Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была сегодня 16:44

Генуя — Италия Ноябрь 2021

Из Милана до Генуи доехали незаметно. Чем ниже спускались в город, тем светлее становилось небо. А совсем внизу блестело море.

Из окон автобуса видели новый мост, возведённый в прошлом году на месте обрушившегося в августе 2018 года и унесшего жизни более 40 человек.

Построил новый мост самый известный итальянский архитектор нашего времени — Ренцо Пиано.

Кстати, родился он в Генуе в 1937 году. Тогда Италия еще называлась Королевством.

Новый мост назвали именем Святого Георгия, первым по нему проехал сам президент Италии Серджио Маттарелла.

Открытие сопровождалось парадными речами и было таким радостным и торжественно-патриотическим, как будто ничего здесь не рухнуло и никто не погиб.

Генуя. Три осенних дня

Перед тем, как впервые ступишь на землю Генуи, надо настроиться, что это будет город контрастов во всех смыслах.

Генуэзские дворцы будут совсем не такие, как в Германии или России. Они окажутся выцвевшими, пыльными, часто с толстыми решетками на окнах, пошарпанными снаружи и роскошными внутри.

Генуя. Три осенних дня

Здесь широкие проспекты будут соседствовать с мрачнейшими сырыми и темными закоулками, и везде будут мосты, тоннели и лестницы, иногда грандиозные, очень часто усталые.

Городские лифты всех фасонов, потрясающие смотровые площадки, бесподобная архитектура, самый большой и один из старейших в Италии порт, а в нём огромные корабли и белые чайки.

Мы были подготовлены.

Высадились из автобуса на Пьяцца Акуаверде, прямо у памятника Колумбу, а дальше углублялись в особую генуэзскую атмосферу, всё больше привыкая к особенностям и необычностям старого портового города с богатой историей, окружённого горами, прижатого к морю.

Генуя. Три осенних дня

В большинстве зданий старинных дворцов на улице Бальби, построенных и принадлежавших богатейшим людям Генуэзской Морской республики, теперь обитают студенты Генуэзского университета.

Университет этот — один из старейших в Европе. Его белые мраморные лестницы, дворцовые залы с высокими потолками и настенной росписью, колонны, висячие сады создают свою неповторимую атмосферу.

Генуя. Три осенних дня

На небольшой площади Нунциата, в окружении монументальных зданий, есть неприметная с виду церковь. Она носит название Сантиссима Аннунциата дель Вастата. Внутри она расписана лучшими мастерами своего времени, великолепный алтарь, одна из версий «Тайной Вечери», написанная Чезаре Прокаччини в контрфасаде.

Церковь украшают малиново-дымчатые мраморные колонны.

Сюда нас впустили после бесконтактного измерения температуры.

Генуя. Три осенних дня

Здесь же, чтобы иметь возможность лучше разглядеть фрески, надо опустить в автомат 1€. Тогда включается дополнительный свет. Маленькие церковные хитрости для особо любознательных туристов.

Оттуда мы пошли на знаменитую Виа Гарибальди, обязательную для посещения в этом городе.

Генуя. Три осенних дня

7,5 метров шириной и 250 длиной эта пешеходная улица состоит из плотно прижатых друг к другу дворцов, построенных в золотой век Генуи.

Лишь небольшая их часть стала музеями. Остальные занимают теперь мэрия, банки, страховые компании и ещё Бог знает, какие учреждения. Во многие из них можно заглянуть.

Генуя. Три осенних дня

Всё интересное и значительное в истории города начиналось с постройки порта и собственного флота.

В 1005 году образовалась Генуэзская республика и, появившись на свет, стала интенсивно и агрессивно расширять свои владения за счёт соседей и конкурентов как военными, так и дипломатическими путями.

Генуя. Три осенних дня

Потеснив Пизу и Венецию, Генуя закрепилась на многих островах и прибрежных территориях Средиземноморья, включая Кипр, Хиос, Лесбос, Корсику, множество городов теперешней Турции, а также Керчь, Балаклаву, Судак и Феодосию — знаменитую генуэзскую Кафу.

Всё это называли тогда Генуэзской империей.

За 800-летнюю историю Генуэзская Морская республика знала не только взлеты, но и падения.

Генуя. Три осенних дня

Золотым ее веком стал период примерно с 1550 по 1650 годы.

Это же время считалось золотым и для Испании. Тогда Генуя, вместо потерявших не без её помощи, своё влияние немецких Фуггеров, взяла в свои руки финансирование рискованных испанских предприятий в Южной Америке.

Генуя. Три осенних дня

А оттуда рекой текли в Испанию драгоценные металлы, принося доходы Испании, а заодно и генуэзским финансистам.

Вот они и строили, расширяли, украшали город новыми улицами и площадями, церквями и, конечно, фамильными дворцами.

Чтобы посмотреть на город и порт с высоты птичьего полёта, можно свернуть с Гарибальди на Piazza Portello, где внутри одного из домов есть очень необычный лифт.

Генуя. Три осенних дня

Построен он был в 1910 году в актуальном тогда стиле модерн. Его полностью отремонтировали и обновили пару лет назад, стиль при этом бережно сохранили.

Вообще-то лифтов здесь два, на 25 человек каждый. Внутри есть даже скамеечка, хотя ехать наверх всего пару минут. Называется он Кастелло Спианата. Сам по себе лифт — уже достопримечательность, а сверху открываются изумительные панорамные виды во все стороны Генуи.

Генуя. Три осенних дня

Если не хочешь видеть мрачную сторону Генуи, не надо спускаться вниз по узким и страшненький переулкам в сторону от туристических маршрутов. Для получения контрастных ощущений достаточно просто бросить взгляд туда, в темное чрево Генуи.

Площадь Феррари, театр Карло Феличе, дворец Дожей, старая Биржа и начинающаяся отсюда улица XX Settembre — это однозначно парадная Генуя.

Генуя. Три осенних дня

Она впечатляет, запоминается и заставляет возвращаться сюда снова.

Прежде чем отправиться в наш отель на площади Победы (Piazza della Vittoria), мы зашли на Piazza Dante, посмотреть домик Колумба и старые городские ворота — Porta Soprana.

Генуя. Три осенних дня

И уже совсем в потёмках зашли на рынок Mercato Orientale.

По соседству с церковью Утешения, в здании бывшего монастыря с конца 19 века открылся рынок. Несмотря на название «ориентале», ничего восточного в нем нет.

Фото из интернета

Это типичный итальянский рынок: колоритный, ароматный, шумный и разнообразный. Здесь интересно прогуляться, рассматривая цветные прилавки с фруктами, овощами, рыбой, макаронными изделиями, мясом, оливками, сырами и вином. Здесь можно прикупить съедобных гостинцев: лигурийского оливкового масла, местных сладостей. Работает он с 10 до 23-х часов.

Когда вышли с рынка, пошёл дождь, мы поспешили в отель, где нас ждал ужин, где ни тесты, ни прививки никого не интересовали и если бы не бесконечное снимание-одевание масок, то всё было бы как в старые добрые времена.

Утром небо прояснилось.

Генуя. Три осенних дня

Триумфальная арка большая только, когда стоишь рядом, и совсем маленькая на фоне необъятной величины Piazza Vittoria.

Когда-то на зелёном лугу, который находился на месте площади, проходили народные гулянья и парады.

В 30-е годы построили площадь с аркой победы, а с 2009 каждый сентябрь здесь проходил генуэзский Октоберфест. Причём он был официально признан Баварией. Последний Октоберфест прошёл здесь в 2019 году, а все следующие отменили из-за короны.

Генуя. Три осенних дня

За площадью есть смотровая площадка, куда надо подниматься пешком по лестнице мимо символических якорей и каравелл Христофора Колумба.

Оттуда открывается вид на площадь Победы, город и горы вдали. Здесь, наверху всегда бушует ветер.

Генуя. Три осенних дня

В этот день в нашей программе стояли Рапалло и Портофино. Оттуда мы вернулись поздно вечером.

О них расскажу отдельно.

А на следующее утро мы поехали в порт.

Генуя. Три осенних дня

Porto Antico — то место, откуда начиналась первая портовая деятельность Генуи.

Сейчас он стал лишь маленькой частью большого порта, где по проекту всё того же знаменитого Ренцо Пиано построили туристический комплекс с огромным аквариумом, биосферой, панорамным лифтом и другими развлекательными аттракционами.

Генуя. Три осенних дня

Дворец Святого Георгия своей новой стороной смотрит на море. Построен он был в 1260 году Гуэльмо Бакканегра — первым народным капитаном Генуи и родным дядей первого дожа Генуи — Симоне Бакканегра.

Дворец побывал ратушей, тюрьмой, в 1407 году стал банком, одним из первых в Европе. Этот банк в своё время держал в своих руках всю сухопутную и морскую торговлю республики Святого Георгия, финансировал европейских монархов, управлял генуэзскими колониями.

Банк был упразднен Наполеоном в 1805 году.

Генуя. Три осенних дня

Сейчас здесь располагается управление порта.

Прежде, чем покинуть Геную, мы зашли в собор Сан Лоренцо, дворец Дожей и церковь Иисуса.

Многие спрашивают, почему генуэзцы так запустили свой город, почему не отремонтируют, не побелят, не покрасят свои роскошные дворцы и церкви.

Думаю, если это произойдёт и всё здесь будет выкрашено, устроено, подстрижено и облагорожено, как в каком-нибудь швейцарском образцовом городке, Генуя потеряет больше, чем приобетёт.

Но, очень возможно, что я ошибаюсь.

Просто я знаю и люблю её такой, какая она есть.