Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была сегодня 11:40

Байльштайн , Кохем — Германия Сентябрь 2021

Шёл дождь. Дорога, петляя между безлюдными утренними деревнями и полями, всё время вела вверх, в сторону темного леса. А там, среди вековых буков и дубов вдруг открылась большая лесная стоянка. Платная.

Дальше, к замку почти километр надо спускаться вниз пешком по крутому и извилистому спуску.

Обычно замки и крепости стоят на вершине или на склоне горы, и только Эльтц спрятан глубоко в долине маленькой реки Эльтцбах, которая делает петлю вокруг него, создавая природный окружной ров.

Увидеть его издалека невозможно. Лишь преодолев половину спуска, увидишь наконец вот такой сказочный вид.

Германия и её самая романтическая сторона

Это фото было сделано прошлой осенью при хорошей погоде

По собственному желанию в такую погоду я сюда не поехала бы, но в это дождливое утро я была здесь с туристами. Они солнечного дня ждать не могли, так как на завтра улетали к себе в Атланту.

Когда вышли из машины, я заметила, что у всех на ногах были толстые походные ботинки. У меня — туфли. Будто я не знала, что даже самые большие зонты спасают от дождя только голову и плечи.

Все бодро шагали в сухой обуви, только я — в мокрой.

В этот день мои ноги промокали несколько раз, но домой вечером я вернулась уже с полностью высохшими туфлями.

Германия и её самая романтическая сторона

Замок Эльтц расположен у подножия Айфельских гор, в трёх километрах от реки Мозель, и за всю свою почти 900-летнюю историю никем и никогда не был разрушен.

В 1157 году, будучи ещё маленькой крепостью, он был подарен Фридрихом Барбароссой Рудольфу Эльтцу. И сегодня уже в 34-м поколении замком всё так же владеет Эльтц — доктор Карл граф фон и цу Эльтц-Кемпених.

Германия и её самая романтическая сторона

Замок Эльтц по сравнению со своими сверстниками был на редкость комфортабельным. Почти в каждом из его ста помещений есть камин. По всему видно, что его владельцы никогда не были стеснены в средствах.

Они и в самом деле были не просто графами, а занимали высокое положение, иногда очень высокое.

Более семидесяти представителей фамилии Эльтц были прелатами, то есть лицами высшего католического духовентсва, куда относятся кардиналы, епископы, генералы монашеских орденов, аббаты и аббатисы.

Германия и её самая романтическая сторона

Двое из Эльтцев: Якоб в 16-м и Филипп в 18-м веке были курфюрстами, то есть имперскими князьями, а значит входили, а семёрку самых значимых людей империи, тех, кто выбирал императора, был освобождён от суда, чьи княжества не дробились и не делились и которые имели все возможные привилегии.

В начале 14 века три брата: Вильгельм, Теодорих и Элиас, женившись, разделили владения и сам замок на три части и назвали их по фамилиям их жён. Так появились Эльтцы — Родендорф, Рюбенах и Кемпених.

По мере роста семей, они достраивали и увеличивали замок. Благодаря совместно составленному Замковому уложению, где были записаны все правила их проживания, жили они в дружбе и согласии.

Германия и её самая романтическая сторона

Интересно, что в средние века владельцам замков вменялось в обязанность предоставлять жильё и пропитание желающим остановиться в нём.

На срок до одного года! Небесплатно. К тому же плата должна была поступить еще перед заселением.

Тарифы замка Эльтц были расписаны со всей средневековой точностью.

С князя взималось 40 гульденов Майнцской валюты + 2 хороших арбалета + 2 гульдена часовому на воротах.

С барона или графа — 20 гульденов + 1 хороший арбалет + по 1-му гульдену двум сторожам.

С рыцаря — всего 6 гульденов + 1 гульден на двоих сторожей.

Теперь в замке кроме двоих кастелянов никто не живёт. Даже сам граф, по его словам, ночует здесь только изредка.

Жаль, что старые законы больше не действуют, а то я с большим удовольствием пожила бы пару дней в замке. По рыцарскому тарифу, так как хорошего арбалета у меня нет.

Когда последний посетитель покидает замок, а сотрудники, уходя домой, закрывают ворота, то наступает полная тишина. Слышен лишь шум ручья у подножья замка, пенье птиц в лесу и ветер, что гуляет высоко в горах.

Правила в замке нынче суровые. Прежде, чем открыть одно помещение для туристов, предыдущее закрывают на ключ, фотографировать и трогать какие-либо предметы срого-настрого запрещено.

С конца осени и до начала весны замок и вовсе закрыт. Тем больше желающих побывать в нем летом.

Дальше, согласно нашей программе, мы поехали в Кохем — столицу виноделия на реке Мозель.

Несмотря на непогоду, народу здесь было очень много, найти стоянку оказалось нелегко.

Германия и её самая романтическая сторона

В маленьком живописном городке всё крутится вокруг знаменитого местного вина, его пробуют, пьют и увозят с собой домой. Чаще всего — это сами же немцы, изредка — голландцы и англичане.

Имперский замок стоит на стометровой высоте, и построен был примерно в тысячном году.

Но ему не так повезло, как Эльцу. Его несколько раз захватывали и разрушали, но в 1689 году случилось самое ужасное в истории замка Райхсбург и города Кохем.

Германия и её самая романтическая сторона

Французы захватили город, взорвали замок, монастырь капуцинов и сожгли практически весь город.

Долгие годы Кохем лежал в руинах, камни от взорванного замка использовали на восстановление жилых домов.

Прошло 180 лет.

И вот однажды коммерсант из Берлина, Луи Равене оказался в городе, увидел руины замка и неожиданно для всех купил их. За чисто символическую сумму.

Восстановление с использованием чудом уцелевших чертежей, длилось почти девять лет, после чего замок стал летней резиденцией семейства Равене.

В 1942 году его сын вынужден был продать замок министерству юстиции, которое устоило здесь юридическую школу.

Германия и её самая романтическая сторона

После войны она превратилась в школу управления, а в 1978 году город Кохем выкупил замок за 664 тысячи DM и устроил там музей, который открыт и сегодня.

Мы поднялись к замку, осмотрели его и роскошные виды сверху на город и виноградники на склонах, а внутрь решили не ходить.

Германия и её самая романтическая сторона

Когда центр Кохема становится совсем многолюдным, и на террасах кафе и ресторанов нет уже ни одного свободного столика, всегда есть возможность перейти на другой берег Мозеля.

С той стороны виды и фотографии города гораздо лучше, и найти свободный столик прямо на набережной в ресторане Am Hafen нам всегда удавалось.

В этот раз тоже.

За два десятка лет этот ресторан несколько раз менял названия и хозяев. Но это никак не сказалось на качестве еды, ценах и даже белые крахмальные скатерти, как и прежде лежат на столах. Только салфетки теперь стали бумажными.

Обычно молодое мозельское вино, которое еще бродит, пузырится, и едва достигло четырёх градусов, пьют на винных праздниках уже в последние выходные августа, а в этом году его нет даже в начале сентября. Виной всему холодное лето.

Германия и её самая романтическая сторона

Виноделы говорят, раньше середины сентября оно еще не появится.

Будем ждать.

Погода окончательно наладилась, и мы поехали вдоль Мозеля, любуясь тихой, гладкой и извилистой рекой, ровными рядами виноградников, уходящих высоко в небо по склонам гор.

Байльштайн находится на правом берегу, на наружной стороне большой петли Мозеля.

Мы оставили машину на левом берегу — напротив, откуда открывается прекрасный вид на романтическую «Дикую розочку на Мозеле».

Германия и её самая романтическая сторона

Байльштайн — живописный, лучше других сохранившийся, средневековый городок. Постоянных жителей здесь меньше 130-ти человек!

Уже многие столетия, зимой и летом с одного на другой берег Мозеля здесь ходит паром. Меньше, чем 130 лет назад он был единственной возможностью попасть в Байльштайн.

Германия и её самая романтическая сторона

С одной стороны у него — Мозель, с другой — горы. Ни набережной, ни дорог ни с какой стороны сюда тогда не было, а паром был всегда.

И хотя можно подъехать и припарковаться у самого городка, мы ради того, чтобы прокатиться на пароме и сделать фотографии, где Байльштайн как в зеркале отражается в водах Мозеля, выбрали речную переправу, заплатив за билеты туда и обратно по 3€.

Германия и её самая романтическая сторона

Живописный Байльштайн получил городской статус со всеми вытекающими преимуществами уже в 1309 году, а самые первые письменные упоминания о нем относятся к 1268 году.

Первыми владельцами, а возможно и основателями его были Браунсхорны.

С 1363 года его новые хозяева носили имя Виннебург, а ещё через 300 лет здесь стали жить, любить и умирать Меттернихи.

Фото из интернета.

С тех пор замок носит их имя.

Германия и её самая романтическая сторона

Последним Меттернихом, что являлся его владельцем, был самый известный из всех Меттернихов: князь Клементс фон Меттерних, дипломат, политик, государственный деятель, который 38 лет был министром иностранных дел Австрии, главный организатор и председатель Венского конгресса, руководивший на нем политическим переустройством посленаполеоновской Европы.

Интересно, что женат был князь три раза, а в списке его «официальных» возлюбленных стоят самые известные женщины Европы, среди которых: жена князя Багратиона — в девичестве Екатерина Скавронская, сестра Наполеона и жена Мюрата — Каролина, Дарья фон Бенкендорф, а также герцогиня Саган.

Германия и её самая романтическая сторона

На старых улицах Байльштайна было снято 15 фильмов, что принесло ему ещё больше популярности.

Все отели и рестораны здесь ютятся в старинных домах и носят необычные названия: «Старая таможня», «Монастырская гора», «Старая крепостная стена» или «Клаппенбург».

Германия и её самая романтическая сторона

Не все знают, что «klappen», то есть стучать в специальные деревянные колотушки должны были в далёком прошлом жители того дома, что теперь называется «Hotel Klappenburg», всегда, когда выходили на улицу.

Дело в том, что в этом доме жили прокаженные, и стуча колотушками, сигнализировали прохожим о своём приближении.

Германия и её самая романтическая сторона

Мы поднялись к Монастырской церкви Святого Иосифа, где в алтаре с младенцем Иисусом на руках стоит не Дева Мария, как все привыкли, а Иосиф.

Но главной фигурой здесь уже много столетий остаётся, привезённая из Испании, чудотворная Чёрная Мадонна.

Германия и её самая романтическая сторона

Отсюда вниз ведёт Монастырская лестница, 108 ступеней, которая благодаря старому немецкому кинематографу давно стала местной достопримечательностью.

Удивительно, что в таком мини-городке уместились две церкви, монастырь, бывшая синагога, которая сейчас продаётся, замок, штук 10 мини-отелей, ресторанов, кафе и причал для круизных теплоходов, делающих здесь остановку на 1–2 часа. При этом туристов здесь в разгар сезона видимо-невидимо.

Германия и её самая романтическая сторона

Мы же после обильной пробы вин на маленькой винодельне в Эрнсте вошли во вкус и заказали напоследок по такой винной дощечке.

После чего, решили пройти на набережную через отель-ресторан «Lipmann», что виден за бокалами с вином.

Германия и её самая романтическая сторона

Оказавшись на террасе, не удержались и присели за столик на чашечку кофе, только ради того, чтобы насладиться вот такой панорамой и продлить еще немного удовольствие от Байльштайна.

Паром увёз нас к машине на другой берег и мы, слегка навеселе, позвякивая бутылочками в багажнике и пытаясь упорядочить впечатления, поехали обратно.

Этот день, так пасмурно начавшийся и так солнечно, вкусно и весело завершившийся, останется приятным и добрым воспоминанием у меня и, надеюсь, у остальных тоже.