Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
сейчас на сайте

Болгар — Россия Август 2021

Когда мы вышли на берег с круизного теплохода в городе Болгар, нам приготовили теплую встречу. После приветственного слова

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

симпатичные девушки нам станцевали и красивый юноша в национальном татарском костюме спел песню на своем языке.

Затем нам провели экскурсию по экспозиции Музей Болгарской цивилизации . Музей расположен на 3 и 4 этаже здания Речного вокзала.

У выхода из музея нас ждал автобус, на котором мы поехали к Белой мечети.

Когда вышли из автобуса просто ахнули: перед нами был маленький Тадж-Махал.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Белую мечеть построили в 2012 году по программе бывшего в то время президентом Татарстана Мантимера Шаймиева. Средства на Белую мечеть выделил Алишер Усманов. Он захотел быть единственным инвестором в строительстве мечети, объяснил, что давно мечтал построить мечеть, но не мог решить где, а после разговора с Шаймиевым выбрал Болгар.

По инициативе Шаймиева в Татарстане создан «Республиканский Фонд Возрождение памятников искусства и культуры», куда на строительство и восстановление культурных объектов может перечислить средства любой человек и его заносят в книгу Благотворителей при любой сумме взноса. В этой книге 48 тысяч записей. Сейчас заполняется седьмой том.

Площадь внутреннего двора Белой мечети 1500 кв.м

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Двор окружен аркадами из 88 колонн.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Высота центрального купола мечети 17 м, а диаметр 10 м. Высота минаретов 46,5 м.

Мечеть построена итальянскими мастерами из белого итальянского мрамора, которого потратили 1200 тонн.

Внутри два этажа, но туристам вход разрешен только на второй этаж.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Стены украшены узорами из тюльпанов

Освещается мечеть витражными окнами и люстрой диаметром 25 м.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Налюбовавшись на беломраморную мечеть садимся в автобус и едем к мемориалу «Памятный знак»

Восьмигранное здание «Памятный знак» построено в 2012 году, им отметили 1090 лет принятия ислама.

Внутри здания располагается Музей Корана, в котором представлены книги Корана разного времени выпуска и разного размера. Здесь находится самый большой в мире печатный Коран, изготовленный итальянскими мастерами.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Обложка Корана, облицована пластинами малахита и серебром, покрытым сусальным золотом, украшена кораллами, бирюзой, яшмой, фианитами. Размер книги 2 м на 1,5 м, толщина 25 см и в ней 632 страницы. Весит этот шедевр 800 кг. Читают книгу только тогда, когда прибывает важная делегация. Каждый листок переворачивают 4 человека. Коран признан культурной ценностью России.

На стенах музея художественно оформленные тексты Корана, а рядом перевод подчеркнутых высказываний.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Красивы заглавные страницы Корана.

Здесь можно посмотреть на костюм мусульманина и коврик для молитвы.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Стену украшает мозаичная картина, на которой изображено принятие ислама.

Дальше наша экскурсия проходит пешком.

На территории Музея -заповедника продолжаются раскопки.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии
Первые раскопки были начаты на Городище в 1877 году! Как нам объяснил гид к настоящему времени раскопано только 5% территории города Болгар.

После захвата города Болгар Золотой Ордой у него начинается другая история. Все, что связано с доордынской Волжской Булгарией мы видели в Музее болгарской цивилизации. Сохранившиеся каменные строения на этой территории — это сооружения времен Золотой Орды. После 13 лет отчаянного сопротивления в 1236 году город был захвачен монголами и уничтожен. В XIII веке начался расцвет Болгара в составе Улуса Джучи. В 1361 году был захват города Булат Тимуром, а в 1431 году город окончательно разрушает воевода Федор Палецкий.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Впереди минарет и православный храм рядом. Это как в современном Татарстане и неплохо смотрится.

Оказывается минарет восстановленный. Старинный минарет имел наклон и упал на церковь в 1841 году.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Этот минарет стоял у Соборной мечети XIII века, от которой кроме фундамента мало что сохранилось. Посередине стоит колонна из камней XIII века

В стенах показаны части старинной кладки.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Около Соборной мечети было два мавзолея: Восточный и Северный.

Восточный мавзолей служил усыпальницей знати, зданию 700 лет.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

В XVIII веке мавзолей переделали и здесь была Никольская церковь Успенского монастяря.

В разрезе мавзолей выглядит так:

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Северный мавзолей построен в XIV веке.

Когда здесь был монастырь, то монашки устроили в Мавзолее погреб.

В настоящее время в Мавзолее собраны намогильные плиты, найденный на территории Болгар и это настоящее наследие домонгольской Волжской Булгарии

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Надписи на плитах начинаются со слов из Корана, затем идут фамилии и даты, а в заключение коранические формулы: " Смерть есть врата и все войдут в них»

На террритории городища сохранились развалины Ханского дворца.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Ханский дворец был построен сразу после прихода монголов, он был размером 24 на 29 метров в основании.

С дворцового холма прекрасный вид на реку.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии
От Ханского дворца к набережной ведет Тропа Правителей. По тропе установлены плиты с именами всех правителей начиная от основателя Булгарии и заканчивая Казанским ханством

На территории Городища по указу Петра I в. 1722 году был основан Успенский женский монастырь для «охоронения руин старой столицы Булгарии», но монашки по своему распоряжались историческим наследием. В 1764 году по указу Екатерины II монастырь был переведен в Чебоксары «за варварское отношение монашек к историческим ценностям Булгарии».

Успенская церковь была построена в монастыре в 1732 году на средства купца Михляева, известного казанского мецената, а колокольня построена на средства прихожан. После падения Большого минарета на колокольню в 1841 году, она дала трещину и в 1861 году колокольню разобрали и построили заново. После переезда монастыря Монастырскую слободу переименовали в село Успенское, а потом в село Болгар.

В настоящее время в здании Успенской церкви музей, рассказывающий об истории церкви и о православии в Болгар.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Церковь с колокольней, мечеть и мавзолей прекрасно смотряться вместе.

По Тропе Правителей спускаюсь от Ханского дворца.

За Тропой Правителей идет Аллея поэтов и ученых.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

Ступени письменности, расположенные ближе к речному вокзалу, рассказывают об основных этапах развития тюркско-татарской письменности.

Болгар. Новая жизнь Волжской Булгарии

На стеллах фрагменты манускриптов и цитаты из произведений известных поэтов и писателей, играет музыка.

Наш теплоход прекрасно выглядит рядом с Музеем болгарской цивилизации.