Кемь, Беломорск, Шлиссельбург — Россия Июнь 2020

Начало истории — Часть 1: А мы пойдем на север! https://www.tourister.ru/responses/id_33946,

Часть 2: Горный парк «Рускеала». https://www.tourister.ru/responses/id_33951,

Часть 3: Классика Карелии — Валаам, Кижи, Кивач, Гирвас и прочее.https://www.tourister.ru/responses/id_33963

Автомобильная дорога от Петрозаводска до Кеми имеет длину 411 км и почему-то в июне 2020 года ее бросились чинить примерно на половине протяженности. То есть ты либо летишь по идеальному асфальту, либо крадешься по бездорожью за вереницей самосвалов в лютейших пробках. Прямо скажем, развлечение на любителя. Мы — не они, но деваться некуда, дорога одна.

Белой ночью к Белому морю. Часть 4: В Кемь и обратно

В Кемь приехали поздно, часов в 9 вечера. Хорошо, что в июне на севере белые ночи, видно все практически как днем, вот правда вид довольно безрадостный. Если вам нужна визуализация слова «депрессия» — это здесь, в Кеми. Вместо дорог — разбитые направления, вместо домов — двухэтажные деревянные покосившиеся бараки, деревья и то какие-то кривые и серые, а еще ветер и морось. Возможно это прекрасный город с чудесными людьми, не спорим, но нам Кемь показалась такой.

Белой ночью к Белому морю. Часть 4: В Кемь и обратно

Дальше все пошло пропорционально увиденному — Соловки были закрыты на неопределенный срок, частного бизнеса с катерами не было, а фрахт морского судна для простых покатушек по морю наша жаба бы не пережила. Да и отель найти не удавалось, несезон — он от слова совсем. В-общем, походили с час по развалинам пирса, полюбовались суровой красотой Белого моря, пофотографировали место, где снимали фильм «Остров» Лунгина, продрогли до костей и решили уезжать отсюда. Надо отметить, что в последнее время явно что-то делается для улучшения туристического потенциала города — появился новый гостиничный комплекс, на пристани построили небольшой храм, но все равно, большинство туристов сейчас рассматривают Кемь только как перевалочный пункт по пути на Соловки, а общее впечатление от самого города остается довольно удручающим.

Белой ночью к Белому морю. Часть 4: В Кемь и обратно

Где-то за час до полуночи мы были в районе Беломорска и искали Залавругу. Не подумайте хорошего, это место с самым крупным скоплением петроглифов. Навигатор завел в кусты у реки и предложил дальше двигаться пешком по воде, спасло чтение форумов. И вот практически в самую полночь мы нашли искомую Залавругу. Представьте: ночь, но светло, глухой лес, вокруг никого, птицы не поют, туман от болот стелется, и мы — самые смелые — скачем по камням и ищем на них рисунки. Сюр какой-то и мистикой веет, холодок по загривку, когда на тебя из леса что-то смотрит, но обошлось.

Белой ночью к Белому морю. Часть 4: В Кемь и обратно

Беломорские петроглифы — это изображения на камнях, созданные древними людьми примерно 5–6 тыс. лет назад. В основном выбивали зверей — медведей, оленей, жаб каких-то и охотящихся на них человечков. Очень интересно было отыскивать изображения: сначала были просто камни, потом, когда заметишь первый рисунок и смотришь на местность уже как-то иначе, понятно становится, что на самом деле петроглифов тут множество. И да, не знаю, как днем, а по ночам вход в археологический комплекс «Беломорские петроглифы» бесплатный.

Белой ночью к Белому морю. Часть 4: В Кемь и обратно

Других развлечений на побережье Белого моря мы для себя не нашли, разве что плотина, но это быстро, так что, памятуя о пробках на дороге, решили ехать обратно на Ладогу. А чего, солнце еще высоко!

Одну длинную ночь и 700 км спустя мы были на юго-восточном побережье Ладожского озера и безуспешно искали кемпинг, нарисованный нам навигатором. Точка была, кемпинга не было, хотя искали действительно долго. В итоге искупались (бодрит неимоверно) и поехали в цивилизацию.

Белой ночью к Белому морю. Часть 4: В Кемь и обратно

В Шлиссельбурге выбрали отель с самым лучшим видом и самыми белыми простынями, попытка нормально поесть провалилось — то, что готовят на вынос местные модные заведения под видом ухи или курицы есть в-принципе нельзя, кажется, мы чуть ли не впервые написали негативный отзыв на едальню, видимо, устали сильно. Зато как же прекрасно спится после дикого автопробега из Петрозаводска до Кеми и оттуда в окрестности Питера!

Шлиссельбург прекрасен с воды. Мы взяли экскурсию на кораблике вокруг крепости Орешек. К сожалению, в саму крепость попасть было нельзя, закрыто из-за эпидемии, но мы проплавали часа два, осмотрели со всех сторон Орешек и часть города вдобавок, а экскурсовод — молодой еще совсем мальчик с горящими глазами — так увлеченно и интересно рассказывал, что ни минуты не пожалели о поездке.

Белой ночью к Белому морю. Часть 4: В Кемь и обратно

Потом мы снова поехали к друзьям в Санкт Петербург, оттуда не торопясь домой, но рассказывать здесь категорически не о чем. 4000 км пути, 10 дней впечатлений — русский север прекрасен и разнообразен, удивителен и восхитителен. Сейчас, когда отпуск в дальних странах все еще под большим вопросом, поездки в Карелию — прекрасная альтернатива привычным раньше зарубежным курортам. Карелия — чудесна, надо будет обязательно показать ее детям!