Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был 6 мая 21:13

Протарас — Кипр Июнь 2021

Честно говоря, Кипр как-то никогда не был в топе моих туристических предпочтений. Да — слыхал, что там красивые чистые пляжи, солнце, море и есть даже горы. Но все это можно найти и в других странах Средиземноморья. И на первых местах у нас были всегда Хорватия, Испания, Греция и Италия — намного более интересные, с точек зрения не только пляжного отдыха, но и истории, культуры и достопримечательностей, страны. Однако этим летом опять из-за коварного Ковида (вторая прививка, позволяющая путешествовать по всему Миру, была намечена только на конец июля) сорвалась планировавшаяся ещё в прошлом году поездка в Соединённые Штаты. Но, прочитав случайно попавшиеся в Туристере статьи о Кипре, возник естественный, как говорят в Одессе, вопрос — А почему бы и Нет?

Короткий поиск в интернете завершился покупкой прямых авиабилетов от авиакомпании МАУ по маршруту Киев-Ларнака-Киев (Eu224). Билеты в аэропорт Пафос тоже рассматривались, но были почти вдвое дороже, да ещё и с пересадками в европейских или турецких аэропортах. За два дня до вылета нужно было сдать ПЦР тест, зарегистрироваться на кипрском сайте Cyprusflightpass и с его штрих-кодом проходить регистрацию по прилету в аэропорту Ларнака.

Полёт прошёл нормально. По выходу из самолёта поток пассажиров рассортировали по принципу — есть сертификат о прививках или нет. Если нет — сдавай снова тест по прибытию на Кипр! Надо сказать, что это у них было организовано очень хорошо — быстро прошла и регистрация участников, и сам сбор анализов, и его результат. Ещё по дороге на Протарас нам пришло сообщение, что все ОК! Результат положительный! Ой, то есть по отношению к Ковиду — отрицательный! Все! Никакого карантина — впереди только отдых и познание новых мест.

При составлении плана нашего активного посещения Кипра, а не лежания на пляже одного отеля, я воспользовался советами коллег по перу и большими знатоками этого острова — блогеров vibas, iffoneoff и tinka61 — большое им за это Спасибо! Поэтому ещё в Киеве на сайте Rentalcars забронировал на две недели автомашину со всеми страховками (512 Eu). Поначалу проблемой стал мой возраст 75+ — на большинстве сайтов было ограничение в 65 лет. Но на этом — до 85! Ого — сколько ещё можно рулить по Свету! Оформил прокат на нем и система выдала мне предложение на две известных фирмы Avis и Budget. Все их условия были нормальными, мой возраст 78 лет критическим не оказался и я оформил прокат машины среднего класса Рено Логан. По прилету оказалось, что марки такой машины нет и нам дали другую такого же класса — Сitroen C4 Cactus. Естественно — автомат.

Сложно ли водить машину на дорогах с левосторонним движением? Поначалу, когда я года три назад впервые сел за руль такой машины в Южной Африке, было немного «не по себе» и даже один раз выехал с поворота на правую сторону дороги. Благо, скорость машины тогда была небольшой, а встречные чёрные водители оказались воспитанными и не покрутили пальцем у виска, указывая на меня, а с улыбками показали правильное направление движения. Больше со мной в Африке такого не случалось. Вспомнив тот свой опыт по левостороннему движению, собрался с мыслями и вырулил с парковки Avis в почти тысячекилометровый вояж по Кипру. Как узнать на дорогах Кипра таких же "чайников", чтобы держаться от них подальше? Да очень просто - по красным номерам! Все прокатные машины имеют номера такого цвета. Местные - белого. А вот, как мне показалось, такси и всякие там госмашины - желтого цвета.

Начало нашего пути — на восток острова в городок Протарас, а закончим это автопутешествие в его западной части в городке Пейя, проделав этот путь через Никосию, Какопетрия, Лимассол, Полис, Пафос и Ларнака. То есть, проедем по всему острову, исключая его северную — турецкую часть. На ней, как мне сказали наши знатоки — достопримечательностей не меньше и для ее познания тоже нужно достаточно времени. Может быть — в другой раз…

Протарас

Итак, получив машину в аэропорту Ларнака и выставив навигатор Maps.me на наши апартаменты в самом восточном городке Кипра — Протарас, вырулили на шоссе и без проблем через полчаса прибыли на наше место в коттеджный комплекс Flisvos Beach Apartments, стоявший, как утверждал Booking.com, на «первой» линии. И, действительно — до моря было метров сто. Собственно, на таком же расстоянии от моря стояла и расположившаяся вдоль берега группа пятизвездочных отелей.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Правда, поначалу мною был выбран отель на набережной в городе Ларнака, но мой друг, живший в своё время на Кипре, отговорил от этого варианта и посоветовал начать знакомство с островом, поселившись в его самых восточных городках Протарас или Айя-Напа. Однако последний считается более молодежным и более шумным. В итоге остановились на самом восточном и дальнем местечке Протарас и выбрали там на первые три ночи апартаменты Flisvos (143 Eu). Довольно приличные домики, каждый из которых имел по 4 двухкомнатных апартамента, расположенные на двух этажах.

Мы взяли первый этаж и, по счатью для супержаркой погоды, установившейся в конце июня, наши комнаты оказались на северной стороне. На рецепции никого не оказалось, но, позвонив, хозяин нам разъяснил, где взять ключ и как попасть в нужный нам номер. И, действительно, это не составило никаких проблем — ключ был в указанном месте в секретном сейфике у двери!

Расположившись, решили пойти искупаться. Был уже пятый час дня и, выйдя на пляж, заполненный до отказа лежаками, зонтиками и отдыхающими, прошли по тротуарной набережной к его середине. Справа от него, вдоль берега — цепочка ресторанов. За ними многоэтажные отели. Берег песчаный, но не во всех местах удобный для входа в воду — кое-где были скользкие камни. Слева — большой Пирс для катеров, а справа, метров через двести-триста причалы для небольших лодок. И дальше — нескончаемая пляжная линия, идущая до знаменитого пляжа Fig Tree Bay, забитая шезлонгами с зонтиками с лежащими на них, бродящими вокруг и купающимися туристами.

На следующее утро, выйдя пораньше на берег, увидели совершенно другую — спокойную и идиллическую картину — восходящее над морем солнце и совершенно пустой пляж! Вот — это то, что мы любим!

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Но в данном месте это недостижимо — примерно к девяти-десяти утра все лежаки, цена на которые везде по острову одинаковая — 2,5 евро за каждый лежак и зонтик, заполняются. И становится видно, что многие, а в основном это «наши» люди, экономя на деньгах и комфорте, располагаются на своих матрасиках и полотенцах поближе к воде — что называется, «в партере».

Лежать весь «рабочий день» на одном месте — это не наше! Поэтому мы никогда больше одного дня не проводим на пляже, а стараемся путешествовать и познавать разные места — как природные, так и исторические. И, в основном, любим пляжи тихие, спокойные и без толп народа. Есть ли такие на Кипре?

Полуостров Capo Greco

Для нашего первого полного дня, который по случаю оказался и моим днем рождения, мы выбрали маршрут, на котором не только встретим природные достопримечательности, но и сможем насладиться морем, не переполненным туристами. Ведь, если взглянуть на карту, то пляжи окрестностей городка, представляют собой многочисленные бухты, которыми, по сути, изрезано все побережье. Такие песчаные клочки берега перемежаются с участками скалистой местности, которые их ограничивают, создавая спокойные лагуны без волн.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

После завтрака выехали на юг в сторону мыса Capo Greco. И первой нашей интересной природной точкой стал каменный мост Kamara Tou Karaka. Красивое и необычное место. Одно из немногих, где мы смогли увидеть природные арки из песчаника. Завтра встретимся с еще одной в пригороде Айя-Напы.

Прямо под этой аркой был красивый бирюзовый залив, в который привозили на плавсредствах туристов.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Само место арки для безопасности туристов было обнесено забором, так как по оценкам специалистов, она может в любой момент обвалиться. И действительно, арка показалась и мне не очень крепкой. Но, как оказалось, заборы не для всех! Приехавшая вслед за нами группа наших туристов, игнорируя предупредительные надписи, пролезли через хилый заботчик и стали делать свои любимые селфи.

Я это уже увидел позже, когда отвлекся от съемки тоже «нашей» девушки, за которую опасался, что она сейчас взлетит над заливом.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Неподалеку от этого места на скалистом обрыве находится небольшой православный Храм Agioi Anargyroi, знаменитый своим уникальным местоположением — на крутом обрыве. Выглядит он очень скромно, но интересно. Небольшое белое здание с голубой крышей. И никакого, присущего нашим церквям, золота снаружи. Вход в нее был открыт, можно спокойно зайти, внутри никого нет. Там тихо, спокойно и прохладно. Как известно, Мыс Греко, на котором мы сейчас находимся, входит в состав Европейского маршрута Е4, предназначенного для любителей пешеходного туризма и именно от этой церквушки и начинается этот путь.

Сюда приезжают романтически настроенные пары, желающие обвенчаться поближе к небу. Хватает и туристов, желающих испытать себя на храбрость и выдержку, прыгнув с обрыва высотой 7–8 метров.

Если пройти мимо церкви к морю и спуститься по ступенькам вниз, то увидим большой красивый грот. А прямо напротив церквушки над обрывом стоит источник со «святой» водой — за ним простирается большой залив и дальше уже видны пригороды городка Протарас.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Вот уже почти второй час мы находимся на жаре +35–37 и хочется окунуться в эти красивые бирюзовые волны. В залив заходят туристические кораблики, народ рассматривает береговые достопримечательности не выходя на сушу. Но, наверно, где-то в заливе они остановятся для купания.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

В местах, которые мы посетили — у арки и у церкви, из-за крутых склонов купаться некомфортно и нам посоветовали поехать дальше в сторону мыса Cape Greco — в Голубую лагуну. На сам мыс, который выглядит с высоты как расправивший свои крылья громадный скат, проехать нельзя — там охраняемая территория британской военной базы. Но перед нею на перешейке слева есть парковка и удобный спуск к морю. Вот в этом месте стоит остановиться хотя бы на часок…

После купания продолжили знакомство с полуостровом Каво Греко, который считается самой Южной точкой Европы. Перед выездом на дорогу № Е307 находится Визитный центр полуострова. Неподалеку есть и кафе Louis Sandwich Bar, где перед пешеходным треком можно отдохнуть и выпить чашечку-другую кофе.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

В этой части полуострова находится Национальный лесной парк (National Forest Park) площадью примерно 385 гектаров. Вспоминая наши леса и американские лесные парки, наверно, это звучит громко, но это так и есть. Кругом видны хвойные леса. Правда, какие-то низкорослые и полузасохшие. А ещё встретился щит с информацией о том, что эти места тоже как-то связаны с Афродитой — богиней любви и красоты — здесь проходят несколько из ее многочисленных троп. Оставив в этом месте машину, пошли по дорожке, ведущей к морю.

Считается, что проходя по так называемой тропе Афродиты, опоясывающей весь Кипр, можно окунуться в историю и культуру этого древнего острова. Неужели она была и здесь? Как известно, на Кипре есть три основных священных места, составляющих основу культурного маршрута Афродиты. Это Палаепафос (Куклия), объект всемирного наследия, Аматус (недалеко от Лимассола) и Китион (Ларнака). Ну, вот теперь и полуостров тоже. А что это за столик с монетками — мы не поняли. Вроде, на компас, ни на рулетку не похоже. Очередное сакральное место…

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

На прокатной машине в эти места лучше не проезжать — только пешком или на квадроциклах. Что мы видим здесь? В основном камни и полузасохшие кустарники. Для любителей средиземноморской ботаники возле многих кустов стоят таблички с научными названиями растений. Этот заповедник был основан с целью сохранения уникального ландшафта и тех редких видов растений, которые здесь произрастают естественным образом. Сегодня, как рассказывает описание Мыса Греко, в парке можно изучить свыше 400 видов разнообразных растений, из которых одних лишь орхидей насчитывается около 30 видов.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Наконец, выходим по тропе к небольшой видовой площадке, находящейся прямо по центру. С неё открылся вид на конец полуострова. Довольно величественная панорама окончания мыса Капо Греко под названием Сугла. И, действительно — он был похож на эдакий гигантский двукрылый морской скат. Ну, а стоящие вдали вышки, которые видны на снимке, выполняют функцию радиолокации для британской военной базы. Вход-въезд туристам туда запрещен.

Вернувшись к машине, по дороге № F313 подъехали к парковке, с которой по направлению к Айя-Напа шли две тропы к правой части мыса Кава Греко. Первая, длиной около 2,5 км, вела вниз к пещерам, а вторая — поверху — к видовой площадке со скамейкой и даьше к другой видовой точке. Учитывая жару, решили идти по второй.

Пройдя метров двести и слегка поднявшись, вышли на площадку, с которой открылся красивый вид на мыс. Здесь стояла скамейка, на которой можно было спокойно посидеть и полюбоваться раскинувшейся перед нами картиной с безбрежными голубыми далями. На конце этого полуострова, как я уже говорил ранее, расположилась Британская военная база связи. Ходить туда туристам нельзя, но любоваться этим местом издалека никто не запрещает и не мешает. Это так называемая точка Tigania — любимое место для старта почитателей параглайдинга.

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Пройдя от этого места направо еще около трехсот метров, попадаем к монументу Мира (Monument of Peace) — памятнику, изображающему взлетающую к небу стаю больших птиц. И, хотя местные жители небрежно называют его «Птичьим памятником», его идея, осуществленная кипрским скульптором Philippos Yiapanis, гораздо шире и связана с нашим Миром. Миром на Земле.

Такое свое «народное» название монумент получил потому, что его главным элементом является поднимающаяся в небеса стая птиц. Похоже — журавлей. Эта композиция была установлена в начале 21 века и считается символом этого удивительного места, откуда открывается великолепный вид на спокойное лазурное море. Говорят, эти места во время сезонных перелетов птиц с Севера на Юг и весной — обратно, очень любит весь пернатый мир. Здесь они собираются вместе и что-бы ни было, отправляются в свой путь. Какие же они удивительные, эти маленькие, упрямые, бесстрашные и свободолюбивые существа, способные преодолевать тысячи километров…

Неподалеку от монумента есть защищенная от солнца зона отдыха. Там можно посидеть и полюбоваться открывшимися с высоты пейзажами, суровой красотой скал, бесконечно голубым небом, почувствовать дыхание ветра и насладиться свободой. Свободой полёта, если использовать параглайдинг или — просто своей фантазии.

Здесь тоже есть такая же одинокая скамейка, о которой можно сложить оду, что ее любила Афродита и с которой даже без хорошего бинокля видна белая полоска домов курортного городка Айя-Напа. До него отсюда километров 6–7 по безлюдным, немного диковатым, но красивым берегам. Там тоже есть своя каменная арка, свои пляжи и в этом направлении мы поедем завтра. Говорят, с этой точки хорошо встречать и закат солнца…

Автопутешествие по Кипру - 1. Полуостров Каво Греко

Сразу за скамейкой находится отвесный и очень высокий обрыв. В его нижней части вдоль берега расположилось большое плато с многочисленными дорожками и тропинками. При желании на них можно выбрать себе неплохой пешеходный маршрут.

Жара +35. А может и больше. Пора заехать куда-нибудь искупаться. Но куда? На наш переполненный пляж в Протарасе не очень хотелось и, посмотрев по карте, выбрали один из самых первых, лежащий на пути к нашему городку — Konnos Bay. Он, кстати, входит в список лучших пляжей этого региона Кипра. Там, действительно, оказалась хорошая бухта, но было довольно много людей и мы решили проехать ещё чуть дальше — на пляж Cavo Maris Beach. Он показался более уютным, на нем было мало людей и мы с удовольствием провели там время до ужина.

Ну, вот, наш второй кипрский день, по чистой случайности совпавший с моим днём рождения, подошёл к концу. Завтра продолжим исследование этой юго-восточной части Кипра. Остров оказался куда интереснее, чем я думал ранее. Древняя культура, тишина, порядок, хорошие и совершенно незагруженные дороги, спокойные и ненавязчивые со своим сервисом, греки. А что ещё надо для хорошего автопутешествия по острову, на который вышла из морской пены сама Афродита?