Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 11:19

Янина, Каламбака, Кастраки — Греция Июль 2012

Название эпирского города Янина знакомо с детства по «Графу Монте-Кристо» Дюма, где фигурирует некая дочь Али-паши Тепелинского, правителя Янины. И ничего, что дочь — полная выдумка, у Али-паши было три сына, а рассказ о взятие Янины турецким генералом историческая чушь. Но книги детства — особая статья, и въедаются в память надолго. Планируя поездку в Грецию, глядя на карту и заметив город Янина, ассоциация с Али-пашой возникла автоматически.

Но в чём правда, так факт, что при Али-паше, по большому счёту сумасброду и деспоту, Янина достигла наибольшего расцвета в составе Турции, просвещённости, экономического подъёма. Греческое выражение «жить, как паша в Янине» означает, что человек наслаждается самым лучшим, что может предложить жизнь. Недостаточно иметь титул правителя, он должен жить в Янине. И хотя в разговорной речи это квинтэссенция идеи о том, что Янина всегда была богатым и аристократическим городом, я думаю, под «пашой» подразумевают всё же Али Тепелинского.

Между Эпиром и Фессалией

Столица провинции, идеальная логистическая база для знакомства с Эпиром и Загори, очаровательный и спокойный университетский городок на западном берегу озера Памвотида, Янина, как и всё в Греции, имеет давнюю историю.

Основание города традиционно приписывается византийскому императору Юстиниану в VI веке. Янина процветала в поздневизантийский период, многие богатые византийские семьи бежали туда после разграбления Константинополя.

Между Эпиром и Фессалией

Янина сдалась османам в 1430 году и до 1868 года была административным центром. В период между XVIII и XIX веками город был крупным центром современного греческого Просвещения.

В состав Греции вошла только в 1913 году после Балканских войн. Нет единства в учёном мире по поводу происхождения названия города. Вероятно, является искажением Агиаянина, «места Святого Иоанна», связано с основанием монастыря, посвящённого святому Иоанну Крестителю. Согласно другой теории, город был назван в честь Янины, дочери Велизария, генерала императора Юстиниана. Исторический центр по-прежнему стоит за крепостными стенами.

Между Эпиром и Фессалией

Замок Янина, основанный в 528 году императором Юстинианом (что делает его самым старым замком Греции), достиг своего апогея во времена Османской империи с добавлением мечети Фетхие.

Уникальность этого места в том, что замок по-прежнему является обитаемым районом. В то время как остальная часть города развивалась, район замка превратился в самый тихий квартал, несмотря на своё центральное местоположение.

Между Эпиром и Фессалией

Замок использовался постоянно до позднего периода Османской империи, а укрепления претерпели несколько изменений на протяжении веков. Наиболее обширные изменения проводились во время правления Али-паши и были завершены в 1815 году.

Мечеть Фетхие была построена во внутреннем замке сразу после завоевания османами в 1430 году, рядом с руинами византийской церкви начала XIII века, посвящённой архангелам Михаилу и Гавриилу.

Между Эпиром и Фессалией

Первоначально это было деревянное строение, которое в 1611 году было заменено каменным. В 1795 году Али-паша тщательно перестроил её, сделав главной мечетью своего дворца.

Ещё одна замковая мечеть, Аслан — паши, была построена в 1618 году и тоже на месте бывшей церкви, Святого Иоанна.

Между Эпиром и Фессалией

Сначала турки церковь оставили, но после неудавшегося восстания против Османской империи 1611 года под руководством Дионисия Философа решили снести и её. С 1933 года здесь находится Городской этнографический музей Янины.

Во время прогулки по старой крепости стоит зайти в Археологический музей Янины с экспозициями, охватывающими эпохи от неолита до позднего византийского периода.

Между Эпиром и Фессалией

Честно говоря, в Янине не так уж много достопримечательностей, но город достаточно приятный, чтобы провести там немного времени. Озеро Памвотида красиво, живописно, спокойно, с чистой водой и в окружении скалистых гор. Это определенно не тот праздничный образ, который мы получаем из Греции, но я признаюсь, мне очень понравилась такая версия этой популярной страны. И местным всегда нравилось отдыхать на берегу озера. Люди всех возрастов, неторопливо гуляют по набережной, обсаженной деревьями.

Между Эпиром и Фессалией

С набережной ходит «водное такси» до острова Янина, или Нисос — как зовут местные, где находится несколько монастырей, окружённых старой традиционной застройкой.

Остров находится всего в нескольких минутах пути.

Между Эпиром и Фессалией

Поселение на острове возникло в XVII веке. Во времена Али-паши остров пришёл в упадок из-за высоких налогов. В этот период монастыри были практически заброшены.

Между Эпиром и Фессалией

В 1820 году Али порвал с султаном Махмутом II, в результате чего против него был послан Хуршид Мехмет-паша, осадивший Янину. Али разместил на острове охрану из тысячи албанцев, в результате чего Хуршид разбомбил остров.

В январе 1822 года Али, потерпев поражение, укрылся на острове в монастыре Святого Пантелеймона, где был убит в 1822 году. Монастырь Святого Пантелеймона, где Али-паша провел свои последние дни в ожидании помилования от султана, теперь является музеем, в котором хранятся предметы повседневного обихода и реликвии того периода. Внутри покажут даже дырки в полу от пуль, которыми был убит паша.

Между Эпиром и Фессалией

В центре монастыря растёт 700-летний платан, тому и ядра были нипочём.

На острове в настоящее время проживают порядка 100 семей. Здесь пример старой, не изменившейся с веками греческой деревеньки, поэтому она так охраняется государством, строительство здесь запрещено.

Между Эпиром и Фессалией

Благодаря тому, что лодки ходят на остров каждые полчаса, здесь популярное место отдыха горожан, я бы сказал, что ресторанов, баров здесь не меньше чем домов местных жителей.

Извилистые улочки острова также являются домом для множества сувенирных магазинов, таверн, церквей и пекарен.

Между Эпиром и Фессалией

Дамы заинтересовались чем-то серебрянным, Янина — центр по производству украшений и изделий из серебра в Греции.

Среди монастырей самым старым является монастырь Святого Николая Филантропинона или Спаноса

Между Эпиром и Фессалией

Расположенный на западном берегу острова, он возник по инициативе семьи Филантропинонов, одной из знатных родов Константинополя, поселившихся в Янине после 1204 года.

Монастырь достиг вершины процветания в XVI веке, когда по инициативе членов всё той же знатной семьи он был отремонтирован, расширен и покрыт новыми фресками и предметами культа.

Между Эпиром и Фессалией

На следующий день мы решили совершить дневную вылазку в Метеоры с возвращением обратно в Янину. Если рассматривать наш круговой маршрут по континентальной Греции, то монастыри Метеоры, расположенные в центре Фессалии, оказались как бы в центре окружности, для них необходим был отдельный день с возвращением в прежнюю точку. Несколько неудобно, но пропустить их при изучении Греции неразумно. Дорога была отличная, новенькое шоссе, кое-где ещё с неубранной дорожной техникой. Сто двадцать километров в одну сторону не сильно напрягли.

Метеоры с рассыпанными по вершинам скал монастырями и часовнями — одно из самых невероятно нереальных и потусторонних мест, которые я посещал. Здесь, в когда-то очень отдаленном месте, природа и вера соединяются в совершенной связи. Мистицизм Метеоры, хоть и немного поблекший, чем в прошлом, все же ощутим. Монастыри, построенные на вершинах скал, поистине прекрасное зрелище.

Между Эпиром и Фессалией

Монастыри Метеоры предлагают посетителям уникальный коктейль величия природы в сочетании с историей, архитектурой и непреходящим желанием человека соединиться с Божественным. С раннехристианских времен скалы Метеоры считались идеальным местом для достижения полной изоляции. Место, где люди могут найти мир и гармонию и, таким образом, поддержать вечную борьбу человечества за духовное вознесение.

Что действительно удивительно, так это то, что эти 6 монастырей по-прежнему являются действующими местами поклонения. И хотя автостоянки и лестницы теперь заменяют корзины и веревки, посещение Метеоры кажется гигантским прыжком в прошлое.

Между Эпиром и Фессалией

Несмотря на то, что сейчас осталось всего 6 монастырей из 24, когда-то действовавших, обойти их все пешком в течении дня, мне кажется, почти нереально. Если только не в спортивном темпе. Если человек физически подкован, это конечно возможно, но не наш стиль экскурсии — в режиме спортивной ходьбы. Не для галочки же, в каждом месте хочется подробно изучить, прочитать, тем более что кое-где фотографировать внутри запрещено. Да просто присесть на лавочку и полюбоваться видами. Мы посетили все шесть. Только благодаря автомобилю. У каждого монастыря есть место для парковки, а дорога между монастырями на машине занимает всего несколько минут.

Ошибочно мнение, что святые отцы целенаправлено держали путь в это место, имея в голове сей девелоперский проект. Объект создавался столетиями, этапами. Первыми, кто прибыл в этот район в IX веке, были одиночки, православные монахи-отшельники. Они пришли лишь затем, чтобы найти тишину и уединиться в многочисленных пещерках, разбросанных среди скал. Веками эти монахи жили в полной изоляции.

Между Эпиром и Фессалией

Подверженные погодным условиям и всевозможным опасностям, они во многом полагались только на помощь местных жителей, которые приносили в дар еду, воду, одежду, дрова и предметы первой необходимости, которые позволят отшельникам выжить.

В XII веке монах по имени Нилос смог разрозненных монахов-отшельников собрать в более организованную общину. Правила, которые установило сообщество, были простыми и нестрогими. Монахи Метеоры обязались каждое воскресенье собираться в часовне Дупиани под одноименным утесом на северо-западной стороне деревни Кастраки, чтобы присутствовать на воскресной службе и делиться продуктами, вещами.

Между Эпиром и Фессалией

И только ещё двумя веками позже, в XIV столетии, иной монах по имени Афанасиос, основал на второй по высоте скале первый монастырь Метеоры, Великий Метеор. Он явился основателем первой по настоящему организованной монашеской общины Православной церкви Метеоры со строгими правилами.

Периодом расцвета для монастырей Метеоры был XVI век. Спустя столетие началось движение в сторону упадка. И хотя на нас эти монастыри производят неизгладимое впечатление, они лишь обломок былой славы, что касается как общего количества монастырей, так и числа населяющих их монахов.

Между Эпиром и Фессалией

Великий Метеор, или Преображенский монастырь является самым большим и самым старым из всех. Основание этого монастыря считается поворотным моментом или, что еще лучше, началом организованного монашества в регионе Метеоры.

Афанасиос родился в городе Новые Патры, его светское имя было Андроникос. Став монахом, он несколько лет прожил на Афоне, прежде чем окончательно обосноваться на скалах Метеоры. В основании монастыря ему помогал греко-сербский князь по имени Иоанн Уресис Палеолог, который в возрасте 22 лет отказался от всех своих царских титулов стал монахом Иоасафом.

Между Эпиром и Фессалией

Главный храм монастыря был построен в середине XVI века. Он украшен прекрасными фресками того времени.

Монастырь богат на экспонаты, включая исторические рукописи и высокой ценности.

Между Эпиром и Фессалией

В 1350 году монах Варлаам создал небольшую общину, которая обустроилась на скале в непосредственной близости от монастыря Великий Метеор. Несколько десятилетий спустя, после смерти Варлаама, скала была оставлена ​​остальными монахами. Построенная им часовня в честь «Трёх Святителей» в последующие годы практически превратилась в руины.

Однако в начале XVI века два брата из Янины, монахи Феофан и Нектарий решили восстановить заброшенную часовню, основав таким образом второй по величине монастырь Варлаам. Окончательно декорировали часовню в 1548 году. Прекрасные фрески в принадлежат знаменитому художнику XVI века Франко Каталано.

Монастырь Святой Варвары или Русану, был основан в XIV веке. Своё название он получил, вероятно, от первого отшельника, поселившегося на скале в тот период. Главный собор был основан в конце XVI века, а тридцать лет спустя его украсил монах, живший при монастыре. По сравнению с другими скалами, на которых были построены монастыри, скала Руссану имеет меньшую высоту, что делает её более доступной. Сегодня в монастыре проживает 15 сестёр-монахинь.

Между Эпиром и Фессалией

Добраться до монастыря Святой Троицы труднее всего. Посетители должны пройти по тропе, которая сначала ведёт их к подножию скалы, прежде чем они начнут подниматься по 140 ступеням.

Монастырь был организован в 1362 году, главный собор был построен в XV веке, в 1741 году два монаха расписали его новыми фресками.

Между Эпиром и Фессалией

Монастырь Святого Николая Анапафсского был основан в конце XIV века. Для названия существует множество интерпретаций, например, что монастырь был первым на пути и служил паломникам местом отдыха перед продолжением пути. Отдых переводится на греческий язык как анапафсис. Ограниченная поверхность скалы вынудила строителей монастыря строить ее вертикально на этажах, один уровень над другим, доступ на все этажи осуществляется по встроенной лестнице.

Монастырь Святого Стефана — безусловно, самый доступный монастырь, где вместо ступенек просто переходите небольшой мостик, и вы у входа. Некоторые спешащие туроператоры вообще подьезжают автобусами только к нему, где огромная стоянка, а потом лишь к Большому Метеору.

Между Эпиром и Фессалией

Начало монашеской жизни на скале Святого Стефана относится к началу XII века. Монастырь Святого Стефана включает в себя два церковных здания. Старая часовня XVI века пострадала во время Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в Греции, но была отреставрирована.

Главный собор Святого Харалампия XVIII века хранит мощи этого святого.

Между Эпиром и Фессалией

От монастыря открывается захватывающий вид на обширную долину, реку Пиниос и горный хребет Пиндос через равнину, на лежащий в долине город Каламбака.

День оказался насыщенным, ждало ещё возвращение в Янину. Откуда на следующий день мы направились на юг, к морю.