Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 20:42

Дербент — Россия Июнь 2021

После долгого пути от Пятигорска, утром мы проснулись в отеле «Фрегат» в Дербенте, в 10 минутах ходьбы от Каспийского моря. Моя подруга успела до завтрака воспользоваться этой близостью и уже поплавала. Позавтракав в прекрасном дворике ресторана

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

мы садимся в автобус и едем к началу нашей экскурсии у крепости Нарын- кала, где нас приветствует лучший гид Дагестана — Надир.

С высоты крепости открывается прекрасный вид на Дербент и Каспийское море.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Дербент один из самых старых городов мира. Первые поселения возникли здесь в конце четвертого тысячелетия до н. э., а во 2 веке до н. э. был построен город.

Крепость Нарын-кала построена в VI веке персидским правителем шахом Хосров Ануширваном и город назван Дербентом. В переводе с персидского Дербент- закрытые ворота. А самым первым названием города было Каспийские ворота и это были ворота между Востоком и Западом, между Севером и Югом.

Расстояние от моря до крепости, построенной на высоте 300 м, около 3 км, от крепости к морю тянулись с двух сторон стены до берега

и спускались в море на 500 м.

В горы тоже уходили стены.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Протяженность всех стен была 70 км. Расстояние между Южной и Северной стеной, идущих к морю, 300–400 м.

Через Дербент проходил Великий шелковый путь и с караванов брали дань за прохождение через город. Другого пути обойти Кавказские горы не было. Так и получились «закрытые ворота». Теперь эти ворота открыты и перед нами расстилается Дербент.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

За свою более, чем пятитысячелетнюю историю этот город был центром эмиратов, центром персидского ханства на Кавказе, резиденцией наместника Арабского халифата, входил в Золотую орду, здесь были турки, а потом город был центром Дагестанской области.

Интересно, что такой древний город недавно отпраздновал свое 2000 летие. Историки объяснили это тем, что только две тысячи лет назад Дербент стал называться городом. Если так считать, то многие наши города помолодели бы.

Налюбовавшись видом Дербента с высоты 300 м идем знакомиться с крепостью Нарын-Кала. Цитадель построена персами на остатках более древней кладки в VI веке. Так как крепость много раз перестраивалась и достраивалась, то надпись на стене гласить; «Памятник архитектуру VI — XIX вв.»

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Нарын-кала означает Солнечная крепость.

Нарын-кала является самой большой крепостью на Ближнем Востоке, площадь ее 4,5 гектара. Стены из местного ракушечника, который называют дербентский камень, и других материалов имеют высоту до 12 м. и толщину до 3,5 м.

По периметру крепости на расстоянии 60- 70 м друг от друга установлены 43 башни.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Интнресно было устроено водоснабжение крепости. Вода поступала из горных источников,

для этого были сделаны каменные каналы, то есть это был древний водопровод.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Хранилась вода в каменных башнях.

Сразу у входа в крепость расположено мрачное строение.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Это подземная тюрьма, узника оттуда уже не выпусками и не кормили, так что это скорее не тюрьма, а могила, в которой хоронили заживо. Таких тюрем на территории крепости было две, потом мы прошли мимо второй. После этого невеселого зрелища, попадаем на обширную территорию крепости.

Наш гид Надир подводит нас к каменным сооружениям.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Гадаем что это такое. Оказывается, это каменные якоря, на которых в центре Дербентской гавани крепились корабли.

От Ханского дворца на территории крепости сохранилось немного. Его окна смотрели на город.

В ноябре 2020 года на территории крепости была торжественно открыта звонница.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Эта звонница посвящена уничтоженному в 1938 году храму Георгия Победоносца. Когда-то в цитадели был христианский храм, построенный в 300 году, который откопали несколько лет назад, он был засыпан при арабах.

Хорошо сохранилось кладбище.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Можно посмотреть Ханские бани.

Бани расположены ниже уровня земли вверху видим лишь купола. Каждый купол- это отдельная банная комната для одного человека. В четверг мылся сам хан, пятницу — его многочисленные жены, в субботу и воскресение- стражники.

Поднявшись выше Ханских бань мы подходим к Западным воротам, которые в старые времена назывались «ворота позора», потому что через них совершали бегство трусливые военные начальники, которые бросали свое войско.

В 1722 году в эти ворота вошел Петр I. Когда он после осмотра крепости хотел в них выйти, ему сказали: «Покроешь себя позором, царь!», — и рассказали историю ворот. Выслушав, Петр ответил: «Куда зашел, оттуда и выйду!»

Интересно, что во время пребывания Путина в Дербенте, он также вышел через эти ворота, выслушав рассказ.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

После окончания экскурсии по крепости Надир дал нам свободное время. Я пошла походить по крепостным стенам.

Интересно заглядывать в окна и бойницы.

Каменная дорожка была иногда очень узкая и никакого ограждения. Как и положено в настоящей крепости.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Набродившись я спустилась к кафе, где меня ждала моя Шифа и мы полакомились мороженным. Вскоре нас собрал гид и мы отправились в Старый город.

Попав в Старый город, чувствуешь себя так, как будто где-то здесь живет Аладдин.

Только машины и провода напоминают нам о том, что мы в 21 веке.

Старый город разделен на 9 магалов, что равнозначно кварталам.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Заселен Старый город в основном азербайджанцами, а армяне, евреи и русские живут ближе к морю. В этих домах столетиями живут одни и те же семьи, и все друг друга знают.

Дома не сильно украшены, но вот есть такие вот вставки.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Старый город построен в VI веке, улицы тянутся лабиринтами. В каждом магале есть своя мечеть.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Не все мечети имеют минареты, а по пятницам все идут в Джума-мечеть. Всего в Дербенте с населением в 120 тысяч человек, 19 мечетей, хотя здесь проживают 60 национальностей и есть и другие храмы.

Джума- мечеть построена в 733 году арабами на развалинах более древнего храма, поэтому вход в мечеть с юга, а не с севера, как должно быть. Джума- мечеть значит пятничная мечеть или соборная, главная мечеть города. Хорошо видна Джума- мечеть с холма крепости.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Справа виден купол мечети у высоких платанов.

Чтобы пройти даже во двор мечети, мы долго и тщательно одеваемся.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Очень красив двор Джума- мечети, окруженный зданиями образовательного учреждения-медресе. После окончания медресе можно поступать в университет.

Платанам, что растут во дворе, более 700 лет и это памятники природы.

Загадочный древний столб возвышается во дворе.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Точно не установлено его предназначение, есть предположения, что это языческий жертвенник, стрелки солнечных часов, а Александр Дюма, который бывал в Дербенте, рассказал, что под столбом захоронены несколько пудов выколотых глаз мятежников.

Наконец, мы заходим в эту старинную мечеть.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Мы так долго одевались и ждали, но в мечете только постояли у входа.

По улицам старого города мы доходим до Девичьих бань. Девичья баня

Познакомившись с древним городом и заехав на обед в столовую, где, как везде на Кавказе, покормили вкусно и недорого, едем смотреть более поздний памятник- Домик Петра.

Петр прибыл в Дербент, когда возглавлял Персидский поход, 23 августа 1722 года и пробыл здесь три дня. Для отдыха он выбрал безопасное место у моря, с двух сторон были городские стены Дербента, а наверху крепость.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Для его пребывания построили каменную землянку, от которой сохранился фундамент.

Музей «Домик Петра» был открыт в 2015 году, обнаружен он был в 1987 году, но вокруг уже были пристроены здания. Это частный музей, построен за счет меценатов, потрачено 180 млн рублей, которые потребовались на расселение жителей, перенос сетей и газопровода, возведение строений. Построены колоннада с куполом над землянкой,

выставочный зал,

сквер

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

и установлен памятник Петру I по модели М. М. Антокольского.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Пребывание Петра I в. Дербенте принесло пользу Дагестану. Именно с подачи Петра здесь стало развиваться виноградарство и виноделие, началась торговля с Россией.

После добровольного присоединения города к России царь оставил здесь русский гарнизон. По замыслу Петра через Россию и Дербент должна была пойти торговля Европы с Востоком и Индией. Белый царь, как называли здесь Петра, оставил после себя хорошую память.

Но только Анна Иоанновна посчитала, что Дербент не нужен России и вернула его персам, за что ей подарили живого слона и золотые украшения. Окончательно Дагестан присоединили к России в 1813 году по мирному договору с Ираном.

К празднованию 2000 города, которому 5000 лет, построена красивая набережная, куда мы и направились.

На набережной очень много цветов.

Отдохнув на набережной, купив дешевой черешни и шелковицы у торговок, мы едем смотреть еще одну достопримечательность.

В 15 км от Дербента находится уникальный объект, прозванный Каспийский монстр.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

На борту экраноплана надпись КМ, что означало корабль-макет. Это судно совмещало катер и самолет и, совершая полет на высоте 1,5 м, создавало под собой воздушную подушку, что помогало развивать скорость до 500 км в час. Низкий полет не давал радарам обнаружить его и КМ мог быть невидимой грозой для вражеских кораблей.

Первый КМ был изготовлен в середине 70 годов, и по Волге доставлен в Каспийск для испытаний. Он успешно прошел испытания, но потом из-за ошибок пилотирования потерпел аварию и затонул.

Изготовили второй КМ в 1986 году, назвали «Лунь». С началом перестройки испытания свернули и даже хотели распилить экраноплан. Но потом решили использовать как экспонат, и построить парк «Патриот», разместив вокруг него другую списанную военную технику. С большим трудом аппарат вытащили на берег.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

Размах крыльев аппарата 44 м, длина 74 м, высота 20 м. Первый КМ был тяжелее и длиннее. Парк запланировали открыть в 2021 году, но в июне месяце КМ стоял в одиночестве на берегу. А рядом волновалось Каспийское море, которое совсем не хочется называть озером.

Вернувшись в отель и купив в ближайшем магазинчике булочек к чаю, мы идем на море. Моя подруга Шифа купается,

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

а я стою на берегу в ветровке, правда руки помочила, поздоровалась с морем. Весна в этом году на Кавказе поздняя, вода холодная, ветер и прохладно. Даже не верится, что днем было 30 градусов.

Интересно, что на берегу не песок, не галька, а ракушки.

Открытие «Закрытых ворот». Дербент

В Дербенте очень дешевый строительный материал, его называт дербентский камень. А вообще это ракушечник. Из него строят очень дешевые дома, которых мы много видели, когда ехали к Каспийскому монстру.

Завтра у нас ранний подъем и дорога до Пятигорска с заездом на водохранилище, к Сулакскому каньону и в Экотуркомплекс «Главрыба», где разводят форель.