Рускеала — Россия Июнь 2020

Начало истории — Часть 1: А мы пойдем на север! https://www.tourister.ru/responses/id_33946

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Мечтали ли вы когда-либо покататься на «Восточном экспрессе»? Вдохнуть атмосферу тяжелого люкса, насладиться роскошью исторических интерьеров, почувствовать себя героем детектива Агаты Кристи или стимпанковского романа? Если да, у нас для вас отличная новость — в этом мире существует «Рускеальский экспресс» — этакий Orient-Express на минималках. Восточный экспресс — это дорого, богато, пафосно и долго, Рускеальский — быстро, дешево, весело, но про то же самое.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

«Рускеальский экспресс» — скорый фирменный ретро-поезд, курсирующий по маршруту Сортавала — Горный парк «Рускеала» — Сортавала. Это единственный в России ежедневный поезд на паровозной тяге. Вроде бы в 2020 году запустили «Рускеальские экспрессы» от Питера и Москвы, но именно паровоз тащит вагоны только на участке Сортавала-Рускеала, так что не считается. Зато «Рускеальский экспресс» состыкован по расписанию со скоростным электропоездом «Ласточка».

Поезд курсирует с 1 июня 2019 года, средняя скорость поезда составляет 40–60 км/ч, время в пути чуть больше часа, стоимость билетов — менее 500 рублей в одном направлении. Билеты на «Рускеальский экспресс» настоятельно рекомендуем приобретать заранее (можно через интернет) — мы были в Карелии буквально в считаные дни после снятия основных карантинных ограничений, когда туристов толком еще не было, но, покупая билеты вечером накануне поездки, с горем пополам урвали 2 последних у туалета.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Интерьер состава и форма проводников оформлены в стиле конца XIX — начала ХХ веков. Вагоны поезда выкрашены в синий цвет, а стилизованных купе вас ждет газета «Рускеальский экспрессъ» и бесплатный чай в фирменных подстаканниках. Сначала состав поезда состоял из трех вагонов — двух купейных с 91 местом для сидения и вагона-ресторана. В этом году вагонов больше — популярность ретро-поезда выросла и мест стало не хватать. Поезд очень классный, продумано все до мелочей — есть даже сувенирка и специальная стилизованная фотозона.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Горный парк «Рускеала» однозначно стоит посещения, тем более если есть возможность добраться туда таким удивительным способом. Мы взяли 2 экскурсии — обзорную по всему парку и «Подземная Рускеала». Приезжать лучше пораньше — мы простояли в кассу минут 20 при том, что туристов по местным меркам было очень мало, экскурсии назначаются на конкретное время и количество мест ограничено. Зато все остальное в Рускеале — чистый восторг! Горный парк создан на месте бывших мраморных карьеров, в ряде мест видны следы выработок, лежат мраморные глыбы, а нижние горизонты затоплены водой.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Мраморное месторождение было открыто в 17 веке, неоднократно переходило из рук в руки, забрасывалось, открывалось вновь и окончательно прекратило свою работу в качестве мраморных каменоломен лишь в 80-х годах прошлого века. Мрамор из Рускеалы использовали для облицовки Исакиевского собора, его можно встретить в московском и питерском метро, а из некондиции изготавливали известь, развалины известкового завода сохранились рядом с парком и по сей день.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Сейчас горный парк «Рускеала» — не только уникальный ландшафтный объект, но и крупнейшая сцена, в августе там проходит музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony, а фантастические концерты классической инструментальной музыки или церковных хоров в мраморном каньоне собирают тысячи туристов, ведь акустика там сказочная.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Услышать живую музыку в каньоне нам не удалось, зато повезло с погодой. Волшебные блики на озерной глади, яркое солнце, заставляющее мрамор буквально светиться изнутри, сочная молодая зелень, тепло, легкий ветерок и ни одного комара!

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

После увлекательной прогулки по экологической тропе вокруг всего парка настало время спуститься под землю. Вот тут уже не жарко — в штольнях круглый год температура в районе 6–8 градусов, еще и нарядиться надо в каску и спасательный жилет, но как же красива подземная Рускеала! Экскурсантов водят по штольням и штрекам, рассказывая о процессе добычи мрамора, а потом внезапно открывается зал с колоннами и провалом в крыше в форме сердца. Особая подсветка заставляет мрамор переливаться разными оттенками, а колонны превращают выработку в собор. Довершает картину изумрудная гладь воды, в которой отражается вся эта сказка, и прекрасная музыка (в записи). Вишенка на торте — катание на лодке по мраморному каньону, включено в стоимость экскурсии.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Завершить чудесный день можно в одном из ресторанов парка, здесь подают как привычные блюда, так и карельские специалитеты. Нам, например, очень понравились «калитки» с картошкой — открытые пирожки на ржаной муке. После обеда можно отдохнуть на берегу порожистой и бурной реки Тохмайоки с коричневой водой, там есть скамейки.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Последний паровоз отвез нас в Сортавалу, после такого насыщенного дня спалось замечательно. Утром нас ждала Ладога. Путешествовать по России оказалось гораздо интересней, чем казалось.

Белой ночью к Белому морю. Часть 2: Горный парк «Рускеала»

Продолжение рассказа: Часть 3: Классика Карелии – Валаам, Кижи, Кивач, Гирвас и прочее. https://www.tourister.ru/responses/id_33963

Окончание истории: Часть 4: К Белому морю и обратно https://www.tourister.ru/responses/id_33970