Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 8:36

Церматт. Часть 1: Маттерхорн, Великий и Ужасный

Церматт — Швейцария Август 2018

Проведя три дня в Зас-Фе, мы переехали на автобусе в находящийся неподалёку Церматт (Zermatt), всемирно-известный швейцарский горнолыжный курорт.

Карта 1. Юг Швейцарии с кантонами Тичино и Вале. Посещённые нами города подчеркнуты, а наш маршрут выделен красным пунктиром.

Церматт прославился своим соседством с горой Маттерхорн (Matterhorn), культовым альпийским пиком высотой 4478 м на границе Швейцарии и Италии. Место поразительный природной красоты — четырёхкилометровых горных вершин, больших ледников и голубых озёр. Здесь мы тоже запланировали три дня, один из которых, к сожалению, был дождливый. Этот день пропал для похода в горы, но зато мы получше познакомились с Церматтом и сходили в интересный музей.

Маттерхорн, нависающий над Церматтом (Википедия).

Городок Церматт

Церматт расположен в долине, окруженной со всех сторон красивейшими горами, на высоте 1608 м над уровнем моря. Его название произошло от сочетания «zer», что на местном диалекте означает «по направлению», и «mattе», что значит «луг». Zur Mattе («на лугу») со временем трансформировалось в Zermatt. Через город протекает река Маттерфисп (нем. Matter Vispa), питающаяся от второго по размерам альпийского ледника Горнер (про него будет отдельный рассказ) и впадающая в Рону. Кстати, «луговое» происхождение (от корня «mattе») имеет и название прославившей Церматт горы Маттерхорн.

Вид на Маттерхорн из Церматта.

В Церматт можно добраться только общественным транспортом, так как машины там запрещены, а внутренние перевозки осуществляются с помощью лошадей или на электромобилях. Единственный поезд, который напрямую доходит до Церматта — это панорамный «Ледяной экспресс», он выходит из Кура и проходит через Санкт-Моритц и Андерматт. Во всех остальных случаях в Церматт нужно ехать с пересадкой в Бриге и довольно долго.

Великолепные горные виды вокруг Церматта обходятся его посетителям недёшево — это самый дорогой из швейцарских альпийских курортов. Но это мало кого останавливает — в лыжный сезон там собирается до 20 тыс. человек (при местном населении порядка 5 тыс. человек), да и летом народу немало, как мы сами убедились.

Сам городок — это по большей части скопление отелей и ресторанов. Из культурных достопримечательностей можно отметить старые дома, интересный музей, церковь и кладбище альпинистов, отдавших свои жизни в попытке взобраться на неприступный Маттерхорн.

В Зас-Фе мы получили большое удовольствие от общения с альпийскими сурками. В горах вокруг Церматта увидеть живых сурков нам не посчастливилось, зато их образы постоянно присутствовали в самом городке.

Церматт был «открыт» британскими альпинистами в середине 19-го века, в первую очередь Эдвардом Уимпером (Edward Whymper), который в 1865 году смог впервые подняться на вершину Маттерхорна после семи неудачных попыток его покорить. Это восхождение было знаменитым и одновременно трагическим — четыре человека из семи, входивших в группу Уимпера, погибли во время спуска, сорвавшись со скалы из-за обрыва верёвки. Пародоксально, но именно эта трагедия привлекла внимание всего мира к Церматту и сделала его знаменитым. С этого момента там стал бурно развиваться туризм, ставший главным занятием в Церматте в последние 150 лет. Несмотря на все опасности восхождений на Маттерхорн (погибло уже более 500 человек), он какой-то магической силой продолжает притягивать к себе альпинистов.

Подробное описание первого восхождения на Маттерхорн является основой экспозиции одноимённого музея в Церматте. Четыре английских альпиниста во главе с Уимпером в сопровождении трёх проводников (двух швейцарцев и одного француза) 14 июля 1865 года в 3:40 утра вышли из базового лагеря и, поднимаясь по ребру пирамидальной горы, смогли к 13:40 достичь вершины Маттерхорна. Пробыв там около часа, они начали спускаться двумя группами по 4 и 3 человека, связанных между собой верёвками. Один из англичан, шедший в первой группе из 4-х человек, чувствовал себя неуверенно, поэтому Уимпер решил связать обе группы дополнительной третьей веревкой. К сожалению, она оказалась непрочной, и когда неуверенный англичанин поскользнулся и упал, потянув за собой остальных, эта веревка не выдержала и лопнула, и 4 связанных между собой человека из первой группы упали в пропасть. В результате из всех членов экспедиции выжили только Уимпер и два швейцарских проводника, шедшие последними. Троих погибших альпинистов обнаружили на следующий день на леднике внизу, тело одного никогда не было найдено.

Церматт во многих отношениях похож на другие швейцарские горнолыжные курорты (в частности, Зас-Фе), но у него есть одна особенность — большое количество сохранившихся старых домов, некоторым из которых может быть по нескольку сотен лет.

Старые дома в Церматте.

Эти дома расположены на улице Hinterdorfstrasse, которая спускается от главной (Вокзальной) улицы к реке в центре города (если точнее, то напротив блинной Stephanie’s).

Старые дома сконцентрированы на улице Hinterdorfstrasse.

Дома сделаны из лиственницы, древесина которой очень смолистая и поэтому очень прочна и устойчива к осадкам и древесным вредителям. Пишут, что некоторые стоящие тут дома были построены ещё в 16-м веке. Старинные дома до сих пор обитаемы и часто украшены цветами. Но преобладают среди них различные хозяйственные постройки.

Среди старых домов преобладают хозяйственные постройки.

Маттерхорн

Остроконечный пик Маттерхорна, являясь главной достопримечательностью Церматта, стал уже и символом всей Швейцарии. Говорят, что Маттерхорн — наиболее часто фотографируемая гора на Земле. В это нетрудно поверить, уж больно необычно он выглядит: высоченная (4478 м) четырёхгранная пирамида со стенами, обращёнными на все стороны света.

Маттерхорн величаво возвышается над Церматтом. Вид с северо-востока.

Название Matterhorn произошло от немецкого слова matte (луг, пастбище), которое подразумевает большую, заросшую травой долину, где расположен Церматт, и слова horn — пик. Другими словами, Маттерхорн — это «пик на лугу». Впервые такое название зафиксировано в 1682 году. Французское название горы — Mont Cervin — не имеет вразумительного объяснения.

Восточная сторона Маттерхорна треугольная и напоминает огромный акулий зуб.

Производитель швейцарского шоколада Toblerone использует эмблему горы Маттерхорн на своих упаковках. Туристы пользуются этим для создания оригинальных фотографий. Сам же шоколад, как и пик, имеет треугольную форму.

Швейцарский шоколад Toblerone и любимое фото-развлечение туристов.

Чтобы полюбоваться Маттерхорном сверху, мы поднялись по канатной дороге на вершину под названием «Малый Маттерхорн» (Klein Matterhorn) высотой 3883 м, где предприимчивые швейцарцы соорудили целый развлекательный центр со смотровой площадкой, ледяным дворцом, рестораном и зоной для катания на лыжах и ватрушках по леднику (№ 3 на карте 2 и схема ниже).

Схема «Ледникового рая Маттерхорна» (Matterhorn Glacier Paradise). Цифрами обозначены: 1-смотровая площадка; 2-кинотеатр, 3-ледяной дворец; 4-ресторан; 5,6-зона катания на горных лыжах и ватрушках (snow-tubing).
Схема «Ледникового рая Маттерхорна» (Matterhorn Glacier Paradise). Цифрами обозначены: 1-смотровая площадка; 2-кинотеатр, 3-ледяной дворец; 4-ресторан; 5,6-зона катания на горных лыжах и "ватрушках" (snow-tubing).

Назвали они всё это «Ледниковым раем Маттерхорна» (Matterhorn Glacier Paradise) и наверняка неплохо зарабатывают там на туристах.

Смотровая площадка — самое интересное место в «раю». Оттуда открываются прекрасные виды на окружающие альпийские пики и как на ладони виден сам Маттерхорн. Любопытно, что небольшие облачка на небе в тот день висели ниже обзорной площадки, с которой мы на них смотрели.

Стены Маттерхорна крутые, с практически вертикальными участками ближе к вершине, и поэтому снег и лёд на них не удерживаются. Снег со склонов Маттерхорна регулярно обрушивается вниз в виде лавин и скапливается у подножия в ледниках, окружающих гору со всех сторон.

Между «Большим» и «Малым» Маттерхорнами лежит перевал Теодул — переход из Швейцарии в Италию (его неплохо видно на фото ниже). Седловина перевала покрыта одноименным ледником.

На смотровой площадке установлено распятие и внизу него есть две таблички. На верхней коричневой табличке по-немецки написано примерно следующее (в отредактированном переводе Гугла): «Перед нами раскинулись величественные горы, большие и широкие, как вечность, миры. Бог велик и высок, и все вечно славят его». На золотистой табличке на 4-х языках более простая фраза: «Будьте прежде всего человечны».

В окружающих Церматт горах находится много ледников, включая Горнер, второй по размерам ледник в Альпах после Алечского. Конец его языка видно на двух снимках ниже, а полностью мы его увидим на следующий день с горы Горнерграт.

Совсем рядом с «Ледниковым раем» находится один из церматтских четырёхтысячников — гора Брейтхорн (Breithorn, 4164 м, № 6 на карте 2). На её вершину можно забраться от станции Klein Matterhorn (3883 м) и спуститься вниз за один день без специального оборудования, требуется только хорошая физическая подготовка. Мы на такой подвиг не решились, но многие люди туда отправились, как видно на одном из снимков ниже.

Вокруг Малого Маттерхорна находится плоская верхняя часть ледника Теодул (Theodulgletscher), на которой круглый год лежит снег. Соответственно, здесь круглый год катаются на лыжах, включая профессионалов — членов национальных горнолыжных команд. Спускаться можно как на юг — в Италию, где расположен курорт Червиния (Cervinia), так и на север — в Швейцарию. Церматт вместе с Червинией обеспечивают объединенную зону катания, состоящую из более чем 360 км лыжных трасс.

Горнолыжная трасса, уходящая в Италию.

Помимо смотровой площадки, в «ледниковом раю» мы также посетили ледяной дворец — вырубленную во льду на глубине 15 метров систему тоннелей, внутри которых расставлены ледяные скульптуры. Лёд в этом месте лежит на плоской поверхности и является вечным, поскольку никуда не движется. Иначе вряд ли швейцарцы организовали бы здесь ледяной рай:)

С вершины Малого Маттерхорна мы спустились по канатной дороге к «Чёрному озеру» (Schwarzsee, № 2 на карте). Оттуда прекрасно видно Большой Маттерхорн, и там же начинается альпинистский маршрут на его вершину со швейцарской стороны (есть ещё и другой путь наверх со стороны Италии).

Гостиница и ресторан у Чёрного озера с потрясающим видом на Маттерхорн.

Все гребни Маттерхорна имеют собственные названия. Северо-восточный гребень называется Хёрнли (нем. Hörnligrat). Нижняя часть гребня достаточно пологая и удобная для ходьбы. Далее склон становится более крутым, но на гребне существуют естественные ступени. Подъём по гребню Хёрнли считается классическим маршрутом и именно по нему шла наверх группа Уимпера во время злополучного первого восхождения.

Маршрут начинается в приюте Хёрнли (№ 7 на карте 2) на высоте 3260 метров над уровнем моря. В приют можно попасть пешком либо от станции канатной дороги возле Чёрного озера, либо напрямую из Церматта. Приют был построен Швейцарским альпийским клубом в 1880 году. Сейчас там гостиница и ресторан, открытые в 2015 году к 150-летнему юбилею первого восхождения на Маттерхорн. Заселяются туда только самые крепкие альпинисты, поскольку к приюту надо подниматься пешком от Чёрного озера почти на 700 метров. Интересно, как в эту гостиницу/ресторан завозят всё необходимое — вертолётом? Если так, она должна быть недешёвой:)

Маттерхон — не единственная гора в районе Церматта выше 4 км. Здесь же находится самая высокая вершина Швейцарии пик Дюфур (4634 м, № 9 на карте 2) в массиве Монте-Роза, и вершина Лискамм (4527 м, № 10). Обе эти горы выше Маттерхорна, но при этом не такие выразительные.

Самые высокие пики рядом с Церматтом (Dufour и Liskamm) крупным планом. Частично виден и ледник Горнер.

Окрестности Чёрного озера очень живописны. Тут не только открыточный вид на Церматт, но и другие горные панорамы, альпийские луга и ледники, некоторые уже почти растаявшие.

От Черного озера в долину ведёт крутая грунтовая дорога, по которой в конечном итоге можно добраться до Церматта. Она же используется как туристическая тропа «средней» сложности (по швейцарской классификации). Однако «средняя сложность» по-швейцарски может означать достаточно крутые подъёмы/спуски. Данная тропа, в частности, предполагает спуск на 1 км на дистанции в 5 км. Мы решили поберечь колени и спустились по канатной дороге.