Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 15:12
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Териберка, Лодейное, Мурманск — Россия Октябрь 2021

Кто из нас не мечтал однажды бросить все и умчаться на край земли? Думаю, хоть однажды каждый человек ощущал эту тягу… А в условиях полузакрытого мира хочется всего вдвойне.

Русский Север — одно из необычных и манящих направлений для путешествий, ставшее популярным совсем недавно. Это суровый край нетронутой природы, который никого не может оставить равнодушным. Мурманск, Заполярье и отрезанный от цивилизации поселок Териберка на берегу Баренцева моря будоражили мое сознание давно, планы на них были еще в январе этого года, но запоздав с бронью, я не смогла осуществить мечту из-за непомерно выросших цен на все, включая жилье. И вот судьба вновь предоставила шанс, да такой, что его смело можно было назвать очередной авантюрой.

Осень в Мурманске и Териберке, когда еще не так холодно, как зимой, нет снежных заносов и двадцатиградусных морозов, показалась прекрасной альтернативой, а авиакомпании начали гонку распродаж, включив в список «дешевых» направлений и Мурманск. В итоге 3 тыс. руб. от «России» туда и всего 1200 руб. от «Смартавиа» обратно решили: путешествию быть! Но сроки… Большая занятость на работе, да и даты распродаж… На приключения за Полярным Кругом было выделено всего два полных дня — суббота и воскресенье. Причем, Мурманск был лишь отправной точкой дальше на север, а именно — к Баренцеву морю, в Териберку. Именно поэтому изначально я назвала это осенней авантюрой и с тревогой с горящими глазами ждала ее исхода, а он просто превзошел все ожидания…

Навстречу Заполярью

Двухчасовой полет СПб — Мурманск, и вот уже в 10 утра я на месте. Вывеска над аэровокзалом обнадеживает: я вроде уже пересекла точку Икс — Полярный Круг. Позже это стало поводом для покупки необычного сувенира, о котором — далее, а пока — путь до центра.

Ожидая впереди траты, я нашла самый бюджетный способ добраться до города — автобус и маршрутку № 106. Оба стоят прямо у выхода из маленького терминала прилета. Путь неблизкий — почти час, а стоит всего 94 руб. Может, автобус еще дешевле, но его на горизонте не оказалось, а небольшая маршрутка призывно ждала пассажиров.

Еще из иллюминатора самолета было видно отличие северной природы даже от нашей, питерской. Все меньше высоких деревьев, все больше кустарников и необъятные просторы вокруг. На удивление солнечный день с самого утра задал темп путешествия, да и город этому способствовал.

Мурманск небольшой и очень уютный. Несмотря на совсем юный возраст (104 года), он буквально застроен старинными зданиями, которые сразу бросаются в глаза. А еще они очень яркие — бирюзовые и розовые фасады на центральных улицах то и дело попадались на пути. Главная площадь города — Пять углов, отель Азимут (бывшая «Арктика»), в двух минутах — ЖД- и автовокзал. Помня о времени, на город я выделила всего несколько часов, хотя этого было вполне достаточно, чтобы понять: он свой. Так было с Казанью, Махачкалой, с Сочи и вот теперь с Мурманском.

Навстречу Заполярью

Оказавшись в столице Арктики даже на час, непростительно будет пропустить ее набережную, Морской вокзал и атомный ледокол «Ленин», стоящий на вечном причале и ставший музеем. Внутрь, к сожалению, не попала, оставив для будущих разов (уверена, они случатся), но снаружи этот гигант просто поражает всякое воображение. Рядом со зданием Мор.вокзала есть аллея, где можно увидеть памятник морякам, аккуратные клумбы и географический указатель, который подтверждает нахождение в Заполярье.

Навстречу Заполярью

А в самом здании Морского вокзала есть возможность пополнить свои гастрономические впечатления, попробовать морского ежа и морского гребешка! Кафе в здании вокзала популярно среди местных жителей не меньше, чем у туристов, морепродукты здесь живые: они содержатся в специальных боксах с морской водой. Их предлагают выловить и выбрать. А дальше хозяин заведения подготавливает их к употреблению, при этом рассказывает все нюансы и спрашивает ощущения. Пробовать их нужно сырыми. Сначала без приправ, потом с лимоном, соевым соусом или вообще со всем сразу. Ёж понравился даже больше, его икра похожа на привычную нам селедочную, но она более нежная и с легким вкусом моря. Гребешок чем-то отдаленно похож на кальмар, но тоже гораздо более нежный. Как белая рыба что ли. Очень необычно. И главное — морские деликатесы можно попробовать всего за 200–250 руб.! Это цена за штучку. Есть в них особо нечего, на то они и деликатесы. Но вкус просто волшебный! Главное — они свежайшие, море всего в 20 метрах от кафе.

Навстречу Заполярью

После таких впечатлений я забежала в ТЦ «Волна» (на площади Пять углов). Путь предстоял на эти дни непростой, поэтому предвидя свою усталость к вечеру воскресенья, я решила заранее купить подарочков домой. Там в изобилии можно найти сувениры. Магазин расположен на 1 этаже, сразу налево при входе. Здесь самый большой выбор, но цены немаленькие. В принципе, почти такой же (но менее разнообразный) ассортимент есть и в аэропорту, цены не отличаются от города. Большой выбор поделок из оленьей шерсти, кружек, статуэток, гастрономии и всего, чего душа желает. Именно здесь я купила в свою коллекцию медаль «За пересечение Полярного Круга», хотя тот самый круг ощутился в полной мере за 150 км отсюда…

Добраться до Териберки своим ходом — дело непростое, хотя и при желании возможное. Дорога протяженностью 130 км по большой части уже оборудована, но последние километров 20–30 здесь гравий, пыль столбом и полное отсутствие покрытия. Далеко не каждый таксист согласится ехать сюда. Три раза в неделю из Мурманска отправляется рейсовый автобус. Это самый бюджетный вид транспорта, но и в пути он аж 4 часа. Удобнее всего добираться машиной. Поэтому еще в Питере я списалась на блаблакаре с парой из Москвы, они тоже без авто, поэтому решили вызывать такси и делить сумму в 2500 руб. на всех. Но в аэропорту уже мне пришло сообщение, что их рейс задержан… Ждать я не могла никак, слишком мало времени было, а они ехали аж на неделю, собственно, как все нормальные люди. Ну, делать нечего… Вызвала через приложение Яндекс, даже удивилась, что в течение 10 минут нашлась машина. Еще переспросила водителя, понял ли он, КУДА мне надо. Получив положительный ответ, успокоилась. Пока ждала, на автовокзале затарилась водой, взяла хачапури с сыром и небольшой лоток с салатом. Это и стало впоследствии всей моей провизией на два дня.

Навстречу Заполярью

Приехала старенькая Kia, немолодой водитель вежливо пригласил садиться, мы стартовали. Поначалу все шло хорошо, дорога новая, вокруг — поля. А спустя примерно час пути водитель стал спрашивать, есть ли здесь по пути заправки. Я первый раз, он первый раз. Но начитавшись отзывов, я поняла, что, скорее всего, никакой цивилизации после Мурманска не предвидится. Одна надежда была на Териберку. Но после нескольких опросов местных жителей по пути, мы поняли, что и в Териберке ничего подобного нет… Стало не по себе, а дорога все не кончалась. Более того, пропала связь. Кое-как мы доехали, спустя 3 часа 40 минут. Водитель изо всех сил старался сохранить остатки бензина и не представлял, как ехать обратно, я же, ни живая, ни мертвая, переживала и за него, и за себя. Жилье я сняла не в самой Териберке, а с соседнем поселке Лодейное, а это еще почти десяток километров вокруг. Кое-как мы доехали, водитель приметил по дороге рабочих в машинами, поехал к ним спрашивать про бензин. Так и не знаю, чем кончилось дело… Только на обратном пути другой водитель сказал, что бензин весь остался в Мурманске и здесь его купить практически невозможно… Но радует то, что связь тут была и, надеюсь, все закончилось хорошо. Напоследок водитель сказал: «Если бы знал, куда еду, никогда бы сюда не поехал»…

Пока мы пытались доехать, я смотрела, как отчетливо меняется пейзаж за окном. При выезде из Мурманска вдоль дороги были невысокие деревья, спустя час их сменили кустарники, а еще спустя час на весь обозримый горизонт был только мох и сопки…

Нервы и переживания остались позади, когда я зашла в номер. База Отдыха 45-ый Причал расположена в Лодейном, на самом выгодном месте. Во-первых, это ровно посередине между старой Териберкой (в одну сторону) и водопадом, пляжем Драконьих яиц (Каменным пляжем) (в другую сторону). А во-вторых, это первая линия, если можно так сказать. Всего в 50 метрах от базы — берег Баренцева моря… Впоследствии это расположение стало главным козырем, позволившим мне все успеть за столь короткий срок.

Навстречу Заполярью

База среди тундры кажется оазисом цивилизации. Вокруг — ни души, тихо и таинственно.

Номер небольшой, но очень теплый, на первом этаже, с деревянными стенами и теплым полом. Я даже открывала окно на ночь. Все рассчитано на морозы. А как приятно заходить внутрь с улицы! Санузел отдельный и общий, но этого не ощущается. Три душевые кабины с туалетом и еще три обособленных туалета. И такая чистота, как будто я там одна! Хотя на базе жило человек 12. Очень приятные ощущения. Есть и небольшая кухня с бесплатным чаем и кофе, там же можно разогреть свою еду. Но ближайший магазин находится почти в 3 км отсюда, поэтому вопрос с едой был решен сразу: экономим.

Навстречу Заполярью

Приехала я уже в пятом часу вечера, поэтому сразу побежала гулять. Мысли о возращении не давали покоя. Я до последнего мониторила блаблакар, но никаких предложений на воскресенье не было… Автобус тоже ходит странно — возвращается из Териберки в субботу. Вызвать снова такси — не вариант. В поселке их нет, а ждать из Мурманска — не представляю, сколько они скажут по стоимости. Стала спрашивать соседей, все на машинах, но все живут здесь по несколько дней. Одна пара уезжала в воскресенье утром, но рано, а у меня вылет аж в 22:45, можно почти весь день осматривать красоты… Такая ситуация у меня была впервые. На ресепшене администратор сказал, что трансфер стоит 6 000 руб. за машину (4 чел.). Увидев мои вытаращенные глаза, обнадежил, дал номера телефонов местных водителей. Сказал: «Здесь — как договоритесь, но меньше 4 000 руб. не рассчитывайте». Ну, будем считать, это уже проще… Позвонила первому, Алексею, он назвал именно эту цену. На всякий случай забронировала, если уж ничего не получится другого. Но мы договорились, что если кто-то ему еще позвонит, он заберет меня вместе с другими туристами. А пока — хоть какая-то определенность и отвлечение от всего… Тундра! Чего только ради нее не сделаешь…

Закат полыхал недолго, облака затянули небо, не оставив шансов на северное сияние, которое я втайне мечтала увидеть. Ну и ладно. Здесь и без того настолько красиво! Вокруг сказка, под ногами сказка. Огромные валуны сумасшедших цветов, мох ягель, северные ягоды… Настолько пестрых и ярких красок я не ожидала здесь увидеть!

Навстречу Заполярью

Путь к берегу Баренцева моря занимает всего пять минут, но дальше начинаются валуны и кочки. Этот пляж — Малый Каменный — очень похож на своего знаменитого большого тезку, но не менее живописный. На море полный штиль, а вокруг — звенящая тишина и никого. Именно здесь я ощутила себя на краю света.

Именно здесь ощущается холодное дыхание севера, его нетронутая природа и неповторимая атмосфера покоя.

Навстречу Заполярью

Темнеет здесь уже сейчас рано и как-то мгновенно. Не успеваешь оглянуться, как вокруг кромешная тьма. На несколько километров ни одного фонаря. Ночью я каждый час вскакивала и смотрела в окно: вдруг засияет. Примерно около полуночи туристы-охотники ушли ждать сияние к морю, вооруженные техникой и теплыми вещами. А в 4 часа утра я их увидела и спросила, как там дела. «Небо затянуто, сегодня ничего…« — хотя я так и думала. Ну, ладно, спим. В 6 утра зазвонил будильник. За окном было еще темно, часов в 7 стало светать. Еще одна бессонная ночь, но какая необычная! Посреди тундры, в далеком северном поселке, в 130 км от цивилизации.

Увидев на небе несколько облаков, я ждала красочного восхода солнца. Именно поэтому я хотела здесь переночевать, чтобы увидеть северный рассвет. И он случился… Облака расступились и началось чудо. Его я увидела из окна, сразу помчалась к морю… Встает солнце именно над морем и сопками. Медленно, неспешно, но краски меняются каждый миг!

Почти 1,5 часа я ждала первый луч солнца, оно то и дело пропадало за сопками. Поднялся сильный ветер, камеру буквально вырывало из рук. И вот, наконец, то самое зрелище… Конечно, фото не передадут всей красоты, как даже они будоражат воображение… И они без единого фильтра, как есть. Не хотелось, да и нечего было подправлять, природа все сделала сама. Здесь во мне проснулся художник, то и дело искала нужные ракурсы, интересные травинки и ловила луч. Когда солнце окончательно взошло и осветило тундру, она стала другой — более теплой и приветливой. Этот рассвет на краю земли стал самым красочным в жизни, от этих северных красок просто пропал дар речи, хотя и говорить было не с кем — ночные охотники спали, а больше вокруг на многие километры никого не было… Только я и природа…

Навстречу Заполярью

Не успев отойти от сказочного действа, я пошла к главным красотам местности — Батарейскому водопаду и Каменному пляжу. Водопад впадает прямо в Баренцево море, а пляж состоит из огромных валунов идеальной формы, которые похожи на яичную кладку гигантского дракона. Все едут туда или с экскурсией, или на своей машине. Я же бодро пошла пешком по гравийной дороге. Путь занял около часа в одну сторону, столько же обратно. За это время устала уже прилично. Да и сильный ветер на открытой местности просто сбивал с ног. А впереди ждал еще больший марш-бросок… Но природа то и дело звала вперед, открывая свои красоты…

Навстречу Заполярью

Идя вдоль таких пейзажей, я каждый раз благодарила судьбу за то, что смогла увидеть Териберку именно осенью. Зимой она другая, летом — третья. Но в начале октября это было просто буйство красок и удачный солнечный день.

В поисках водопада я увидела парковку на пустыре. Видимо, сюда приезжают все туристы и дальше идут пешком. От нее вела дорога вверх, причем, впервые за эти два дня я увидела деревянные мостки. Пройти по ним в гору было очень маняще. Смутила надпись «Посторонним вход воспрещен», ну, была-ни была. В итоге это оказалась мини-метеостанция. Вокруг снова — ни души, а вид — самый панорамный! Оттуда я и увидела свою цель. Побежали!

Навстречу Заполярью

Вот они — главные красоты края!

Путь обратно занял чуть меньше времени, до 12.00 нужно было выселиться из базы отдыха и уже с рюкзаком шагать дальше. По пути мне позвонил Алексей и сообщил радостную новость: попутчики нашлись. Точнее, одна попутчица и даже с моей базы! Мы договорились, что он заберет ее раньше, а меня подхватит по дороге. Хотелось напоследок еще погулять и дойти до не менее значимых красот.

Ключевое слово — «Дойти». Уже на выходе из Лодейного я была без сил. Шоссе здесь ровное, можно идти по трассе, пропуская редкие машины. Но оно петляет вверх-вниз, что сказывается на усталости еще больше. В горку всякий раз идти было все сложнее, а ветер все усиливался. Утром на базе мне предложили морскую прогулку и фотоохоту на белых китов — еще одних символов Баренцева моря, но уже спустя час ее отменили из-за шторма. На заливе это не ощущалось, но дальше от берега, говорят, море бушевало. Значит, точно вернусь сюда снова! А пока снова подъем вверх… За почти два часа пути я встретила лишь трех человек-пешеходов и несколько машин, пронесшихся мимо. Настоящий край земли! Кстати, по пути я -таки нашла два магазинчика, ради интереса зашла и… еще раз обрадовалась, что все взяла с собой. Никаких производств в округе нет, даже пекарни, поэтому хлеб и прочие продукты привозят из Мурманска, а учитывая его небольшой срок хранения, здесь он стоит 150 руб. Более долгосрочные продукты (крупы, быстрая лапша, конфеты и пр.) отличаются от питерских цен всего рублей на 20–30. Но хлеб… Еще раз напомнил о крае географии. Да и виды вокруг его поддержали.

Навстречу Заполярью

Примерно на полпути между Териберкой и Лодейным (все же ближе к Териберке) находится еще один объект, уже сотворенный человеком. Это «Китовые хвосты», или «Океаны». Это произведение скульптора Александра Хромых, стоящее прямо на берегу моря, призвано отразить проблемы экологии моря. А еще именно над этими хвостами удобно наблюдать северное сияние. Огней нет, море рядом, да и при желании уйти-уехать на ночлег отсюда не так сложно. Тут меня встретил четвероногий охранник и везде провожал, пока снимала виды и гуляла. И даже позировал на солнышке!

Навстречу Заполярью

Чуть в стороне от хвостов я нашла настоящий ресторан! Это стеклянное здание, стоящее прямо на берегу, заметила даже не сразу, а как увидела, побежала туда греться и, наконец, позавтракать. Все вчерашние припасы были давно сьедены, вода выпита. Большой зал, панорамные окна в пол, виды и опять — ни души. На весь зал я и два человека. Признаться, ни на что, кроме кофе, я толком не рассчитывала. Место туристическое, да еще единственное в округе. Каким же было удивление, когда дали меню, а там цены чуть выше, чем в родном Питере!

Приветливая официантка пригласила меня за столик и предложила на выбор «Американо, капучино, латте…" После уединенных суток на краю света это звучало настолько экзотично! Цивилизация… Все-таки есть в ней какие-то плюсы. А еще здесь можно попробовать гребешка и морского ежа за те же 250 руб., а к ним в меню — рыба, оленина и чего только желает душа. Мой первый и единственный пир в Заполярье прошел, оказывается, еще в самом северном ресторане европейской части России! 70-я параллель, до Северного Полюса около 2 000 км. И, конечно, самый северный кофе был выпит здесь же, с видом на настоящий чум и воды Баренцева моря.

Возле входа в ресторан находится еще одна знаковая достопримечательность края — скелет огромного кашалота. Он здесь стоит как экспонат, но он настоящий, животное выбросилось на берег моря в 2019 году. Огромные реберные кости размещена на стальных опорах, они выше человеческого роста. На фоне первозданной природы это смотрится очень колоритно. Кажется, что вся ее мощь сосредоточена здесь. А на стене противоположного дома есть огромный мурал с изображением кашалота.

Навстречу Заполярью

Через час в ресторан ввалилась группа туристов, видимо, организованного тура, и я поспешила уйти снова на берег. Место здесь очень живописное. Маяк на пригорке, воды моря, старые лодки и сети, водоросли и даже ракушка гребешка на песке… Море настолько прозрачное! На всю обозримую даль видно дно с перепадами глубин. Говорят, дайвинг в нем — один из лучших в России.

Дальше дорога снова пошла в гору, небо застелило облаками, но после отдыха было идти даже приятно, несмотря на ветер. Уже через 20 минут показалось кладбище кораблей — еще одна знаковая красота Териберки. На фоне мрачного неба это место выглядело вообще фантастически! Обычно здесь много туристов, но сейчас я встретила всего двух ребят. Просто какой-то рай для всех интровертов мира!

Навстречу Заполярью

Именно отсюда меня забрал Алексей. И доехали мы всего за 1,5 часа! Вот что значит опыт. Злосчастные километры по гравию были преодолены легко и непринужденно, за беседой. Он рассказал еще о некоторых диковинках края и даже делал остановки по пути. Например, показал нам самое широкое место, где противоположного берега почти не видно, а воды настолько темные из-за огромной глубины. Это местная ГЭС. Периодически воду спускают вниз, сейчас же противоположная часть была высохшая, а на плотине копилась вода. Мощь стихии!

А еще мы заехали к одному местному жителю. Он, правда, неживой, но давно стал достопримечательностью и даже неким местом силы. Говорят, дальше по дороге у него есть подруга. По пути туда я видела его, но мы промчались, что было не разглядеть. Сейчас же Алексей специально остановил машину, чтобы познакомить нас с местным фетишем. Это статуя, созданная стихийно руками местных и туристов. Здесь принято оставлять что-то ненужное — одежду, запчасти от авто или даже банку пива. Главное при этом — думать о чем-то хорошем или загадать желание. Оставила там свой подарочек и я в виде стареньких наушников. Тем самым убила двух зайцев: и желание загадала, и соблюла примету: если что-то оставить (забыть) в каком-то месте, обязательно туда вернешься. А вернуться сюда очень хочется! Да и не только сюда…

Навстречу Заполярью

Символично, что рядом с этим товарищем стоит разбитая машина, в которой сидит нечто наподобие скелета, а красноречивая надпись на дверце гласит «Stop covid-19». И я надеюсь, что это не случайно. Эта разбитая машина мне напоминал всю нашу планету, которая устала от этой заразы и ждет освобождения, как и все люди на Земле. И хочется верить, что этот символ станет пророческим. Понятно, что прежним мир не будет, но он будет открыт, и это главное.

Путешествие на край земли, как оказалось, можно совершить спонтанно даже в пандемию. Мечтая об аргентинской Ушуайе, где до Антарктиды всего 1 000 км, я нашла ее в России, близко к Северному Полюсу. Эта природа, эти эмоции и красоты не забудутся никогда. Даже всего два дня смогли перевернуть сознание, после чего смотреть рукотворные красоты я пока не хочу — города так не вдохновляют.

На обратном пути природа росла в противоположном направлении — от мха к кустарникам и деревьям. Как только увидели деревья, поняли: мы приехали. На прощанье Алексей отвез нас к смотровой площадке, откуда Мурманск виден, как на ладони. Маленький, уютный и полярный. И в этот же день он праздновал День города! Весь центр был перекрыт, гуляния, ярмарки и концерты встретили меня и закружили в своем водовороте еще на несколько часов. После — аэропорт за те же 94 рубля и вылет домой… Что такое выходные два дня? Мало и много одновременно. За такой короткий срок я увидела, наверное, больше, чем за неделю. Главное — желание. А шагомер в тот день бодро насчитал 17 километров. Усталость была, но она с разгромным счетом была побеждена впечатлениями! Если бы можно было так проводить выходные каждый день, было бы здорово!