Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Кунгур — Россия Июль 2018

В этот город я хотела съездить последние лет пять это точно. Повод для посещения был — это Кунгурская ледяная пещера и ежегодный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка», который проходит в последних числах июня — начале июля. Хотелось все это совместить. В этом году я точно решила — поеду и непременно на фестиваль! В мае забронировала отель через букинг на 30 июня — день открытия фестиваля. На тот момент, а это за два месяца до мероприятия, оставался единственный номер стоимостью 4500 за сутки. Дороговато, но пробыть там планировала всего сутки. Отель подтвердил бронирование, но в начале июня пришло сообщение от отеля, о том, что они ожидают большую группу туристов и по этой причине не могут меня принять. Я, честно говоря, не поняла, они, что группу китайцев компактно разместят в двухместном номере?! Короче, меня не убедили их причины отказа, но обломали. Значит не судьба мне побывать в этом году на фестивале.

Но в начале июля, определившись с поездкой по Золотому кольцу, и что стартовать будем из Перми и возвращаться в нее же, я воспряла духом и решила съездить в Кунгур хотя бы в ледяную пещеру. Ну, сколько еще можно хотеть и облизываться, глядя на чужие фотографии! Тем более что от Перми до Кунгура всего 80 км. Легко добраться на автобусе или электричке. Поэтому мы купили обратные билеты на поезд до Екатеринбурга с посадкой в Кунгуре.

Во втором часу дня мы уже подъезжали к Кунгуру. Панорама города, что открылась в окнах электрички, меня впечатлила больше, чем прогулка по нему. Да, этот город сохранил панорамы начала ХХ века, подумала я. Ему есть чем удивить! Это своего рода музей под открытым небом. Величественные купеческие дома, каменные храмы, старинные особняки… Все воссоздает атмосферу XVIII–XIX веков, органично вписываясь в современный городской ландшафт. Здесь же находится одно из чудес России — Кунгурская ледяная пещера. Она то и была главной целью нашего заезда в этот город. Поэтому туда мы отправились сразу после прибытия на вокзал.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Кунгурская ледяная пещера, хоть и называется кунгурской, но находится не в самом Кунгуре, а в селе Филипповка, что рядом с городом. Добраться до нее можно на автомобиле, но так как мы были без колес, то поехали на рейсовом автобусе № 9. Вышли на конечной остановке и прошли за гостиницу «Сталагмит» и через «Деревню Ермака», в которую заглянули уже после посещения пещеры,

и оказались у входа.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Рядом с входом торговые ряды с сувенирами, касса, информационный стенд о пещере и маршрутах.

Было два варианта экскурсии: обзорная и с лазерным шоу. Выбрали обзорную.

«Путешествие начинается с холодных залов, где толщи слоистого многолетнего льда и белоснежные кружева пещерной изморози — завораживают взгляд посетителей». Действительно завораживает! В этот момент не вериться, что там за пределами пещеры лето, тепло, +26 градусов. Здесь же царство льда.

Еще до начала экскурсии, когда ошубливалась, то думала, не слишком ли тепло одеваюсь? Зайдя, в пещеру, поняла, что все правильно сделала. Поэтому совет всем, кто собирается посетить пещеру летом, берите с собой теплые вещи! А, если не планировали, но все-таки в какой-то момент надумали и приехали, то рядом с входом в пещеру работает прокат. Где я наблюдала картину, пока ждала приглашения на экскурсию, люди в шортах спрашивают у прокатчиков, «а там чё действительно холодно?». ДА! Если вы не Порфирий Иванов и не ходите зимой в трусах и не хотите, как Мересьев ползти под конец экскурсии с отмороженными ногами в сторону выхода, то лучше отправляться на осмотр в брюках. Экскурсия длится примерно полтора часа.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Экскурсовод нам достался креативный и с юмором. Много шутил, рассказывал байки и легенды. Первая легенда о кладе Ермака, который был здесь со своею дружиной и спрятал в одном из гротов клад. Клад искали, но не нашли. Зато нашли какую-то утварь. Поэтому есть предположение, что здесь прятались староверы.

Была еще легенда про ступеньки «Дамские слезки», что находятся в Центральном гроте. По легенде, здесь разбила коленку маленькая дочка принцессы фон Баттенберг — Луиза. Девушка выросла, вышла удачно замуж за шведского короля. Поэтому считается, что незамужняя девушка, поскользнувшаяся на ступеньках, удачно выйдет замуж. Ступеньки эти такие, что немудрено на них не то что поскользнуться, а сломать себе конечности. Жаль нам сказали эту примету уже после того как мы их прошли. А то бы полгруппы ради удачного замужества и конечностей не пожалела.

Первым экскурсоводом пещеры был Александр Тимофеевич Хлебников (внук известного путешественника Кирилла Тимофеевича Хлебникова). Он взял пещеру в аренду у одного из местных купцов, который использовал ее как холодильник для хранения товара. Побывав в Северной Америке в известной Мамонтовой пещере, он задался целью сделать из Кунгурской пещеры не меньшую достопримечательность. И, конечно же, Хлебников, так сказать, изучив зарубежный опыт, обеспечивал не только посещение, но и сервис. Выдавал специальные накидки и обувь, кормил-поил, предлагал сувениры и фотографии. Специальный человек даже встречал туристов на вокзале и сопровождал до пещеры. 13 июля 1914 года Хлебников даже организовал экскурсию для немецкой принцессы Виктории фон Баттенберг (той самой, чья дочь поскользнулась на ступеньках) — сестры российской императрицы Александры Федоровны. Хлебников изучал пещеру, расчищал ее ходы и проводил экскурсии вплоть до 1954 года. Пока не ослеп.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

В память о Хлебникове даже назвали один из гротов пещеры и вид слепого рачка-крангоникса (есть в этом какая-то ирония, как мне показалось), обитающего в водах пещерных озер.

Кстати, в нашей группе еще были дети. С ними активно общался экскурсовод, задавал вопросы и даже придумал пароль для выхода из пещеры. Название вида слепого рачка.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Раньше туристы кидали монетки в озеро, примета такая, чтобы еще раз вернуться. Но в какой-то момент сделали замеры в озере, там, где кидали монетки и где нет. Результаты оказались не в пользу рачков. Там где кидали монетки, их количество значительно уменьшилось. Теперь запретили что-либо кидать в воду, в связи с тем, что это нарушает экосистему. Но, пройдя немного дальше, экскурсовод пригласил нас приехать на Крещение, чтобы окунуться. Я думала, что это шутка, но как оказалось, нет. Вот ведь парадокс или это желание владельцев пещеры заработать?

Серьезно изучать пещеру и развивать туризм здесь стали в советское время. Сейчас здесь в сравнении с 70-ми годами, по словам очевидцев (со слов моей мамы, с которой мы прошли этот маршрут, а ей верю) красивая подсветка, маршрут немного длиннее и есть лазерное шоу (можно взять экскурсию с ним, но цена немного дороже).

Елка стояла и раньше, но в другом месте.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

А вот на подземном озере была лодка. И по ее словам, грот с озером, куда заводили, был один. Хотя возможно, дело было весной. А система подземных озер напрямую связана с водами реки Сылвы. В весенний период, когда вода в реке прибывает, в озерах уровень воды тоже увеличивается, и в эти гроты экскурсии не водят.

Есть у пещеры еще одна связь с наземным миром. Поверхность Ледяной горы и Кунгурская пещера связаны друг с другом через так называемые органные трубы внутри и карстовые воронки снаружи. Через них пещера дышит. Всего органных труб 146 штук и самая высокая из них расположена в гроте Эфирный (22 метра).

Выход, впрочем, как и вход в пещеру искусственные и проходят через самые холодные ее залы. Вот только чтобы выйти, нужно бежать стометровку.

Думаю, что про Кунгурскую ледяную пещеру слышали многие, но как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» или прочитать. Поэтому рекомендую к посещению. Приезжайте и посмотрите все своими глазами. А пока раздумываете, смотрите фотоальбом.

А мы, отогревшись горячим обедом в близлежащем кафе, отправились осматривать «Деревню Ермака» и фотографироваться на фоне сказочных персонажей.

А после на все том же автобусе № 9 отправились на прогулку в центр города.

Стоит несколько слов сказать о Кунгуре. Во-первых, это единственный город в регионе, который НЕ возник вокруг завода, в нем нет градообразующего предприятия. Во-вторых, это первый европейский город со стороны Сибири и последний город Европы перед границей с Азией. В-третьих, город официально считается чайной столицей Российской империи! Да, вы не ослышались! Именно такой товарный знак присвоили городу в Роспатенте в 2014 году. Тем самым Кунгур возродил свой чуть не утерянный в веках статус и сейчас говорит о себе только так.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Его исторический центр сохранился почти в первозданном виде и привлекает кинематографистов. Здесь снимались фильмы «Приваловские миллионы» и «Тени исчезают в полдень».

«Кунгур — самый большой город России», — писал в XVIII веке неизвестный путешественник. Объяснить это можно тогдашним бездорожьем — заснув при въезде в город, и проснувшись за полночь, путник обнаружил, что из города он так и не выехал. На самом деле и сегодня Кунгур — небольшой город. Всего 68 тысяч жителей. Зато очень много сохранившихся исторических памятников.

Первым нам на пути попался жилой дом Шишигина. Примечателен своими воротами с красивой кованной решеткой. Интересный факт. В 1963 году здесь был найден клад — два ящика со стеклянной, фаянсовой и фарфоровой посудой. Хотя кто такой Ф. Т. Шишигин и его ли это посуда для нас так и осталось загадкой. Можно предположить, что какой-то местный купец.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Алексий Второй в 1996 году был здесь и сказал фразу, которой гордятся все кунгуряки: «Кунгур — намоленный город». Храмы — это особая гордость Кунгура. Во время нашей небольшой прогулки мы увидели Церковь Николая Чудотворца, Иоанно-Предтеченский Кунгурский женский монастырь, Церковь Успения Богородицы.

И издалека полюбовались Церковью Преображения Господня и Церковью Иконы Божией Матери Тихвинской.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Прогулялись в сквере воздухоплавания. Появление этого сквера напрямую связано с фестивалем «Небесная ярмарка», на котором мне пока побывать не судьба. В нем установлена скульптура Никитки-летуна.

Легенда рассказывает, что во времена Ивана Грозного мальчик, мечтая летать как птица, прикрепил самодельные крылья и прыгнул с колокольни храма в Москве. За свой небывалый полёт он был жестоко казнен царём. В российской истории храбрец и мечтатель остался как Никитка-летун, а его образ стал символом всех видов воздухоплавания. На каменном основании памятника прикручиваются таблички победителей «Небесной ярмарки».

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Далее, спустившись по улице Гоголя, увидели огромный самовар, который был здесь установлен в 2009 году. В XIX веке в городе работали самоварные фабрики, их продукцией торговали не только в Кунгуре, Перми, Екатеринбурге, но и на знаменитой Ирбитской ярмарке. Изготавливали в Кунгуре и специальные дорожные самовары. Путешественники, которым доводилось проезжать по Сибирскому тракту через Кунгур зимой, согревались чаем в трактирах, постоялых дворах и чайных, покупали в дорогу чай и самовары.

Как я уже сказала, Кунгур — это чайная столица. Поэтому где самовар там и чай, а если точнее, тот, кто этот самый чай продавал — кунгурский купец Алексей Семёнович Губкин, крупнейший чаеторговец и меценат Российской империи. Он конечно не первый человек, кто стал торговать чаем. И до него желающих хватало, но продавали они его ящиками-цыбиками. Цена одного такого ящика равнялась цене деревянного дома. Губкин придумал хороший маркетинговый ход — чай продавать сначала на развес, а потом расфасовывать его в красочные упаковки.

Вокруг памятника, авторами которого являются пермяки Николай Хромов и Александр Шипигузов, расположен сквер, носящий имя предприимчивого чаеторговца Алексея Семеновича Губкина.

А мы тем временем продолжили свой путь по улице Гоголя, которая раньше называлась Острожной, а Сибирский тракт, который проходил здесь же в народе — «Великим кандальным путем». По этой дороге тысячи людей проследовали в Сибирь в ссылку, в том числе декабристы и их жены. Стены вот этого двухэтажного здания бывшего Городового магистрата (ул. Гоголя, 36) помнят этих людей. Это самое древнего сооружение Кунгура, построенное в середине 17 века. Здесь в этом здании раньше располагался пересыльный острог.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Но Сибирский тракт был известен не только этим. Здесь проходили торговые пути, по которым передвигались купцы, военные, чиновники, и даже сам император Александр I. Через Кунгур пролегали маршруты научных экспедиций, одной из которых руководил Витус Беринг.

Сибирский тракт еще называли — чайный путь. И следующие здания, которые открылись нашему взору, построено известным купцом торговцем чая Михаилом Грибушиным в конце 19 века. Это здание Малого гостиного двора. Над входом расположены две башенки, напоминающие китайские пагоды. Дом был подарен чаеторговцем городу, а доходы от сдачи комнат, по воле дарителя шли на содержание стипендиатов из высших учебных заведений.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Напротив этого здания — символ купеческого Кунгура — Гостиный двор.

А дальше было здание библиотеки Хлебникова, открытой в 1840 году. Ее началом послужило завещание путешественника Кирилла Тимофеевича Хлебникова, в котором он передавал свое личное собрание книг городу с целью открытия публичной библиотеки.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Когда мы подошли к кораблику и Пупу земли погода уже начала хмуриться.

Тучки обещали пролиться на нас дождем, но мы решили пройти дальше и вышли на пешеходную улицу Карла Маркса. В старину она называлась Киттарской в честь учёного Модеста Яковлевича Киттары, одного из исследователей Кунгурской Ледяной пещеры. Здесь на этой улочке расположены бывшие усадьбы кунгурских купцов.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Мост через реку Сылва своей конструкцией больше напоминает железнодорожный. Существует байка, что конструкции изначально предназначались для железнодорожного моста в Кургане, а прибыли в Кунгур.

Во время прогулки по пешеходной улице нас начал мочить дождик, но я была намерена посмотреть особняк нотариуса Гушкова — старинное деревянное здание в стиле модерн. Он еще издалека привлекает внимание необычностью архитектуры и орнаментов.

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

Дом был перестроен им в модном тогда стиле модерн в 1908 году. Гушков, несмотря на свою должность нотариуса, выходец из народа, из крестьянской семьи. Служил гласным (то бишь, депутатом) Кунгурской городской думы, и даже избирался на пост городского головы. Но в последней должности пробыл очень недолго. Когда переделывал дом в духе модных тенденций, местные жители недоумевали, почему в доме окна разновеликие.

История дома для тех, кому интересно https://iskra-kungur.ru/all/2016/09/07/15711/

Я рассматривала этот дом, удивительные изгибы его деревянных деталей, дождь и не думал прекращаться, и даже усилился, пришлось ехать на вокзал. Экскурсия по городу продолжилась из окон рейсового автобуса. И через некоторое время мы уже были на привокзальной площади.

На привокзальной площади особо примечательного нет, кроме разве что водонапорной башни

Кунгур купеческий и Кунгурская ледяная пещера

и памятника вождю пролетариата. Удивительно, что Ильич стоит не как обычно — обращен лицом в город, решительно, показывает рукой какой дорогой идти товарищам, а в сторону вокзала, словно высматривая свой поезд с явным намерением уехать из этого города, тоска и озабоченность читаются в его взгляде. Позади вождя скала, но со стороны входа вокзала она выглядит как чемодан на колесах, который он тащит за собой.

Мы тоже уже хотели уехать домой, но поезд еще пришлось пару часов ждать на вокзале. Т. к. город небольшой и вокзал сам очень маленький. Как сейчас принято правилами вход на вокзал только через рамку. На выходе же на перрон рамки нет. Туалет находится на перроне, т. е. выйти можно, а вот зайти обратно на вокзал нет. Придется обежать здание вокзала и зайти через вход, даже несмотря на то, что ты без сумок, что на улице дождь и т. д. и т. п. Нет камеры хранения как таковой, вещи принимает дежурный по вокзалу. Есть зал ожидания размером 2×2, зато с могучими пальмами, моими ровесницами, в центре и деревом гибискуса, размером которого могут позавидовать деревья южных стран.

Есть еще зал повышенной комфортности, прелести, которого мы тоже вкусили. Отличается от обычного наличием красного дерматина на сиденьях, рабочими розетками и телевизором, который работает только в промежутках между поездами, а поезда, как вы понимаете, там ходят часто.

Вот так скоротав время на вокзале, мы дождались своего поезда. Потом в прямом смысле бежали стометровку с вещами до нужного вагона, т. к. поезд стоит всего 3 минуты, нумерация начинается с хвоста состава, а у нас билеты в 3 вагон. Не добежали. Слабо. Попросились пустить нас в 5. На этом наше путешествие Пермь — Золотое кольцо — Пермь — Хохловка -Кунгур закончилось. За семь дней посмотрели десять населенных пунктов.

P. S. Это завершаяю часть рассказов, а впереди начало:))))))))))