Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 12:12

Какопетрия — Кипр Июль 2021

Наше автопутешествие по Кипру достигло своей центральной географической точки — мы приехали в центр острова — в расположившуюся на северных склонах горного региона Троодос деревню Какопетрия. Она считается здесь не только одним из самых крупных поселений, но и самой живописной. Ее постоянное население чуть боле 1200 жителей, однако в летний период их количество значительно увеличивается за счет приезжих туристов и киприотов, которые владеют здесь недвижимостью и перебираются сюда от зноя равнин. Деревня располагается на высотах около 700 метров и обычно температура в этих местах на несколько градусов ниже, чем на побережье. Однако в этот год «что-то пошло не так» и в наш приезд здесь было на эти несколько градусов жарче чем у моря в Протарасе, где мы провели свои первые кипрские дни.

После отдыха прогулялись по Какопетрии и ее старой части — деревне Palia Kakopetria, называемой для туристов как Old Village. Наш отель Hellas Hotel 3*, располагался в верхней части Какопетрии и, спустившись по улице вниз, мы достигли места слияния двух речек с названиями Каркотис (Клариос) и Гариллис, между которыми на каменном острове и стоит это старинное поселение.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Какопетрия. Откуда есть-пошло такое название этого места? Как известно, на все есть легенды, порой рассказывающие чистую правду. Так и здесь. На входе в эту Old Village стоит крупный валун, подпертый снизу искусственной стенкой. С чего бы это? Оказывается, когда-то давным-давно его называли Petra tou Androgynou («Камень молодоженов») и существовало поверье, что таким парочкам перед свадьбой нужно было на нем посидеть и помиловаться. И вот, однажды с одной из таких пар случилось несчастье — камень сдвинулся и придавил их насмерть. С тех пор это место и начали именовать КакоПетрия, что в переводе с греческого: «kako» — «плохой» и «petres» — «камень») означает «Плохой камень». Ну, вот — слово Кака, знакомое всем нас с детства, пошло, оказывается, отсюда. А в Карпатах есть гора Петрос. Кстати — каменная. Так что, греки многое привнесли в наш язык и культуру.

Пройдя мимо этого валуна, поднимаемся вверх по единственной улице. Она довольно узкая, но местные жители-эквилибристы умудряются проехать по ней на своих автомобилях. Правда, не всюду — в переулки уже не повернуть — настолько они узкие! Несколько таких, стоящих у домов машин, мы видели выше. В старой деревне очень плотная застройка и, если взглянуть на это место с высоты карты Google Earth, мы увидим только сплошные крыши.

Кстати, эти крыши сделаны с эдакой теплоизоляцией — на деревянные стропила укладывались поочередно ветки виноградной лозы, камыш с сухой травой и уже на эту конструкцию поверху крепили черепицу.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Реки, обтекающие поселок с двух сторон, еще издавна предопределили основные занятия ее жителей. Вдоль их берегов раскинулись виноградники, яблочные, персиковые, абрикосовые, грушевые и сливовые сады, из плодов которых делают всякого рода вина и соки. Выращивают овощи, пасут скот. В своё время здесь работали две водяные мельницы. Одна, правда, сейчас переделана в отель и ресторан Water Mills. Ну, а местные жители, которые «не сидят на месте», да еще и живут на главном «проспекте» этой деревни, выставляют свою немудреную продукцию — соленья, варенья, меды и настойки…

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

В свое время эти места были знамениты и тем, что здесь занимались выведением шелковичных червей и производством шелка. Известно, что во время Второй мировой войны, Великобритания использовала шёлк Какопетрии в изготовлении парашютов.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

В этой старой части деревни проведенными археологическими раскопками в довоенные годы было доказано, что на ее территории были поселения, существовавшие еще до Нашей эры. И при этих раскопках были найдены даже статуи Афины и Геркулеса! Это ли не подтверждение древнегреческих корней этих мест?!

Как я уже упоминал, деревня малонаселена и, проходя ее улочками, мы видели только людей старшего поколения. Но — неунывающих и выглядящих довольно бодро. Да и чего унывать? Как говорится — «тепло, светло и мухи не кусают». Пенсия на Кипре выплачивается всем живущим на этой территории, вне зависимости от гражданства. Главным условием для ее получения является постоянное проживание и наличие легального места работы. По состоянию на 2021 г. средняя пенсия киприота составляет 1047 евро/30 дней и эта сумма ежегодно индексируется.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Любители церковной жизни в Какопетрии найдут для себя утешение в нескольких храмах, гармонично дополняющих это живописное место. Главным храмом Какопетрии является Церковь Святого Пантелеймона. А в старой деревне таковым местом считается Церковь Преображения Господня, построенная в 1520 году. Она находится на главной улице в центре Старой Какопетрии и гармонично вписывается в облик старой деревни.

У нее довольно оригинальная колокольня, которая представляет собой определенную архитектурную ценность. На ее трех самых высоких уровнях размещены вырезанные фигуры и колонны с капителями.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

В этой церкви есть несколько замечательных иконописных сцен XVI и XVII веков, деревянный иконостас, а также два древних псалтыря. Вход, как и во все церкви на Кипре — свободный. Двери не закрыты и внутри никого не было. Тишина, спокойствие и прохлада…

Во дворе церкви растет старое оливковое дерево, которое дополняет скромную красоту этого места и в жаркое время спасает прихожан в своей тени.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Спустившись вниз, вышли к слегка обмелевшему от жаркого лета руслу реки Каркотис. В ее водах резвилась стая красивых уток, а по берегу разгуливала молодая влюбленная парочка. Ну, а мы свернули на ужин в находящийся над обрывом реки ресторан River Park. Поразили громадные блюда — даже одно, взятое на двоих, не осилили. Хорошо, что заказали только одно. Жара +37 только к вечеру немного спала. И — это в горах…

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Завтра будет активный день — намечен план посещения мужского монастыря Киккос, заповедника Лес Пафоса, водопадов Каледония и Милломерис, ещё парочки винодельческих деревень, а потом спуск к Губернаторскому пляжу на морском побережье в районе Лимассола — итого около 190 км в основном горных дорог.

Маршрут: деревня Какопетрия - монастырь Киккос - Лес Пафоса - Водопад Каледония - винодельческие деревни Омодос и Ланейя - Губернаторский пляж.

Монастырь Ки́ккос

От Какопетрии до монастыря 38 километров. Дорога, хоть и представляет собой горный серпантин, но несложная, транспорта на ней практически нет и это расстояние мы неспеша преодолели меньше чем за час. На пути сделали фотоостановку — на одном из поворотов открылся красивый вид на городок Педулас. У меня даже рука не поворачивается написать — деревня — хотя официально это поселение так и обозначается.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

По туристической значимости это место считается вторым после Какопетрии. Оно находится на бОльшей высоте чем Какопетрия и тоже является популярным местом отдыха киприотов в жаркие летние месяцы.

На этой же смотровой площадке была хорошо оборудованная стоянка для пикников. Собственно, это было первым местом, на котором и я бы остановился на дороге для отдыха и шашлыков с друзьями. Здесь были хорошо оборудованные столики, скамейки и места общественного пользования.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Вскоре, никуда не сворачивая, поднимаясь все вверх и вверх, дорога привела нас к нашей цели — Киккскому мужскому ставропигиальному монастырю — одному из богатейших и известнейших монастырей Кипра. Высота, на которой он находится — 1140 метров над уровнем моря.

У него славная и долгая история — он был основан примерно в конце XI века византийским императором Алексеем I Комнином. И у него, как и у каждого такого знАкового объекта, тоже есть своя длинная легенда, связанная с исцелением высокопоставленного лица от плохой болезни и доставкой в эти места аж из самого Константинополя чудотворной иконы.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

В наше посещение около 9 часов утра в нем не было ни души. Через час, когда приехала парочка автобусов с туристами, на его площадях было уже «не протолкнуться» …

А пока мы спокойно и в одиночестве прошлись по всем его галереям и помещениям. И никто не мешал смотреть на старые фрески, выполненные руками выдающихся мастеров этого дела. Все стены и потолки были покрыты великолепными росписями и филигранно выполненными мозаичными картинами на различные религиозные темы.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Колокольня была построена намного позже самого монастыря — в 1882 году, так как в период Османской Империи бой колоколов христианам был запрещён. На башне установлено 6 колоколов, самый большой из которых, весом 1.280 кг, был привезен из царской России.

Удивило какое-то полное безлюдие и со стороны монахов. Никого из них не было видно. Позже мы узнали, что их численность во всем монастыре не превышает двух десятков человек.

У монастырского колодца

Интересно, что символом монастыря является пчела — символ усердия, трудолюбия, бдительности и чистоты. И действительно, если взглянуть на окружающий монастырь пейзаж, то увидим только бескрайние и чистые зеленые горные склоны. Вот и монастырь, как нам показалось, впитал в себя эту окружающую его чистоту…

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

После знакомства с монастырем, проехали по дороге еще выше — на гору Трони. Там находится статуя архиепископа Макариоса — первого президента Кипра. Как известно, своё церковное восхождение он начал в 1926 году именно в Киккском монастыре. После смерти его здесь и похоронили. Здесь, на самой высокой точке монастыря, находится скульптурная галерея, большой магазин религиозных сувениров и ресторан.

Поначалу планировали после монастыря посетить т.н. Лес Пафоса — лес средиземноморского типа с хвойными деревьями, такими как сосна Брутия и кипрский кедр, а также широколиственными деревьями, типа золотой дуб и восточный платан. До него было еще около 15 километров горного серпантина. Но, оценив жаркую обстановку — температура воздуха была около +39, от этой затеи отказались. Что — не видел я кедровых лесов? Сам когда-то на Урале лазал мальчишкой за шишками на эти кедры…

Итак, тогда едем к одним из главных природных достопримечательностей горного комплекса Троодос — водопадам Каледония, Месопотамос и Милломерис и от них — снова на море!

Водопад Каледония

От монастыря до деревни Платрес, откуда к водопаду Каледония начинается пешеходная тропа, 25 километров. Оставив машину на стоянке около большого ресторана, вышли на широкую тропу, ведущую к водопаду. Заблудиться на ней невозможно. Постепенный и постоянный плавный подъем по каменистой дорожке вдоль идущего сверху вниз ручья. Глядя на него, уже можно ясно представить себе и мощность самого водопада. В обе стороны пешком 3,5 км и дорога к нему в один конец заняла около получаса.

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Пока шли, все время навстречу топали возвращавшиеся с водопада туристы. А уже на подходе к нему, на одном из довольно крутых подъемов пришлось пропускать большую группу спускавшихся школьников. Наверно, с парочки автобусов — не меньше. Сколько же их там ещё?

Но, к нашему счастью, когда мы вышли к водопаду, около него никого не было! Но был ли сам водопад? Да его тоже, считай, не было! Так — жалкая струйка воды сочилась с 14-ти метровой высоты. Наверно, про такого типа потоки воды и водопады и говорят в Одессе: «пися сиротки Хаси» …

Автопутешествие по Кипру - 4. Какопетрия, монастырь Киккос и водопад Каледония

Отдохнув в тени деревьев и веющей от воды кажущейся прохладе, вышли в обратный путь. На все-про все по времени ушло чуть больше полутора часов.

Поначалу у нас были планы посетить ещё два, находящихся неподалёку, водопада — Месопотамос и Милломерис, но из-за жары и большой вероятности, что они пересохли ещё больше чем Каледония — на них не поехали.

Также в составленных ещё дома планах, было на пути к морю посещение деревни виноделов — Омодос и деревни Laneia, в которой можно было бы посетить мастерскую художника и старинную винодельню. Но из-за установшейся после обеда жары +38, благоразумно отказались от этих планов, мотивируя тем, что — «ну, мы же не особые любители домашних вин, да и дегустировать, находясь за рулем — нельзя» …

Спустившись с водопада и пообедав в ресторане, возле которого оставили на парковке автомашину, вырулили в сторону Лимассола. К морю! По пути посетили наиболее известные достопримечательности этого места - замок Колосси, приморский Парк скульптур и руины древнего города Аматус. Ну, а после него к месту нашего трехдневного отдыха -на знаменитый своим чёрным песком Губернаторский пляж, где нас ждал небольшой и уютный семейный отель Andreas & Melanie Beach Hotel!