Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 19:58

Свияжск — Россия Август 2021

Мечта всегда красивее действительности. В моих мечтах Свияжск был сказочно красив. И вот она сбывшаяся мечта: на теплоходе «Михаил Кутузов», совершающего круиз Ярославль — Пермь мы причаливаем к острову.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Нам очень повезло с экскурсоводом, детство ее прошло на острове.

Свияжск красив, но много совсем не сказочного было в его истории.

Казанское ханство в XVI веке было барьером для России, не было возможности для развития на Восток, постоянно совершались набеги на русские земли, в Казани уже было около 100 тысяч русских пленных. После неудачного второго похода на Казань, закончившегося в феврале 1550 года, Иван Грозный придумал ход конем: надо было построить русскую крепость недалеко от Казани в экстремально короткие сроки. Для этого в городе Углич сделали заготовки срубов для города, все бревна пронумеровали и на плотах доставили к расположенной в 25 км от Казани горе Круглой, у которой сливались река Свияга и Щука. Макушку горы разровняли и за 4 недели из подготовленных бревен сложили город, который заселили русскими людьми в мае 1551 года. Город получился большой, больше Новгорода и Пскова.

Созданная военная база помогла, Казань в 1552 году была взята. В крепости Свияжск Грозный повелел строить церкви и монастыри.

В начале XX века в Свияжске было двадцать тысяч жителей и двенадцать церквей.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Но красоту неповторимых русских храмов почему-то не замечали большевики, в 30 годах большинство храмов было взорвано. Наш гид рассказала нам как спасли несколько церквей, когда пришла телеграмма из Москвы, что это памятники архитектуры… А сколько их снесли, зная, что памятники…

Еще она нам рассказывала как они в детстве собирали старинные монетки на месте бывших торговых рядов, это было недалеко от школы. Здание школы построено в 1911 году, в нем была женская гимназия и учились 60 девочек.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Сейчас в этом здании Центр образования для детей дошкольного и школьного возраста, обучается 9 детей.

От школы открывается прекрасный вид на реку Свиягу, ставшую водохранилищем,

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Видна церковь Константина и Елены, единственная сохранившаяся приходская церковь Свияжска, построенная в конце XVII века.

Мы постояли у просторной Рождественской площади, не которой остались возвышенности от Рождественского собора, Тихвинской церкви и Благовещенской церкви.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

На площади красуются здания Пожарного извоза и Ремесленного училища.

Пожарный извоз
Ремесленное училище.

К Рождественской площади сходятся три улицы Свияжска: Успенская, Никольская и Троицкая. Мы продолжаем путь по Троицкой улице, заходим в Часовню царственных страстотерпцев, построенную в 1897 году.

В часовне необычный потолок.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Дальше по улице доходим до Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Троицкой церковь в монастыре построена в 1551 году князем Серебряным.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Это единственный памятник деревянного зодчества Поволжья. Сруб для церкви из лиственницы привезли по реке из Углича, как и все деревянные дома Свияжска в тот год, и собрали за один день. В этой церкви молился Иван Грозный перед походом на Казань в 1552 году. Хотя церковь несколько раз перестраивали, сохранилась атмосфера средневековья.

Собор во имя иконы Божией матери Всех скорбящих Радость с пятиглавым куполом построен в монастыре в 1906 году в византийском стиле с элементами эклектики. Шестнадцать окон окружают главный купол.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Это самый большой храм в Свияжске.

Высота купола 54 метра

Снова выходим на Троицкую улицу и идем до Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря, основанного в 1555 году.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Это был самый богатый монастырь в России.

На территории монастыря четыре храма.

Успенский собор в стиле псковских храмов построен в 1561 году из белых тесаных камней.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Рядом двухэтажная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1556 году. На втором этаже расположен освященный храм.

На первом этаже открыт музей Успенского монастыря.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Надвратная церковь Вознесения Господня построена в конце XVII века взамен деревянной.

Справа Надвратная церковь Вознесения Господня, слева Братский корпус.

Еще один храм расположен за Братским корпусом.

Братский корпус. За корпусом видна церковь

Это церковь Германа Казанского и Митрофана Воронежского, которая была построена в 1799 году. Церковь отреставрировали в 2012 году.

Еще в 2008 году здесь была разруха. Судьба монастыря, как и всего города Свияжска в советское время, была очень печальной.

Во времена Красного террора в Свияжске был штаб Восточного фронта Советской республики. Здесь распоряжался Лев Троцкий, расстрелов было много. Воды Куйбышевского водохранилища, затопившего часть города, скрыли немало могил.

С 1937 по 1948 год в Успенском монастыре была Исправительно-трудовая колония № 5 для политических заключенных, в которой погибло по разным данным от 3000 до 5000 человек. Все это было вот в этих Братских корпусах.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Потом здесь разместили Казанскую тюремную психиатрическую больницу.

Сейчас Свияжский Успенский мужской монастырь полностью восстановлен и с 2017 года включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город Свияжск смотрится хорошо. Прописка в Свияжске запрещена, здесь постоянно проживает 243 человека, но приезжают дачники, много красивых домиков.

На берегу в 2013 году построена по сохранившимся чертежам точная копия лодки, на которой Павел I с двумя сыновьями в мае 1798 года плыл от Свияжска до Казани, где он заложил первый камень Гостиного двора.

В крепость Свияжск Павел прибыл на лошадях и здесь пересел в двенадцативесельную лодку.

Длина лодки 11 метров.

После того, как по Указу первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева в 2010 году был учрежден Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, судьба Свияжска изменилась.

По царскому велению на горе Круглой... Свияжск

Уже в 2011 году был построен красивый речной вокзал.

Возрождение исторического наследия Татарстана стало общенародным делом и за одиннадцать лет работы фонда «Возрождение» Остров-Град Свияжск расцвел, восстановлено шесть храмов, отремонтированы дороги, облагорожена территория.

Сейчас Свияжск — одно из самых посещаемых мест в Татарстане.