Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Кунгур — Россия Февраль 2021

Урал может похвастаться не только промышленностью, но и природными красотами и архитектурными достопримечательностями. Есть здесь места, которые стоит смотреть именно в зимнее время. Есть такие места и у нас в области и у соседей их хватает. И один из таких объектов — Свято-Никольский мужской монастырь в соседнем Пермском крае. Насмотревшись красивых зимних фотографий этого монастыря в интернете, у меня возникло желание туда поехать. Причем уже пару лет как хотела, но всё никак. То компании подходящей нет, то организованных туров. Поэтому, когда мне посчастливилось абсолютно бесплатно примкнуть к организованной группе, в программе который было посещение монастыря, то я с радостью это сделала. Но первым пунктом программы группы было посещение Кунгурской ледяной пещеры.

В год карстовых пещер — в Кунгурскую ледяную

2021 год объявлен не только годом науки и технологий, но еще и годом карста и пещер. Чем не повод отправиться смотреть старейший туристический объект — Кунгурскую ледяную пещеру! Тем более что самое лучшее время для ее посещения февраль — март. В посещении зимой есть ряд преимуществ. Но главное из них — это кристаллы льда в гроте Бриллиантовом. Здесь все сверкает и будоражит воображение… Но не буду забегать вперед. На него мы еще обязательно посмотрим.

За зимними красотами в Пермский край

Когда-то на этом месте плескалось пермское море. После поднятия Уральского хребта море обмелело, вода в мелких заливах испарилась, и осадок с течением веков превратился в гипс. Вот так, вкратце, образовались горные породы, названные карстовыми. Карстовые породы подвержены вымыванию речной и дождевой водой, под ее влиянием в них образуются пустоты. На такой земле и стоит город Кунгур. Его еще иногда называют городом, стоящим на решете. Этим фактом объясняется малоэтажная застройка города. В окрестностях города расположено множество пещер, но самая известная из них, конечно Кунгурская.

У Кунгурской пещеры масса «заслуг» и «статусов». Она и уникальный памятник природы, и одна из главных достопримечательностей и «гордостей» Урала, а еще одна из самых длинных гипсовых пещер Мира и одна из крупнейших карстовых пещер России! В 2008 году проходил конкурс среди чудес России, но, увы, эта пещера была лишь одним из номинантов. Зато через три года, в 2011 году, авторитетное издание Forbes включило ее ТОП-10 самых впечатляющих пещер на планете. К слову сказать, это единственная в России пещера, которая попала в это список. Не обделила ее своим вниманием и популярная передача «Орел и Решка». Ну, разве всего этого недостаточно, чтобы посмотреть это чудо природы? Пусть и не в первый раз…

У входа в пещеру можно увидеть информационные щиты с краткой историей и интересными фактами не только пещеры, но и вариантами готовых тематических маршрутов по Пермскому краю.

За зимними красотами в Пермский край

Последний раз мы посещали пещеру летом 2018. Казалось бы, времени прошло чуть больше двух лет, что могло измениться за столь непродолжительное время? Для пещеры, которой 12 тысяч лет — это всего лишь мгновение… Но это не так. И мы в этом убедились на собственном опыте.

Еще до того, как началась наша экскурсия, было понятно, что она не будет похожа на то летнее посещение. У входа в пещеру я застала «слет спелеологов».

После приветственной речи организаторов вся эта толпа в полном обмундировании рванула в пещеру. Как потом оказалось, со слов нашего экскурсовода, что в ту субботу (27 февраля) мы попали на экологическую акцию «Чистая. Ледяная». Эта уже пятая по счету акция, но в связи с международным годом карста и пещер у нее в этом году появился достаточно высокий статус — международная.

Следом за спелеологами с экскурсоводом пойдем в пещеру и мы. Тем более что время экскурсии уже подошло. Выходной тоннель имеет протяженность 100 м. Глубина пещеры — 27 м.

Ежегодно подземный лабиринт посещают больше ста тысяч человек. На выходных туристические группы заходят в пещеру каждые 10 минут. Общая протяженность ходов Кунгурской ледяной пещеры почти шесть километров, и только примерно треть из них доступна для посещения туристами.

В первых же гротах ты словно попадаешь в зимнюю сказку! Лед здесь не тает даже летом! Но самая красота здесь в конце февраля — начале марта. Свод Бриллиантового грота покрывают миллионы острых иголочек и кристаллов, и все это великолепие очень красиво сверкает и будоражит воображение… А воздух там совершенно особенный — кристально чистый, холодный. Думаю, именно такой воздух должен быть в царстве Снежной королевы.

Этому гроту уже столько лет… И здесь самое время рассказать об истории изучения пещеры.

За зимними красотами в Пермский край

В 1703 году, по приказу Петра I, необходимо было составить план Кунгурского уезда. Это поручено было сделать известному картографу того времени — Сергею Ремезову. Тем, кто интересуется историей, эта имя хорошо знакомо. А те, кто не увлекаются, возможно, помнят эту историческую личность по фильму «Тобол». Где актер Дмитрий Назаров мастерски воплотил образ известного картографа. Он (Ремезов, а не актер Назаров), совместно с сыном все это сделал, т. е. составили план, и заинтересовался Большим подземным озером. Так и была открыта эта пещера…

Семен Ремезов еще дважды потом посетил это место. Была составлена подробная карта пещеры, где были «интересные особенности», которые «доказывали» о присутствии тут когда-то, скрывавшихся староверов. Какие? В одном из гротов, который впоследствии был назван Крестовым, нашли иконы, кресты, религиозные предметы. Предполагают, что в ней скрывались старообрядцы. С пещерой связана и легенда о том, что перед походом в Сибирь дружина Ермака именно здесь переживала суровую зиму и даже спрятала клад. Но это всего лишь легенда. Их у пещеры много, как мистических, так и исторических. По ходу экскурсии некоторые из них расскажут.

После Ремезова это место, посетило немало историков, художников, писателей, государственных деятелей, ученых…. Некоторые из них, запечатлели свои «впечатления» в работах. Например — «Сказание о звере-Мамонте» В. Н. Татищева, который ее описывал так: «Близ города Кунгура у реки Сылвы есть пещера великая под землею в известном камне… Внутри оная суть такие места пространные, якобы великие палаты… а другие уские и едва проходимые».

Есть так же данные, что пещера использовалась местными купцами, как холодильник. Это и не удивительно! Ведь даже летом в первых залах температура не поднимается выше — 5 градусов. Ну чем не холодильник? Здесь даже ледяные скульптуры, которые создают на потеху туристам, не тают по несколько лет. Единственный минус в этих гротах экскурсоводы не дают задерживаться, так как горячее дыхание группы туристов пагубно влияет на всю эту красоту. Т. к. самостоятельно пройти в пещеру нельзя, только с экскурсионной группой, экскурсовод как «повелитель света» контролирует процесс прохождения группы по маршруту, выключая свет в тех залах, которые уже прошли. А тот, кто не успел, рискует остаться один в кромешной тьме. Но не в этот раз…

В эту субботу свет не выключался, т. к. юные и не очень спелеологи из различных клубов очищали гроты от мусора и стены от вандальных надписей. Самая старая, по словам экскурсовода, была сделана в середине 20 века. А умудренные опытом взрослые участники проводили топографическую съёмку в заповедной части пещеры. Поэтому свет не выключался и на маршруте в некоторых гротах царил настоящий хаос. Все смешалось люди, кони туристы, экскурсоводы, спелеологи, телевидение… Зато, не было страха отстать от группы и остаться в кромешной тьме до прихода следующей. А альтернатива волонтерить со спелеологами совсем не пугала. В залах, где мы с ними пересекались, было даже интересно наблюдать за их работой.

За зимними красотами в Пермский край

По мере прохождения вглубь воздух становится теплей. И если во входном туннеле гуляет леденящий ветер, то в сердце пещеры он превращается в приятный освежающий ветерок. Согревшись от соприкосновения с каменными стенами гротов до температуры +5°, воздух поднимается по расщелинам и органным трубам на поверхность горы Ледяной.

Кунгурская пещера — первая в России пещера, в которой стали проводить экскурсии. Экскурсии в пещеру проводят уже больше ста лет. В этом главная заслуга и огромный вклад в развитии и распространении знаний об этой пещере принадлежит племяннику знаменитого путешественника и директора Русско-американской компании К. Т. Хлебникова — Александру Хлебникову. Именно он обустроил первые экскурсионные маршруты. Много лет Хлебников посвятил изучению и исследованиям этого места. Сейчас, в одном из гротов пещеры в честь него — памятная табличка.

В 1914 году Александр Хлебников взял в аренду этот участок земли, стал жить поблизости и занимался «рекламной деятельностью»: создавал и раздавал афиши, проводил экскурсии по пещере. В этом же году, он организовал сюда экскурсию для Виктории фон Баттенберг — немецкой принцессы и сестры императрицы — Александры Федоровны. Именно с ее посещением связана легенда с природными ступеньками «дамские слезки». Про случай с немецкой принцессой и связанной со ступеньками легендой, я уже писала в этом рассказе о летнем посещении пещеры и города Кунгура.

В гроте Метеорный предприимчивый Александр Хлебников, когда то устраивал завораживающие представления с помощью факелов. Эта традиция поддерживается до сих пор. Только с помощью современных светодиодов. Еще в этом зале экскурсоводы демонстрируют туристам, как это оказаться в кромешной тьме.

Серьезно занялись пещерой только в советское время. В 1937 году прорубили новый вход — вместо узкого природного лаза. В 1948 году создали научный стационар, а 1969 году, под влиянием огромного интереса к пещере, открыли Кунгурское бюро путешествий и экскурсий. Далее памятник природы много раз передавался в различные ведомства, в основном в исследовательские институты. Сейчас экскурсионный объект в частных руках (если я ничего не путаю). Обустроенное для туристов пространство расширяется. Обновляется подсветка. За десятилетия в пещере накопился строительный мусор. В этот раз спелеологи разбирали и выносили на поверхность множество старых проводов.

За зимними красотами в Пермский край

Помимо гротов, в пещере есть множество озер.

В чистейших водах в свете подсветки отражаются своды пещер. У многих поверхность не зеркальна, падающие с потолка капли воды подергивают рябью водную поверхность, отражения постоянно дрожат, создавая ощущение магии. Кстати, озера не безжизненные. В их водах обитают водяные слепые рачки-крангониксы, занесенные в Красную книгу. В предыдущее наше посещение такого рачка можно было увидеть здесь же, в аквариуме. Но в этот раз, ни рачка, ни аквариума мы не обнаружили. Задали этот вопрос экскурсоводу. Оказывается, за то, что они так бесцеремонно обращались с животиной, занесенной в Красную книгу, им мог грозить штраф. Об этом сообщило в письме руководство Горного института — куратора природного объекта. Поэтому аквариум с рачком убрали. Поэтому сейчас у посетителей нет возможности увидеть рачка вживую, а только на фотографии, размещенной в одном из гротов.

За зимними красотами в Пермский край

В залах пещеры, благодаря уникальному микроклимату, сохраняются годами не только ледяные скульптуры, но и ель.

И здесь круглый год Новый год. Поэтому предприимчивое руководство пещеры стало позиционировать это место как летнюю резиденцию Деда Мороза.

За зимними красотами в Пермский край

Даже трон поставили. При желании на нем можно сфотографироваться.

Надеюсь, что убедила посетить пещеру зимой, чтобы ощутить великолепие и красоту подземного мира. Здесь лед и камень образуют единое целое, дополняя и подчеркивая красоту друг друга, разнообразность размеров и форм поражает, а специально оформленная подсветка лишь подчеркивает все это волшебство (но временами благодаря термоядерным цветам, не только подчеркивает, а создает ощущение нереальности) для того чтобы память навсегда запечатлела эту чудесное путешествие.

На территории, прилегающей к входу пещеры, есть чем себя развлечь. Здесь и палатки с сувенирами, кафе и деревня Ермака. Даже если вы приехали зимой, то все равно можно заглянуть и сделать парочку фоточек.

В прошлый раз мы абсолютно проигнорировали территорию гостиницы «Сталагмит». В это посещение подобный фокус не удался, т. к. там был заказан обед для группы. А так как группа была большая для того, чтобы пойти все разом в пещеру, она была поделена на две. И пока ждали туристов из второй группы, после обеда появилось время для покупки сувениров и осмотра территории. Самое интересное здесь — это скульптуры.

Уральский Афон

Именно так называют Свято-Николаевский провославно-миссионерский мужской монастырь, в который я, насмотревшись зимних фотографий обители в интернете, хотела приехать уже как года два не меньше. Свое название монастырь, раскинувшийся на живописных отрогах Уральских гор, получил в честь горы Белой. Гора была названа так, потому что долго не тающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. А зимой она белым-бела от кухты: косматый иней обильно и причудливо покрывает ветки деревьев. И хотелось встать на эту гору и окинуть взором окрестности с высоты 453 метра над уровнем моря. А там под ногами, нет, не море, а океан леса, простилающегося на много километров. И чтобы все суетные мысли, сомнения и тревоги в этот момент покинули мою голову, и снизошла благодать. Это ожидания… А вот реальность…

За зимними красотами в Пермский край

Гору стало видно уже из окна автобуса. Увы, инея на деревьях вдоль дороги не наблюдалось. И это был первый звоночек. Храм, стоящий на горе смотрелся величественно, но мне отчего-то напомнил храм Христа Спасителя (три раза была в Москве и не разу меня туда не тянуло. Сама не знаю отчего). Но, тем не менее, хотелось побыстрее выйти из автобуса, чтобы рассмотреть поближе здания монастыря и вид, открывающийся с горы.

Уже на выходе из автобуса ветер буквально сдувал. Но все, же я сразу решительно отправилась мимо звонницы, макета храма Иконы Божьей матери Иверской к Царскому кресту. Откуда открывается красивый вид на окрестности.

Уже на смотровой площадке у Креста из меня выдуло всю мою решимость и тепло сытного обеда. А потом при виде «красивого вида» где нифига не видно, пропал и энтузиазм. Потому что верующие приезжают сюда поклониться Царскому кресту и помолиться, атеисты — полюбоваться бесконечными далями уральской тайги, безбожники-фотографы — снять живописные карточки с заснеженными елями и заиндевелыми строениями. Всего этого не наблюдалось… И тут случилось разочарование…

За зимними красотами в Пермский край

Усилившиеся поры ветра загнали меня в Крестовоздвиженский храм.

И здесь тоже ничего в душе не екнуло. Несмотря на все иконы, атмосферу и историю монастыря.

За зимними красотами в Пермский край

При желании историю монастыря найти в интернете не трудно. Почти во всех источниках написано одно и тоже. Приведу слова одного епископа «Трудом и подвигом создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета». И это действительно так. Трудов и денег в строительство было вложено не мало. Как впрочем и в реставрацию. А вот насчет «многие лета» не получилось. Был сложный период с приходом советской власти, как впрочем, у многих храмов и монастырей. С ее приходом зверски замучен настоятель и многие рядовые монахи монастыря. С 1930 года в монастырских корпусах на Белой горе — лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, позднее — Дом инвалидов. В 1941–45 годах на Белой горе — реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда и детства.

Много интересного можно прочитать об истории монастыря на стендах, размещенных в храме и на его официальном сайте. А еще здесь же старые фотографии

и макет монастыря.

За зимними красотами в Пермский край

После Крестовоздвиженского собора, борясь с порывами ветра, я все-таки пошла к часовне-купели, которая находится в некотором отдалении от других зданий, под горой.

С вершины исходит родник, освященный во имя Николая Чудотворца. К святому источнику ведет деревянная лестница, неподалеку — рубленая часовня-купель. В крохотном теремке набирают целебную воду. И вот здесь оказалось душевно и уютно, несмотря на всю простоту места, хотелось задержаться подольше, погреться и телом, и душой… Энергетика этого места была другой. Быть может из-за тепла дерева, или освещенной воды источника, а может она исходила от женщины, которая там служила… Но пора было торопиться в автобус. Но прежде чем уехать забежала на пять минут в Гостиный двор, где можно прикупить чего-нибудь себе на память. Даже святое место не обходится без сувениров:) Купила чабрец. Буду пить чай с чабрецом и может тогда мне будет благодать…:)

За зимними красотами в Пермский край

Белогорский монастырь представлялся мне каким-то местом силы. Наверное, я слишком много посмотрела фотографий этого места в интернете, прочитала материал Валерия sany4. Он очень душевно рассказал о поездки в обитель. И я ждала от этого места чего-то особенного… сама не знаю чего. Но, увы, ожидания оказались завышены. Но, несмотря на какие-то свои противоречивые эмоции, я рекомендую хотя бы раз приехать в это место, если появится такая возможность. Потому что не стоит доверять чужим впечатлениям, они всегда субъективны. В том числе и мои:)