Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 19:53

Фиш — Швейцария Август 2018

Продолжая наш швейцарский вояж, в Андерматте мы сели в поезд и доехали до городка Фиш (Fiesch). Там мы остановились на ночлег с целью на другой день осмотреть знаменитый Алечский ледник, самый большой в Альпах и с 2001 г. — объект всемирного наследия Юнеско.

Карта 1. Юг Швейцарии с кантоном Тичино и долиной Вале. Посещённые нами города подчеркнуты, а наш маршрут выделен красным пунктиром.

Алечский ледник (Grosser Aletschgletscher, карта 2) расположен на южном склоне Бернских Альп и тянется от Бернского высокогорья до долины реки Роны, расположенной в кантоне Вале (Valais). Алеч — самый большой ледник в Альпах, протяжённостью около 23 километров и глубиной около километра у своего «истока». Ледник примечателен тем, что, спускаясь по склонам в долину, создал каньон, чем-то похожий на обледеневшую рукотворную дорогу.

Карта 2. Алечский ледник и окрестности.

Ледник образуется на относительно плоском массиве льда площадью около 6 кв. км под названием «Площадь согласия» (Konkordiaplatz), расположенном под пиками Юнгфрау и Мёнх на высоте 3800 м. В этом месте три отдельных ледяных «реки» сливаются в одну и образуют собственно ледник Алеч (см. карту 2), который в этом месте имеет толщину 900 метров. Отсюда поток льда шириной около 1.5 км движется со скоростью 180 метров в год в долину реки Роны. Язык ледника сейчас находится над городом Бридж примерно на семьсот метров выше долины Роны. Из него вытекает речка Масса, впадающая в Рону.

Мы впервые познакомились с этим впечатляющим ледником в 2016 году во время нашего первого путешествия по Швейцарии, когда мы увидели его сверху со смотровой площадки Юнгфрауйох рядом с горой Юнгфрау (три фото ниже).

Алечский ледник

Вид на Алечский ледник со смотровой площадки Юнгфрауйох в Бернском высокогорье (наши снимки 2016 года).

Сверху (особенно на последнем фото) хорошо видны две центральные морены ледника, образованные камнями, которые лёд обдирает и тащит за собой со скал, мимо которых он «проплывает». Когда два ледника сливаются в один, возникает одна центральная морена. В случае с Алечем сливаются три ледника, поэтому центральных морен две, и они тянутся параллельно друг другу вдоль всей поверхности ледяной реки.

Оказавшись второй раз в Швейцарии в 2018 году, и перемещаясь вдоль долины Роны, мы решили взглянуть на ледник Алеч повторно, но на этот раз в его «среднем течении». Такая возможность существует в небольшом городке Фиш (№ 1 на карте 2), откуда на подъёмнике можно добраться до смотровой площадки на горе Эгисхорн (Eggishorn, № 3), откуда Алечский ледник видно как на ладони. И вот мы в Фише, где сразу видим огромный стенд с панорамной фотографией его главной достопримечательности — ледника Алеч.

Городок Фиш в верховьях Роны.

Некоторые дома в Фише имеют свои миниатюрные копии, стоящие рядом.

Стартуя в Фише, можно приблизиться к Алечскому леднику двумя способами. От Фиша можно подняться по канатной дороге на 1,2 км до промежуточной станции Fiescheralp (№ 2 на карте), откуда 6-километровая тропа приводит прямо к леднику, или точнее, к его «левому берегу». Сходив к леднику и вернувшись обратно к станции Fiescheralp, можно подняться на канатной дороге ещё на 650 метров до смотровой площадки Eggishorn (№ 3), чтобы рассмотреть ледник сверху. Мы решили воспользоваться обеими возможностями и вначале отправились к леднику пешком. И тут нас ожидало разочарование, поскольку в районе станции Fiescheralp всё было в густом тумане…

Из 6 километров от станции Fiescheralp до ледника один приходится на туннель, пробитый в горах для решения проблемы водоснабжения Фиша, а заодно и чтобы облегчить туристам подход к леднику.

Алечский ледник

Выйдя из туннеля, мы увидели небольшое озерцо, рядом с которым паслись овечки, цвели цветочки…

Алечский ледник

…и ездили по камням безбашенные швейцарские велосипедисты.

Пройдя еще немного, мы наконец увидели вдалеке ледник. К его краю можно было подойти, спустившись немного вниз. У самого его края мы заметили группу туристов, стоявших на «берегу».

Алечский ледник

Другая группа отправилась в поход по самому леднику.

Алечский ледник

Мы на ледник сами идти не решились (это может быть опасно, и люди обычно делают это с инструктором, знающим ледник вдоль и поперек), а вместо этого поднялись немного выше и стали снимать открывающиеся фантастические виды. С этой точки были хорошо видны две центральные морены, образующие две темные полосы на реке из белого льда.

Туман, лёд и цветы.

Как и все альпийские ледники, Алеч постепенно тает — за последние 40 лет его длина сократилась на 1 300 метров. Он стал не только короче, но еще и на 200 метров тоньше. Если ледник и впредь будет таять такими же темпами, то, по оценкам специалистов, к концу столетия его площадь уменьшится с нынешних 118 кв. км до 35 кв. км, а объем его может сократиться на 1,7 кубических километров, то есть от него останется тогда меньше 10% сегодняшнего объема.

Ледник крупным планом.

Назад возвращались тем же путём, что и пришли. Туман развеялся окончательно, но заморосил мелкий дождик. Без тумана стала видна долина Роны, протекавшей внизу. Талая вода Алеча делает Рону заметно более полноводной.

Вернувшись к станции Fiescheralp, мы поднялись по канатной дороге еще на 650 метров и достигли верхней смотровой площадки. Здесь нам снова не повезло: набежавший опять туман почти полностью скрыл ледник от глаз.

Алечский ледник

Решили немножко подождать наверху, и были вознаграждены коротким просветлением, во время которого удалось хоть как-то снять ледник с самой высокой точки.

Для сравнения приводим снимки ледника с этой же точки в хорошую погоду, взятые в интернете.

Ниже по «течению» ледника есть ещё несколько смотровых площадок на окрестных горах (Bettmerhorn, Moosfluh), с которых открываются панорамные виды на ледник ближе к его концу. Есть даже изумительная по красоте тропа, идущая прямо над ледником от горной станции Bettmerhorn до станции Fiescheralp. Первоначально мы собирались по ней пройти, но потом из-за непогоды остановились на более коротком маршруте, который и описан в этом рассказе.