Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 17:59

Архыз — Россия Май 2021

Посчитав в уме и в очередной раз удивившись, пересчитала на калькуляторе. Нет, все правильно: действительно 44. Именно столько лет назад я писала диплом в Специальной астрофизической обсерватории (САО) на Кавказе. Выбирая, куда полететь на майские праздники, я случайно (?!) зашла на их сайт и узнала, что там проводятся экскурсии. Неужели?! Выбор был сделан сразу, дальше — покупка билетов до Минеральных Вод, бронирование жилья (остановилась на Пятигорске), выбор экскурсий. Но в Пятигорске меня огорчили, сказав что в САО они пока не возят. Надеясь на чудо, купила экскурсию в Верхний Архыз. Но ехали-то по знакомым местам: Черкесск, Усть-Джегута, Зеленчукская. Проехали радиотелескоп РАТАН-600. Остановились у рынка в Нижнем Архызе, чтобы перекусить в кафе. А это уже совсем близко. Я позвонила в САО, мне ответили, что экскурсии проводятся до 15 часов. Но почти 17 км вверх, потом вниз, а автобуса у них нет. Но и тут подсказали выход: около КПП попроситься к кому-нибудь в машину, так как желающих в этот день было много. Оставалось договориться с гидом, чтобы забрали на обратном пути. Получилось!

Но сначала около кафе были 526 ступеней вверх к лику Христа. Его нашли в 1999 году, и до сих пор ведутся споры о его происхождении. Икона находится на одной из скал хребта Мыцешта, на высоте около 100 метров. Размеры Лика составляют примерно 140×80 см. Над ним нависает скала-козырек, которая защитила Лик от непогоды. Сейчас перед иконой поставлен пуленепробиваемый прозрачный экран. В 2011 году икону обстреляли из автомата. Также благодаря этой раме становится возможным рассмотреть лик в солнечные дни.

В одной из работ доктор исторических наук В. А. Кузнецов дал следующее описание изображения: «Написан в скупой цветовой гамме — контуры и тени выполнены темно-коричневым суриком, объемы выделены белилами, живопись подчинена канонам, характеризующим иконографическое искусство XI—XI вв.: строго фронтальное расположение головы, огромные с пронизывающим взглядом глаза, линеарно-графический стиль рисунка, тонкая светотеневая моделировка, намечающая объемность лика».

Лик Христа расположен напротив древнего Северного храма Архыза, который находится на другом берегу реки Большой Зеленчук, и где, согласно истории, в начале X века аланы проходили обряд крещения. Лик расположен довольно высоко, виден не очень хорошо, но все же разглядеть можно.

С верхней площадки лестницы на противоположной стороне можно рассмотреть купол телескопа

Через тернии к звездам

Рядом с этим местом в 2012 году построили небольшой храм Спаса Нерукотворного.

После посещения Лика Христа и перекуса в кафе мы, переехав по мосту реку Большой Зеленчук, поехали к старому городищу — Нижне-Архызскому историко-архитектурному и археологическому комплексу. Тут на КПП я на время покинула свою группу и очень удачно попросилась в машину к девушкам, которые путешествовали, приехав из Краснодара и решив подняться к обсерватории. 17 км серпантина в приятной беседе мы преодолели быстро. Дело в том, что по этой дороге везли в свое время 6-ти метровое зеркало телескопа, и уклон дороги не должен был превышать, если не ошибаюсь, 7 градусов. Поэтому поворотов очень много. Зеркало было доставлено 21 августа 1974 года.

фото из интернета

Сначала провезли полногабаритный макет, под него расширили дорогу, укрепили мосты. А потом уже доставили 43-х тонное зеркало телескопа. Всего было сделано три заготовки зеркал на подмосковном Лыткаринском заводе оптического стекла. Первая заготовка треснула в результате слишком быстрого охлаждения: 9 месяцев оказалось мало. Вторая заготовка охлаждалась уже более двух лет, из нее и было сделано первое зеркало телескопа. Сначала зеркало было погружено на баржу и отправлено через канал Москва-Волга, Волгу и Волго-Донской судоходный канал до Ростова-на-Дону. До станицы Зеленчукская транспортировка проходила без проблем, сложности начались, когда дорога пошла в гору. Армейский тягач «Ураган» тянул по крутому серпантину специально изготовленный прицеп с зеркалом, сзади упирался тяжелый бульдозер.

И вот Верхняя площадка САО РАН со знакомым куполом, у подножья горы Пастухова на высоте 2070 м над уровнем моря. Высота башни обсерватории — 53 метра, диаметр — 44 метра.

Через тернии к звездам

Как же я обрадовалась, что я снова здесь! Как будто вернулась в юность:-)

Зашла внутрь, как раз набиралась группа для экскурсии. Ночные экскурсии здесь тоже проводятся: летом это примерно с 22 часов, зимой с 19 при условии отсутствия облачности, осадков и сильного ветра. Наверняка, они намного интереснее, ведь можно рассмотреть объекты ночного неба — планеты, галактики, звездные скопления с помощью уже другого, меньшего телескопа CELESTRON.

Через тернии к звездам

Нас провели к телескопу, но показали его за прозрачной стеной. Конечно, никто бы и не позволил здесь беспрепятственно ходить. Зеркало было закрыто лепестками.

БТА, или Большой Телескоп Азимутальный, создавался в 60-х годах ХХ века, и его механика для того времени была революционной: у него две оси — вертикальная и горизонтальная. Они позволяют поворачивать конструкцию по оси и по азимуту. Потом все телескопы, даже меньшего размера, стали делать по образцу БТА. Долгое время это был самый большой телескоп в мире. Управлял системой в то время огромный компьютер, занимающий множество шкафов. Теперь компьютеры современные, многое со временем поменялось, а вот сама механика осталась. Но мне кажется, стало менее интересно: все управление осуществляется из других помещений, а мы-то были заходили в святая-святых. Ночью было очень холодно, мы одевали, помню, белые полушубки, сапоги-чулки из овчины, шапки-ушанки. Фото, к сожалению, сохранилось только такое.

Через тернии к звездам

После экскурсии я порасспрашивала гида в том числе и о сотрудниках, с кем общалась в те далекие годы. К счастью, они живы и продолжают работать. Я погуляла по площадке, любуясь открывающимися видами.

Через тернии к звездам

Для меня, равнинного сибирского жителя горы стали потрясением и любовью. Тем более, что мы не только писали диплом, но и гуляли. Однажды утром после наблюдений мы спускались с Верхней площадки вниз по тропинке. В одном месте дорогу «преградило» облако. Сначали буквально не стало видно ног, потом мы попали в сплошное «молоко», стало тихо-тихо. Так странно, кажется, что до сих пор ощущаю эту непрозрачность, тишину и влажность.

В один из тех давних дней мы «покорили» ближайшую гору Пастухова.

Через тернии к звездам

Первое в жизни восхождение. Мы шли вверх по кромке горы: с одной стороны склон был в снегу, с другой, солнечной, стороны зеленела трава и летали бабочки. Было странно и весело. Когда стало больше снега, пришлось свои кеды перевязать бинтиком: резиновые подошвы скользили. Качество старых слайдов сейчас не позволяет рассмотреть, но возможно, мы увидели Эльбрус.

До вершины мы дошли! Высота — 2733 метра. Тишина, солнце, небо и горы! Мы дошли и до других вершин горы, а со второй вершины даже покатались на «пятой» точке:-)

Разве можно было после этого не влюбиться в горы?!

На Верхней площадке находится телескоп, а ученые жили и живут на Нижней площадке (научный поселок Буково). Это рядом с КПП. Туда я тоже успела забежать. За это время построили еще два жилых дома, школу и планетарий.

Первый дом

Буквально напротив находится городище — Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс. По мнению некоторых исследователей, здесь мог быть древний город — столица Аланского государства Магас (Ма’ас), описанный арабским историком Аль-Масуди. Само поселение прекратило своё существование в конце XII века, по-видимому, в результате внутренних процессов, приведших к упадку Западной Алании.

У городища довольно протяженная территория, километра три (разрешают проехать на автомобиле, вход/въезд платный). А место красивое: кругом пышно цвели яблони, по сторонам зеленели горы.

Через тернии к звездам

Рядом шумел Большой Зеленчук. Не знаю, как сейчас, а раньше мы там удачно ловили форель.

Средний храм. Х — ХI век. Как предполагают ученые, храм был собором, обслуживающим христиан легендарного Магаса (Мааса). Размеры храма 21,5×13.25 метров, высота от пола до пяты купола — 15 метров. Храм снаружи отреставрирован, внутри он пустой.

Когда-то на стенах были фрески, но сейчас все утрачено.

Дальше всех находится Северный храм. Именно на него направлен Лик Христа. Это самый крупный культовый памятник на территории бывшей Алании. Длина 21 метр, ширина 10.5 метров. Храм сложен из обтёсанных блоков и плит на известковом растворе. Снаружи храм отреставрирован.

Внутри храма под полом в 1940 году было обнаружено богатое женское захоронение с золотыми и серебряными украшениями. В храме пусто, только наверху летают ласточки, у них здесь гнезда.

Через тернии к звездам

В Городище я еще встретила вот такие руины. По версии археологов, Круг — это древнее календарно-астрономическое сооружение алан 10–12 веков.

Каменный воин-тюрок. Памятник 8–12 века

Через тернии к звездам

Об этом артефакте информации не нашла.

После городища, я по мосту перешла реку Большой Зеленчук

Через тернии к звездам

и вскоре была на месте встречи с основной группой. Они ездили на горы Верхнего Архыза.

А я осуществила свою мечту: побывала в САО!