Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 10:29

Эльбрус — Россия Май 2021

Пока я летела в Минеральные Воды, в голове звучала песня Высоцкого: «Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово!». Но увы, кругом была сплошная облачность. Самолет вынырнул из нее практически у самой земли, Эльбрус из иллюминатора я не увидела. Но через день он мне открылся, когда утром я гуляла в пятигорском парке «Цветник». Это было… радость и восторг! Хотя Эльбрус был далеко на горизонте, он звал и манил.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

На следующий день я помчалась к нему.

По дороге к Эльбрусу. Фото из окна автобуса

Укутанный толстым слоем снега и ледниками, он холоден. Но все-таки это вулкан, и когда-то здесь «кипели страсти». И не исключено, что когда-нибудь он снова проснется. А пока им можно любоваться, можно покорять его вершины, можно кататься на горных лыжах по его склонам. С погодой мне повезло: день был ослепительно ярким, снег ослепительно белым, небо ярко-синим с редкими ослепительно-белыми облаками. Поэтому — темные очки и маска или антизагарный крем на лицо обязательны. Видела я потом горе-туристов с красными, обожженными до волдырей лицами.

Итак, Эльбрус — стратовулкан, то есть слоистый, состоящий из множества затвердевших слоев лавы, высокий, конический. Последнее извержение произошло примерно пять тысяч лет назад. Так как ученые пока не могут договориться об условиях проведения границы между Европой и Азией, то и Эльбрус остается спорным. Но точно, что это самая высокая вершина России. И вообще, он входит в семерку высочайших вершин на Земле (по одной на часть света). Седловина Эльбруса (5416 м) разделят его на Восточную (5621 м) и Западную (5642 м) вершины. Расстояние между вершинами 1500 метров.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

Эльбрус расположен в 10 км к северу от Главного Кавказского хребта на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Ледники Эльбруса питают водой в том числе и крупные реки: Кубань, Малку и Баксан.

Первое успешное восхождение на Восточную вершину Эльбруса было совершено в июле 1829 года в рамках научной экспедиции, организованной Российской Академией наук, под руководством генерала Георгия Арсеньевича Эммануэля. Восхождение осуществлялось с северной стороны Эльбруса от верховий реки Малка. На вершину поднялся один из проводников экспедиции К.Хаширов, остальные смогли достичь лишь высоты примерно 5300 метров.

В 1868 году уже английские альпинисты совершили восхождение также на Восточную вершину Эльбруса. Руководил экспедицией Дуглас Фрешфилд, а сопровождал альпинистов проводник — участник первого восхождения Ахия Соттаев.

Первое восхождение на более высокую Западную вершину совершили также англичане в 1874 году. Руководил восхождением Флоренс Гроув, а проводником был тот же Ахия Соттаев.

Памятник первовосходителю Ахие Соттаеву, фото из автобуса

В 1890 и 1896 годах русский военный топограф и альпинист Андрей Васильевич Пастухов в ходе научных экспедиций по картографированию Кавказа совершил восхождения на Западную (1890 год) и Восточную (1896 год) вершины Эльбруса. В ходе восхождения была произведена топографическая съёмка местности, собрана коллекция горных пород. Пастухов стал первым русским альпинистом, поднявшимся на обе вершины. В честь его названа группа скал на ледовом склоне Эльбруса на высоте 4610 метров: «Приют Пастухова». По его завещанию, он был похоронен в Пятигорске на вершине горы Машук, чтобы оттуда «смотреть на любимый Эльбрус».

Ну, а дальше восхождения становятся все более частыми и массовыми. В период с 1829 по 1933 годы на вершинах побывало всего 78 альпинистов, из них 33 русских, в том числе «пламенный революционер» Сергей Миронович Киров в 1911 году поднялся на Восточную вершину Эльбруса. С 1933 года начинается эра советского альпинизма, основная черта которого — массовость. Проводятся альпиниады и эльбрусиады. В 1933 году это 58 человек, в 1934 — уже 296 участников. Самый массовый подъем состоялся в 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской революции, когда на Эльбрус поднялись 2500 человек. Сейчас даже проводятся чемпионаты по скоростному подъему на вершины. А горнолыжники спускаются вниз по трассам. Противолавинная служба здесь одна из лучших в мире.

Я, конечно, и не думала покорять вершины. Мне достаточно было просто побывать на Эльбрусе, рассмотреть его вблизи, подышать его воздухом. Тем более это стало несложным делом. До высоты 3800 проложена канатная дорога, по которой может подняться практически любой желающий. Еще на километр до скал Пастухова можно подняться на снегоходах и ратраках. Но высота есть высота: у кого-то может начаться «горняшка».

Для разминки и акклиматизации нам было предложено подняться на Чегет, с 2120 метров на 3000, погулять там и спуститься вниз. Разумеется, на подъемнике:-). Это гора находится недалеко и южнее Эльбруса, она пониже, всего 3700 метров. Подъемники там кресельные, сначала для двоих, а потом после пересадки на одного. Подниматься вверх было прохладно, хотя ветра практически не было. За 20 минут подъемник доставил меня с Чегетской поляны до станции Чегет-2, протяженность — полтора км, при перепаде высот 650 метров от 2100 до 2750 метров. И вот он — Эльбрус во всем своем сияющем великолепии.

Просто ходишь и балдеешь. Кажется, что и дыхание замирает. Но не от горняшки — от видов. Какие красивые полузаснеженные скалы окружают тебя! «Лучше гор могут быть только горы»! С обзорной площадки открывается впечатляющий вид на вершины Донгуз-Орун, Накратау и Баксанское ущелье.

Вершины: в центре - Донгуз-Орун, справа - Накратау. В середине виден ледник Семерка. Вид с Чегета с высоты 2750м.
Вершины: в центре - Донгуз-Орун, справа - Накратау. В середине виден ледник "Семерка". Вид с Чегета с высоты 2750м.
Вид с Чегета на Баксанское ущелье

Здесь расположено кафе «Ай», в нем можно выпить горячего чая с ягодами и перекусить. С балкарского «Ай» переводится как «луна» — действительно, круглое здание кафе напоминает полную луну. В кафе любил бывать и писал свои песни Юрий Визбор. Такие потрясающие виды рождают хорошие песни! В этом месте по его повести снимался фильм «Завтрак с видом на Эльбрус». Сюда заходил и Владимир Высоцкий, это было во время съемок фильма Станислава Говорухина «Вертикаль».

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

А потом подъем на Чегет-3 на одноместном кресельном подъемнике с 2750 метров до 3000, 15 минут, протяженность около километра. И прекрасно-величественные виды кругом! Приходят на память строки из Пушкина: «Кавказ предо мною. Один в вышине.»

Вершины: в центре - Донгуз-Орун, справа - Накратау. В середине виден ледник Семерка. Вид с Чегета с высоты 3000м.
Вершины: в центре - Донгуз-Орун, справа - Накратау. В середине виден ледник "Семерка". Вид с Чегета с высоты 3000м.
Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

Спускаясь с Чегета вниз, попадаешь в торговые ряды. Можно покушать, купить сувениры, местные вкусняшки (очень чурчхелла вкусной оказалась) и много всякой всячины.

А наш путь лежал к Эльбрусу! Стоянка автобусов и машин находится тоже среди торговых рядов, кафе и отельчиков.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

«Восходители» с огромными рюкзаками или горными лыжами бодренько идут к подъемнику. Здесь, на станции «Азау» высота 2350 м. В 2006–2009 годах была открыта новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (по 8 человек), которая соединила нижнюю станцию на поляне Азау со станцией «Мир» (высота 3500 м), протяженность около 3.5 км, время подъема/спуска минут 15. В 2015 году была введена в эксплуатацию канатная дорога от станции «Мир» до станции «Гара-Баши» (высшая точка подъёма 3847 метров) длиной 1800 метров. А со временем канатную дорогу планируется продлить вплоть до Восточной вершины Эльбруса. Интересно, что думают по этому поводу настоящие альпинисты.

Ну что, вперед! Высота 3500. Яркое солнце, снег и радость. Я на Эльбрусе! Ветра нет, видимость превосходная. И двуглавый заснеженный красавец кажется близким и доступным. Погуляв на площадке и прислушавшись к себе, еду дальше, на станцию «Гара-Баши».

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

Сердце стучит, то ли от высоты, то ли от восторга. Нас предупредили, что на 3800 некоторых может уже накрыть горняшка. Но мне хорошо! Вершины гор уже не выше, а наравне или даже ниже.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

Эльбрус, все такой же яркий и холодный, но уже сглаженный — в вышине.

Людей много. Один смельчак разгоняется и летит вниз на параплане. Красиво это на фоне белых гор!

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

Лыжники спускаются по склонам.

Погуляв по площадке, еду вниз, мне хорошо: Эльбрус оказался благосклонным ко мне. Дня три до этого здесь было сплошное «молоко».

Посидев в кафе на Азау, мы заехали еще на Поляну нарзанов.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

Какое интересное место! Нарзаны здесь выходят на поверхность с большим содержанием железа, поэтому русла ручейков и лужицы ярко-рыжие.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

Необычно и красиво на фоне зелени. Попробовали водички, но она и на вкус — «железная», невкусная. В промышленных масштабах воду отсюда не заготавливают. Рынок и кафе здесь тоже есть.

Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово

В итоге, день получился великолепным, ярким на события. Положительные эмоции зашкаливали! Горы манят и завораживают. Душа? Душа парит:-)!

Практически: расстояние от Пятигорска 160 км, экскурсия началась в 6.30 утра от парка «Цветник» и закончилась около 20 часов (стоимость 1200 + 2650 на канатки). Санитарные остановки были, покушать можно было в кафе. С собой лучше иметь наличные: картами можно воспользоваться не везде, в лучшем случае — переводы.

Цикл материалов "Майские праздники на Кавказе"