Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 17:49

Запорожье, Кривой Рог — Украина Май 2021

Наше путешествие «Большой Днепровский круг», продолжается. Побывав в городах Днепр и Запорожье, выезжаем вниз по течению Днепра в сторону городов Никополь и Кривой Рог. В том направлении вели две дороги Н-23 и Р-73 и, хотя первая была на 20 километров короче, но времени она занимала на полчаса больше.

Карта маршрута Запорожье - Токовские водопады - Кривой Рог (219 км)

Может быть это было связано с ее качеством или проездом через промышленный город Марганец — не знаю, но мы выбрали Р-73 и без проблем, миновав оба этих города, выехали к большому водному пространству Каховского моря.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Как известно, на всем протяжении Днепра по украинской территории, на нем построены пять гидроэлектростанций, образовавших соответственно пять крупных водохранилищ — Киевское, Каневское, Кременчугское, Запорожское (Днепровское) и Каховское. Все они, вместе взятые, организовали хорошее водное пространство, пригодное для судоходства вплоть до Чёрного моря.

По своей площади Каховское море из всех пяти перечисленных выше водоемов, считается вторым по полноводности — его площадь равна 2155 кв. км при общей длине водоема 240 км. Больше его по площади только Кременчугское (2250 кв.км), но зато оно проигрывает ему по длине (149 км). Проехав искусственно сооружённую плотину, отгородившую водохранилище от плодородных пойм двух речек — Каменка и Базавлук, поднялись на слегка холмистую местность к посёлку Токовское.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Вот где-то здесь и есть эти водопады. Но где? Кругом ровная местность и ни души. Какие могут быть здесь водопады? И хорошо, что нам навстречу попалась девушка, ехавшая на велосипеде. Видя нашу растерянность, она остановилась и, зная, что мы хотим, махнула рукой в сторону от дороги — Вам нужно по проселку туда! Куда? Там же ровное поле и вдали небольшой перелесок? Туда, туда!

Это напомнило мне схожую ситуацию с Голубыми горами в Австралии. Тогда, прибыв из Сиднея на экскурсию «Голубые Горы» в городок Уэнтфорт Фоллз, мы никаких привычных нам картин горных пейзажей не увидели — кругом была равнина. И, только спустившись по большому оврагу вниз, мы поняли, что вот они горы: когда мы внизу — они вокруг нас! Вот что-то подобное было и здесь.

Токовские водопады

Доехав до берега речки, увидели, что дальше она теряется в камышах, но справа шла накатанная проселочная дорога, которая через полкилометра привела нас к большой поляне, использующейся в качестве автостоянки.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

На ней стояла всего парочка машин и это нас обрадовало — увидим свободные от туристов каменные берега и водопады. Здесь же, на полянке стояли два небольших гранитных обелиска. На первом было написано «Каньон Водопад на речке Каменка в Токовских гранитах».

И действительно — русло реки Каменка и ее берега оказались как бы закованными в гранитную рубашку. Именно благодаря этому и возник посреди степи такой уникальный природный феномен. Но, как у любого хорошего объекта, здесь тоже есть своя легенда, согласно которой эти камни образовались из ожерелья киммерийской принцессы Тамирис, которая, убегая от скифов, бросила его в реку. Бусины превратились в камни, которые и остановили врагов. Ну, а ученые-геологи считают, что на самом деле эти водопады появились в этом месте еще во времена мезозойской эры — то есть больше 60 миллионов лет тому назад!

На втором обелиске высечено — «Здесь, на Водяной Балке, была зимняя стоянка атамана Запорожской Сечи Петра Ивановича Калнышевского (1690 — 1800).

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Именно в этих местах кошевой атаман Петр Калнышевский в ХVIII веке первым начал заселять земли вокруг Днепра, ниже порогов. Из поколения в поколения старожилы этих мест рассказывают, что на территории нынешнего Красного Тока у него было имение, рядом с которым был выкопан глубокий колодец с очень вкусной водой и там, у колодца, останавливались ночевать чумаки, которые ехали из Крыма в Чигирин и Киев. Согласно второй легенде, знаменитый атаман Петр Калнышевский именно здесь спрятал свои сокровища — 150 тысяч серебром. Поэтому и именуют этот водопад не только Токовским и Шолоховским (по названиям ближайших поселений), но еще и Калнышевским.

История свидетельствует, что «Впервые кошевым атаманом Петр Иванович стал в 1762 году, в то время было ему 72 года. Тогда на этом посту он находился менее года. В 1765 году его повторно избирают кошевым атаманом, и остается он им до уничтожения Запорожской Сечи, то есть до 1775 года. Участвовал Калнышевский и в русско-турецкой войне, показав себя талантливым и смелым полководцем. При этом на начало войны ему было уже 78 лет, а на ее окончание — 84 года. В 1771 г. Екатерина II издала указ, которым за храбрость и мужество, а также за особое усердие к службе пожаловала Калнышевскому золотую медаль, украшенную бриллиантами, с ее собственным портретом.

Памятник Петру Калнышевскому на Соловках

Однако окончание войны с Турцией стало очередным толчком для царизма в решении уничтожить Запорожскую Сечь. Высшие правительственные чиновники посчитали, что Запорожская Сечь как бастион против турецко-татарской экспансии стала ненужной. И, по мнению императрицы Екатерины II, существование в тылу империи Запорожской Сечи было слишком опасным для монархии. Не забыла императрица и того, что во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева Запорожье поддерживало восставших и многие из ее участников нашли убежище на Сечи.

В 1775 году последнего кошевого атамана Запорожских казаков Петра Калнышевского сослали в Соловецкий монастырь. В нем он провел в нечеловеческих условиях почти четверть века и был, по сути, живьем замурован в каменном мешке. Лишь трижды в год — на Пасху, Преображение и Рождество — его выводили из кельи.

В 1801 году новым русским царем стал Александр II. Была объявлена всеобщая амнистия, однако, 110-летний Петр Калнышевский отказался покидать монастырь, указав в «просьбе» на царское имя: «… не могу решиться идти в путь такой далекий, а решил остаток дней моих посвятить служению единому Богу в этом блаженном уединении, к которому за двадцать пять лет привык я окончательно … «.

Когда я был на Соловках в 2013 году, нам показали камеру, в которой содержался старец Калнышевский. За эти двести с лишним лет в ней мало что изменилось…

Камера, в которой атаман Петр Калнышевский был в заключении на Соловках

Познакомившись с обелисками, вышли навстречу шумящей впереди реке. Скальные выходы гранита возвышались над уровнем реки на высоту около 30 метров. Поднявшись на самую высокую скалу, восхитились открывшимся перед нами пейзажем!

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Это прямо какая-то фантастика! Ехали, ехали себе по равнине и вдруг на тебе — гранитный каньон, а в нем бурная река с порогами и водопадами. А еще здесь — редкие и очень ценные виды гранита, через которые и пробила себе русло река Каменка. Так что, Токовские водопады — это, пожалуй, один из самых загадочных и красивых природных объектов на Днепропетровщине. Говорят даже, что это единственный степной водопад в мире. А как же Голубые горы в Австралии, о которых я упоминал выше?

Этот каскад в Водяной балке имеет протяженность около тридцати метров. Несколько сливов и порогов высотой до полутора метров, создают общий перепад высот приблизительно 6 метров. Думаю, что особенно живописны эти водопады весной, когда уровень воды бывает максимальным.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

У этого водопада есть еще название кроме Токовского и Калнышевского — «Красные камни». И это благодаря цвету гранита, который водится здесь — он может быть и красным, и розовым и иногда — серым. Но превалирует здесь именно красный гранит. Примечательно, что почти все блоки гранита являют собой правильную параллелепипедную форму и могут достигать размера 27 куб. м.

Вода в водопадах прохладная, но купаться здесь летом — одно удовольствие — эдакое природное джакузи! Потоки воды достаточно мощные и есть люди, которые считают их даже лечебными.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

В водах реки водятся рыбы и раки, а на камнях можно найти ящериц.

Пройдя весь этот водопадный каньон, с полчасика спокойно посидели и полюбовались тишиной и мерным журчанием текущей по камням воды. Было тепло и тихо, кругом ни души и не хотелось никуда уезжать с этого красивого и благодатного места.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Но так бывает не всегда. Летом в этом месте постоянно что-то устраивается — то какие-то встречи туристов, то молодежные фестивали или еще какие-нибудь мероприятия.

Выехав вниз по течению реки, буквально через километр попадаем в промышленную зону предприятия Беютаг, занимающегося разработкой гранитных карьеров и обработкой добытого там материала.

Первым на нашем пути встретился затопленный уже много лет назад Токовский гранитный карьер. Естественное затопление таких разработок — вещь практически постоянная. На определенной глубине обязательно находятся какие-то источники воды, которые либо постепенно, либо внезапно прорываются и затапливают карьер вместе со всей техникой, которая там работала. Подобные артефакты мы встречали в прошлом году, когда проезжали по Николаевской области.

Карьер Токовский гранит начал разрабатываться еще в девятнадцатом столетии. Сохранились здесь и следы добычи кварца. Но в основном месторождение использовалось для добычи блоков и облицовочных камней. Этот красивый камень красных оттенков применялся для облицовки Мавзолея Ленина, московских набережных, памятников вождям революции и героям Великой Отечественной войны во всех регионах Советского Союза.

Токовский гранитный карьер

По соседству с ним вот уже много лет работает другой гранитный карьер — Киевский. На нем, в отличие от первого, нет взрывных работ и добыча гранита производится современным оборудованием, позволяющим сразу получать большие плиты толщиной от 10 до 30 мм.

В настоящее время Токовская продукция широко используется при отделке станций метро, банков, офисов и магазинов в Днепре, Запорожье и других городах Украины, а также поставляется в страны СНГ, Западной Европы и США.

Киевский гранитный карьер

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Ущелье Каменки из-за характерного цвета местных гранитов, часто называют «Красные Камни». За мостом каньон заканчивается и речка Каменка исчезает, впадая в более полноводную Базавлук, а та, в свою очередь — в Каховское водохранилище.

Кинув последний взгляд на знаменитый гранитный карьер, выруливаем к Кривому Рогу — очень промышленному и карьерно-озерному городу. Там мы хотим посмотреть на т.н. «марсианские» озера, знаменитые своей красивой красной расцветкой, скалы МОПРа на реке Ингулец и, если повезет — один из самых больших карьеров в Европе — железорудный ЮГОК. До Кривого Рога остается всего 75 километров.

Кривой Рог

Что мы знаем об этом городе? Многие из нас, практически — ничего. А ведь он довольно старый — основан в 1775 году и еще — наверняка, самый длинный в Европе, а может быть и Мире! Его длина составляет около 66 км! Ну, а в деловом плане, город является важным экономическим и научным центром в Украине, крупным транспортным узлом и славится металлургией, шахтами, рудниками и горно-обогатительными комбинатами.

А что интересного в нем есть в туристическом плане?

Любители парков могут прогуляться по двум из них — Криворожскому ботаническому саду и Парку им. Ф. Мершавцева, ранее носившего имя газеты «Правда». Любителям старой дореволюционной архитектуры будут интересны Спасо-Преображенский кафедральный собор и Железнодорожный вокзал. А в пригородах есть интересные скальные образования на реке Ингулец.

И вот уже несколько лет, как в Кривом Рогу развивается промышленный туризм. Сотни отдыхающих приезжают в город, чтобы увидеть карьеры, шахты, отвалы и даже местный Марс. Одним из таких грандиозных объектов является карьер Южного горно-обогатительного комбината (ЮГОК), в котором по определенным будним дням проводятся экскурсии. К сожалению, мы были в городе 8 мая и экскурсии туда в этот день не было. Но, благодаря интернету, мы можем иметь представление о грандиозности этого карьера, в котором добывают железную руду.

Карьер Южного горно-обогатительного комбината (ЮГОК). Фото из Интернета

Он является самым большим в Украине и, если посмотреть карты Google, его контуры замысловатым образом приняли форму сердца. И это сердце огромно — три километра в ширину и 2,6 км в длину. Его глубина около 315 метров — почти стоэтажный дом!

К сожалению, еще на подъезде к Кривому Рогу вечером погода начала меняться в дождливую сторону и пока мы добрались до города и заселились в Бизнес-отель Reikartz Аврора, 3*, она окончательно испортилась, пошел дождь и намеченная пешеходная прогулка по городу не удалась. С утра ненастье продолжилось и нам ничего не оставалось как заехать только на известное красное «марсианское» озеро, которое находится практически в центре города на улице Быкова около реки Саксагань.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Моросил дождик и поэтому прогулка по берегу тоже не задалась — его глинисто-песчаная почва совсем не располагала к таким прогулкам. Оставалось только представлять себе, как красивы эти берега здесь в солнечные дни!

Ну, а как это выглядит с точки зрения экологии и здоровья для местных жителей и откуда такая красота? На самом деле, это отстойники шахтных высокоминерализованных вод, а красный цвет воды — от окислившегося железа. Ежегодно из шахт Кривбасса откачивают порядка 10–12 млн.куб.м такой воды, минерализация ее очень высока, поэтому эти воды отстаивают вот в таких бассейнах, потом спускают в пруды-накопители, а уже из них, зимой — в реку Ингулец. Ну, а ранней весной и летом реку Ингулец промывают чистой Днепровской водой. Экология «спасена»?!
Прогулки по таким объектам рекламируют как «марсианские» и, надо сказать, у турфирм они имеют успех.

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

Еще из-за плохой погоды мы «оставили» на следующий раз посещение природного объекта под названием Скалы МОПРа на реке Ингулец. Этот геологический памятник природы, названный так в первые годы советской власти в честь Международной Организации Помощи борцам Революции, находится в Центрально-Городском районе Кривого Рога и предстает перед туристами в виде разрозненных больших и мелких скал длиной от 6 до 200 метров и высотой от 2 до 27 метров.

Побывав на марсианском озере, вырулили в направлении Киева. На нашем пути будут ещё два интересных города, связанных с казачеством — Чигирин и Черкассы. Дорога идет через нескончаемые черноземные поля. Жаль, что стоит пасмурная погода и чернота этой свежевспаханной земли теряется на фоне сплошной серой облачности.

Куда ни глянь взгляд — поля, поля. И все они обработаны — вспаханы и уже чем-то засеяны. И кругом — ни души…

На полпути к Чигирину попался указатель с интересным и многозначительным названием — «Новый Стародуб». Вроде как подходит и мне. Это поселение относится к историко-этнографическому региону Запорожья и дало в свое время двух Героев — одного СоцТруда, а второго — Советского Союза. Впервые это место упоминается в исторических документах начала XVIII века. Однако, как считают специалисты, тут не все так просто — на его окраинах археологами найдены украшения чернолесской культуры (VIII—VII вв. до н.эры), которая знаменовала начало скифской культуры.

Да-а! Куда ни копни — всюду История…

Большой Днепровский круг. Токовские водопады и Криворожье

На этом наше весеннее автопутешествие по дорогам срединной части Украины заканчивается. Наступает лето и перед нами открываются новые пути и дороги нашей страны. А может, и других стран…