Турист Юлия Скоробогатова (IuliiaS)

Хургада, Каир — Египет Март 2021

Карантинный год, уже второй по счету, внес перемены во все планы, в том числе в планы туристические. И вот в марте мы решились высунуть нос из страны и поехать в Египет. Увидеть пирамиды муж мечтал уже давно, темой этой увлекается. Мне бы Европы одной на всю жизнь хватило. Но мечты должны сбываться, сын подрос, ковидом все переболели по зиме, антитела выработались, можно и в путь. Чартеров в Египет нет, цена кусалась, но нам все равно было нужно в Каир (ради него и летели), а раз уж лететь, то надо и отдохнуть на Красном море, где прежде мы никогда не были. Улететь из зимы (март в Петербурге еще условно весенний месяц) в лето! Красота же! Так думали мы.

Поездка обошлась дорого, примерно, как испанская 3 года тому назад (только там мы отдыхали 2 недели, а тут одну). Главный кусок съели билеты (СПб-Стамбул-Каир и обратно, плюс Каир-Хургада-Каир). Все про все: 120 тысяч. Плюс проживание и экскурсии в Каире и Хургаде. С ними еще сотка набежала. Так что есть смысл подождать чартеров на курорты и оттуда слетать на 2 дня в Каир. Выйдет бюджетней. А если ждать не хотите, то слушайте.

Перелет. В Каир и обратно летели Turkish airlines. Вылетали ночью, прилетали утром. Удобно, если можете после этого сразу окунуться в экскурсионную программу. Мы могли. В самолетах по дороге в Каир были экраны, вмонтированные в кресла (в том числе с информацией на русском), можно было фильмы смотреть. На обратном пути на отрезке Каир-Стамбул были только фильмы на английском, а на участке Стамбул-Питер экраны наверху, как в автобусах (сразу на несколько рядов), фильм выбирает экипаж (несмотря, на то, что большинство, если не все, пассажиры были русскими, фильм пустили на английском). Аккурат в день нашего отлета авиакомпания вернула горячее питание (порции небольшие, но все вкусно). Так что в Каир мы прилетели уже сытыми и тратить время на завтрак не стали. Тест был нужен и при посадке в Спб и при пересадке в Стамбуле и по прилету в Каир. Делали в Хеликсе (справка нужна на английском языке).

Да, про пересадку в Стамбуле! Она была короткая, поэтому нас встречали. Но не у телетрапа, а дальше. Просто идете вместе с толпой других пассажиров, как рыба на нерест. И в какой-то момент после подъема по эскалатору, услышите: Cairo, Cairo! Так собирают транзитных туристов в Каир. Одной девушке из нашего самолета в Питере не распечатали посадочный не рейс Стамбул-Каир (нам дали сразу). Не знаю, что с ней стало, но ситуация неприятная. Следите, чтобы выдали билеты сразу на все сегменты полета. Так вот собрал нас сотрудник авиакомпании и бодрым шагом повел по огромному Стамбульскому аэропорту. Прошли еще один досмотр (без проверки документов) и подошли к своему гейту. Как я уже сказала, аэропорт большой, народа много, ваш провожатый идет быстро. Следите в оба, чтобы не потеряться. Но вообще там везде указатели, так что, если потерялись — не паникуйте.

По прилету в Каир прошли досмотр и вышли в зал, где перед получением багажа нужно оформить визу. Виза стоит 25 долларов. Продается в окошечке банка. Помещение, куда вы попадете — большое. Не вставайте в очередь в ближайшее окошко, пройдитесь немного — там будет еще два без очередей. Мы попросили дать сдачу египетскими фунтами. Так удобно, сразу на руках местная валюта. В пятницу и субботу (как раз в дни нашего пребывания) с обменниками напряг, потому что многие закрыты — выходной. Особенно с этим затык в пятницу. После получения багажа, купили телефонную карточку Etisalat. Якобы там и звонки, и интернет. По факту только звонки. В чем проблема — не поняли. Офис компании нам по пути не попадался, в Хургаде мы его тоже не видели. Он есть, наверное, и не один, но нам на глаза не попадался. Поэтому заказать такси через приложение Uber мы не смогли. Решили взять официальное такси в аэропорту. Наш отель был расположен в Гизе. Заломили 50 баксов (на Uber заплатили бы меньше 20-ки). Мы возмущенно отказались. В итоге поехали за 30. Все равно грабеж! К слову, отель предлагал трансфер за 25. Лучше б уж так. Здесь же в аэропорту мы впервые столкнулись с навязчивостью местных жителей. Не хочу обижать всех каирцев, наверняка среди 25 миллионов есть приличные люди, но те, что докучали нам все эти два дня — атас фиолетовый. Полное нарушение личного пространства, назойливость, попрошайничество. Единственный способ — игнор. Т. е. даже не отвечать «нет, спасибо», «не надо». Просто делать вид, что это чайки кричат. Даже ухом не вести. Тогда отстают. Отель в Гизе. Sahara Pyramids Inn. Гиза — это очень большой район Каира. Я раньше думала это деревенька поблизости (судя по фоткам) :)) Но нет. Расположение отеля на отлично — из номера вид сразу на все три пирамиды. Отель новый с симпатичным дизайном. Номер приятный и свежий. Постели удобные. Теперь ложка дегтя — питание. Вечером решили поужинать на крыше, глядя на вечернее шоу. Заказали пиццу и напитки. Три раза напоминали о себе. В итоге шоу закончилось, а заказ не принесли. Мы даже заподозрили, что у них нет своей кухни. Большая часть посетителей (местные) курила кальян, закусок ни у кого не было. В итоге еду нам принесли уже в номер. Пицца была неплохая. Кофе по-турецки совсем густой, соки хорошие — свежевыжатые. Утром пришли на завтрак к 8. Ничего не накрыто. Персонал долго возился и выдавал завтрак по частям. Принесли йогурты и булки (раскладывали их на тарелки вечность руками без перчаток). С напитками опять пришлось торопить. Когда уже вставали из-за стола (через полчаса) принесли омлет. Мы уже есть не стали. Жуткая нерасторопность и антисанитария. Причем жалко владельцев, видно, что в место вложено много средств и любви, а персонал портит все впечатление.

Весенние каникулы в Египте

Гид. В Каире нам был нужен гид. Без него ходить-бродить даже не думали. Во-первых, город не располагает (не Париж), во-вторых, движение аховое Перефразируя классика: смешались в кучу кони, люди и машины. Причем двигаются хаотично, как молекулы, я даже зажмуривалась иногда, глядя на пешеходов, шагающих под колеса, но нет, все целы. Удивительно! Ну и в-третьих, с гидом интересней, экскурсии мы любим. Выбрала по отзывам одного гида. Накануне напомнила ему, мол приезжаем. Он попросил уточнить, кто мы:)) Напряглась. Через несколько часов пишет, что гид у нас будет другой. Рассвирепела:)) В итоге списались мы с его протеже. Русский отличный. Успокоилась.

Итак, гида нашего звали Шериф. Был первым браком женат на нашей соотечественнице, поэтому по-русски говорит свободно. По образованию культуролог и египтолог. Нам понравился. Был один косяк (напишу позже), но я считаю — это лучший вариант, который можно получить в Каире. Или один из лучших. Стоимость была невысокой — 100 долларов в день (включая автомобиль с водителем) + входные билеты в музеи + чаевые. Чаевые напрягли. Непонятно, сколько давать. Спросили прямо. Шериф заскромничал, сказал, что можно просто сказать спасибо. В итоге мы дали 30 долларов в первый день и 40 во второй. Плюс еще 20 долларов водителю в конце второго дня. Не знаю, мало это, много или нормально. Надеюсь, что последнее. Машина была отличная. Небольшой, комфортабельный микроавтобус с кондеем. Водитель был в возрасте, не говорил по-русски и по-английски, но вел отлично.

День первый (Каирский музей + коптский Каир). Гид встретил нас в отеле, мы закинули вещи в номер, переоделись в летнее и направились в Каирский музей. По дороге Шериф развлекал нас рассказами об истории страны и о современном Египте. Слушать было интересно и про прошлое, и про настоящее. А еще про египетскую мифологию, географию и ислам. Вы, кстати, знали, что, согласно Корану, Христа не распяли? Бог-отец забрал его на небеса, а казнили на кресте другого человека в обличии Иисуса, вероятней всего Иуду. Вот такой исламский хэппи энд, но вся христианская доктрина при этом рушится. Но это так, открытие в зрелом возрасте, не слишком знакома была с Кораном. Было интересно послушать про египетских богов и объединение двух царств Верхнего и Нижнего фараоном Менесом. Вообще история Египта была для меня практически чистым листом, муж знал больше, но в основном про пирамиды, и в первую очередь с инженерной точки зрения. Кстати, про инженерию: дома в Египте часто строятся в долевку кланами. Т. е. большой дом этажей в 13 может принадлежать родственникам, которые вместе его строили и заселяли, причем верхние этаже иногда достраиваются по мере необходимости, когда семья становится больше. Очень частое зрелище — дома не достроен, стоит без крыши, а на нижних этажах кипит жизнь.

Каирский музей. Это терракотовое здание построено на европейский манер в стиле неоклассицизм. Тут и ионические колонны с завитками, и статуи на греческий лад, символизирующие Верхний и Нижний Египет. На замковом камне арки маскарон богини Хатор (местной Афродиты, то есть богини любви и красоты). Основатель, точнее главный собиратель коллекции, был француз Огюст Мариет, которых похоронен во дворе музея (слева от входа). Этот увлеченный человек яростно защищал египетские сокровища от разграбления, руководил археологическими раскопками и изысканиями, в частности при нем был очищен полностью от песка древний сфинкс. Мариет стал одним из самых известных мировых египтологов, его прах заключен в саркофаг и находится во дворе Каирского музея. Касса расположена снаружи справа ворот. С другой стороны ворот бесплатная камера хранения, куда необходимо сдать фотоаппараты. При этом фотографировать на телефон можно. Отдельный билет на фотосъемку не покупали. Гид сказал — не надо, на знаю, как на самом деле:)) Музей двухэтажный. Первый этаж посвящен эпохам Древнего, Среднего и Нового царств. Преимущественно здесь скульптурные изваяния (большие и маленькие, у некоторых блестящие глаза из кварца или лазурита) и саркофаги, посвященные этому периоду. С гидом бродить по музею интересно. Пересказать все нереально. Даже начинать не буду. Берите с собой специалиста. На втором этаже сокровища из гробницы Тутанхамона и не только:) Всем известная золотая маска. На платке (немесе) головы змеи и сокола (символов Верхнего и Нижнего царства, объединенных некогда в одно). По сути платок — это корона (точнее платки это короны двух царств), фараон носил сразу два платка (все лучшее сразу). Из интересных регалий еще два жезла, у них есть названия, я не запомнила. По сути, это крюк и плеть. Плеть должна была отсекать хорошее от плохого, а крюком это хорошее можно было удержать. Фараон был очень умен:) На втором этаже также представлен золотой трон. Львы на подлокотниках, скамеечка для ног, прямо как в просвещённой Европе и у нас в России тысячелетия спустя. Отдельного (платного) зала с мумиями мы не видели. Возможно их уже перевезли в новый музей. Видели мы этот новый музей из окон авто. Огромные, современные павильоны, похожие на выставочные. Очень многое увезли уже туда. Но вообще мумии были на втором этаже. Возможно не такие именитые. Плюс отдельный (бесплатный) зал с мумиями животных тоже был. Зачем они нужны? Понятное дело, чтоб фараону в загробном мире было вдоволь всякой твари. В общем музей хороший, быть в Каире и не побывать там — ошибка. И лучше с гидом.

Кхм, про туалеты. Мы видели такую феньку в аэропорту, но не поняли в чем дело. Стоят тетеньки (в мужском туалете — дяденьки) у раковин с рулоном бумаги в руках. Отматывают тебе кусок (бееее), возникает вопрос почему не повесить бумагу на причитающееся ей место в кабинке. Или если дефицит бумаги — возле раковины, чтоб каждый мог себе отмотать СВОИМИ руками. Разгадка проста. Хотят бакшиш. Это чаевые. В аэропорту не просили, просто улыбались, видимо гоняют их за это. А в музее — нет. Давайте, мадама, мани. Не дала:)) Но впечатлилась.

После музея поехали смотреть Нилометр. Сооружение, которое позволяло вычислять, насколько разольется Нил в этом сезоне. Если разлив будет большой, значит и урожай хороший. Если нет, придется затянуть пояса, или что там у них. Это еще был и индикатор налоговых сборов. Если подъем воды был хороший — налогов с населения брали больше, если уровень воды был низкий, фараоны умеряли аппетит в пользу бедных. Как же работает нилометр? Начнем с того, что нилометр это глубокий, облицованный камнем и не лишенная архитектурных украшений колодец, связанный с Нилом туннелями (трубами) по принципу сообщающихся сосудов. Посредине этого колодца находится большая колонна с насечками, которые как раз и служили индикатором для древнеегипетских налоговиков. Каирский нилометр расположен на острове Рода, очень красивое, цветущее место. Здесь же еще есть музей известной египетской певицы Умм Кульсум (была знаменита своим контральто — самым низким женским голосом). Но туда мы не пошли.

А поехали смотреть коптский Каир. Да, не одни, а с кортежем. От самого каирского музея за нами ездила туристическая полиция с мигалкой (Шериф сказал, так у них заведено). Ну не знаю:)) На второй день за нами никто не ездил. Думаю, просто хотели бакшиш. Прогулка по Коптскому (читай — христианскому) кварталу нам понравилась. Он сосредоточен среди развалин крепости, носившей название Вавилон. Район довольно чистенький, людей много. В храмы пускают. Оплату не требуют. Я надевала платок и заранее выбрала платье побалахонистей. Но большинство местных ходят в брюках. Но в платках почти все, да. Вообще, Шериф сказал, что у них демократия и чётких правил, как должна выглядеть женщина нет. Все зависит от ее взглядов и воспитания:)) Кстати, 45% египтянок — домохозяйки. Вот вышли бы на работу, может быть, и экономику бы подняли. Это уже мои мысли, а не Шерифа.

Начнем, пожалуй, с Висячей церкви (или церкви святой Марии). Ее фундаментом стал один из бастионов римского форта. Издалека кажется, что она действительно висит над окружающими зданиями. Снаружи похожа на католический храм, внутри гораздо больше восточных мотивов. Это капелла, поэтому потолок выполнен в форме перевернутого ковчега.

Церковь Святого Георгия имеет в основе круг по форме бастиона, на фундаменте которого была построена. Рядом часовенка. Считается, что она установлена на месте грота, где нашло приют Святое Семейство после бегства в Египет от преследований Ирода. Внутри храм просторный и больше прочих похож на европейский.

Церковь Святой Варвары еще одна базилика. Резной иконостас, как и в Висячей церкви инкрустирован слоновьей костью.

Весенние каникулы в Египте

Церковь Абу-Серга. И снова базилика с потолком в виде ковчега и колоннами: 11 из мрамора, одна из розового гранита. Внимание на себя обращают фрески на колоннах — необычное зрелище. По каменным ступеням можно спуститься в грот, где как считается, останавливалось Святое Семейство (да, и здесь тоже) и увидеть колодец, из которого пил воду маленький Иисус Христос.

Также мы заглянули в синагогу Бен Эзры. Фотографировать там нельзя. Жаль, тоже красивый храм. В Коптском квартале есть еще Коптский музей, внутри не были, поделиться впечатлениями не могу, мне хватило церквей.

Гид предложил прокатиться по Нилу на фелуке. Мы отказались, потому что читали, что берега выглядят уныло, да и водичка не сильно чистая. Изначально мы подумывали в первый день еще посетить Цитадель (проезжали мимо, внушительная крепость) или монастырь Святого Симеона (но в него нужно добираться через город мусорщиков. Не уверена, что водитель нашего свеженького авто был бы рад). В любом случае ночной перелет дал о себе знать, и мы решили, что пора вернуться в отель.

Шериф по нашей просьбе завез нас пообедать в кафе в Гизе. Кажется, обед стоил 10 долларов с человека. Принесли жаровню с мясом курицы и кебабами, овощную нарезку, соусы (баклажанный и что-то вроде хумуса) и лепешки — все довольно вкусно. Дополнительно купили свежевыжатый апельсиновый сок по 50 фунтов. В качестве комплимента нас угостили восточными сладостями. Нормальное место.

Остаток вечера мы провели в отеле, к 19 часам пошли на крышу посмотреть шоу. Столиков хватило всем желающим. Большинство собравшихся были местными жителями. Молодежные компании и парочки. Кстати, молодые арабские пары смотрятся славно. Очень заботливое отношение у мужчин к своим женам (невестам). Почти все курили кальян. Коронавирус? Нет, не слышали. Но, а про наш грустный опыт с ужином я писала выше. Само шоу — ну так… Мало понятно. Пирамиды загораются по очереди, но ничего фееричного. В целом первый день нам понравился. Многое посмотрели. Гид попался хороший. С этими мыслями и уснули.

Весенние каникулы в Египте

День второй (Пирамиды Гиза-Саккара-Исламский Каир) Завтрак, как я уже писала у нас не задался, но это было не последним разочарованием за утро. Гид опоздал на полтора часа. Перехвалили мы его вчера. Водитель, кстати, был как штык. Но что он нам без знания языков? В итоге к пирамидам Гизы, которые были напротив наших окон, отправились мы не к открытию комплекса, а позже. Стало больше народа. Правда, некритично много. По-настоящему много у них по пятницам — мы видели просто вавилонское столпотворение. Выходной. Каирцы отдыхают. Купили входной билет + билет для мужа внутрь пирамиды Хеопса (или Хуфу, как его называют сами египтяне). Мы с сыном в пирамиду не пошли, так как по отзывам внутри тесно, некомфортно, душно и подъемы крутые. Но муж фанат всего этого (не тесноты и затхлости, а пирамид), поэтому полез внутрь. Вернулся довольный. Налюбовался безупречными стыками огромных камней, подивился древним строительным чудесам. Снаружи пирамиды, кстати, не так привлекательны, как когда-то. Облицовку растащили (демоны!), когда строили стену крепостную вокруг Каира (не Цитадель, а другую). А так пирамида была гладенькой и снаружи, как мраморная призма. Но и сейчас они впечатляют величиной своих щербатых блоков.

Весенние каникулы в Египте

Итак, что вас ждет внутри пирамиды. Начало путешествия внутрь пирамиды начинается через прорубленный в 9-м веке проход. Это искусственный проход похож на небольшую тесную пещеру с подсветкой. Пока ничего примечательного. Примерно через 18 метров попадаем в восходящий коридор. Узкий лаз уходящий вверх на 40 м под большим углом. Человеку ростом 182 см приходиться довольно сильно пригибаться и в таком положении идти вверх. Для удобства на основание уложен деревянный настил с «поперечными ступенями» и есть перила. И вот тут уже можно посмотреть на работу мастеров. Большие блоки подогнаны друг к другу с потрясающей точностью. И это только начало… В конце узкого коридора мы попадаем в Большую галерею. Тут можно выпрямиться в полный рост, вздохнуть и обомлеть от увиденного. Огромное помещение из больших гранитных блоков, уходящее вверх просто потрясает. В конце коридора пройдя через небольшую гранитную камеру попадаем в помещение (камеру) с саркофагом. Большое помещение из гранитных блоков, идеально подогнанных друг к другу. Часть внутренних помещений пирамиды оказалась закрыта, но и то, что удалось посмотреть впечатляет. Если вы любите красивые интерьеры, то вероятно внутренние помещения пирамиды вас не поразят. Так как тут вы не увидите иероглифов, рисунков, орнаментов и прочих «украшательств». Но если вы осознаете сложность строительства такого сооружения в инженерном смысле с учетом величины блоков и их подгонки во внутренних помещениях пирамиды, то вероятно будете восхищены.

Помимо самой большой и знаменитой пирамиды Хеопса, в Гизе есть еще две пирамиды: фараона Хефрена и фараона Микерина (не считая пирамид-спутников). Пирамиду Хефрена мы осмотрели снаружи, на ее вершине сохранился фрагмент гладенькой облицовки. Рядом с пирамидой Хефрена здание, где хранится Солнечная ладья, на которой переродившийся фараон мог покинуть этот мир и с комфортом отплыть в загробный. Здание было на реконструкции, туда мы не попали, впрочем и не стремились.

Также неподалеку от пирамиды Хефрена находится сфинкс. Огромная фигура лежащего льва с головой человека (подразумевается, что фараона). Лапы прошли реставрацию и выглядят лучше, чем все остальное. Нос, по словам гида, отколол один фанатичный правитель Египта (простите, я забыла кто именно). Причем это было только начало, он планировал разрушиться всего сфинкса, но тут начались стихийные бедствия, и он, испугавшись мести древнего стража, оставил попытки. Вот такая байка. Со временем сфинкса засыпало песком по самую шею, в последствии раскопали и вот теперь он перед нами целиком.

Рядом со статуей сфинкса развалины храма Хефрена. Сооружен он был исключительно в погребальных целях: здесь бальзамировали тело фараона перед торжественной транспортировкой в пирамиду. Блоки, из которых был сооружен храм также состыкованы с максимальной точностью — волос не пройдет. К пирамиде Микерина мы не пошли, и на «прекрасную панорамную точку», откуда можно сфотографировать все три пирамиды сразу — тоже, т. к. уже сфотографировали их с крыши отеля. Но вы можете добраться туда пешком, на верблюде или конной повозке. Желающих вас отвезти будет масса. Также как желающих что-то вам продать или предложить другие услуги. Совет все тот же: не реагируйте. Нас еще немного спасало, что мы с гидом, он, проболтавшись с нами весь вчерашний день, просто делал своим землякам знак руками и говорил что-то по-арабски (думаю, что-то вроде «безнадежный случай») и они отставали.

Саккара находится совсем недалеко от Каира в городе Мемфисе — столице древнего царства. Дорога неутомительная. Обязательная для всех гидов остановка — фабрика ковров. Надо было проявить стойкость и не идти. Пришлось купить маленький коврик за 60 евро — ни уму, ни сердцу. Одно утешение, поощрили труд тех, кто в Египте действительно работает, а не попрошайничает. Сначала нам показали, как ткутся ковры. Ребенок тоже попробовал. Это мужской труд. Берут в ученики мальчиков с 6 лет. Здесь они трудятся день за днем и получают опыт. От каждого купленного ковра им идет процент. Потом, они становятся полноценными мастерами и как правило продолжают работу на фабрике. Ковры, что подороже — красивые, но и стоят ого-го. Хотя если вы планировали купить ковер, то может быть это и ваш вариант. Это был единственный случай, когда мы позволили гиду себя затащить «в магазин», но он в общем-то предлагал ненастойчиво, это не раздражало.

Саккара большой, нет — огромный погребальный комплекс, перемещаться по которому лучше на машине (мы делали остановку на парковках вблизи от каждой достопримечательности). Сперва осмотрели ступенчатую пирамиду Джосера.

Известен и автор — Имхотеп (который вообще был выдающимся человеком своего времени. Мудрец, архитектор, астролог и до кучи главный визирь). В Саккаре есть музей, посвященный этому персонажу. Но мы туда уже не пошли. Вернемся к пирамиде Джосера — это семейный склеп. Для жен и детей во времена фараона Джосера отдельных пирамид еще не возводили. Можно зайти внутрь. Никаких мумий нет (впрочем, как и в других известных на настоящий день пирамидах). Просторный коридор (нужно лишь слегка пригнуть голову) ведет к глубокой шахте, на дне которой находится саркофаг фараона. Никаких росписей на стенах нет. Пирамида не стояла в одиночестве. Вокруг был расположен храмовый комплекс: Южный храм (где фараон облачался в корону Верхнего Египта) и Северный (где он надевал корону Нижнего Египта) в знак того, что он законный властитель двух царств. Во время таких торжественных (и не очень частых) выходов к публике фараон должен был демонстрировать свою силу. Например, быка завалить (быка, конечно, готовили, чтобы не приведи Ра что). Что еще посмотреть в Саккаре?

Конечно, гробницы благородных. Благородные, как вы понимаете, знатные и богатые люди. Если фараону — кровному родственнику богов — счастье в загробном мире было обеспечено, но остальным нужно было получить какие-то гарантии. Чтобы там наверху (или внизу, где там загробный мир у египтян?) ничего не перепутали, на стенах гробниц изображали сюжеты из земной жизни усопшего. Удивительным образом некоторые из них сохранились (и даже в цвете). Но почему-то только нижние плиты. Наводит на мысли, а настоящие ли они… Гид заверяет, что да. Картинки любопытные. В основном изображена вода и берега Нила с рыбой и всякой дичью, которую бы хотелось видеть и в загробном мире. Выбор спорный. Можно было бы как-то прожить и без крокодилов, грызущих бегемотов, но, видимо, авторы старались быть правдоподобными. В общем, картина составлена подробно, чтобы в новой жизни все было, как по чертежу. На мой взгляд здесь было интереснее всего:)

Серапеум — место погребения священных быков. Огромный туннель с тяжелыми сводами, по обоим сторонам которого стоят большущие саркофаги, где лежали мумифицированные тела, почивших быков. Быки были не простые, а тщательно отобранные везунчики с белым треугольником на лбу, белыми крыльями на спине, полумесяцем на боку и пятном в форме скарабей на языке. Считалось, что эти быки земное воплощение бога Аписа. Как обрабатывали такие гранитные глыбы, как поместили потом стотонные саркофаги в ниши, не имея современных технологий, понять сложно. Никаких мумий саркофагов сейчас нет. И не было на момент их находки. Сплошные загадки!

Весенние каникулы в Египте

Обедали в Мемфисе. Шериф сказал, что в этом городе куча ресторанов, куда каирцы едут отмечать свои личные праздники. Ресторан, куда он привез нас был огромным, с зеленой территорией (сад, детская площадка) и пустой. Обед стоил по 15 долларов со взрослого и 10 с ребенка. Все, как в Гизе. Много, быстро и даже вкусно.

После этого было решено погулять по исламскому Каиру. Мы захватили малую его часть — знаменитую улицу Аль-Муиз. Улица вроде как пешеходная, но по ней все равно ехали мопеды и фургончики. Гида мы уже слушали мало (движение оживленное, останавливаться надолго сложно), больше смотрели по сторонам. Всюду магазинчики и кафе. Красивые мечети и дворцы. Подробней, чем про эту улицу написано в интернете я все равно не напишу, советов ценных не дам, даже не буду и начинать. А, нет. Один дам. На этой улице Шериф угостил нас соком из тростника (продается в точке со свежевыжатыми соками). Интересный напиток — очень сладкий, прохладный. По цвету похож на сыворотку, по консистенции на слабо взбитый коктейль. Говорят, хорошо утоляет жажду. По мне так попа слипнется. Но попробовать рекомендую. Местная экзотика. Что ж, после этого нас отвезли в аэропорт. Взяли за это еще 30 долларов. Имхо, грабеж, до Гизы по условиям заказа бесплатно бы довезли, а это в два раза дальше. На этом с Каиром мы распрощались.

Краткое резюме: город древний, интересный, колоритный, грязноватый. Ожидали, что будет хуже. Саккара — must see. Рекомендуем взять гида. Если нужно, дам контакты нашего. Думаю, это один из лучших русскоязычных вариантов в Каире. Самое неприятное — попрошайки. Больше сюда не поедем:))

Хургада

До Хургады добирались самолетом Egypt air. Лететь всего час. Выдают по бутылке воды. Никаких развлечений на борту нет, да и не надо. Знающие люди, говорят, можно поискать билеты других компаний, которых нет на обычных агрегаторах, тогда выйдет дешевле. Где это все искать, я не знаю. Но если зададитесь целью — найдете.

Про Хургаду мало что могу рассказать. Гуляли за пределами отеля два раза. Фрукты искали. Представляете, не нашли! Даже в центр ездили на Шэратон. Там правда в лавке восточных сладостей купили финики на подарки. Удовольствия прогулки по Хургаде не доставили. Опять же куча голодных комаров — местных торговцев. Комары, кстати, тоже были, но фумигатор решает проблему.

Некоторые привозят из Египта лекарства. Мы купили кое-что. Попробовала пока только от простуды, действительно, быстро пошла на поправку. Тема египетских лекарств освещена в интернете. Если есть интерес — почитайте. Также на улице Шери — если двигаться от Шератона и в определенный момент свернуть вправо будет магазин косметики. Там есть хороший египетский крем для лица EVA. Раньше там же по словам бывалых продавался хороший египетский шампунь Luna (в этот раз не было). Теперь о том, что значит повернуть в определенном месте. Давайте сначала дойдем до Шери. Если стоите на Шератон лицом к Мак Дональдсу поворачиваете направо и идите по Шератон до перекрестка с Шери. Шери улица пешеходная. Пройдите по ней метров сто, поймайте молодую жительницу Хургады, которая идет мимо, и спросите по-английски, где тут магазин косметики:)) Почему молодую? Больше шансов, что знает английский. Почему девушку? Вряд ли захочет вам что-нибудь впарить. Этим тут мужчины занимаются. Ну или сами заворачиваете на коротенькие улочки, уходящие от Шери вправо, и глядите в оба.

Такси. Мы вызывали ABC +201002228294 Очень дешево. Турагент предлагал трансфер от аэропорта в отель и обратно за 3000 рублей. Мы доехали туда-обратно за 400 египетских фунтов. Вызывать можно через вотс ап или звонком. Не знаю, понимают ли по-русски. Скорее всего да.

Отель Marlin Inn Azur Resort (чтобы знали, куда ехать не надо)

Весенние каникулы в Египте

Из достоинств — невысокая цена и неплохой пляж. Да, в день рождения в номере оставили тортик (приятно несмотря на то, что невкусно). В остальном это двойка. Никогда бы не поехала в такой отель, если б не рейтинг. Не понимаю, как «такое» может понравиться. Итак, к минусам.

Питание. Завтрак приемлемый (есть блины, фалафель (часто вчерашний, поэтому черствый), омлет со сковородки, фасоль, овощи, фруктовый салат, йогурт, хлопья, сладости (все что с кремом — невкусно. Крем какой-то синтетический). С обедом и ужином все обстоит хуже. Курица и рыба всегда с косточками, говядина — жесткая и невкусная (это же касается и котлет). Крышки тяжеленые почти всегда закрыты. Открыть, если в руках тарелка, целая проблема. Есть суп-пюре. Нормальный. Слабенькие гарниры и салаты (нарезка из того, что было). Есть овощи (помидоры вкусные). Фруктов мало (апельсины, маленькие бананы, дыня (а м.б. это и не дыня)). В кофемашине хороший кофе. Соки ненатуральные в спец.аппарате. Стаканчики хлипенькие — самые дешевые. Мнутся в руке. Бар… Обычно он расположен в ресторане, тут нет — бар через холл. Т. е. идем на ужин, заруливаем за вином и уже с ним идем в ресторан. Из алкоголя брали только вино. Теплое:(На пляже тоже есть бар с напитками (плюс во второй половине дня готовят пиццу в печи. Брали один раз. На перекус пойдет).

Здание. Снаружи симпатичные белые корпуса. Центральный и боковые, вдоль дорожек, ведущих к пляжу. Территория небольшая, в общем и целом, чистенькая, есть цветочки. Возле центрального корпуса маленький бассейн и сцена. На первом этаже симпатичный холл (здесь же и только здесь wifi только слабый). У нас был трехместный номер. Достался с видом на море, хотя бронировали простой, так что повезло. Но на момент нашего заезда это был единственный свободный трехместный номер, мы даже ждали полчаса, когда его уберут. Мебель старенькая, но это терпимо, мы были готовы. Кровати удобные. Есть холодильник, чайник. Убираются без энтузиазма. Не могут подклеить картины на стенах, закрепить плинтус, помыть стены в ванной. Самое ужасное это запах. Запах старости — вот как у старых бабушек пахнет в доме. Внизу они хотя бы жгут аромопалочки. А в номере с этим затык. Особенно в прихожей, где стоит шкаф.

Анимация. Есть всякие спортивные занятия на пляже. Не участвовали. Минидиско, заявленное в 20.30, было только один раз (провели в отеле 5 вечеров). Но один раз мы перепутали время и пришли позже. Сын не участвовал, поскольку с девушкой аниматором на сцене плясали одни девочки:) Но это, конечно, не претензия к аниматору. Был еще один тематический вечер с местными музыкантами и национальными угощениями (в этот день ассортимент в столовой был лучше). В 22 часа была обещана живая музыка. Вместо нее было какое-то шоу с местным аниматором. Не ходили, мы такое не любим, так что это тоже не претензия.

Претензия в другом. Аниматор Пушкин — мошенник и лжец. Он перехватил нас в первый же день и впарил морскую прогулку. Почему «впарил»: мы хотели изначально в Шарм-эль-нагу, там риф у самого берега, а я не умею плавать. Он солгал (как оказалось), что экскурсии туда сейчас не возят. Я начала думать про батискаф, но он обещал нам «много рыбы» у берегов Оранжевого острова. Я читала, что рыбы там нет, это же подтвердила одна туристка, которой он стал звонить. Он тут же перенастроился и сказал, что остров большой и мы причалим там, где будет риф. Нет там рифа! Экскурсия была от местного оператора — Мидо-групп. Так вот сам Мидо, который был на борту судна, это подтвердил. Но видимо в погоне за прибылью местный «пушкин» приторговывает своей репутацией. Потом этот аниматор бегал от нас оставшиеся дни, «знает кошка, чье мясо съела».

Пляж: песчаный, дно тоже. Коралловые тапочки не понадобятся. Вход пологий. Вода в марте, как на Финском заливе летом. Шезлонгов достаточно. Есть зонтики.

Контингент: в основном русскоговорящие и арабы. Очень много глухонемых спортсменов. Они питались в отдельном ресторане. В последний день нашего прибывания они съехали, видимо повара выдохнули, поэтому ассортимент вырос. И украшать блюда стали лучше. Надолго ли — не знаю. М.б. до следующего большого заезда.

Вывод: никому не советую этот отель. Мы думали, что отель 4 звезды в Хургаде будет мало уступать европейским трешкам, но это не так. Обычно я довольна отелями и мое мнение совпадает с рейтингом, но здесь полное крушение ожиданий.

Экскурсии: про Морскую прогулку на Оранжевый остров я уже начала писать, но продолжу. К Мидо групп претензий нет, прогулка хорошая, кормили на ней лучше, чем в отеле. Остров красивый, есть шезлонги под тентом. Два раза желающие спускались в море прямо с судна — полюбоваться на рифы. Снаряжение если нет своего, выдают. Нашей группе повезло — видели дельфинов. Было еще катание на бананах и на таблетке. Не переворачивают. С вами ездит оператор (он же фотограф), потом можно купить за 30 евро фото. Если и фото, и видео — 50 евро. Нам видео записали бесплатно. Подводной съемки у нас не было, Мидо, видимо, проникся положением и сделал подарок:)

Еще мы взяли у «пушкина» сафари на квадроциклах. Взяли в тот же день, что и морскую прогулку, и в этот же день поехали. Обещали закат в пустыне, катание и посещение деревни бедуинов. Главным образом заинтересовала деревня — оказалось, что смотреть нечего. Как будто декорации. Там прокатились на верблюдах кружок, съели лепешку, которую при нас приготовила бедуинка, выпили местный чай из маленьких чашечек. Да, ехали туда внутри фургона! Трясло жутко, прямо подпрыгивали на сидениях. Ребенка обычно не укачивает, а тут укачало. На квадроциклах по правилам безопасности может сидеть один человек. Мы даже подписали бумаги, что прошли инструктаж. Опять же «пушкин» говорил, что будут квадрики на двоих, где и третий поместится. Не было. Я в итоге ехала с гидом, сын аккуратненько с мужем. Потом уже втроем пересели на баги. Мне такие развлечения не особо по душе. Но дело вкуса. В конце вечера был небольшой ужин и короткое шоу: три танца живота от одной танцовщицы и очень классный танец с юбками (местный танец), как артист их крутил — супер! Заката не увидели. Оператор тоже есть: фото + видео = 25 долларов.

Краткое резюме: в Хургаду больше не поедем. Наверняка, здесь есть отели лучше, но в мире много других городов красивей и интересней.

Обратный перелет был очень неудобный. Ранний вылет, 7 часов ожидания в Каире, 6 часов ожидания в Стамбуле. Каирский аэропорт скучный. Кафе в дополетной зоне не работают (видимо, из-за ковида). Пошла посмотреть, что там в Бургер Кинг (тоже оказался закрыт), так тут же нарисовался «помогатель», который стал уговаривать купить у него хороший кофе. И тут я вспомнила, что читала, будто бы в Терминале 3 есть туннель до отеля Le Meridien Cairo Airport. Мелькнула мысль, что там можно купить завтрак, и мы пошли. Боже! Какой чудесный этот отель! На входе проверяют сумки через сканер. Потом на лифте спускаемся вниз и попадаем в красивое лобби. Чистота приятные ароматы. Перекусить бедным транзитникам разрешают. Удовольствие стоит 30 долларов за двоих взрослых, ребенок — бесплатно. Завтрак шведский стол — изумительный. Две станции: горячая (все виды яиц, включая пашот, отменный горячий бекон, грибы, тушеные овощи, обалденный фалафель (а не такой, как у нас в отеле) и еще куча всего. На холодной станции — качественная нарезка: сыры, колбасы, брынза. Здесь же фрукты, ягоды и выпечка, тающая во рту. А еще официанты подносят свежевыжатые соки, подливают кофе или чай. Все вежливые, улыбчивые, деликатные (каирцы тоже бывают разные). В туалетах чистота и никаких человеческих бумагодержателей. Есть столики в помещении и в роскошном саду. Но было прохладно, и мы любовались садом изнутри через панорамные окна. Провели в этом раю 1,5 часа. После этого было не так грустно ждать прохода в «чистую зону».

Аэропорт Стамбула огромный, удобный. Множество магазинов (дешевых не увидела). Есть дьютики (можно купить подарочные сладости там, все равно они аналогичны тем, что мы в Египте брали). Много кафе (в тех, что подальше от главного коридора, меньше народа). Есть лаунжи — не пользовались.

Спасибо всем, кто осилил отчет. Надеюсь, найдете для себя что-то полезное.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Отзывы об отелях, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия