Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 11:32

Салоники — Греция Июль 2012

Планируя свой первый, ознакомительный тур по Греции девять лет назад, понимал, что обойти стороной Салоники, столицу Македонии и второй по величине город Греции, было бы нелогично. Хотя и времени уже на эту последнюю цель перед выездом за пределы Греции оставалось немного. Полдня на Салоники крайне мало, но кое-что посмотреть успели.

Салоники, первое знакомство

Город был основан в 316 году до нашей эры Кассандросом в честь победы македонцев в Фессалии и назван в честь его жены, сводной сестры Александра Великого. Город помнит апостола Павла и римского офицера Деметрия, который в 303 году умер мученической смертью и стал святым покровителем города.

Именно отсюда Кирилл и Мефодий вышли распространять новую веру в далёкие страны. Салоники подарили Греции величайших музыкантов, художников, поэтов и мыслителей, здесь одни из лучших отелей и лучших ресторанов северной Греции, проходит кинофестиваль и Международная торговая ярмарка.

Салоники, первое знакомство

Мы приехали в Салоники ранним утром, и сразу оказались на набережной. Ещё пустынной, только одинокие рыбаки пытались что-то поймать, как известо, они просыпаются ещё затемно.

Если вы окажетесь в Салониках, то вам обязательно стоит прогуляться по этой набережной. Это одно из лучших мест в городе. Набережная протяженностью 5 км соединяет Музей фотографии, Белую башню и концертный зал Салоников. На берегу моря вы найдёте множество баров и ресторанов, которые посещают как местные жители, так и туристы, место действительно яркое! Здесь в определённом смысле греческая версия набережной Круазет в Каннах или Английской набережной в Ницце.

Салоники, первое знакомство

Белая башня, пожалуй, самое узнаваемое место в Салониках. Это была одна из башен, укреплявших городские стены. Скорее всего, была построена в ранний османский период в начале XVI века. В конце XIX и начале XX века турки снесли несколько городских стен, чтобы дать городу возможность расшириться за пределы его первоначальных укреплённых границ. Так и осталась Белая башня без стен. В начале XIX века башню использовали как место казни, поэтому местные жители придумали название Башня Крови. А Белой стала после того, как в 1891 году узник Гуидили взялся выкрасить её в белый цвет в обмен на свободу.

Салоники, первое знакомство

Неподалёку находится один из самых красивых и важных музеев города, археологический.

Благодаря богатой древнегреческой, римской и византийской истории города, в музее смогли создать впечатляющую коллекцию различных экспонатов.

Салоники, первое знакомство

Здесь представлены прекрасные образцы римской архитектуры, уникальные красочные мозаики, скульптуры и украшения классического и эллинистического периода Греции.

Салоники, первое знакомство

В XXI веке музей был полностью отремонтирован и реорганизован в шесть постоянных тематических блоков,

включая «Македонское золото».

В Салониках сохранилось несколько античных исторических памятников, о которых стоит упомянуть. Во времена Римской империи город стал центром провинции Македония, и благодаря своему расположению на римской дороге Эгнатия и безопасной гавани, быстро развивался. Всего в нескольких кварталах от центральной площади Аристотеля в 1966 обнаружили римское сердце древнего города — Римский форум, который ещё называют по-гречески, Древняя агора. От неё мало что осталось, только эпизодические фундаменты.

Салоники, первое знакомство

Ротонда Галерия была построена в начале IV века нашей эры, на переломе между языческой и христианской эпохами, вероятно, первоначально как мавзолей. Круглое куполообразное здание имеет высоту почти 30 метров и диаметр 24,50 метра, архитектурно сравнивается с Пантеоном в Риме.

Вскоре после постройки и в первые годы существования Византийской империи Ротонда была превращена в христианскую церковь с добавлением святилища на восточной стороне.

Салоники, первое знакомство

Интерьер был украшен настенной мозаикой в ​​ранневизантийском стиле уникального мастерства и красоты. Согласно византийским текстам, храм был посвящён архангелам. В 1524 году здесь находился главный городской собор Салоников. Османские завоеватели превратили собор в мечеть, следы этого видны на здании.

Салоники, первое знакомство

После освобождения города от исламских оккупантов в 1912 году здание вновь посвятили Святому Георгию благодаря небольшой соседней церкви с таким названием.

К югу от Ротонды находился Триумфальная арка, построенная между 298 и 305 годами нашей эры в ознаменование победоносной кампании императора Галерия против персов.

Салоники, первое знакомство

В окончательном виде конструкция состояла из восьми опор, расположенных в два параллельных ряда, по четыре в каждом ряду. Между опорами были созданы три арочных проёма. Четыре центральных опоры, на которых лежали мраморные плиты с рельефным орнаментом, были больше внешних опор и были соединены полукруглыми арками, поддерживающими купол.

Сегодня сохранились только три из восьми первоначальных опор, на двух из которых есть барельефы, изображающие сцены походов римлян. К сожалению, рельефы также сильно пострадали от варварских действий османов.

Салоники, первое знакомство

Салоники были вторым по значимости городом Византийской империи после Константинополя и полны прекрасных образцов византийского искусства и архитектуры. Город поддерживал дружеские и торговые отношения с соседними городами и народами, особенно со славянами. На протяжении веков город Салоники процветал и был интеллектуальным и культурным центром региона. Этот расцвет закончился в XVI веке с турецкой оккупацией.

Сохранились несколько памятников Византийской эпохи.

Салоники, первое знакомство

Храм Святой Софии, имеющий 1600-летнюю историю, является одной из самых впечатляющих византийских церквей Салоников. Может похвастаться внушительной архитектурой, красивыми настенными росписями и сложной мозаикой.

Большинство настенных росписей относятся к XI веку. Во времена Османской империи храм был преобразован в мечеть. Как и ряд других памятников, собор значительно пострадал в результате пожара 1917 года и впоследствии был постепенно восстановлен.

Салоники, первое знакомство

Когда император Константин Великий в 324 году прекратил преследование христиан и сделал христианство официальной религией Восточно-римской империи, люди построили небольшую церковь на месте мученической смерти Святого Деметрия, недалеко от римских бань. Его могила считалась чудотворной, и каждый год приходили тысячи паломников, чтобы воздать почести.

В 413 году нашей эры епархом Леонтием была основана новая трёхнефная базилика, которая была сожжена двумя веками позже, в 634 году нашей эры.

Салоники, первое знакомство

Вскоре после этого была построена ещё более внушительная пятинефная базилика, которая существует по сей день и представляет собой самую большую церковь Греции византийского периода.

Многие считают этот храм самой важной церковью Салоников. Храм подвергался постоянным реконструкциям, дополнениям, пережил несколько катастроф на протяжении веков. В период османской оккупации церковь была превращена в мечеть. Одним из побочных эффектов пожара 1917 года стало обнаружение ряда более старых мозаик, датируемых VII веком нашей эры. После пожара в течение многих лет здесь велись масштабные реставрационные работы. В этой церкви сохранились впечатляющие византийские мозаики, которые были отреставрированы.

Салоники, первое знакомство

Считается, в склепе, к которому ведёт лестница позади святилища, был святой Деметрий убит римскими солдатами и похоронен.

Салоники, первое знакомство

Византийская церковь Святых Апостолов была построена в XIV веке как часть более обширного монастыря, от которого больше ничего не осталось. С завоеванием города турками церковь была преобразована в мечеть, османы покрыли мозаики и фрески штукатуркой. Хотя штукатурку аккуратно убрали, от фресок, которые реставрируются уже около 100 лет, мало что осталось.

Город снова стал после длительных «тёмных веков» экономически развиваться только после освобождения от турок в 1912 году. В следующем году Греческая Македония и вместе с ней её центр, город Салоники, были присоединены к Греции. Хотя некоторые улицы до сих пор напоминают скорее Турцию

Салоники, первое знакомство

Город был перестроен в 1920-х годах, и сегодня Салоники — это оживлённый современный город, кипящий жизнью и движением. Большие проспекты, парки и площади, деревья, обрамляющие торговые улицы с эффектными витринами магазинов. Старинные дома, неоклассические постройки соседствуют с современными домами.

Сразу после освобождения, в 1914 году был окончательно закончен Митрополитный храм Григория Паламы, построенный в нео-византийском стиле благодаря архитектурным проектам Эрнста Циллера и его греческого коллеги Ксенофона Пайонидиса.

Салоники, первое знакомство

Первая церковь на месте современного собора появилась еще в XIII веке. Тогда храм представлял собой трёхнефную базилику. В конце XVI века он служил главным городским собором, но вскоре был разрушен после пожара.

Внутри храма можно увидеть мощи святого Григория Паламы, а рядом с церковью, на первом этаже открыт музей церковных реликвий

Салоники, первое знакомство

Салоники явно оказался «недосмотренным, недооткрытым» городом, ошибочно на него было при первом посещении отведено крайне мало времени. При следующей поездке обязательно наверстаем упущенное.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия