Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:50

Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск — Россия Май 2021

Мечта — когда-нибудь побывать в Специальной астрофизической обсерватории (САО), где студенткой я писала диплом, жила во мне давно. Но все время я летала/ездила в какие-то другие места. В начале этого года посмотрела художественный фильм «Комета Галлея». Такие наивные фильмы я не люблю, но там показали Обсерваторию. Мечта проснулась. Я позвонила и узнала, что туда даже проводятся экскурсии. Мечта взбунтовалась — поезжай! Майские праздники оказались очень кстати. Билеты в Минеральные Воды куплены, жилье забукино, дни расписаны:

4 мая, вторник — прилет и знакомство с Пятигорском;
5 мая, среда — автобусная экскурсия в Чечню;
6 мая, четверг — самостоятельно Пятигорск и Ессентуки;
7 мая, пятница — автобусная экскурсия на Эльбрус;
8 мая, суббота — автобусная экскурсия в Архыз;
9 мая, воскресенье — самостоятельно Кисловодск и вечерний поезд в Москву.

Осталось упросить Высшие силы о хорошей погоде. Почти упросила:-)

Остановиться я решила в Пятигорске. Из аэропорта Минеральных Вод до ж/д вокзала доехала на маршрутке № 11, оттуда в Пятигорск на автобусе № 223, в Пятигорске на автобусе от ж/д вокзала до парка «Цветник» на автобусе № 1, все рядом и быстро, дорога обошлась рублей в 100 и заняла часа полтора. Так как летела я одна, мне удобнее было в отдаленные места взять автобусные экскурсии, а по городам поездить самостоятельно, благо они рядом, а электрички ходят часто. Так как экскурсии начинались очень рано, а заканчивались поздно, и все это у парка «Цветник», то и жилье я искала поблизости. Подходящим оказался Хостел Жить Просто буквально в пяти минутах ходьбы от парка. Это был мой первый опыт проживания в хостеле. Но он оказался выше моих ожиданий: чистый, удобный, с большой кухней и очень благожелательным персоналом и… никто не храпел:-)

Завтракала я в хостеле, а ужинала, если получалось, в кафе «Печки-лавочки» (от санатория «Искра»), буквально через дорогу. Первое, второе и компот — в пределах 200 рублей.

Разместившись в хостеле, я сразу пошла знакомиться с Пятигорском и начала с парка «Цветник». Парк был разбит по распоряжению наместника на Кавказе генерала А. П. Ермолова летом 1828 года на месте пустыря около Николаевских ванн и получил название Николаевский цветник. Его украсили невысокими кустарниками, цветочными клумбами, установили тумбу с солнечными часами, поставили лавочки. Был в парке даже бассейн из минеральной воды, которая собиралась в нем естественным путем. В 1829 году новый парк принял первых посетителей, одним из которых был и Пушкин. Парк стал центром курортной жизни города. Для гуляющей публики играли военные музыканты, сидящие около бассейна.
Позже в центре «Цветника» был построен фонтан, который был призван спасать посетителей от летней жары и пыли. Вход в «Цветник» долгое время был платным, сейчас вход свободный.

У входа было построено красивое здание — кофейня А. А. Гукасова, сам вход в парк украсили ажурными воротами-аркой.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Ильф и Петров в своем знаменитом романе «Двенадцать стульев» посвятили целую главу этому парку. Справа от входа в 2008 году поставлен памятник Кисе Воробьянинову (скульптор Равиль Юсупов). Именно здесь Остап поставил просить милостыню своего незадачливого партнера. Сразу вспоминается его знаменитое: «Месье, же не манж па сис жур».

В 1901 году была собрана металлическая Лермонтовская галерея, которая и по сегодняшний день является украшением парка и стала одним из символов Пятигорска. Сейчас это концертно-выставочное учреждение. Но на выставку у меня так и не хватило времени сходить.

Перед галереей множество цветников с красивыми тюльпанами и фонтан с фигурой мальчика с рыбой «Счастливый улов».

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

С левого торца галереи сидит вот такая красавица, девушка-курортница с бабочкой на ноге. Но вандалы оторвали у бабочки крылья. Получается, что девушка смотрит на гусеницу.

А с другой стороны дорожки — Питьевая галерея (построена в 1972 году), где можно попить целебной пятигорской воды типа «Ессентуки».

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Справа от Лермонтовской галереи находится еще одна достопримечательность парка — грот Дианы. Это искусственный грот в честь первого восхождения человека на Эльбрус в 1829 году. Создан братьями Бернардацци по приказу генерала Эммануэля, сменившего Ермолова. Первоначально он назывался грот Эльбруса, но затем генерал Эммануэль велел переименовать его в грот Дианы — античной богини охоты.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

А я пошла от грота Дианы влево вверх по Нагорному парку, расположенному на горе Горячей. Темнело, начал накрапывать дождь. А поднималась я вот к такой Китайской беседке. Очень изящная металлическая беседка украсила гору в 1976 году и стала «подарком любимому городу» скульптора И. Ф. Шаховской.

К ней ведет лестница, недалеко от основания которой журчал недавно восстановленный фонтан с лягушками.

Поднимаясь выше, я вышла к Академической (Елизаветинской) галерее. В 1810 году был обнаружил первый целебный пятигорский источник. Его назвали Елизаветинским, в честь жены императора Александра I — Елизаветы Алексеевны. Именно около Елизаветинского источника впервые встречаются лермонтовские герои Печорин с Грушницким, здесь знакомятся Грушницкий и княжна Мери.

Если от галереи подняться вверх по лестнице, то можно выйти к ротонде Эолова арфа. Почему такое странное название? Ротонда была возведена в 1831 году по проекту братьев Бернардацци и имела одну уникальную особенность: каменный пол скрывал под собой деревянный футляр с двумя арфами, взаимодействующий с флюгером, венчающим беседку. Стоило ветру привести в движение флюгер, как начинала звучать нежная мелодия. Сейчас этот механизм утрачен, но возможно, музыка все-таки звучит, но уже электромузыкальная. Флюгер слегка поворачивался, но музыки я не услышала.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Недалеко от Ротонды находится подъемник на гору Машук, его я отложила на потом. А мне хотелось посмотреть Провал, или даже так — Провалъ. Я спустилась к Елизаветинской галерее и вместе с дождиком пошла дальше. Он не прекращался, но и не промочил. Идти пришлось минут 20, Провал был открыт. Вообще, это действительно большая дыра в склоне горы Машук. Глубина провала 10 метров. Внизу находится небольшое подземное озеро, диаметром 15 метров. К озеру в скале пробит тоннель длиной 47 метров. Провал посещали Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, ну вот и мне удалось. В 1929 году, после выхода романа И.Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», администрация курорта ввела входную плату. Пример подал, конечно же, предприимчивый Остап Бендер. «Великий комбинатор» в романе продавал самодельные билеты для входа в Провал «с целью капитального ремонта, чтобы не сильно проваливался». Остап стоит, но вход бесплатный. Скульптура здесь появилась в сентябре 2008 года, автор Равиль Юсупов.

Уже идя по тоннелю, ощущаешь запах сероводорода. Подняв голову вверх, видно большую дыру. Так как шел дождь, то он тихонько капал в озеро, и время от времени куски сверху плюхали в воду.

На этом мой первый день, а вернее, только вечер, в Пятигорске был завершен. Но я, пройдя по другой дорожке, не увидела скульптуру Орла. Орел с 1901 года является официальным символом Кавказских Минеральных Вод. Орел-беркут символизирует «здоровые силы Кавказа», крепко держит и клюет змею, которая символизирует человеческие болезни. Наутро было ясно, вовсю светило солнце. До предстоящей экскурсии в Чечню я пошла искать Орла. Нашла. Он «клевал» Эльбрус. Белоснежного красавца было видно хорошо.

В музеи я не успевала, предпочитая осматривать достопримечательности на воздухе. Мы знаем, что Пятигорск связан с именем Михаила Юрьевича Лермонтова. Здесь он бывал несколько раз, сюда он заехал для лечения по пути к месту службы. Здесь 15 июля 1841 года состоялась его дуэль с Мартыновым. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет, в 26 (!) лет. Конечно, я не могла не посетить место дуэли великого поэта. Кроме того, в Пятигорске есть памятник Лермонтову, открытый в 1889 году. Вокруг памятника разбит сквер, который получил название Лермонтовского. Есть грот Лермонтова при подъеме к Ротонде. Поэт любил там сидеть, наблюдая за курортной жизнью.

Еще, гуляя по городу, я встретила памятники Ленину (ну это естественно), Кирову, который неоднократно посещал Пятигорск, Матери-казачке, генералу Ермолову и Сергею Михалкову — почетному гражданину Пятигорска.

Памятник генералу Ермолову

А еще в Пятигорске есть так называемые Бесстыжие ванны. Это каскад вымоин в скальной породе машукского склона. В каменные «ванны» набирается насыщенная сероводородом минеральная вода, чем выше ванна — тем горячее вода в ней. В течение года температура воды колеблется от 32 до 45 градусов. Купание в них — на свой страх и риск, направление сюда врачи не выписывает, никто ванны не проверяет, площадка не обустроена. Но тем не менее, они все заняты. Теплая водичка бежит по камням. Я тоже попробовала немного полежать, после ванны ощущения были приятные. Переодеваться, хм, пришлось здесь же… Наверное, поэтому ванны и называют Бесстыжими:-)

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Немного истории. Пятигорск возник в конце VIII века как один из пунктов Азово-Моздокской укрепленной линии, учрежденной Екатериной II для защиты южных рубежей империи. Крепость, воздвигнутая в 1780 году «у Бештовых гор», стала называться Константиногорской, в честь Константина — внука государыни. Неподалеку от крепости появилось поселение Горячие воды, где у целебных источников отдыхали приезжие. Так, 1780 год стал считаться датой основания города Пятигорска. С вступлением в 1816 году в должность Главноуправляющего на Кавказе и в Грузии генерала А. П. Ермолова началась новая эра в истории Горячих вод. Он осуществил ряд нововведений, изменивших внешний вид курортов и организацию управления. Большое внимание в осуществлении проекта Ермолова уделял генерал Г. А. Емануель — начальник Кавказской линии и начальник Кавказской области. В 1830 году комитет Министров утвердил план будущего окружного города и его название — Пятигорск по имени горы Бештау, к подошве которой прилегала его территория.

Своим прогулками я осталась очень довольна. С городом познакомилась. Только приходилось много подниматься вверх, особенно в курортной части города. Кругом цвели каштаны и тюльпаны — красота. Город очень зеленый и чистый. Отдыхающие «гуляли постепенно». Курорт! :-) Покушать или попить кофе — не проблема. Из магазинов — в основном, Магнит. Город низкоэтажный, очень много частного сектора.

Еще меня поразили внутренние росписи Спасского Храма, расположенного рядом с парком «Цветник». Действительно, вошла — и меня накрыло. Первый камень храма был заложен в 1845 году, храм был построен, но потом разобран из-за ошибок в строительстве, потом построен заново и освящен в 1867 году. Ну и как водится, после революции был использован в качестве зернохранилища, а в 1936 году уничтожен. В 90-х годах началось восстановление храма по старым чертежам. В 2013 году он был освящен.

В Пятигорске есть трамваи. Колея узкая, рельсы неровные, ездить — это еще тот аттракцион (билет 23 рубля). На трамвае № 4 можно доехать до конечной остановки Георгиевская, здесь большое количество магазинов, особенно с пятигорскими шубами. Если ехать на нем в другую сторону до мкр Ромашка и пройти вправо по улице, то попадаешь к месту дуэли Лермонтова. Пользовалась я еще автобусом № 1, он ходит от ж/д вокзала до Провала, но последний, по-моему, в 7 вечера. Билет стоит 19 рублей.

В экскурсии в Грозном, к большому огорчению, мой верный фотоаппарат совсем вышел из строя, и мне пришлось на следующий день в Пятигорске срочно купить новый. Купила тоже Sony, но как потом оказалось, классом намного ниже. Лучше бы снимала телефоном… Но это я выяснила потом. А пока довольная решенной проблемой поехала на маршрутке в Ессентуки. По дороге на горизонте призывно маячил Эльбрус, но к нему я попаду завтра.

Немного истории. На берегу речки Ессентук в 1798 году, во время посещения нарзанных источников командующим Азово-Моздокской генералом Морковым был построен военный редут для охраны южных границ России. Через 28 лет, в 1825 году, по инициативе генерала Ермолова, в эту местность были переселены 235 семей казаков, основавших станицу. С этого поселения, которое стало называться станицей Ессентукской, и началась история Ессентуков. Как курорт, Ессентуки признали гораздо позже Пятигорска и Железноводска. Открытые в 1811 году Гаазом минеральные источники не заинтересовали врачей и посетителей Кавказских Минеральных Вод. Ессентукскому курорту пришлось ждать 13 лет до момента, когда уникальные воды наконец-то признали целебными.

Настоящая курортная история Ессентуков началась с 1925 года. Тогда все крупные сооружения были преобразованы в санатории, в городе строились новые здравницы. Велись работы по озеленению и благоустройству. С началом Великой Отечественной войны Ессентуки превратились в госпитальную базу. Затем были оккупированы фашистами, а потом освобождены.

Теперь Ессентуки — это небольшой курортный город. Гуляла я часа два по курортному парку. История курортного парка началась в 1847 году, когда наместник Кавказа граф Воронцов решил озеленить Ессентукский курорт.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Если обогнуть фонтан справа, то попадаем на Воронцовскую аллею. Здесь выделяется деревянное здание Цандеровского института механотерапии, напоминающее сказочный дворец из детских книжек. Это институт массажа, ортопедии и лечебной гимнастики, построенный в 1902 году для лечения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Почти напротив — скульптура «Мужичок с кувшином», установленная на склоне Щелочной горы в 1903 году к столетию Кавминвод.

Ну и несколько Орлов — символов КавМинВод

В Ессентуках было обнаружено 23 минеральных источника, вода в которых отличается по вкусу и составу. Наибольшую популярность получили воды источников № 4 и № 17. На Воронцовской аллее разместились летние бюветы и главный павильон источника Ессентуки № 4. Минеральной водички я попила.

Бювет №3, источник 4

А вокруг зелень, клумбы с цветами и красивые беседки. Над клумбой одна из таких беседок Курортного парка, построенная еще в дореволюционные времена. Тогда она называлась «Приди ко мне» и была местом встреч «водяного общества». Позже название сменили, теперь это беседка «Случайные встречи».

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

В конце аллеи вот такое шикарное здание санатория «Целебный ключ».

Если идти налево, то встретится красивая колоннада,

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

а дальше через дорогу просто шикарно-монументальное здание грязелечебницы имени Семашко. В 1911 году был объявлен конкурс на создание проекта грязелечебницы для Ессентуков. Из многих проектов был выбран к исполнению проект академика Евгения Шреттера. Победила его идея придать грязелечебнице облик античных терм.

Около грязелечебницы находится рынок, я купила вкусной выпечки, вернулась в парк и с удовольствием скушала ее на одной из скамеек.

Дальше я уже гуляла по Николаевской аллее. На ней находится «Ванное здание Императора Николая II, освященное в 1898 году». Верхние Николаевские ванны в Ессентуках построены в конце XIX века. До сих пор сохранились уникальные мраморные ванны, созданные из цельных кусков светло-серого мрамора.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск
Музыкальная беседка «Рококо» в виде восьмигранного чугунного открытого павильона входит в число его наиболее популярных достопримечательностей парка. Здесь проводятся летние концерты духового оркестра.

Ротонда «Коренная струя» названа в честь мощного источника, который назвали «Коренной струей». На месте скважины установили бювет в виде вазы с небольшим фонтанчиком. А позднее возвели ротонду в античном стиле.

Беседка Рококо
Гуляя по парку, в высокой его части я увидела блестящие на солнце луковицы церкви. Церковь была торжественно заложена на Качельном кургане в 1888 году и освящена в честь Святого Великомученика Пантелеймона. В 1935 году храм был разрушен. Нынешнюю церковь возвели в 1992–1998 годах на частные пожертвования. Одна из особенностей внешнего убранства церкви — многоцветная мозаичная икона святого Пантелеймона на восточной стене. Церковь имеет два храма: верхний и нижний. Светлая, чистая, с множеством икон.
Погуляв по Курортному парку, я пошла на ж/д вокзал. Он практически рядом. По пути я увидела очень интересное по архитектуре здание. Это дача «Качельный курган» чиновника Министерства Земледелия А. А. Кирша. Около 10 лет назад здесь поселился епархиальный «Дом для мамы» — кризисный центр помощи беременным и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, я не смогла посетить еще одну достопримечательность Ессентуков, до нее надо было ехать. Это храмовый комплекс со скульптурным образом Христа высотой 22 метра — самый высокий в России. Скульптура Христа Воскресшего венчает часовню Воскресения Христова, созданную по подобию Кувуклии в храме Гроба Господня в Иерусалиме (Фото взято из интернета) .

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Электрички из Ессентуков до Пятигорска ходят часто, буквально каждые полчаса. Ехать недолго — 20 минут, билет стоит 49 рублей. По вагонам постоянно ходят контролеры, они же и продают билеты, но со штрафом.

Утром, в последний день пребывания, я попросила у администратора в хостеле разрешения оставить свой рюкзак до вечера и отправилась на ж/д вокзал по улицам, готовившимся к параду 9 Мая. От хостела до вокзала полчаса ходу, улицы для транспорта были перекрыты. Утро было теплым и солнечным, но дождь все же обещали. На электричке я поехала в Кисловодск. Ехать от Пятигорска около 50 минут, цена билета 109 рублей.

Первые сведения о «прекрасном кислом роднике» в районе Кисловодской долины относятся к 1717 году. Но официальную историю курорт ведёт с 1803 году, когда император Александр I специальным указом объявил Кисловодск лечебной местностью государственного значения и распорядился построить новую военную крепость неподалеку от Кислого колодца, где и возник курортный центр.

Город расположен в северных предгорьях Большого Кавказа, в долине на высоте 750–1200 метров над уровнем моря. Густые леса, душистые травы, горные реки очищают и наполняют воздух свежестью, что создает уникальную микроклиматическую зону. Можно сказать, что в Кисловодске даже воздух имеет целебную силу. Климат Кисловодска умеренно-континентальный. По количеству солнечных дней город не уступает лучшим курортам мира: около 300 солнечных дней в году.

Приезжаю я в самый солнечный город, и начинается ливень. Некоторые пассажиры на этой же электричке уехали обратно. Но не я:-) Плащ и зонт я предусмотрительно взяла, но все же подождала в вокзале минут 20. Дождь стал стихать, и я отправилась на запланированную прогулку.

Если после выхода повернуть налево, то буквально рядом увидишь красивый особняк — дачу Шаляпина. Хотя этот дом ему не принадлежал, а он только его снимал, дом называют Шаляпинским. Тут еще останавливались композиторы Прокофьев и Рахманинов. А построен дом был в 1903 году для купца Ушакова. Теперь здесь музей.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

11 декабря 1918 года в Кисловодске родился Александр Солженицын, здесь прошло его детство. К столетию со дня рождения ему был поставлен памятник (напротив дачи Шаляпина). Автор — Церетели. Солженицын изображен в погребальном саване как напоминание о том, что его земная жизнь находилась на волоске от смерти много раз. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности. Большую роль играют руки. Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу — знак непреходящей боли за родину.

От памятника я пошла вправо к Курортному парку. Идти было совсем недалеко. Очередной курортный город и очередной курортный парк:-). Большой, зеленый и красивый! Кисловодский парк берет свое начало от центра города и, постепенно расширяясь огромным широким клином, уходит к юго-восточной оконечности Кисловодска и далее на склоны Джинальского хребта, так что мне частенько пришлось подниматься/спускаться. Парк появился в 1823 году. Однако плановое развитие началось только в 1827 году, когда были высажены первые липы вдоль «променада» и разбит цветник близ источника Нарзана. Постепенно стали появляться Нижний, Средний и Верхний парки.

Сначала идут торговые ряды, они продолжаются вправо по сторонам красивых цветников. Здесь же расположены небольшие отели, лечебницы, магазины. Цветомузыкальный фонтан днем молчал и не светился.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Пройдя эту аллею до конца, я вернулась по ней и пошла собственно в Курортный парк. И сразу такая красота: голубой бассейн с фонтаном с лягушками и интересное здание из желтого камня — Нарзанная галерея. Внутри галерея выложена мрамором, на стенах висят картины. Но основное — это минеральная вода, которую можно набрать в стаканчик из бювета.

Далее — Колоннада. Сейчас это — роскошный вход в Курортный парк со стороны города. Белоснежное арочное сооружение. Сначала здание строилось как кофейня. При НЭПе здесь был шикарный ресторан.

Справа от Колоннады останавливаюся вагончики, предлагающие отвезти в Долину роз (в конце 19 века она называлась Царской площадкой). Я воспользовалась их услугами (150 рублей), и пока минут десять мы поднимались наверх, я немного рассмотрела парк. В Долине розы посажены в шахматном порядке, секциями, между которыми проложены дорожки. Красота и благоухание будут летом, пока же не было даже бутонов. В нижней части Долины роз, справа среди деревьев, «притаился» огромный крокодил, высеченный из камня. По аллее, окаймленной высоченными туями, немного поднявшись, можно пройти к белоснежной беседке. Оттуда, наверное, самые лучшие виды на парк.

Побывав в Долине роз, я пошла вниз. Дождик, утихая на какое-то время, периодически возобновлялся, ноги я уже промочила, но сдаваться не хотела. В Курортном парке много указателей, но, на мой взгляд, как-то не совсем понятно они указывают. Так, Каменные Грибы я нашла, только расспросив встречного человека. Они действительно похожи на крепеньких боровиков.

Скалы красные камни очень подходят для портрета вождя мирового пролетариата

Каскадная лестница — изящное сооружение в античном стиле - была построена в 1935 году. Это архитектурный ансамбль из двух округлых многоярусных лестниц с бассейнами и фонтанами. Венчает Каскадную лестницу полукруглая колоннада из десяти колонн. Последняя реконструкция проведена в декабре 2015 года. Были разбиты новые клумбы, добавлены бассейны с фонтанами, установлена подсветка в ночное время. Красивая, прямо-таки парадная лестница.

Павильон «Стеклянная струя» и Зеркальный пруд расположены в нижней части парка. Они были сооружены в 1897 году. В пруд поступает чистая вода из пресного «Семиградусного» источника, вода которого круглый год имеет такую температуру. Обычно в этом уголке парка тихо, и в пруду, как в зеркале, отражаются небо, облака, деревья. Раньше в него помещали цветы с привязанным грузиком, и они покрывали пруд как прекрасный ковер. Под полом беседки избыток воды сливается по специальному лотку, образуя широкую, прозрачную, как стекло, струю. Такие ровные потоки водопадов и получили название «стеклянная струя».

Отсюда вода течет каскадами небольших водопадиков и прудов со скульптурами купающихся детей и впадает в речку Ольховку. Она родникового происхождения, берет свое начало в 17 километрах от Кисловодска. Название она получила из-за влаголюбивой ольхи, в обилии растущей вдоль берегов. В самой речке выложены горки из камней.

Через Ольховку вблизи Зеркального пруда перекинут мостик «Дамский каприз». В прошлом желающие попасть от Зеркального пруда на Сосновую горку были вынуждены переходить реку вброд. Но как водится: подошла группа отдыхающих, и одна дама закапризничала. Пришлось кавалеру на руках перенести ее на другой берег. Галантный кавалер обещал даме построить мостик. Так появился ажурный мостик «Дамский каприз», а за ним уютный каменный грот для романтических курортных свиданий.

Цветочный календарь в Курортном парке был впервые оформлен в 1924 году садоводом-декоратором Аболиным. Клумба цветочного календаря расположена на склоне, обращенном к главной аллее. Понятно, что каждый считает нужным запечатлеть себя здесь.

Недалеко от календаря находится небольшая площадка с яркими клумбами цветов. Она появилась в Курортном парке в честь 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, когда здесь ему был поставлен памятник (скульптор Ю. Ф. Смирнов). Пушкин дважды лечился в Кисловодске — в 1820 и 1829 годах.

Лермонтовская площадка — это сооружение из желтого песчаника с лестницами в три марша. Она находится в парке напротив Колоннады. Между двумя лестницами в нише стены — барельеф поэта, под ним пальмовая ветвь — символ неувядающей славы и строки из стихотворения «Кавказ», написанного Лермонтовым в 16 лет. На площадке во времена поэта стояла построенная в 1823 году ресторация — двухэтажное деревянное здание, украшенное колоннадой. Здание ресторации, сильно поврежденное фашистами, было снесено, лестница реконструирована. В искусственном гроте ниже барельефа за решеткой находится фигура врубелевского Демона (скульптор Г. Курегян). Впечатляющая скульптура.

Три «минеральных» города: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск

Лермонтовская площадка у меня получилась завершающей достопримечательностью Кисловодска, после нее я отправилась на вокзал. Если бы не дождь… Но все равно посмотрела много. Безусловно, парк хороший. Кафе мне встретилось одно. А припасенный кофе с булочкой я выпила, удобно устроившись на скамье под огромными елями и поделившись с синичками. Туалеты платные.

Пока я гуляла под дождем в Кисловодске, в Пятигорске был сильный ветер. Он свалил огромный цветущий каштан недалеко от хостела. Зайдя за своим рюкзаком, я, с разрешения администратора, посидела там часок у телевизора, обсохла и не простудилась.

В итоге: поездка получилась! Как обычно — насыщенная, с зашкаливающим шагомером. Хорошо путешествовать по России: ни ПЦР, ни обменников, ни языкового барьера, привычные магазины и транспорт:-). Познакомилась с четырьмя городами (про Грозный еще напишу) и увидела свои любимые горы.

Про поездку на Эльбрус можно прочитать здесь,

про поездку на Архыз в обсерваторию — здесь.

Цикл материалов "Майские праздники на Кавказе"