Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была вчера 18:02

Валс — Нидерланды, Аахен — Германия Октябрь 2021

Как же приятно оказаться в чужом городе ранним утром.

Даже, если для этого пришлось встать в шесть утра, даже если город не такой уж чужой, и ты приехала по работе, то все равно очень приятно.

Пожалуй даже ещё и лучше.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Такой тёплый и солнечный октябрь, как в этом году я не припомню. И пусть утром бывает туманно и по-осеннему свежо, тем больше ценишь днём двадцатиградусную температуру и безоблачное небо.

До Аахена доехала за 45 минут.

В выходной день утром автобаны свободные и лучшие парковки в городе — тоже.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Гулкие и пустынные утренние улицы не располагают громко разговаривать. Длинные тени от низкого солнца делают фотографии необычными.

Самый западный город Германии основали ещё римляне, а причиной тому послужили горячие минеральные источники.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Их лечебно-оздоровительные свойства римляне по достоинству оценили и обустроили термальный курорт с размахом и комфортом.

Они же назвали это место Акуа Гранни.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Через пару столетий после ухода римлян Карл Великий строит здесь свою постоянную резиденцию, которая быстро обрастает всеми столичными атрибутами, включая величайший по тем временам в Северной Европе собор.

Этот собор в 1978 году самым первым из германских памятников был включён в списки Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В нём находится рака с мощами императора Карла Великого, канонизированного в 1165 году.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Но самое необычное в этом соборе — это даже не каменный трон императора, а древнейший центральный купол «октагон» — правильный восьмигранник.

Его называют апельсиновой соковыжималкой. Он из-за своей редкой и необычной формы очень узнаваем. Я такой купол больше нигде не встречала.

Аахен стал городом, где на протяжении шести столетий (с 936 по 1531 год) короновались императоры Священной Римской империи.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Что касается «белого стула» из мраморных плит, скреплённых грубыми бронзовыми уголками и очень мало похожего на трон, доподлинно известно, что лишь присев на него, коронованные в Ахене императоры, могли занять императорский престол.

Новая гипотеза гласит, что трон Карла великого состоит из мраморных плит, вывезенных из Рима после разрушения Иерусалимского храма в 70-м году нашей эры, и возможно, по ним ступала когда-то нога Спасителя.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

За неполные 50 лет правления Карл Великий участвовал более, чем в пятидесяти сражениях, неимоверно расширил границы Франкского королевства, построил множество христианских храмов, школ и академий, где преподавание велось на латыни по единой системе.

Он был первым, кто объединил практически всю западную Европу, став императором Запада.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Аахен — его город. Сюда он всегда возвращался, здесь в термальных водах лечился и восстанавливал силы, здесь же и умер в 814 году.

Сегодня в Ахене живет четверть миллиона жителей, учится 60 тысяч студентов, по- прежнему бьют из-под земли горячие источники, гуляют группами и по одиночке туристы, жуют пряники.

Ахенские пряники называются Aachener Printen и они остаются самым главным местным сувениром.

Я люблю съедобные сувениры, а потому отсюда всегда приезжаю с трофеями.

«Ахенский печатный пряник» — защищённая торговая марка.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Придуман он был в соседней Бельгии, в Ахен попал в 15-м веке, где его облагородили, назвали «принтом» и сделали популярным.

Много столетий назад его составляющими были мука, вода, мёд и пряности.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Потом мёд заменили на сахар и стали поливать шоколадом, посыпать орехами.

Главные ингридиенты очень ароматного и даже слегка острого пряника без всяких примазок и покрытий — это ржаная мука, вода, фариновый сахар, кориандр, анис, пимент, имбирь, кардамон, мускат и гвоздика.

По консистенции он напоминает наш пряник, по запаху — немецкий лебкухен, а вкус у него ни с чем не сравнимый.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Что касается аахенских термальных источников, они уже более двух тысячелетий остаются горячими и лечебными.

Эти их свойства ценили и использовали римляне, Карл Великий, наш Пётр I и, судя по длинным спискам у источников Элизы, почти все европейские монархи.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

В давние времена считалось, что ахенская вода лечит буквально всё, сейчас считается, что она помогает при ревматизмах, кожных и суставных заболеваниях.

Та вода, что течёт здесь, очень сильно пахнет серой и очень горячая, то есть самая натуральная термальная, необлагороженная вода.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

В термальных бассейнах и бутылках для внутреннего употребления неблагородный запах отсутствует. Можно и пить и купаться без отвращения.

Впервые я зашла внутрь базилики Святого Михаила, построенной в 1628 году и в первый момент подумала, что она теперь принадлежит русской православной общине.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Оказалось, здесь с 1987 года находится греческая православная церковь, носящая имя Святого Димитроса.

После двухчасовой экскурсии туристы побежали в отель за чемоданами и на вокзал, а я решила прогуляться и пофотографировать, а потом съездить наконец на Dreiländereck, точку, где сходятся вместе границы трёх государств: Германии, Бельгии и Нидерландов.

Я знала, что она находится где-то рядом с Аахеном.

А когда занесла адрес в навигатор, то оказалось, что от центра Аахена ехать туда всего двадцадцать минут. Я и не думала, что это так близко.

Не успела я выехать из города, как оказалась в голландском городке Валс (Vaals). Сразу после него начался подъем в гору, точнее настоящий серпантин. Вокруг — редкие деревушки и вездесущие велосипедисты.

Наверху есть платная стоянка, кафе, рестораны, вышка, лабиринт и многочисленные посетители.

Гора эта называется Валсберг, и три соседки: Германия, Голландия и Бельгия встречаются на ее вершине и имеют на ней свою часть территории.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Желающих сфотографироваться на месте этой стыковки с флагами за спиной было всегда много. На меня уже с нетерпением смотрели человек пять. Неудивительно, в выходной солнечный день приехать сюда решила не только я.

Потом посмотреть сверху на три страны решила с вышки. Можно подниматься пешком или ехать на лифте — цена остаётся 4€ с человека.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Виды оттуда, с пятидесятиметровой высоты, когда лес остаётся далеко внизу и не мешает обзору, просто изумительные. Для тех, кто закружился и не знает, где какая страна, все написано.

Вышка стоит на бельгийской земле, в 6 метрах от немецкой и 20 метрах от нидерландской границы и носит имя бельгийского короля Балдуина.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

С неё видна ещё одна вышка, которую недавно построили голландцы и назвали именем своей королевы. Вильгельмины.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Что для меня стало неожиданным, это то, что именно эта гора и есть тот самый Валсберг — самая высокая гора Нидерландов (322,5 метров).

Об этом я нечаянно прочитала на этом монументе.

А где же ей ещё быть, других высот в континентальной части страны нет. С 2010 года остров Саба в Карибском море вошёл в состав Нидерландов, а там есть гора, высота которой более 800 метров.

На обратном пути решила посмотреть на приграничный голландский Валс, долго искала стоянку, нашла наконец на тихой улице, а когда осмотрелась, чтобы запомнить место, оказалось, что машина стоит не просто на Гренцштрассе, а прямо на самой границе.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Сфотографировать эту улицу забыла, фото нашла в интернете.

Эта маленькая улица и есть граница между Нидерландами и Германией.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Это я поняла когда увидела эти знаки.

Городок маленький, расположен всего в пяти километрах от центра Аахена. В городе встречаются ахенские городское автобусы. Потом дома прочитала, что уже в 50-х годах из центра Валса в центр Аахена ходили городские как немецкие, так и нидерландские автобусы.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Тогда жители Аахена ездили сюда закупаться дешевыми продуктами, в 60-е годы цены сравнялись, и только сигареты, чай, кофе и бензин оставались ещё дешевле, чем в Германии. Сейчас для студентов и семей с ограниченным бюджетом легче и выгодней снять жильё в голландском Валсе, чем в немецком Аахене.

Получилось так, что увидела в этот день даже больше, чем ожидала, привезла аахенских пряников и вкуснейшую буханку хлеба.

Самая высокая гора Нидерландов и самый западный город Германии

Идеально было бы еще посмотреть на ту 800-метровую гору на голландском острове Саба в Карибском море.

Еще больше свежих рассказов о европейских городах и местах, где стыкуются границы государств можно найти здесь:

Голландия всегда удивляет

Германия и её романтическая сторона

Шенген

Брюгге

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия, Автобусные туры