Турист Анна Горбунова (anya_erogen)
Анна Горбунова
была 27 апреля 2022 9:36

От моря до гор и обратно. Прекрасная Грузия

Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Местиа, Сигнахи, Мцхета + 4 города — Грузия Май 2021

Вряд ли существуют люди, которые не знают о грузинском гостеприимстве. Ну, а хинкали? Хачапури? Невозможно остаться равнодушным. И когда возникает мысль: а не поехать ли в Грузию? — представляешь не горы и бесконечное количество монастырей. Видится та самая теплая атмосфера за нескончаемыми рассказами грузина, подливающего тебе вина, пока ты пытаешься разорвать тянущуюся сырную ленту от еще горячего отломленного кусочка хачапури.

В общем, вдоволь насладившись полуторами турецкими месяцами, мы отправились в Тбилиси.

По короновирусным правилам для вылета в Грузию необходимо сдать ПЦР-тест. Кроме этого, на третий день пребывания в стране в одной из аккредитованных клиник (их список есть в интернете) нужно сдать еще один тест на корону. Никто это не контролирует, результат теста нужно сохранить до вылета из страны. Тест стоит 70–80 лари. Это адекватная цена, некоторые лаборатории берут гораздо больше. Сразу скажу, что про этот тест по вылету из Грузии у нас даже не спросили. Зачем делали? Неизвестно. Возможно, у кого-то его и проверяют, так что лучше не рисковать и сделать.

Наш самолет приземлился в столицу ночью. В апреле еще действовал комендантский час, поэтому после 9 вечера такси вызвать нельзя, а ночные рейсовые автобусы из аэропорта в город были отменены. Единственный выход — такси, у которого есть разрешение работать в часы локдауна. Мы добрались за 50 лари. Это недорого для официального такси из аэропорта, но дорого по сравнению с Яндексом (через приложение машина бы обошлась примерно в 30 лари).

В Тбилиси работает Яндекс-такси, Максим, Bolt. Мы пользовались Яндексом. Цены на поездки смешные: в среднем по городу 2–3 лари.

Достопримечательности Тбилиси расписывать смысла нет, до меня это уже сделали десятки раз. Кажется, что мы побывали везде (конечно же, только кажется). Но на заведениях с вкусной едой я все же остановлюсь. Не скажу, что мы обошли много ресторанов в городе, но свой личный список все же составили.

• Pasanauri. Есть на площади Майдан и у метро Руставели (еще видели на ул. Пушкина, но заведение не работало). Вкусно и там, и там. Но показалось, что на метро Руставели все-таки уютнее и чем-то лучше. Цены очень приятные, как и во многих грузинских ресторанах.
  • Мачахела Самикитно. Та, которая на площади Майдан. Популярное заведение у местных и туристов, так как находится напротив храма Метехи. В первую поездку в Тбилиси это заведение у меня не вызвало никаких нареканий. В этот раз однажды нам не повезло с хинкалями. Но в остальном, все вкусно.
  • Pirosmani’s dukani. Прямо у входа в Carrefour. Пообедали там всего раз, но остались очень довольны и размерами порций, и вкусом, и ценой.
  • Вильяминовъ. Находится на площади Свободы. Не удалось побывать там, так как после пандемии заведение до сих пор не открылось. Но если ресторан все же вернется к работе, советую заглянуть за хинкалями. Несколько местных жителей (один из которых преклонного возраста) очень советовали это легендарное место, в котором подавались чуть ли не первые хинкали в городе.
  • Салобие. Недалеко от Мцхеты. По-моему, туда съезжается половина Тбилиси и Мцхеты в любое время и день недели. Цены ниже, чем там, в Тбилиси сложно найти. Ну и вкуснее их лобио, кутабов и хачапури тоже.

Первое наше мини-путешествие по Грузии было в Кахетию. Мы арендовали машину на myrentalcar.ru. Очень удобный сервис без залогов. Советую бронировать автомобиль минимум за 2 дня до даты аренды, так как при поиске на завтра или послезавтра количество вариантов сильно снижается и стремится к нулю.

На поездку по Кахетии нам было достаточно 1 дня. Если честно, пейзажи не впечатлили. Кахетия — это сплошная Алазанская долина и указатели на Wine route. Именно здесь сосредоточено большинство знаменитых грузинских виноделен. В Кахетии кроме виноградников стоят древнейшие достопримечательные монастыри. Смотреть каждый желания не было, но на несколько объектов мы заехали.

Первой нашей остановкой стал монастырь Академия Икалто. Расположен недалеко от городка Тилави, знаменитого по съёмкам в нем Мимино. Любителям этой киноленты можно заглянуть в киношный аэропорт. Ну, а монастырь — как монастырь. Мы за последние годы насмотрелись соборов, монастырей и других религиозных учреждений во многих странах, поэтому сейчас особого впечатления и желания их осматривать они не вызывают. Только лишь некоторые. В основном, все друга на друга очень похожи. В Грузии тем более. Вход в монастырь был закрыт, поэтому мы 10 минут посмотрели на него с разных сторон, пофотографировали и отправились дальше.

Кахетия, Академия Икалто

Далее мы направились к монастырю Алаверди. Он оставил яркие впечатления. Красивейший старинный храмовый комплекс в окружении гор и зеленых сочных долин, является вторым по высоте собором в Грузии. В самом дворике много цветов и витающая в воздухе благодать. В тот день было прощеное воскресенье, в храме шла транслирующаяся на улицу служба. Поэтому окунуться в атмосферу умиротворенности удалось сполна. Кстати, у комплекса большая парковка, кафе и приличный туалет.

Храм Алаверди

Следующим пунктом для посещения был замок Греми. Вообще ничего интересного. Ни сам замок, ни виды с него.

На нашей онлайн-карте мы ставили отметку для посещения Некреси, который находится недалеко от Греми. Это место мы решили пропустить, предварительно погуглив картинки и описание. Ничего интересного для себя мы бы там не обнаружили.

Следующим по пути был городок Кварели, который славится своим озером. Фотографии этого озера в интернете и правда красивые. Но история посещения этого озера получилась слегка непонятной. По описанию водоем находится непосредственно в городе. На карте такое озеро в Кварели одно. Указатели также подтверждали верность нашего пути. И в Кварели действительно есть озеро (на самом деле, это рукотворный водоем типа карьера). Но с интернетовскими фотографиями оно не совпадало. Мы увидели облагороженную территорию вокруг озерца на возвышенности, красивую новую набережную с зонами для отдыха, прогулки, игр и прочего. Поисковик же нам выдал картинки с почти не тронутым человеком озером с видом на горы. Скорее всего, мы все же приехали не туда. Вообще, место не плохое, но вряд ли заслуживает внимания туристов, жаждущих познакомиться с настоящей красотой грузинской природы.

После Кварели мы поехали в самое знаменитое место Кахетии — город любви Сигнахи. Говорят, что этот чудейснейший городок обязателен к посещению. Ну, не знаю. Возможно, если вы ранее не были в других красивых старинных городах разных стран (предпочтительно стран Европы), то есть шанс испытать незабываемые впечатления от увиденного. Бывалым путешественникам Сигнахи может и не подарить ожидаемых эмоций. Городок очень милый, симпатичный, небольшой. Прогулка по нему у нас заняла буквально час. Впечатления, как и от всей Кахетии, очень средние.

Завершающим пунктом нашей кахетинской поездки стал монастырь Святой Нины. И он очень порадовал. Настолько умиротворенное место, что все мысли куда-то улетучиваются, а ты просто наслаждаешься щебетом птиц, цветами, видами на долины и царящей тишиной вокруг. Там какой-то отдельный райский уголок со своим хозяйством, бытом и двориком. Ухоженная красивая территория, величественный храм, чистота и дружелюбие. Советую заглянуть в это место, тем более, что от Сигнахи оно расположено всего в 10 минутах езды.

Уже к вечеру мы были дома. Несмотря на отсутствие фонтана эмоций, мы не пожалели о маленьком путешествии в винный регион Грузии. Да, почти ничему не удивились. Но этот кусочек Грузии теперь есть в нашей памяти.

Вдоволь насладившись резными деревянными балкончиками, узкими удочками, старинными постройками, красивейшими монастырями Мцхеты и Тбилиси, мы отправились в Кутаиси.

Тбилиси, монумент История Грузии

Кроме самостоятельного автомобильного путешествия по маршруту Тбилиси-Кутаиси до города можно добраться на автобусе и на поезде. Мы выбрали последний вариант. Поезд отправляется утром с центрального железнодорожного вокзала Тбилиси. Цена вопроса — 8 лари и 5 часов в пути. Не могу сказать, что вагоны новые и чистейшие, но в целом отвращения никакого не вызывают: достаточно комфортно и без запахов. Прибывает поезд на ж/д вокзал Кутаиси, расположенный в самом городе.

Честно признаться, что фотографии Кутаиси в интернете отбили у меня желание ехать в этот город. Как-то совсем скучно и уныло показалось. Но после знакомства с Кутаиси я ассоциирую его с теплотой и уютом. Совсем небольшой городок без явно выраженных достопримечательностей. Много обшарпанности, совдепа и других отголосок к прошлому. Но он такой милый, добрый, самобытный, теплый, самостоятельный и уютный! У меня с городами обычно так: по душе или не сошлись характерами. Вот с Кутаиси моя душа слилась.

Кутаиси

Ну, хватит романтики! В городе много кафешек, ресторанов. Голодными не останетесь. Все они сосредоточены в центре около центральной площади с красивейшим фонтаном. С продуктовыми магазинами туговато. Сетевые найти сложно (говорят, что они есть, но мы так и не нашли нормальный), а в обычных ИП Ромашка набор продуктов скудный (хотя, это зависит от вашего рациона). Яндекс-такси в Кутаиси не работает. Пользуйтесь Максим или Bolt. Таксист может приехать немного не туда, куда вы заказывали (это вообще обычная история), а понять, где вы его ждете, ему сложновато. Придется машину искать самому. Вообще, грузинские таксисты — отдельная история. Они очень любят обсудить правительство, рассказать вам о своей молодости (истории из которой зачастую имели место быть в России) и поругать соседнего водителя, нарушающего правила, в момент своего нарушения правил дорожного движения.

В городе нужно обязательно прогуляться по Белому мосту через бурную реку, сходить к храму Баграта, спрятаться в тени деревьев от палящего солнца в ботаническом саду, вход в который стоит в районе 1,5 лари (а сам сад очень неплох), прокатиться на старенькой коротенькой канатке в маленьких кабиночках на 2 человека к парку аттракционов и обратно.

Что касаемо еды, то нам очень понравилось кафе Арго, которое расположено близко к Белому мосту. Обслуживание, еда, цены, открытая веранда, музыка — все было прекрасно. И особенно советую попробовать салат с жареными баклажанами: ну очень он был вкусный.

В Кутаиси есть новый аэропорт, который больше тбилисского. Город находится в центре Грузии, поэтому добираться удобно хоть куда и хоть откуда. По официальной статистике до пандемии в Кутаиси прилетало 7 млн человек в месяц! По словам местного грузина, туристами приходилось селиться в пригородах, так как мест в городских отелях и гостевых домах на всех желающих не хватало.

Кстати, о проживании. Даже в наше пандемийное малотуристическое время на букинге не было приличных вариантов. Все квартирки и отели были очень скудные и ветхие. Мы совсем не привередливые путешественники, но качество жилья в Кутаиси нам показалось довольно низким. Но нам повезло заметить и забронировать квартиру в новом доме. И везение оказалось не в идеальном варианте проживания в чистой двухкомнатной квартире со всеми необходимыми элементами быта, а в хозяине этой квартиры. Может, поэтому я с такой теплотой отношусь к этому городу, так как хозяин нашего жилья стал одним из самых ярких впечатлений грузинского трипа. Очень хочется рассказать хотя бы пару строк о нем. Автандил — профессор в кутаисском университете, преподает ресторанный бизнес. Все официанты и менеджеры ресторанов Кутаиси — его бывшие студенты. За его плечами 5 кругосветных путешествий на круизном лайнере в качестве директора по банкетам при обслуживании высших лиц государства. Он интереснейший, добрейший и образованнейший человек. Хочется еще подобрать множество эпитетов, но они не помогут охарактеризовать Автандила в полную силу. С такими людьми нужно быть знакомым лично.

Факт о многоэтажных домах Грузии. В некоторых зданиях, новостройках или ветхих — неважно, встречаются платные лифты. Это меня очень удивило.

Наш новый грузинский друг стал заботиться о нас, как о родных, что было даже неловко. И он тактично настоял (хотя мы пытались отказаться, чтобы не обременять) отвести нас в пару красивых мест в окрестностях города. Автандил познакомил нас с монастырями Моцамета и Гелатским. Оба места достойны внимания. Хотя бы ради видов с Моцаметы и исторических артефактов (включая одну из двух первых Академий в мире) в Гелатском монастыре. Ну и побыть в умиротворенном месте среди гор — отдельное удовольствие.

Гелатский монастырь

Рядом с Кутаиси есть еще несколько красивых мест, которые нам не удалось посетить из-за непогоды (в мае рановато туда ехать) и отсутствия желания. Это каньон Окаце, Мартвили каньон, пещера Прометея и заповедник со следом динозавра. Ничего лично не могу сказать об этих местах, но, если есть желание и позволяет погода, можно ими разбавить свое пребывание в Кутаиси.

И на заметку о Кутаиси. Меня шокировал пятничный утренний рынок в районе старого недействующего автовокзала города, около которого выстроились в длинные ряды продавцы домашней скотины: свиней, куриц, цыплят. И за ними приехал, кажется, весь город с близлежайшими деревнями, потому что машинами был заставлен весь район. Жуткое зрелище, когда торгуют живым товаром, держат куриц вверх ногами, а свинюшек в тесной клетке в багажнике на жаре. Не могла спокойно на это смотреть и сразу же ушла из этого ада. Так что будьте готовы к путешествию назад в прошлое, причем не очень приятному.

Настало время продолжать свой путь по Грузии. После Кутаиси мы направились в Батуми. Каждый час с автовокзала города отправляется маршрутка к черноморскому городу. Ехать часа 3. Цена — 15 лари.

Маршрутки — настоящий аттракцион. Тесные, жаркие, любимая музыка водителя на всю катушку (которая, к слову, идет абсолютно в разрез с нашим вкусом), сумасшедшая езда, громкие разговоры местных жителей между собой и по телефону. Каждый занят своим делом, а на комфорт других пассажиров, мягко говоря, плевать. Это очень забавно наблюдать, но повторять поездку не хочется.

О Батуми много рассказывать не буду. Если с Кутаиси у меня душевный коннект, то с Батуми мы не сошлись характерами. Очень красивый город, прекрасная чистая набережная, много зелени, атмосферный старый центр, впечатляющие новостройки в стиле Дубая, уютные зеленые парки. Но город не зашел. Это чисто мое субъективное мнение. Объективно — очень красиво и современно. Но если уйти немного вглубь от побережья, вас ждет развешанное на протянутой через весь двор веревке белье, огромные ямы на асфальтах и посредственные домики. Но город активно развивается, и, скорее всего, в следующем году уже вырастет пара-тройка новых небоскребов.

Батуми

Могу посоветовать вкусное и очень уж дешевое место в Батуми недалеко от старого города: кафе Пиросмани. Там очень добродушная хозяйка и одни из самых низких цен, которые мы встречали в Грузии.

Прожив в Батуми 2 недели и дождавшись хорошего прогноза в горах, мы отправились в Сванетию. Регион, где горная Грузия предстает перед туристом в самом ее великолепии. Центральный и единственный городок Сванетии — Местия. Вообще, в допандемийный период из Батуми в Местию курсировали прямые автобусы, и проблем с переездом не было. Но в мае 2021 года поездка не была такой простой. Я не буду подробно рассказывать, как мы в течение часа пытались выяснить на автовокзале Батуми что-нибудь о возможности уехать в Местию, потому что этот процесс к концу вызывал уже истерический смех и нервоз. Но если кратко, то никто ничего не знал, нас отправляли от места к месту и обратно, половина «помощников-информаторов» вообще слабо разговаривали по-русски, так что выяснить что-либо было довольно сложно. Но все-таки удалось.

Итак, если прямого сообщения между Батуми и Местией в период вашего путешествия нет, то сначала нужно уехать в город Зугдиди. Водителю нужно сказать, что ваш конечный пункт — Местия. Он звонит тому, кто отвезет вас из Зугдиди, чтобы тот дождался и не уехал без вас. Удобно было выехать в 9 утра в Зугдиди (стоимость проезда 20 лари), а там пересесть на маршрутку в Местию (за 25 лари с человека). И к вечеру вы будете на месте. Если вы путешествуете в Местию из Кутаиси, то с того же автовокзала в 10–11 утра ходит прямая маршрутка в Местию.

К слову, о маршрутке в Местию. Наш водитель Гоча, прежде чем отправиться в путь, с полной маршруткой путешественников сначала закончил личные дела. По дороге он продолжал заезжать в какие-то местечки по своим вопросам. Где-то завозил пакеты с лавашами, кому-то передавал охапку металлических труб, которые мешались в салоне. Можно бы было подумать, что нам не повезло (хотя Гоча — очень хороший человек, и никаких претензий к длинной дороге с ним у нас нет). Но позже мы узнали, что в Грузии это абсолютно нормальная практика, когда водители заезжают по своим делам во время поездки. Это хорошо, что нас миновало грузинское застолье водителя в придорожной забегаловке. Нам рассказали, что и такое случается.

Чем ближе к Сванетии и дальше от Аджарии, тем поразительней становились пейзажи за окном старенького Форда Транзит. Только представьте: бурные горные реки с обеих сторон зажаты между зелеными пышными горами. Один пик вытесняет другой. Прячущие горизонт белоснежные макушки устремляют вниз со своих вершин почти вертикальные реки. С такими красотами забываешь о пятом часе дороги на тесном пыльном сиденье, об урчащем животе, да и обо всем на свете.

По дороге в Местию

Местия — небольшой городок среди гор и районный центр региона Сванетия. Нам повезло и там познакомиться с очень интересными людьми. От них мы узнали историю воинственных сванов, увлекательные обычаи грузинских горцев, любопытное использование сванских башен (построенные в 9–11 веках сванские башни находится под защитой ЮНЕСКО, а цель их постройки до сих пор подлинно не установлена). Мне уже не пересказать всего этого с вызыванием интереса, поэтому советую узнать эти интересные факты за вкусным чаем с видом на сванские башни. Ну, или нагуглить интересующие вехи истории.

Сванские башни

В Местии есть музей об истории Сванетии, который входит в топ самых лучших музеев Европы. Кроме этого, в городке можно посетить еще парочку других музеев, новую красивую церковь, театр, туристический центр и рестораны. В период нашего пребывания работал всего один ресторанчик на центральной площади. И он является самым знаменитым заведением города. А судя по количеству денежных купюр, подписей и других сувениров со всего мира (включая Африку, Филиппины, Южную Америку и даже малоизвестные острова), и самым посещаемым. Хорошее место с вкусной едой и адекватными ценами. Называется это место Laila.

От местных мы узнали, что в довирусные времена на дорогах буквально были пробки из людей. В Сванетию приезжали тысячи туристов, и поток народа в городе был нескончаемым. Нам же повезло увидеть совершенно пустые, безлюдные, тихие улочки. Мы, конечно, желали хозяевам наших отелей побольше туристов (ведь многие номера давно пустуют в эти сложные времена), но сами очень радовались отсутствию людей практически во всех местах.

В Местии есть несколько горных вершин, с которых открываются умопомрачительные виды на весь кавказский хребет. К ним можно добраться только по канатной дороге. К сожалению, она работает только в зимний период для лыжников и сноубордистов. Поэтому в теплое время такая возможность ускользает. Также существует знаменитый горный треккинг к горным озерам Корульди. Часть пути можно проехать на машине. Но когда в самом городе было 26 градусов жары, на высоте по дороге к Корульди еще лежали сугробы.

Некоторые туристы самостоятельно отправляются в такой поход, не уведомив местных и не выяснив возможность восхождения в соответствии с погодными условиями. От этого случались истории гибели туристов. Поэтому обязательно уточняйте у местных, доступен ли этот маршрут. Вам обязательно расскажут.

Одним из самых доступных и безопасных занятий в Сванетии является мини-путешествие в Ушгули. Ушгули — это самое высокогорное поселение Европы (на самом деле нет, таковым является село Куруш в Дагестане. Но кто мы такие, чтобы спорить с грузинами?). Если быть точнее, то Ушгули — это древняя община, в которую входит 4 малюсенькие деревни, в 1–2 км друг от друга. Подробнее об Ушгули, который так же находится под защитой Юнеско, его истории можно прочитать в интернете (не хочется пересказывать википедию).

Добираться самостоятельно туда можно только на авто с высокой проходимостью. Также стоит учитывать опыт вождения по горным дорогам. Путь от Местии до Ушгули занимает примерно 2 часа. Около четверти дороги (где-то 12 км) и половина времени в пути — бездорожье по краю обрывов, пересеченных водопадами. Ехать нужно только в сухие дни. В дожди и период таяния снегов дорогу сильно размывает, и она становится непроходимой. В эти периоды Ушгули отрезано от цивилизации. Горы вдоль дороги очень сыпучие, постоянно слышен звук падающих камней. На нашем пути мы встретили завал, который перегородил дорогу. Техника устраняет последствия завалов очень быстро, экскаватор быстренько расчистил перед нами и еще 4 машинами гравий, дал нам проехать и продолжил работать.

Собственно, из Местии в Ушгули можно уехать с местными водителями. Они зарабатывают этим на жизнь, поэтому найти свободную машину не составит труда. Вообще, и искать водителя с машиной не требуется, он сам вас найдет. В день с предложением съездить в Ушгули к нам подъезжало минимум 2–3 водителя. Возят они, в основном, на минивенех. Собирают группу до 7 человек и в 9–10 утра выезжают. Мы же ездили с нашим Гочей на его Форде Транзит (похож на нашу газель), который вез нас из Зугдиди в Местию. Один рейс стоит примерно 180–200 лари. Чем больше людей в машине (но не больше 7, обычно), тем дешевле на человека обходится поездка. Но ниже 40 лари с одного туриста вряд ли получится договориться. Стартует авто с центральной площади.

Дорога в Ушгули — это зеленые горы на фоне белоснежных ледников, разрезанные горными реками и глубокими ущельями. Сама община окружена высоченными пиками. Обязательно посетите это место и насладитесь тишиной, деревенским укладом жизни местных горцев, потрясающими видами на почти не тронутые десятилетиями постройки среди сочных зеленых лугов.

Ушгули

Пробыв в Сванетии 3 дня, мы вернулись в Кутаиси. Это слегка нелогично, но наш план был таков. По поводу способа передвижения: мы возвращались тем же методом с Гочей до Зугдиди. Оттуда с автовокзала ходят маршрутки в Кутаиси. Такая длинная дорога, да еще и в жару в маршрутках без кондиционера, утомляет. Но есть очень привлекательные варианты, как добраться из Местии в Кутаиси или в Тбилиси без пересадок всего за пару часов. В Местии есть небольшой аэропорт. В нормальное время летали маленькие самолеты на 15 человека по маршруту Местия-Тбилиси и обратно, время полета всего 1 час 20 минут. До пандемии рейсы были ежедневными, сейчас только по пятницам и понедельникам. Кроме самолетов еще летают вертолеты. Очень хотелось воспользоваться этим вариантом, но ни день недели, ни город назначения нам не подходил. Кстати, бронировать места нужно заранее, мест может не быть. Да-да, именно бронировать, а не покупать через агрегаторы типа Авиасейлс. Этих билетов в продаже вы не найдете. Так же до 2020 года был популярен рейс Местия-Кутаиси и обратно, который занимал всего 20 минут. Но по известным причинам на период нашего путешествия он был, к сожалению, отменен.

В Кутаиси мы поселились у Автандила, других вариантов даже не рассматривали. В этот раз мы жили с ним на одной лестничной площадке, что дало возможность посидеть за интереснейшими вечерними разговорами под аккомпанемент вкусного домашнего вина.

Мы приехали в Кутаиси повторно, чтобы посмотреть еще несколько мест, добраться до которых было удобнее отсюда. Будучи в Местии, от одной путешествующей семьи мы узнали о сайте gotrip.ge. Этот сервис предоставляет возможность выбрать машину с водителем на любой день и на любой маршрут. Это очень удобно, когда не умеешь водить или устал от руля (как это и случилось с нами). Цены мало отличаются от аренды авто, но выгода в комфорте очевидна. Можно выбрать любую машину, почитать отзывы на водителей. Нам повезло, что мы выбрали отличнейшего водителя (а в Грузии таких найти крайне сложно, об этом ниже) и прекрасного собеседника. Нашего водителя зовут Акакий, и он был одним из первым в топе с самым высоким рейтингом. Так что если наткнетесь на него, то советую сделать выбор в пользу Акакия и его чистейшего автомобиля. Мы доехали в абсолютном комфорте и узнали много интересного о Грузии от него.

Куда же мы, собственно, доехали? Мы договорились о маршруте Кутаиси — Кацхе — Уплисцихе — Боржоми — Кутаиси. Выехав рано утром, мы вернулись поздно вечером. Каждое место достойно посещения, и я вкратце расскажу впечатления.

Первой остановкой было Кацхе. Этот уникальный сорокаметровый монолит является одним из символов православия в Грузии. Он представляет собой огромный камень, на котором устроилась церковь, построенная между 6 и 8 веками. Этапы жизни этого памятника культурного наследия копировать из Википедии я не стану. Интересно то, что сейчас там живет монах-отшельник. На протяжении последних лет никому не разрешается подниматься на вершину каменного столпа и нарушать его покой. Это категорически запрещено кому бы то ни было. Время от времени он сам спускается по установленной лестнице вниз, чтобы запастись продуктами, необходимым для обеспечения жизнедеятельности. То есть Кецхе можно посмотреть только снаружи. Но и таким способом можно получить удовольствие от посещения этого необычного места. Кстати, журнал National Geographic поместил Столп Кецхе в топ 11 мест, обязательных к посещению.

Кацхе

Далее мы направились в пещерный город Уплисцихе. Является одним из первых городов Грузии. Упоминания о нем датируются еще в 1000 году до н. э. Эти старинные «постройки» немного напоминают Каппадокию. Вход на территорию Уплисцихе стоит 15 лари. Сами не зная того, мы приехали в Уплисцихе в День Музеев и попали в пещерный город бесплатно. Мелочь, а приятно. Довольно интересно побродить по высеченным лестницам между когда-то заселенных пещер, пройтись вдоль рукотворного тоннеля и сделать красивые фотографии на фоне старинной церкви, соседствующей с бесконечными обтекаемыми каменными комнатами.

Уплисцихе

Из Уплисцихе мы поехали в знаменитое Боржоми. Как оказалось, делать там совершенно нечего. Маленький поселок с целебной водой, застрявший среди зеленых гор. Все, что есть туристического в Боржоми — это его центральный парк, усеянный торговыми палатками, и источник с минеральной водой. Если забудете взять с собой пластиковую бутылку для воды (но лучше не забывайте), то купить пустую можно на каждом шагу. Вода, только что налитая из источника, вообще не похожа на бутылочную. Она такая же, как и из остальных источников минеральной воды: пахнет серой и не самая приятная на вкус (привет Железноводск, Ессентуки, Обуховское). Но когда она простояла пару дней, то превратилась в ту самую вкусную грузинскую воду. Так что советую набирать с запасом.

Боржоми

Помимо знакомства со знаменитым источником мы решили посетить термальные воды недалеко от Боржоми. На них можно попасть, пройдя около 3 км из центрального парка вдоль реки, или воспользоваться услугами перевозки до бассейнов (курсирующие там квадроциклы довезут быстро и с ветерком). Но лучше эту затею вообще оставить и продолжать свой путь в другие места. Не зная этого, мы все-таки поехали к термальным бассейнам третьим путем. Акакий привез нас максимально, насколько это возможно, близко к источникам. С парковки нужно было пройтись буквально 800 м через лес, и мы у цели. Но, оказалось, что эта лесная тропа была настолько вертикальная, что мы запыхались даже при движении вниз. Плюс мешают корни деревьев и иногда скользкая земля. Вспоминать о том, как мы возвращались обратно к машине вертикально вверх, даже не хочется. Сами же термы не стоили этих усилий абсолютно. Вход стоит 5 лари, все новенькое и чистое, но делать там нечего. Два небольших бассейна, раздевалка и туалет. Работают они до 19 часов. Мы были практически вдвоем. В сезон, скорее всего, бассейны переполнены. А это еще минус 100 к «удовольствию».

Мокрые и уставшие мы вернулись в Кутаиси, где нас ждал Автандил и его вино.

Хочу поделиться интересными фактами о Грузии, которыми мы узнали от Акакия и одной талантливой грузинской дизайнерши из Тбилиси, с которой мы познакомились в Сванетии.

С 4 века до н. э. Грузию населяли евреи. И это единственная страна, где они жили спокойно без гонений. В наше время многие переехали в Израиль, но до сих пор считают Грузию не второй родиной, а основной. Они знаю грузинский язык как родной и скучают по родине, то есть по Грузии.

После распада СССР первые 10 лет Грузия жила очень тяжело. Была борьба за власть, а экономика разрушалась. И многие грузины до сих пор уезжают на заработки в Европу и Америку. Почти в каждой семье есть один эмигрант. Именно он содержит семью.

В Грузии нет налогов, только на бизнес. Кроме отсутствия налогов, грузины совершенно спокойно могут летать по Европе и миру без визы. Виза гражданам Грузии нужна только в Израиль и Америку.

А сейчас немного об автомобилях. В стране много электрокаров и гибридов, работающих на бензине и электричестве. Основная часть леворульных авто в Грузию поступает из Америки. Стоимость машины складывается из цены машины, доставки (примерно 1000 $), растоможки. Причем, за растоможку электрокаров платить не нужно, за гибридную машину грузин заплатит 300 $, а за бензин максимум 1000 $. Праворульные автомобили из Японии стоят в 2 раза дешевле американских. Зарядные станции для электромобилей есть во многих городах, и они бесплатные.

Что касается вождения по грузинским дорогам, то по моим ощущениям адекватных водителей гораздо меньше неадекватных. Местные не признают ПДД, гоняют, летят на пешехода переходящего дорогу по зебре, даже не притормаживая, газуют и тормозят со звуками на весь район, ездят по встречке и т. д. На пешеходных переходах пропускают только молодых девушек. Когда мы вместе переходили дорогу, водители словно нас не видели. Но однажды я одна пошла до магазина, и каждый заранее притормозил перед зеброй, на которой я шла.

Такое поведение на дорогах, вероятно, обусловлено не только темпераментом жителей горной страны, но и особенностями наказания за нарушение ПДД в Грузии. К примеру, штрафы за превышение не зависят от скорости. Превысь хоть на 10 км/ч, хоть на 50 км/ч, штраф будет один: 50 лари за первое нарушение в день и 100 лари за второе и выше. Новый день — новый отсчет с 50 лари. Пересечение одной сплошной — минус 50 лари из водительского кошелька. Две сплошные — плюс еще 50 лари к штрафу. Вспоминаем наказание за сплошные в России. За разговор за рулем — 50 лари. Лишить водительских прав могут только за управление автомобилем в нетрезвом виде. И это еще наказания недавно ужесточили, немного ранее штрафы были лояльнее.

После Кутаиси мы пробыли еще неделю в Тбилиси в раздумьях над следующей страной. И в перерывах между поиском билетов куда-нибудь дальше мы отправились в путешествие по одной из самых красивых дорог в мире. Для однодневной поездки по военно-грузинской дороге мы снова арендовали машину на Myrentalcar. Только начав свой путь, мы вновь заехали в Мцхету, чтобы отправить дрон снять слияние Куры и Арагви в солнечную погоду. Но ожидаемого контраста между водами не было, и мы, не задерживаясь, поехали дальше.

Мцхета

Следующей обозначенной остановкой стала крепость Ананури, которая стоит на Жинвальском водохранилище. Как вы уже поняли, крепости нас мало впечатляют, но вот водоем был чудесен. Остановились около него мы немного заранее. Пока мы любовались отражениями гор в ярко-синем от солнечного света рукотворном озере, мимо нас образовалась пробка из сотен постоянно бекающих и мекающих овец. Прекрасное зрелище! Саму же крепость мы сфотографировали и поехали дальше.

Далее следовал знаменитый горнолыжный курорт Гудаури. Очень жаль, что канатки там тоже не работали. Но даже с земли виды были умопомрачительными. Не кончающиеся горные перекаты, ярко-зеленые волнистые луга. Стоит ли вообще говорить, что каждый метр военно-грузинской дороги — это произведение искусства? В районе Гудаури мы застряли надолго. Точнее на крестовом перевале. Минуя попсовую арку Дружбы народов, мы заехали на соседнюю вершину и не могли оторвать глаз от красоты вокруг. Сложно описать те эмоции, которые дарят природные творения. Вы на горе, рядом горы, под вами горы, над вами горы, везде горы. Не пропустите крестовый перевал, притормозите и ощутите себя в моменте.

Военно-грузинская дорога

Дорога проходит через городок Пасанаури, в котором можно вкусно пообедать. Эта часть страны «отвечает» за хинкали, поэтому не попробовать их тут так же неприемлемо, как не поесть аджарский хачапури в Аджарии или сванский мясной пирог в Сванетии.

Периодически останавливаясь возле новых объектов восхищения, мы добрались до Степанцминды, чтобы вживую увидеть ту картинку, которую чаще всего поисковик выдает при запросе Грузия. Сам поселок находится почти на границе с Россией. И «благодаря» закрытым границам мы увидели кое-что интересное. За несколько десятков километров до пограничного пункта начиналась нескончаемая беспрерывная пробка из фур. Мы перекинулись парой фраз с одним из водителей. Оказывается, он стоял в пробке уже две недели! Ну, вернемся к Степанцминде. А точнее к цели нашей поездки: монастырю Гергети. Уверена, что каждый видел хоть раз его на картинке. Миниатюрный монастырь возвышается на своем обособленном холмике, на фоне бесподобного кавказского хребта. А напротив него соседствует король грузинских гор — Казбек. Местные говорят, нечасто удается увидеть вершину Казбека из-за постоянных облаков. Но в наш приезд небо было идеально чистым, и гора показалась нам во всей красе. Дорога к монастырю тоже заслуживает отдельного внимания. Увидев его с основной дороги, думаешь, что добраться до него нереально. Настолько высоко и недоступно стоит Гергети. Но дорога к нему есть, и она хорошо асфальтирована (не считая несколько участков с обвалами, но это же горы). Сама дорога представляет собой крутой серпантин, резко идущий вверх. Кажется, что выше уже некуда, но дорога снова делает петлю, а машина оказывается «еще на этаж» выше. Монастырь 14 века Гергети доступен для посещения. Еще там живет отлично позирующий кот. Не буду описывать кирпичики храма и его входы/выходы, а просто скажу, что это место нельзя пропустить, будучи в Грузии.

Степанцминда, храм Гергети

После Гергети мы направились обратно в Тбилиси, оставив еще два местечка по дороге к посещению на следующий раз. И даже обратный путь сопровождался нашими одами восхищения грузинскими красотами. К вечеру мы добрались до столицы, предварительно проведя часок за ужином в Мцхете, Салобие.

Наконец-то купив билеты в следующую страну, мы догуливали последние тбилисские деньки. Познакомились еще с одним уникальнейшим человеком, про которого можно писать отдельную статью. И еще раз убедились, что главная достопримечательность Грузии — ее люди. Гостеприимные, добрые, радушные, искренние и счастливые. Они гордятся своим происхождением, своей страной, своей семьей. Хочется, чтобы каждый человек перенял от грузин хоть каплю их любви к жизни и людям. Чтобы все в мире относились друг к другу с теплом и уважением.

Ну, а я желаю каждому прочувствовать на себе самое доброе отношение от окружающего мира. Ну и, конечно, увидеть красивую Грузию, наесться вкуснейшим хачапури и нагулять тысячи шагов среди умопомрачительных горных пейзажей.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм, Горнолыжный отдых, Автопутешествия