенные цифрами, далее описаны в тексте.

Начинается маршрут в глубоком овраге, окруженном с обеих сторон довольно живописными стенами. Собственно, сouleе — это и есть глубокий овраг, или сухое русло. А сaprock можно перевести как «каменная шляпа», которых здесь действительно немало.

Тропа Caprock Couleе Trail в своем начале.

Через некоторое время тропа поднимается наверх, и дальше уже идет по гребням холмов с первоклассными видами вокруг. Общая протяженность маршрута — почти 7 км. Помимо полосатых холмов с разноцветными слоями пород (глина, песчаник, сланец, бурый уголь), на этой тропе можно наблюдать и густо покрытые лесами участки парка. Это, в основном, можжевельники.

Покрывающие холмы породы, препятствующие размыванию более мягких нижележащих, это тоже caprocks (каменные шапочки). Северная секция парка имеет  и обширные лесистые участки.
Покрывающие холмы породы, препятствующие размыванию более мягких нижележащих, это тоже caprocks ("каменные шапочки"). Северная секция парка имеет и обширные лесистые участки.

Самая красивая часть тропы — та, что идет параллельно руслу Малой Миссури, но не по ее берегу, а по холмам над ней, откуда можно наблюдать просто открыточные виды.

Знаменитый изгиб Малой Миссури – River Bend.

Этот изгиб Малой Миссури под названием River Bend — самое фотографируемое место в этой части парка. Мы сделали здесь миллион снимков со слегка разных ракурсов, отыскивая наилучший. Более того, на смотровую площадку River Bend Overlook мы вернулись еще и на следующий день, перемещаясь уже на машине.

Изгиб Малой Миссури в окружении бэдлендов.

На последнем фото в слайдере выше видно сооружение, построенное участниками Гражданского корпуса охраны окружающей среды (англ. Civilian Conservation Corps, или CCC). В ходе осуществления этого проекта, возникшего в США в период Великой Депрессии, трудоустроенными государством безработными было очень много сделано в национальных парках страны, включая и парк Рузвельта. Участники программы строили дороги, кемпинги и необходимые сооружения, прокладывали туристские тропы. Их наследием можно пользоваться до сих пор. Одно из них в этом парке — Живописная дорога (Scenic Drive, обозначена красной линией на карте 2).

Виды на Живописную дорогу с тропы Caprock Couleе Trail.

Протяженность дороги — порядка 22 км в одну сторону, и сначала она проходит в нижней части бэдлендов, у подножия холмов.

Живописная дорога в нижней части парка.

Там от дороги можно легко подойти к Малой Миссури (№ 2 на карте 2). Здесь она пошире и более полноводная, чем в южной секции парка. Но как и там, подтверждает свое неофициальное прозвище Little Muddy («маленькая грязнуля») из-за коричневого цвета воды.

«Маленькая грязнуля».

Постепенно Живописная дорога поднимается вверх, к культовой смотровой площадке River Bend Overlook (№ 4 на карте 2).

Еще пара снимков знаменитого изгиба Малой Миссури.

От River Bend Overlook дорога продолжается вдоль края плохих земель, через прерии, к обзорной площадке под названием «Ярмо» (Oxbow Overlook, № 5 на карте 2) в самом конце дороги.

Прерии с бизонами в северной части парка.

От Oxbow Overlook есть короткая 800-метровая тропа к точке Сперати (Sperati Point, № 6 на карте 2, обозначена желтым пунктиром) с очередным отличным видом на долину Малой Миссури. По дороге туда можно наблюдать разнообразную растительность прерий.

Прерии в конце живописной дороги.

Смотровая площадка называется «Ярмо» (англ. Oxbow). Этот термин обозначает деревянный хомут очень характерной формы для упряжки волов (рис. 1). Малая Миссури в этом месте делает резкий поворот на восток, практически повторяющий форму ярма (в верхней части рис. 2).

Рис.2, показывающий, как изменилось русло реки в прошлом из-за ледника, как оно изменится в будущем, и схематично поясняющий, почему этот изгиб называют ярмом.

Изгиб реки в форме ярма.

Такой поворот реку, которая из южной секции парка течет практически строго в северном направлении, вынудил сделать ледник. Столкнувшись с непреодолимым ледниковым препятствием 640 тыс. лет назад, Малая Миссури в этом месте резко повернула на восток (схематические пояснения на рис. 2 в самом низу).

После поворота на восток новое русло реки стало короче и круче, вода в нем потекла быстрее и начала активно вымывать слагавшие равнину осадочные породы. Это стало поворотным пунктом в формировании бэдлендов в Северной Дакоте.

Виды на Малую Миссури и бэдленды с тропы к Sperati Point

Помимо впечатляющих изгибов Малой Миссури, еще одна «фишка» северной секции парка — так называемые конкреции в форме пушечных ядер (англ. cannonball concretion, № 1 на карте 2).

Холм, где сосредоточены конкреции в парке.

Конкреции разных форм и размеров.

Конкреции — слово научное, которым обозначают небольшие минеральные образования разных форм и размеров, возникающие иногда внутри мягких пород.

Механизм образования конкреций ученые могут объяснить только в самом общем виде.

Механизм образования конкреций в самом общем виде описывается так: когда осадки пропитывают мягкие пористые породы, минералы, содержащиеся в воде, выступают в качестве своеобразного клея. Они связывают частицы породы, формируя внутри неё небольшие минеральные образования разных форм и размеров — конкреции. В центре конкреции нередко находится включение органического состава, которое послужило затравкой для начала её роста.

Пушечные ядра во всей своей красе.

Конкреции, как говорит наука, могут быть разных форм и размеров. Лишь некоторые из них имеют сферическую форму, за которую их называют пушечными ядрами. А вот почему часть конкреций имеет такие округлые очертания, ученые объяснить не могут.

Эти «пушечные ядра» не были принесены сюда потоками воды или ледником. Они выпали из склона холма.

Из-за эрозии эти образования, сформировавшиеся внутри породы, периодически обнажаются, а затем выпадают из склона — на радость и к изумлению туристов, теперь эти скопления рассматривающих.

В теле этого холма еще много других конкреций.

Рядом с этим местом есть также скопление очень выразительных выветренных образований причудливых форм, которые мы от души нафотографировали. Смотрите сами:

Причудливые творения воды и ветра из осадочных пород.

Через северную секцию парка проходит исторический маршрут Long X Trail, по которому ковбои во второй половине 19-го века перегоняли скот из южных частей страны (из Техаса, в частности) в прерии современных Монтаны и Дакоты, богатых пастбищами. С 1866 по 1884 годы сюда перегнали более 5 млн. голов домашних животных.

На эти пастбища во второй половине 19-го века ковбои перегоняли скот из южных частей страны. Сейчас пастбища принадлежат в основном бизонам.

Среди перегоняемых животных выделялись техасские лонгхорны (англ. longhorns — «длиннорогие»), которые отличались своей неприхотливостью, скороспелостью и идеальной приспособляемостью к изменяющейся окружающей среде. В память о тех временах в северной части парка и сейчас держат небольшое стадо техасских лонгхорнов, парочку представителей которого нам посчастливилось увидеть.

Техасские лонгхорны в парке Рузвельта.

С историей техасских коров в этом регионе, так же как и с другими особенностями экономики Северной Дакоты мы с интересом познакомились в Long X визитор-центре в Уотфорд Сити.

Особая гордость музея — окаменелое дерево, возрастом около 60 миллионов лет (!) и огромных размеров. Обнаружено оно было в 2002 году примерно в 50 км южнее Уотфорд Сити в «плохих землях», где проводились раскопки на месте древней крокодильей стоянки. Вес пенька — 12½ тонн, размеры: высота — примерно 2,4 м, диаметр у основания — 2,7 м. По расчетам, при жизни это дерево было свыше 30 м высотой. В музей его поместили с помощью подъемного крана, разобрав предварительно часть крыши. Считается, что это окаменевший пень болотного кипариса. Подробнее о процессе окаменения деревьев см. здесь.

Старые фотографии, показывающие, как извлекали окаменелое дерево из бэдлендов. Вес пенька – 12½ тонн, поскольку он - каменный.

К нашему удовольствию, в музее была очень знающая сотрудница, которая рассказала нам много интересного и о парке Рузвельта, и об аграрной истории региона, и о нынешнем буме нефтедобычи в этих краях. Да и она осталась довольна интересом, который мы проявили.

Другие интересные объекты в Северной Дакоте, помимо национального парка Теодора Рузвельта, мы посмотрели по пути туда и обратно. Об этом — следующий рассказ.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия