Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была сегодня 20:28

Усьва — Россия Март 2020

У нас уже стало традицией на Международный женский день забираться на какую-нибудь гору. В 2018 году подъем к Гергети, что в деревушке Степацминда в Грузии. В 2019 году — хребет Зюраткуль. В 2020 году мы решили не изменять традиции и отправились на Усьвинские столбы в Пермский край. Если предыдущее поездки были самостоятельными, то в этот раз воспользовались услугами турфирмы. Хотя изначально планировали уехать в Пермь и уже оттуда самостоятельно сходить в поход выходного дня на Усьвинские столбы. Но обстоятельства сложились иначе.

Тур выходного дня стартовал из Екатеринбурга. Нам было это очень удобно, т. к. обстоятельства так сложились, что в праздничные дни надо было быть в столице Урала. Вечером накануне тура МЧС прислало смс с предупреждением, что завтра ожидаются сильный ветер и обильный снегопад. Как всегда везет с погодой, подумала я.

В назначенное время возле Маринс Палас отеля рядом с привокзальной площадью нас ждал вместительный автобус. Народу на экскурсию собралось немного. Мы, удобно расположившись, послушали экскурсоводов и задремали. Путь предстоял не близкий — минимум 5 часов с санитарными остановками. На одной из остановок, увидев не совсем ясное небо, одна из туристок забеспокоилась и спросила гида. А что если снег и т. д. и т. п.? На что тот ответил: «Не переживайте. Все будет как в кино!» И ведь не обманул! Но об этом позже.

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

Через некоторое время мы увидели за окном снегопад, как в песне «мело, мело по всей земле, во все пределы…». Ветки елей, стоявших вдоль дороги, гнулись и ломались под тяжестью снега.

А наш автобус несся на встречу ветру и приключениям. Но… немного не доехал. Мы остановились. И причиной тому была дорожная ситуация. Две фуры застряли посреди дороги. Не могли забраться в горку, хотя подъем был небольшой. Но сверху на дороге снег, а под снегом лёд, т. к. до этого была оттепель и все подтаяло.

Немного посидев в автобусе, поняли, что это надолго. Гиды отправились на разведку и подтвердили наши опасения. В итоге гидами было принято решение начать маршрут немного раньше. Мы, подкрепившись пирогами и запив их чаем, отправились по дороге в поселок Усьва, из которого должны были изначально стартовать.

Видимость была плохая. Как говорится, шли по приборам. Стараясь не отставать от группы, пыталась фотографировать, но объектив фотоаппарата постоянно залеплял мокрый снег. Поэтому чаще всего фотографировали телефонами, так было удобней.

На подходе к поселку, на горе можно увидеть надпись «Счастье здесь». Все, наверное, знают арт-объект «Счастье не за горами», ставшей визитной карточкой Перми. Он засветился в кино в фильме «Географ глобус пропил». Есть еще надпись «Счастье в горах», но в районе Губахи. Гид ткнул пальцем в месторасположение арт-объекта «Счастье здесь». Но где «здесь» в тот момент увидеть было невозможно. «Счастье» настолько затерялось в снегах, что как я не старалась разглядеть хоть что-то, все равно не смогла. Даже объектив не помог. Щелкнула вслепую и только дома увидела, что не промахнулась. Предлагаю вам найти эту надпись на фото.

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

Что же из себя представляют эти Усьвинские столбы? Это огромный каменный массив на правом берегу реки Усьвы, сложенный известняками, который в 1965 году получил статус ландшафтного памятника природы регионального значения. Много миллионов лет назад здесь плескалось море, поэтому в летнее время на камнях можно встретить отпечатки древних кораллов, брахиопод и другие окаменелости, напоминающие об этом. Впервые Столбами с научной точки зрения заинтересовался геолог А. А. Краснопольский. В 1889 году он вместе с группой коллег определил главные составляющие разреза, датировал его и описал в научной работе состав пород. Источник

С исторической точки зрения столбы также представляют интерес. Они издревле привлекали людей. Пещеры и гроты, расположенные здесь, служили приютом древним людям в далеком прошлом. Один из таких приютов приютит и нас. Но не буду забегать вперед.

Чтобы добраться до Усьвинских столбов, нужно пройти поселок Усьва, выйти к реке в сторону моста.

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

Проходим под аркой железнодорожного моста.

Позади остается поселок.

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

Идем по тропе мимо базы отдыха. Как группа разведчиков след в след. Ибо шаг влево шаг вправо… нет, не подорвешься на мине, а увязнешь в сугробе по пояс, как минимум. Для нас такой поход по тропе может это не очень-то и удобно, не отойти в сторону, не удастся пофотографировать, не задержав людей, идущих сзади. Но вот для гидов это в самый раз. Поставил группу на тропу. Один впереди, второй замыкает и всё! Никто с этой тропы никуда не денется и не потеряется по пути.

В этом году многие жаловались, что снега мало. Вот в Пермском крае 7 марта его было более чем достаточно.

А дальше шагаем по тропе вдоль реки через лес. Все деревья стоят принаряженные в снежных шапках и шубах. Снежок свежий белый, такой мягкий и пушистый. Здесь мы словно попали в настоящую зимнюю сказку.

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

Чтобы добраться до Усьвинских столбов, нужно пройти от поселка Усьва километров пять по тропе вдоль реки. По дороге в этот день нам попалось много туристов, но все уже возвращались обратно. А так как это был предпраздничный день, то все громко поздравили друг друга с наступающим и прошедшим (мужчин с 23 февраля). Вот собака уже была на Усьвинских столбах и еще не против с нами пойти, но хозяева не разрешили.

Резвая река Усьва местами уже вскрылась ото льда. А быть может она здесь и не замерзает, т. к. ее течение очень быстрое. По одной версии название бойкой речки происходит от коми-пермяцкого слова и означает «падающая с шумом вода». Согласно другой версии, название дали манси и оно переводится как «узкая река». Оба варианта точно отражают норовистый, динамичный характер реки — на всем её протяжении много порогов и перекатов и она буквально прорезает Уральские горы. Небольшая уральская река, ее длина — 266 километров, берет свое начало у горы Хариусной в заповеднике Басеги и заканчивает свой бег в реке Чусовой.

Но туристов она привлекает своими живописными скалами. Мне этим она напомнила другую уральскую реку — Ай. С айских притесов тоже открываются великолепные панорамы. Но вернемся к Усьвинским столбам. Нам еще только предстоит взгляд на окрестности с их высоты, на которую еще надо забраться. Подъем достаточно крутой. Плюс состояние тропы. Вначале подтаяло, а потом подморозило и снегом сверху еще припорошило. Но тропа утоптана и даже накатана, мы в тот день были, чуть ли не последней группой, идущей по ней.

Наверху нас ждал теплый прием. В гроте Столбовой как вечный огонь горел костер, который весь день поддерживали все проходившие в этот день туристы. Грот с интересной историей, но открыт сравнительно недавно. В 1965 году в густом лесу, покрывающем крутой склон камня Столбы по реке Усьве, на высоте более 100 метров над уровнем воды два любознательных друга набрели на большой грот. Высота его свода составляла около 7 метров. Тем же летом гротом заинтересовались ученые-археологи. Здесь были предприняты раскопки на площади около 20 кв.м, руководил раскопками известный археолог О. Н. Бадер. Новые богатые материалы подтвердили мнение учёного о том, что грот служил мастерской по выделке орудий. Были найдены отбойники-гальки со следами ударов по кремниевым желвакам.

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

Как считают некоторые исследователи, на вершине Столбового грота, то есть на макушке крайнего массива, раньше зажигался сигнальный огонь. А сегодня — это стоянка современного туриста, где можно передохнуть. Ну, а мы, погревшись, сфотографировались и попили чаю из термоса, отправляемся дальше по тропе к смотровой площадке.

Полуторакилометровая каменная стена, по которой мы идем, покрыта лесом и свежим снегом. Местами открываются такие виды с высоты — просто сказка!

Но, увы, снегопад в этой сказке лишний. А еще впереди главная смотровая площадка, а туристам не стоит забывать про меры предосторожности — сходить с тропы и подходить к краю. Лететь далеко — больше 100 метров.

Помните, в начале рассказа я вам привела слова гида «все будет как в кино». Так вот в последнее время красоты прикамской природы привлекают не только туристов, но и киношников. Так вот усьвинские столбы уже дважды засветились в кино. В фильме «Географ глобус пропил» режиссер Александр Велединский запечатлел не только сплав по Усьве, но и панораму Усьвинских столбов. Этот же пейзаж, вместе с Чертовым пальцем показан в фильме «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева.

Ну, вы помните, если нет, то я сейчас напомню этот эпизод. Когда Леонов и Беляев приземлились в тайге. Их долго искали, а они замерзали. В -37, ветер, снег, метель… Ну, вот у нас все было тоже самое! В плане картинки. Смотрите сами. Вот кадр из фильма (извините за качество картинки).

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

А вот фотография, сделанная со смотровой площадки. Нет, ну отличия, конечно, есть… Ракетницы в моей руке не хватает и на термометре не -30.

Благодаря этим фильмам, Усьвинские столбы являются самым узнаваемым памятником природы не только Пермского края, но и всего Урала и по праву считаются одним из любимых и притягательных мест туристов Пермского края.

Все было как в кино… или на Усьвинские столбы в марте

Со стометровой высоты открывается великолепный вид на реку Усьва, петляющую своим изгибами вдоль уральской тайги и скалу Чертов палец.

Чертов палец — это отдельно стоящая скала, похожая на палец гиганта, завораживает своей красотой. Прежде всего, поражают его строение и размеры, а затем то, как он удерживается на такой тонкой «ножке». Название на самом деле не оригинальное. Чертов палец есть в Крыму, и даже в моем родном Каменске.

Вид со смотровой производит сильное впечатление. Но долго любоваться не приходится, надо спешить и до темноты добраться до автобуса.

То, что в сторону смотровой было крутым подъемом — теперь оказалось непростым спуском. Выход один — садимся на пятую точку и с визгом и криками съезжаем вниз — благо болоньевые штаны катят не хуже ледянки. Атракцион называется — гора «Веселая».

Обратно идем тем же маршрутом. Погода лучше не стала, но мы, несмотря на мокрые волосы, куртки и обувь, остались довольны этим небольшим путешествием.