Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — сейчас на сайте

Святогорск, Славянск — Россия Июль 2021

Самое время начинать серию материалов «Хорошо в краю родном», причём я говорю это без тени иронии — очень люблю Донбасс, я настоящий патриот своего края. Понимаю, что вряд ли кто-то из читающих этот опус доберётся до Донецкой области, но я же там была, а значит надо написать.

Хорошо в краю родном

В один из дней лета, когда на дворе «похолодало» до +30С в тени, мы собрались в соседнюю Донецкую область, в Святогорск — полюбоваться, как растёт курорт, сходить в Лавру, искупаться в Донце и соляных озёрах Славянска, ну и ещё куда-нибудь заехать по пути, если будет настроение. Наша dream team — это я и мои родители, несмотря на возраст, позитивные и лёгкие на подъём. Этой командой на машине мы в своё время объехали Украину, юг России, весь Кавказ и Крым, ну и вот решили тряхнуть стариной.

Хорошо в краю родном

Современный Святогорск расположен на границе Донецкой, Луганской и Харьковской областей в 32 км от Славянска. Это самый северный город Донецкой области и один из самых маленьких городов страны — в нём проживает чуть менее четырёх с половиной тысяч человек. Сегодня он — известный паломнический центр из-за находящейся в здешних меловых Святых горах Святогорской Свято-Успенской Лавры, а также бальнеологический курорт с массой санаториев, пансионатов, домов отдыха и турбаз.

Хорошо в краю родном

Считается, что первое поселение здесь в 16 веке основали казаки и беглые крестьяне с территорий современной Центральной России и Правобережной Украины. На тот момент напротив — на правом высоком берегу Донца — уже существовал Успенский монастырь, построенный, как утверждают археологи, ещё в 13 веке. Церковь получила царскую грамоту на право владения этой землёй в 1624 году. История обители настолько интересна, что я хотела бы остановиться на ней подробнее, но не в этот раз.

Хорошо в краю родном

К концу 18 века вся эта местность оказалась в собственности графа Григория Потёмкина, который на одной из меловых гор на правом берегу Северского Донца построил дворец, а ниже у озера — купальни для гостей, бани. Так возникло название озера и селения на берегу — Банное, нынешний Святогорск.

Хорошо в краю родном

В конце 19 века граф Григорий Рибопьер построил в Банном конный, скипидарный и лесопильный заводы. Затем тут обнаружились минеральные источники, которые были признаны целебными, и в Святые горы потянулся богатый люд, чтобы подлечиться: тут становилось легче больным с лёгочными заболеваниями и болезнями суставов. На курорте появились добротные особняки с верандами, места для отдыха, в графском парке играл оркестр.

В мае 1887 года Антон Павлович Чехов писал про Святогорье:

«Место необыкновенно красивое и оригинальное: монастырь на берегу реки Донца, у подножия громадной белой скалы, на которой, теснясь и нависая друг над другом, громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх…»

Хорошо в краю родном

Святогорская обитель, вновь открытая в 1992 году, сегодня расположена на территории Славяногорского государственного историко-архитектурного заповедника, в составе которого находится не только собственно монастырь со всеми постройками и комплексом пещер, проложенных в толще меловой скалы, но и доминирующий над местностью памятник Артёму, и ряд обелисков в честь Великой Отечественной войны.

Хорошо в краю родном

Кстати о памятнике Артёму (Фёдору Андреевичу Сергееву), основателю Донецко-Криворожской советской республики. Эта огромная скульптура в стиле конструктивизма работы Кавалеридзе (1927 год) включена в Государственный реестр национального культурного наследия Украины, наряду с 44-мя другими выдающимися произведениями монументального искусства, и только поэтому, видимо, до сих пор не декоммунизирована. Хотя может быть дело в её весе: 22-метровая фигура (без постамента) весит около 800 тонн. На постаменте памятника выгравированы слова революционера, с которыми сложно не согласиться: «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо». К слову, именно при непосредственном участии товарища Артёма были спасены от разрушения основные храмы Святогорья.

Всё это и много всего другого интересного можно узнать, заглянув в музей при Лавре. Несмотря на то, что он открылся в 2010 году, и я посещала Святогорск раз 150, в музей попала впервые и была приятно удивлена — состоянием экспонатов, обширностью экспозиции, приветливостью и эрудированностью смотрительниц. В общем, музей весьма достойный, о нём тоже расскажу подобнее, но позже.

С религией и историей закончили, по традиции пора подниматься на гору — по серпантину, не слишком круто уходящему вверх, но по жаре это всё-таки не самое простое мероприятие. Туда, говорят, можно заехать и на машине, но я никогда этого не делала, для меня всякий раз это своего рода послушание.

Хорошо в краю родном

Срезать петли серпантина можно по тропинкам, протоптанным среди корней деревьев, некоторые отчаянные туристы так и делают — да что греха таить, и мы, будучи помоложе, однажды пытались сократить себе путь, но лучше так не делать: есть опасность, что к подножью горы доедут одни уши.

Хорошо в краю родном

Сверху открывается прекрасная панорама Северского Донца, окрестных озёр, лесов до самого горизонта.

Хорошо в краю родном

Спустилась вниз, нашла родителей с вкуснейшими монастырскими пирожками и чаем на скамейке в окружении цветов и местных котиков.

Хорошо в краю родном

Крутить педали таких вот смешных катамаранов было лень, поэтому перешли через мост, который того и гляди скоро рухнет под грузом обещаний вечной любви, и отправились на пляж.

Хорошо в краю родном

Песочек белый, вода в Донце чистая, рыбки хватают за ноги, но внезапно очень мелко — посреди реки глубина всего по пояс.

Хорошо в краю родном

Решили ехать на солёные озёра в Славянск. Сказано — сделано, ходу всего-то 30 км по нашей любимой Ростовской трассе.

Немного фактов и истории. В Славянскую группу солёных озёр входит четыре водоёма: озёра Солёное (Слепное), Вейсовое, Рапное и Горячка. Все они находятся на территории ландшафтного парка Славянский курорт («Славкурорт»), учреждённого в 2005 году. При этом лечебные свойства местной солёной воды и грязей были открыты давно, известно, что в 1832 году штаб-лекарь Яковлев лечил солдат прямо в палатках на южном берегу Рапного озера, а профессор Харьковского университета Гордиенко провёл первые научные исследования местных вод и опубликовал результаты в 1837 году. К середине 19 века здесь уже была построена бальнеологическая лечебница и купальни, которые могли посещать все желающие. Интересно, что в 1907 году грязи курорта участвовали в международной выставке в городе Спа (Бельгия), где получили Гран-при.

Хорошо в краю родном

Озёра имеют карстовую природу, грунтовые воды просачиваются сквозь слои соли, растворяют её и выходят на поверхность в виде рапы — насыщенной хлоридно-натриевой воды с содержанием сульфатов. Глубина озёр в среднем — до двух метров, со встречающимися кое-где воронками глубиной от 16 метров. Перечень заболеваний, которые лечат на Славкурорте, включает практически все органы и системы — в это сложно поверить, но так и есть. И хотя чудесного исцеления здесь ждать не приходится, заметно подлатать здоровье, остановившись в местных санаториях на несколько недель, вполне возможно.

Вот папа мой на озере Рапное демонстрирует вам, как можно без усилий лежать в плотной солёной воде — практически Мёртвое море.

Хорошо в краю родном

На Рапном оборудованного пляжа нет, берег закрыт бетонными плитами, довольно скользкими. Но хороший новый пляж есть на озере Солёном, единственный минус — там очень многолюдно. Если присмотреться, его видно на фото ниже вдалеке — не стремилась специально сфотографировать, тут по ходу движения моё внимание привлекли драматичные облака.

Искупались и буквально на несколько минут заехали в Славянск, вот вам пара картинок в качестве привета.

Хорошо в краю родном

Ну вот и всё, пора возвращаться. Всё путешествие уместилось едва ли в 200 км. Дорога домой вьётся через поля так кстати цветущего подсолнечника.

Хорошо в краю родном

Есть край один на плоскости случайной,
как будто бы холодный и печальный,
все то же небо серое над ним,
все так же стелется по ветру дым
из труб печных, — здесь топят даже летом,
и женщина, встающая со светом,
гремит в колодце цинковым ведром,
цепь лязгает, ведро стучит о стенки,
и мальчик прожигает на коленке
газету лупой, кошка бьет хвостом
и щурится на солнце, а потом
всё это исчезает за дождем.

Есть край один, куда душа моя
была занесена невесть откуда,
из безначальной тьмы небытия,
и этот край мне явлен был, как чудо.

А жизни смысл и вся свобода воли
на деле в том, чтоб утром выйти в поле
и видеть, как синеют васильки,
и на простор глядеть из-под руки.

© Дмитрий Мельников, Донецк, июль 2017 г.