Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была сегодня 10:41

Губаха, Усьва — Россия Февраль 2023

Несколько слов о фильме и книге

6 октября прошлого года в российский прокат вышел долгожданный блокбастер «Сердце пармы». Всего за несколько недель фильм смог собрать свыше 713 млн. рублей, став одним из главных отечественных хитов 2022 года.

Сюжет картины основан на одноименном романе знаменитого писателя Алексея Иванова.

Согласно словарю Даля, парма — это «лесистый горный кряж на Урале», хотя в романе Парма — это средневековое княжество Пермь Великая с центром (изначально) в Чердыни (до 1472 года). Территория его находилась в междуречье рек Кама, Вишера, Колва и Язьва. Роман в первоначальном варианте назывался «Чердынь — княгиня гор».

По местам съемок «Сердце Пармы»

Книга вышла в 2003 году и не была оценена критиками, зато читатели приняли ее на ура! Автору «Сердце пармы» принесла всероссийскую известность. А близ города Чердыни, который фигурирует в романе, вот уже на протяжении многих лет проходит одноименный фестиваль. (Правда, с 2010 года он носит название «Зов Пармы»).

Этот роман Алексея Иванова — реально «Игра престолов» по-русски. Множество сюжетных линий, отлично прописанные второстепенные персонажи. Настолько, что в них веришь! И все это основано на историческом материале. Книга рассказывает о Руси 15 века, о присоединении к Московскому государству княжества Пермь Великая, об образовании многонационального русского княжества. Главный герой романа — чердынский князь Михаил — христианин, женатый на язычнице. Он один из сыновей верейского князя Ермолая, которого Василий II отправил в Пермь. Действие романа основано на реальных событиях. Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1451 году Василий II Тёмный отправил в Пермь верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием. Роман следует этой версии. Другие персонажи романа также исторически достоверны: вогул Асыка и его сын Юмшан, пермские князья Качаим, Бурмот, Зырян и Мичкин, епископы Питирим, Иона и Филофей. О соотношении исторических фактов и художественного вымысла сам писатель говорил:

«Я действовал по одной и той же модели. Вот князя Михаила, например, как я делал: выписал столбиком события, в которых принимал участие реальный князь Михаил в реальном XV веке, и попытался представить себе духовный мир человека, которому эти поступки были бы органичны».

Я печатной версии книги предпочла аудиокнигу в озвучке Сергея Гармаша. Это восторг! Как спектакль одного актера. Его голос идеально подходит для этой истории. Музыка, звуки… Всё складывается в единую картинку, которую видишь, как очевидец событий. Однозначно, рекомендую всем. И как вы уже догадались, я хоть и не ярый фанат творчества Алексея Иванова, но с большим уважением к нему отношусь, и с нетерпением ждала выхода на большой экран одноименного фильма.

Экранизация же, на мой взгляд, получилась поверхностная. Я, конечно, понимаю, что написать сценарий двухчасовой картины на основное большого эпического романа было непростой задачей. Для меня было открытием, что сценаристом стал Сергей Бодров. Он вытащил из литературного материала только любовную линию. Еще и финал изменил. Хотя, это не впервые с экранизацией романов Иванова. Вспомним «Тобол». Та же история. Самое интересное, что в «Тоболе» сам Иванов изначально был сценаристом, но после того, как его сценарий безжалостно покромсали, сказал убрать его из титров. В итоге в титрах было «по мотивам романа Алексея Иванова». Каково же было мое удивление, когда прочитала о том, что Иванов похвалил сценарий Сергея Бодрова. Но эта версия СМИ.

Но фильм, несмотря на сказанное мной выше, однозначно посмотреть стоит, так как у него есть ряд плюсов:

1. Удалось сохранить мрачную и притягательную атмосферу оригинала. Это в принципе довольно кровавая история, однако здесь нет пустой жажды крови и мести. Героям приходится проливать кровь (в том числе и свою), хотя они этого не хотят. Но всё это от благих побуждений — как часто, к сожалению, это бывает, мир строится на костях и крови.

2. В книге очень ярко представлено язычество и мифология жителей древней Перми. В сюжете фильма тоже очень ярко отражено противостояние православного Московского Княжества и языческой Уральской Пармы. И когда в фильме Евгений Миронов, играющий роль епископа Ионы восклицает: «Да, они до сих пор Николе Можайскому губы кровью мажут…», то сразу вспоминаешь пермских деревянных богов — уникальное явление севера Пермского края и его истоки.

3. Красивая картинка и детально поработанные костюмы и декорации. Специально для фильма целая отдельная команда специалистов занималась созданием исторически достоверных декораций и реквизита, продуманных до мельчайших деталей.

4. Хороший подбор актеров, батальные сцены и, конечно же, красота уральской природы.

По местам съемок «Сердце Пармы»

По словам актёров, больше всего на съёмках их поражала природа. По сравнению с Москвой, прикамский воздух казался им волшебным. Некоторые говорил, что успевают высыпаться всего за несколько часов.

«Красота здесь невозможная, мы как будто на Марсе, только в зимних условиях!..» — говорил в одном из интервью актер Владимир Любимцев. Источник.

Хотя не все сцены снимались в Пермском крае, были еще съемки и в Подмосковье, а если точнее в деревне Щёголево в Раменском районе Московской области. Там выстроили настоящий средневековый город. Но в Подмосковье уже смотреть нечего, т. к. декорации после съемок фильма были разрушены. Да и действие романа происходит в Перми Великой. Поэтому в этом рассказе речь пойдет о местах съемок в Пермском крае.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Екатеринбург отделяет от древней земли, называемой когда-то Пермью Великой, всего несколько сотен километров. Именно здесь происходит действие фильма «Сердце пармы», где не на жизнь, а на смерть схватывались пермяки, московиты и вогулы, где поклонялись Золотой бабе и превращались в диких животных ведьмы-ламии.

А до мест съемок картины еще ближе. Надо ли говорить, что я очень хотела побывать на местах съемок, да и вообще, это ли не повод съездить в очередной раз в горячо любимый мной Пермский край!

По местам съемок

После того, как «Сердце Пармы» стало самым популярным фильмом 2022 года в стране. И после его выхода на экраны, турфирмы начали организовывать поездки по местам съемок, чтобы каждый мог окунуться в мистическое прошлое и почувствовать себя героем картины. Поэтому решено было поехать из Екатеринбурга с местной турфирмой, с которой уже ездила в буддистский монастырь Шедруб Линг. Планировала поехать одна в новогодние каникулы, но, увы, не сложилось — мест уже не было. Поездка все-таки состоялась, но только 23 февраля, зато вместе с Сашей.

Честно говоря, была несколько разочарована организацией, но не достопримечательностями, увиденными во время экскурсии.

Первая остановка на маршруте — одно из самых загадочных и популярных мест Прикамья, Каменный город. Его ещё называют Чëртовым Городищем. Очень необычное, таинственное и атмосферное место, овеянное множеством легенд, которые без труда можно найти и прочитать в интернете. Скажу лишь, что одна из них, говорит о том, что «вечный город» построила Чудь Белоглазая, уральский мифический народ, который спустился под землю в тайный пещерный мир. Но есть и другие версии…

По местам съемок «Сердце Пармы»

Находится достопримечательность в Гремячинском районе Пермского края на вершине 526 м над уровнем моря. Мы проехали поселок Усьва, уже знакомый нам. Отсюда стартовал наш маршрут на Усьвинские столбы. Их тоже можно увидеть в этом фильме с высоты птичьего полета в финальной сцене.

Вообще эта природная достопримечательность часто фигурирует в фильмах и считается кинематографическим символом Урала. На вершине Усьвинских Столбов была кульминация фильма «Географ глобус пропил», здесь разбили лагерь космонавты Леонов и Беляев из фильма «Время первых», снимали сцены «Территории» и многих других кинолент. О них я уже писала здесь.

Река Усьва тоже засветилась в этом фильме. Эта река правый приток реки Чусовой протяжённостью 266 километров. Есть два варианта трактовки названия «Усьва»: в переводе с языка коренного народа коми — это «шумная летящая вода», манси же называют её «узкая река». Именно по Усьве в «Сердце пармы» вогулы доставляли Золотую Бабу. А усьвинские пороги — место съёмок сплава. Здесь снимали сцену, в которой дружинники князя Михаила перегородили реку верёвками и опрокинули лодки новгородских пиратов — ушкуйников.

Но вернемся к Каменному городу. От поселка Усьва едем по дороге, сворачиваем вправо до парковки с указателем «Каменный Город». Вышли из автобуса и отправились по протоптанной среди огромных сугробов дороге до Каменного города.

По местам съемок «Сердце Пармы»

В очередной раз убеждаюсь в том, что снега в этом районе очень много. Пара километров дороги до Каменного города совсем не напрягают.

Идешь и рассматриваешь причудливые формы сугробов и удивляешься фантазии природы.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Тут главное с тропинки не сходить, есть риск провалиться по пояс, а то и глубже.

Вообще Каменный город делится на две части — Большой и Малый. Находятся они рядом, можно перейти из одного в другой. Очень легкодоступны. Поэтому народу в праздничный день, там было, как на первомайской демонстрации в советское время.

Скалы причудливой формы образуют узкие улочки. Действительно все выглядит, как огромный заброшенный город с улочками и высокими стенами. Как каменный лабиринт.

Место очень впечатляет. В нём можно бродить часами, но нам дали всего один час. Народ лазил по причудливым скалам и устраивал фотосессии. На некоторые особо живописные места образовывалась очередь из желающих. А некоторые члены нашей группы обстоятельно подошли к этому процессу и принесли с собой реквизит.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Честно говоря, наличие такой толпы, немного напрягало. Хотелось походить в одиночестве и ощутить таинственную атмосферу места. Ведь здесь по одной из версий было найдено древнее святилище шаманов манси и их останки.

И не случайно в фильме «Сердце пармы» — место съемки капища вогулов. В одной из первых сцен фильма показан жуткий обряд вогульских шаманов, где вождь вогулов Асыка посвящает в князья своих сыновей.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Здесь, в центре Каменного города, по фильму находился их «штаб», в котором они хранили своего идола Сорнинай — золотую бабу, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И неслучайно именно это место отвечает за самую фантастическую локацию — Мёртвую парму, колдовское языческое обиталище самых сильных вогульских шаманов.

В Каменном городе снимали не только сцены этого фильма, но и фрагмент документального проекта «Хребет России». В нём Алексей Иванов и Леонид Парфёнов обсуждают легенду о Чуди Белоглазой.

Как я уже сказала, нам дали времени всего час. В целом нам хватило, хотя в некоторые лабиринты не завернули, куда-то не рискнули подняться, а куда-то спуститься…

По местам съемок «Сердце Пармы»

Так как зимой все-таки есть свои особенности: скользко и не видно края скал.

Пришли к выводу, что здесь, скорее всего, красиво золотой осенью. Да и не в выходной, а тем более праздничный день, а в будний, когда народу поменьше.

Пришли на место сбора группы вовремя. Народ весь в сборе, а гида с фотографом и еще пары человек нет. И вся группа стояла и их ждала, когда они фотосессии свои закончат. Ладно бы от туристов, но от организаторов такого явно не ожидаешь. Дождались. Возвращаемся к автобусу и едем дальше в сторону известного горнолыжного курорта Губаха.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Среди любителей горных лыж Урала хорошо известна гора Крестовая в Губахе — на ее склоне организован знаменитый горнолыжный курорт. Это высшая точка Губахи. Здесь же снимали зимние сцены фильма. И главная площадка находилась на вершине горы — по фильму это место казни вогулов. Её рельеф сразу привлекает внимание своей необычностью. Во время съемок «Сердца пармы» здесь расположился Пелым — языческая столица князя Асыки. В этом месте снимали сцену, в которой князь Михаил ведёт своё войско вдоль каменной стены, а также казнь вогулов. У подножья горы располагается туристическая инфраструктура, а с её вершины открывается отличный вид. Но нам лицезреть его не придется, так как мы на автобусе проезжаем мимо. По программе здесь остановки не предусмотрено, поэтому наблюдаем за жизнью горнолыжного курорта из окна автобуса. Хотя, в принципе любой желающий может подняться на гору с помощью канатной дороги курорта «Губаха».

Вторая локация на маршруте — подвесной мост на реке Косьва, соединяющий два поселка Загубашку и Кировский. В этих местах создатели фильма «Сердце пармы» разместили татарский городок Афкуль. Княжеская барка, на которой князь Михаил (актёр Александр Кузнецов) прибыл в Афкуль — особая гордость реквизиторов фильма. Деревянная 20-метровая барка весила несколько тонн и должна была выдержать 20 актёров в тяжёлых костюмах. При этом её предстояло провести по мелководью.

До моста автобусу проехать не удалось. Поэтому дальше пешком. От моста открывается красивый вид на гору Ладейная, которая тоже засветилась в фильме

По местам съемок «Сердце Пармы»

и отстроенные декорации к фильму «Сердце Пармы».

Туристический портал «Пермь Великая» называет этот мост самым длинным в Пермском крае.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Мост впечатляет. Находиться на нем могут одновременно не более 5 человек. Я полюбовалась на красоту реки и окружающий пейзаж с моста. Косьва в этом месте весьма симпатична. Берега ее зажаты скальными останцами.

Я повернула обратно на берег поселка Загубашка.

По местам съемок «Сердце Пармы»

До другого берега по мосту не пошла, а Саша прогулялся туда и обратно. Т. к. в принципе нам туда и не надо было… Как я вовремя это выяснила! Но почему-то наш горе-экскурсовод не удосужилась озвучить это группе. И многие перешли мост и ждали остальных членов группы на другом берегу. А другая часть группы ждала их на стороне поселка Загубашка, не понимая, почему они там стоят и не идут обратно. Короче, «классная организация экскурсии». А потом еще и фотограф присоединилась ко всему этому цирку. И начались фотосессии… И мы и еще несколько членов группы поняли, что это надолго.

Мы отошли от этого цирка моста и еще раз полюбовались издалека. Мост-красавец, соединяющий Загубашку и Кировский — несомненно впечатляет! Но самое интересное место — деревянная крепость, которую выстроили кинематографисты специально для съемок в окрестностях городка Губаха, в Холодном логу. Поэтому полюбовались еще немного рекой и скалами, напились тишины и отправились пока не стемнело к последней нашей локации — декорациям к фильму.

Декорации к фильму «Сердце Пармы» находятся в 3 км выше по течению Косьвы на ее правом берегу. Чтобы к ним попасть, нужно по улице Шварца подняться (или проехать на автомобиле) из поселка Загубашки, проследовать мимо кладбища и подняться немного в горку.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Из поселка просматривается вечно горящий факел завода «Губахинский кокс» и клубы дыма.

Как мне показалось, в поселке мало кто живет постоянно. Скорее всего, это больше дачный поселок. Удобно, т. к. от Губахи расположен недалеко.

Крепость «работала» в картине попеременно и Чердынью, и Усть-Вымом — в зависимости от ракурса.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Каждому любителю больших эпических фильмов определенно стоит посмотреть, как мастерски команда профессионалов задействовала крепость на большом экране.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Декораторы трудились над созданием этой масштабнейшей декорации более полугода. После завершения съемок ее не стали сносить, а оставили как объект для экскурсий. Читала даже, что декорации поставлены на административный баланс и охрану. Но, как мне показалось, ни кто там ничего не охраняет. А остатки «кинематографической роскоши» по-тихому начинают переезжать в ближайший посёлок в качестве заборов.

С обратной стороны крепостная стена мало впечатляет и выглядит обычной декорацией, подпертой бревнами.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Пусть крепостная стена — бутафория, однако, согласитесь, выглядит эффектно. С внешней стороны ощущение такое, что она находится здесь с того самого XV века.

И зимой в пасмурную погоду здесь можно сделать эффектные снимки, и, наверное, летом на рассвете, когда у стен деревянного кремля разворачивается ковер из луговых цветов здесь тоже красиво.

В какой-то момент накатывает такое чувство, будто ты переместился на машине времени в прошлое и взаправду оказался под стенами крепости Перми Великой и сейчас из лесу набегут вогулы…

По местам съемок «Сердце Пармы»

Кроме крепостной стены с воротами и сторожевыми башнями, на живописном берегу реки Косьвы построены амбар, конюшня, и та самая сельская часовня, на которую в бурю и метель поднимал крест епископ Иона.

Издали можно было подумать, что часовня «местная» и потому стоит рядом с поселковым погостом.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Но как оказалась позднее, часовня — это снова кинематографический обман. Настолько правдоподобный, что и не верится до тех пор, пока не убедишься в обратном.

Как и у большинства кинолокаций подвох кроется в «то части», что остаётся за кадром. В данном случае это напрочь отсутствующее внутреннее убранство помещений и стена часовни, что осталась за кадром.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Пусть крепость и не настоящая, но место выбрано удачное — с горы открывается крутой вид. Мы, не торопясь, наслаждаемся и любуемся окружающей природой: небом, скальными останцами, речкой.

Дух захватывает, когда стоишь на высоком берегу, под тобой извивается змеей Косьва, вдали — горы Крестовая и Ладейная.

По местам съемок «Сердце Пармы»

Т. к. большая часть группы еще только начала подходить к этой локации. Мы не торопясь, осмотрели места съемок. Замечательно, что в наш век цифровых технологий, когда весь съемочный процесс проходит на зеленом фоне, создают такие масштабные декорации. Где хочется заглянуть в каждый уголок, в каждый закуток, дотронуться до всего своими руками. А глазами в очередной раз убедиться, насколько сильна и велика магия кино.