Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 11:32

Монодендри, Кастория — Греция Июль 2012

Летний отдых в Греции обычно ассоциируется с живописными островами, раскинувшимися в кристально-голубых водах Эгейского или Ионийского морей, а изучение материковой части Греции как правило ограничивается Афинами с окрестностями, Салониками, монастырями Метеоры и горой Олимп. Всё это будет тоже в рассказах о нашем гранд-путешествии по материковой Греции (без Пелопонеса), но сегодня первый рассказ связан с самым малопосещаемым регионом Греции, Эпиром. Куда мы отправились расширенным коллектвом, к нам четвёртой присоединилась старшая дочь, молодой специалист после окончания магистратуры.

То, что Эпир оказался первым на нашем маршруте, было вызвано чисто практической необходимостью. По пути в Грецию дорога пролегает через две нешенгенские страны, Сербию и Македонию, что связано с пограничными проверками. На автобане, ведущем из македонской столицы к Салоникам и Афинам напрямую, в летние месяцы, бывает, образуются многочасовые очереди. А что, если использовать пограничный пункт на дороге от македонской Битолы до греческой Флорины, лежащий западнее, почти на албанской границе? Расчёт оказался правильный. Компанию нам на сонном пропускном пункте составили ржавый пикап и трактор с сеном, примерно как на этом скрине из Гугла.

(Не)много иная Греция

Было время послеобеденного сна в жаркий июльский день. Македонцы в своей будке так и не проснулись, а грек удивлённо смотрел в паспорта, пытаясь понять, каким к ним занесло владельцев чешских паспортов, говорящих по-русски. Не стал ничего открывать, смотреть, проверять, просто отдал и приветливо помахал рукой. — А печать?! — Ах, тыть, да, шлёпнул. Задача этого дня была всего лишь добраться до отеля в Кастории. Кастория была выбрана только местом ночлега. Утром, выпив кофе на балконе отеля, стали собираться в путь.

Недооценил я Касторию, надо было посвятить ей хотя бы полдня. Город выделяется тремя особенностями — огромным количеством меховых фабрик, магазинов и зазывал, крайне назойливо приглашающих купить шубу. Большим количеством хорошо сохранившихся византийских церквушек и часовен. Красивейшим озером, на берегах которого Кастория лежит. На эту третью составляющую мы одним глазком всё же успели посмотреть.

(Не)много иная Греция

Эпир — самый малонаселённый, почти непосещаемый (за исключением курортов на побережье), но крайне интересный регион Греции в северо-западной её части на границе с Албанией. Часть этой исторической области находится в южной Албании.

Эпир — место, где пышные девственные горные леса сочетаются с очарованием старинных каменных деревень. Бурные горные реки летом превратившиеся в скромные ручейки.

(Не)много иная Греция

Обрывистые ущелья, гостеприимные люди. Вроде греки, но не совсем. Более сдержанные, непосредственные, для которых события в Афинах — так, где-то там, за горами. Собственно, эпирцы никогда в составе античной Греции и не были, Эпирское царство стояло особняком.

Как и любое путешествие, оно должно радовать не только глаз и душу, но и желудок! В Эпире с этим полный порядок, это традиционные домашние вина, джемы, хлеб, молоко, сыр, йогурт, вяленое мясо и знаменитые региональные пироги. В отличие от более южной Греции, здесь меньше сладких деликатесов и больше мяса. Нигде больше во время поездки не ел сувлаки (их шашлык) наиболее приближенный к нашему пониманию этого блюда — из баранины. Остальные попадались из свинины или курицы.

(Не)много иная Греция

От классической Греции Эпир отделяет могучий горный массив Пинд, или Пиндос. Его длина составляет около 160 км, а максимальная высота над уровнем моря — 2637 метров. Более северные народы называют его хребтом Греции.

Если верить Гиннессу, ущелье Викос, прорезающее горы Пиндос, является самым глубоким каньоном в Европе по соотношению ширины и глубины. Вырезанное рекой Видоматис, это десятикилометровое ущелье на южных склонах горы Тимфи спускается вниз на глубину до одного километра.

(Не)много иная Греция

Рядом с его южным концом находится смотровая площадка Окси на южном обрыве и смотровая площадка Белая на другой стороне. Мы были только на Окси, с которой открывается чудесный панорамный вид, и по причине того, что к ней можно подъехать. До Белой необходим часовой трек в одну сторону, как всегда, не хватает времени. А те туристы, которые приезжают в Пиндос надолго и целенаправленно, проходят это ущелье пешком всё. Это минимально один день, да здесь полно и других треков.

Примерно в центре горного массива, на территории национального парка скрывается главное сокровище Пинда — «страна Загорохория». Так принято называть эту область в Греции. Местные же называют свою страну «Загори». Что ж по-славянски означает «за горами». Так уж получилось, во времена Великого переселения народов какое-то славянское племя занесло в долину, где оно смешалось с местным эпирским населением. Оставив свои следы и в названии целой области.

(Не)много иная Греция

Загори — это группа из 46 традиционных живописных деревень, построенных амфитеатрами на обширных территориях Пинда. Природная среда Загори восхитительна, а местную архитектуру определяют гранит, дерево и сланец. «Каменные» деревни Загори, соединённые мощёными пешеходными тропами, крутыми лестницами и каменными мостами, свисающими через реку Видоматис с притоками, объявлены национальным историческим памятником. Дома с покрытыми мхом сланцевыми крышами украшены резьбой по дереву и фресками.

Загори — спрятанный в отдаленной части Эпира неизведанный кусочек дикой красоты и древних традиций. Его дикая местность — отличное место, чтобы убежать от летней толпы, наводняющей прибрежную Грецию.

(Не)много иная Греция

В центре горного массива выделяются «Башни» пика Астрака (2432 м)

(Не)много иная Греция

Учитывая горную красоту Загори, удивительно, насколько мало путешественников интересуется этим регионом. Здесь очень живая традиционная Греция, сохранившая старый образ в сонных тысячелетних деревнях, спрятанных под поросшими соснами Пиндосскими горами. Здесь всего 4000 человек населяют 200 000 гектаров нетронутых гор, рек и лесов.

«Законсервированность» Загори, вызванная неприступностью в центре обширного горного массива продиктовала и неоднозначное прошлое региона. Природа выступала как крепость и в течение долгого времени население просто оставляли в покое.

(Не)много иная Греция

С XV века, когда остальная часть Греции оказалась под властью Османской империи, Загори сохраняло некоторую автономию. Торговцы, желающие свободно торговать, переселялись в этот район. Свободный от османского гнёта, этот небольший регион стал маяком греческой культуры, домом для учёных-просветителей и «врачей Викоса», которые использовали местные травы для развития медицины. К началу XIX века область достигла своего экономического и интеллектуального пика. Были построены мосты, пешеходные тропы, школы и особняки. Однако после смерти Али-паши Янинского в 1822 году регион потерял все преимущества, которыми пользовался. Всё традиционное, что видим в Загори, было построено до этого времени.

В Загори вообще не было автомобильных дорог до 1950 года. Жители не знали, что такое асфальт или ровные мосты через реки и ущелья, как этот.

(Не)много иная Греция

А до этого времени жители общались между собой, перегоняли скот, по каменным мостам, построенным в основном в период локального расцвета, на рубеже XIX века. Строительство знаменитых арочных мостов, называемых здесь гефири, в основном финансировалось местными семьями, и мосты носят их имена.

Начало строительства мостов было положено в 1750 году торговцем из деревни Коккори Нутсо Контодимо, а продолжено его сыном Алексисом. Идея была — соединить разрозненные сёла и сделать свободным сообщение между ними. Основой региона во все времена было скотоводство, так что и пастухам стало удобнее перегонять скот.

(Не)много иная Греция

Хотя как правило, решение о месте строительства моста принимали либо монахи ближайшего монастыря, либо жители сёл. А уже потом шли к местному торговцу, потенциальному инвестору. Глядя на фотографии, у многих возникнет вопрос — а мосты через что? Да, жарким летом каменные русла, которые наполняются водой только в зимний период.

На строительство мостов шёл местный камень, присутствующий в изобилии. Всего было построено 108 арочных мостов, сохранилось в Загори около 40. Строители каменных мостов Загори развезли свое секретное ремесло по всем Балканам.

(Не)много иная Греция

Под этим мостом в Конитсе можно разглядеть колокольчик, если внимательно присмотреться. Мост высокий, с карликовыми перилами, и в сильный ветер вдоль ущелья на нём небезопасно. Может и сдуть вниз. Поэтому раскачивающийся колокольчик предупреждал местных жителей и пастухов, перегоняющих скот о опасности.

Конечно же, все 46 деревень не посетишь, да и без надобности это, мы проложили мершрут через две из них, Папиго и Монодендри. Папиго состоит из двух частей, находящихся на расстоянии нескольких километров друг от друга, Мегало Папиго и Микро Папиго. К смеху конечно, если в Мегало живёт 150 человек, то сколько же в Микро?

(Не)много иная Греция

Но, тем не менее, Папиго впервые упоминается в булле византийского императора Андроника III Палеолога 1325 года. Греческая школа в деревне пользовалась большим успехом, была построена в 1780 году на средства Майкла Анагностопулоса, богатого эмигранта, жившего в Северной Америке.

Среди церквей Мегало Папиго выделяется церковь Святого Власия, которая датируется 1852 годом.

(Не)много иная Греция

Хотя построена она на фундаменте очень старой церкви 912 года, а башня так вообще наполовину сохранилась со средневековых времён.

На дороге между двумя Папиго можно заметить тропу, ведущую к ещё одной достопримечательности, каменным бассейнам Колимбетрес («купели для крещения») или «Овирес». Бассейны образовались в известняке в русле ручья Роговоса, текущим вниз по горе Тимфе.

(Не)много иная Греция

Считается, что бассейны хороши для купания, ну не знаю… Вода горного ручья достаточно холодная, разве что только ноги помочить.

Но что интересно — вода в этих нескольких бассейнах прогревается от верхнего к нижнему, что логично. Кулица сланцевых скал и буйной растительности вокруг водоёмов очаровывает. Согласно историческим источникам, сюда любил наведываться Али-паша из Янины.

(Не)много иная Греция

Монодендри, следующая деревня. Традиционное поселение на высоте 1060 метров с каменными домами и живописными мощёными дорогами находится прямо у входа в ущелье Викос.

За Монодендри около дороги находятся уникальные природные образования из сланца — «каменный лес». Именно в таких местах в Загори местные жители и добывали веками материал на крыши домов

(Не)много иная Греция

Вымощенная булыжником тропа ведёт от Монодендри к монастырю Агия Параскеви (Святой Прасковьи) прямо по склону обрыва.

(Не)много иная Греция

Как и многие в этих местах, монастырь стоит на краю скалы, тесно прилепившись к её склону.

Совсем крохотный монастырь был основан в 1412–1414 годах. Он был построен жителями недалёкого села Вица на личные средства местного воеводы Михаила Ферианоса.

(Не)много иная Греция

Предание упоминает, что Ферианос построил монастырь в знак благодарности за спасение своей дочери, страдавшей неизлечимой болезнью.

В маленькой однонефной церкви хранится та самая чудодейственная икона, скорее всего, реставрированная.

(Не)много иная Греция

Фрески храма частично относятся к XV веку. Настенные росписи на южной стене датируются соответствующей надписью около 1689 года

Некоторые деревни прекрасно сохранились, они изобилуют семейными гостевыми домами, в одном из которых в Монодендри остановились и мы.

(Не)много иная Греция

Другие устрашающе пустынны с полуразрушенными фермами, заброшенными конюшнями и школьными зданиями, которые стонут под тяжестью посягающих на них растений. Удалённость региона в современном мире уже не является его самым большим достоянием. Для многих привязка Загори к остальной территории при помощи современных дорог явилась поводом для отъезда.

Для оставшихся был бы хороший шанс достаточного заработка, работая в сфере туризма. Но здесь по непонятной мне причине туристов не просто мало, а ничтожно мало. В разгар летнего сезона на стоянке гостевого дома (а такие миниотели по пальцам можно пересчитать), всего две машины — хозяйки дома и наша.

(Не)много иная Греция

Можно было бесконечно сидеть после ужина на террасе в окружении ползучих виноградных лоз, наблюдая закат. Воздух наполнен колокольчиками возвращающихся овец, клубами древесного дыма, тихой болтовней по соседству и прохладным ветерком, который то и дело прилетает из ущелья.

Ждало нас постепенное движение на юг, к той Греции, которая хорошо нам всем известна.

(Не)много иная Греция

И первым городом на маршруте будет Янина