Белой ночью к Белому морю. Часть 3: Классика Карелии – Валаам, Кижи, Кивач, Гирвас и прочее

Гирвас, Кивач, Кижи, Петрозаводск, Валаам + 1 город — Россия Июнь 2020

Начало истории — Часть 1: А мы пойдем на север! https://www.tourister.ru/responses/id_33946, Часть 2: Горный парк «Рускеала». https://www.tourister.ru/responses/id_33951

День в Сортавале — более чем достаточно на осмотр всего. Первое, с чего мы начали — пошли на пристань выяснять, как попасть на Валаам. Интернет радовал сообщениями, что острова день как открыли, на практике оказалось, что как бы не очень, а рейсовый транспорт не понятно, когда вообще запустят. По-счастью бизнес местных жителей напрямую связан с Ладогой, там же на пирсе нам выдали визитку с рекламой персональных экскурсий по озеру на 6-местном катере.

Сразу признаемся, воспользоваться частной лодкой для практически персональной экскурсии по Ладоге оказалось классной идеей! Всего за 2500 р. с человека мы побывали в самых красивых местах, останавливались там, где интересно, на столько, на сколько было нужно.

В 9 утра катер увез нас от памятника защитникам Ладоги в сторону Валаамского архипелага, плыли минут 40, когда на озере случилась «великая гладь». По-другому сказать не получается, такого мы никогда раньше не видели! В идеальном зеркале озера во всех деталях отражалось небо, лишь нитка дальнего берега разделяла их. Ни намека на рябь! Как-то так нам всегда и представлялся солончак Уюни, когда-нибудь обязательно сравним!

Вот по такой чудо-воде мы и приплыли к Валаамским островам. Тишь, умиротворенность, благостность какая-то и ни-ко-го! Несколько островов, включая сам Валаам, обошли вокруг, проплывали под какими-то мостами, протискивались протоками, отталкиваясь веслами от берегов. Невероятно красиво и очень забавно. Чуть позже высадились на одном из островов, посмотрели снаружи на один из монастырей, восхитились окружающей красотой со смотровой площадки. А потом нас прогнал монах, потому что ковид не дремлет, и мы уплыли к шхерам.

Шхеры Ладожского озера — это порядка 650 островов и обрывистых скал, а также выветренное побережье самого озера, считаются национальным парком и просто неприлично красивы. Множество необитаемых островов: гладкие и напоминающие больших китов, скалистые и обрывистые, поросшие кривоватыми деревцами и мхом, сложенные девственно-чистым камнем, с очаровательными заливчиками и неприступные — все они прекрасны! Оказаться в таком удивительном месте — большая удача, а без других туристов — просто счастье, дивное единение с природой.

В задумчиво-возвышенно-умиротворенном состоянии вернулись в Сортавалу, отобедали в сортавальском филиале ресторана «Акуловка» (продолжаем изо всех сил рекомендовать) и отправились искать достопримечательности. Честно сказать, много не нашли, но в Сортавале есть замечательный парк с горой, с вершины которой открывается классный вид на город.

Следующим пунктом путешествия значился Петрозаводск. Ехать до него из Сортавалы не особо долго — 250 км, так что заодно решили осмотреть все потенциально интересное, что встретится. Нагуглили «Киндасово» — столицу карельского юмора — древнее село, практически местную Одессу. Да еще и уникальный музей древних сооружений саамов под открытым небом и с каменным лабиринтом обещал нам интернет.

Ну что можно сказать, шутка над туристами удалась. На уникальное «место силы» смотрите сами, остальное пропорционально. Как говорится, будете проезжать мимо, проезжайте. Там еще и дороги нормальной нет!

В Петрозаводске остановились в кемпинге «Nord», прямо-таки шиканули и сняли домик по 1000р за ночь. Местоположение роскошное — прямо у воды, до центра города езды минут 10, душ с горячей водой, цены опять же приятные. Но вот территория у него маленькая, если решите там остановиться — бронируйте заранее. Мы в совсем практически нетуристическое время приезжали, дом был единственный свободный и оставалось место под пяток палаток максимум.

Беглый осмотр Петрозаводска показал, что лучшее место для нас в городе — набережная Онежского озера. Тут и современное искусство в ассортименте, и пейзажи, и просто есть где погулять. Остальной город понравился меньше, зато в Петрозаводске уже можно было спокойно поесть в ресторане, а не на подоконнике.

Основной целью визита в Петрозаводск была конечно-же поездка в Кижи. По уже проверенной схеме поехали вечером на пирс, нашли единственное работающее туристическое агентство, где нам радостно сосватали трансфер на остров на маленьком катере. На следующий же день поплыли. Желающих попасть в Кижи было уже заметно больше, чем на Валаам, набралось на две лодки. Мы добрались до местного яхт-клуба, где кажется по 3000 с лица за дорогу туда-обратно воспользовались услугами частных перевозчиков. Смешная ситуация — Кижи официально открыты, а общественные метеоры — нет. Ну да и ладно, в отсутствии альтернативы даже был позитив — доплыли очень быстро.

Кижи (с ударением на первый слог), это просто космос! Остров-заповедник с уникальнейшими деревянными строениями. Слушать экскурсовода одно удовольствие! Да еще и повезло во-многом: полностью отреставрировали все строения, никаких лесов нигде; практически нет туристов; да еще и день выдался ясный, солнечный и теплый, порядка +25. Обошли, наверное, все — очень-очень интересно, красиво и аутентично. Привезенные со всех окрестностей шедевры деревянного зодчества удивительно гармонично вписались в пейзаж, ну, а про кижский погост и построенную без единого гвоздя 37-ми метровую церковь Преображения Господня с 23 деревянными куполами, наверное, рассказывать никому не надо, она у нас если не символ страны, то точно символ Карелии. Один только вопрос, как это построили?

На острове время пролетает незаметно, если устал, можно просто валяться в траве и смотреть на красоту вокруг. Дома крестьян, купцов, ветряные мельницы, лодки, часовни. Все по-настоящему старое, местами древнее, очень интересно! А для пытливых есть специальные недостроенные образцы частей строений, где наглядно раскрываются секреты построек. Главный совет в Кижах — воду не забудьте, до магазина идти реально далеко, вся торговля на пристани, чтобы пейзаж не портить. В-общем, с нашей точки зрения остров абсолютно необходим для посещения.

На следующий день мы поехали дальше в сторону Белого моря, хотелось попасть на Соловки. Правда информации об их открытии не было, но попытаться стоило!

По дороге заехали посмотреть на водопад Кивач, еще один символ Карелии. Название водопада по-видимому происходит от финского слова мощный, стремительный, и Кивач как может его оправдывает. Водопад не очень большой, чуть выше 10 метров, но является вторым по величине равнинным водопадом Европы, а находится он в одноименном заповеднике.

Государственный заповедник «Кивач» — один из старейших в стране, в его задачи помимо сохранения уникальной карельской природы входит экологическое просвещение. Мы отправились просвещаться на экскурсию «1500 шагов в природу», купить ее можно на месте, а по случаю отсутствия туристов для нас она была индивидуальной. Экскурсию рекомендуем — никаких особых чудес не увидите, но полтора часа прогулки по экологической тропе в заповедном лесу, интересный рассказ и забавные скульптуры обеспечат вас хорошим настроением надолго. Красиво и полезно!

Неподалеку от Кивача расположен другой интересный природный объект — древний вулкан Гирвас. Огромные потоки когда-то застывшей лавы впечатляют, по ним можно спокойно лазать, что мы и сделали, но надо быть осторожными, из-за льющейся местами воды камни скользкие. Рядом сбрасывают воду с Пальеозерской ГЭС, вот где мощь и сила — подходить страшно!

Мы же поехали дальше, на Кемь.

Окончание истории: Часть 4 - К Белому морю и обратно https://www.tourister.ru/responses/id_33970