Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 17:21
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Каменномостский, Адыгея — Россия Январь 2021

Горы непредсказуемы, а их масштабы
несоизмеримы с размером человека.
Относитесь к ним с должным уважением!
Из памятки туриста на Базе Земля

Заключительная часть отдыха на Базе Земля. Предыдущая часть: Обитель в горах.

Посёлок Каменномостский, расположенный на реке Белой, интересен не только как своеобразные туристические ворота в Адыгею. Он также расположен между двух горных хребтов. К востоку от него тянется сто-километровый хребет по которому когда-то пролегал Великий Шелковый Путь. Путь этот был небезопасен — в горах было много разбойников. Поэтому хребет назвали Уна-Коз, что в переводе с древнегреческого означает «Иди и бойся». Сейчас хребет обильно порос лесами и по названию протекающей здесь речки Мишоко местные называют эти места Урочищем Мишоко.

Местами уходящие отвесно вниз скалы поросли плющом, образующего что-то вроде панно в форме сердечек.

В одном месте, почти у самого обрыва, кто-то разводил костёр. Пикник на обочине.

Лучше гор могут быть только горы

Также для любителей острых ощущений есть экстрим-парк.

К западу от Каменномостского тянется другой горный хребет — Азиш-Тау. Он короче чем Уна-Коз, всего 25 километров. Начинается он там где в Белую впадает Большой Руфабго, образуя серию водопадов, о чём я уже рассказывал. На юг от Каменномостского лежит дорога, ведущая на этот хребет.

На высоте 2 тысяч метров здесь расположено плато Лагонаки, с которого открывается вид на заснеженные шапки гор.

И сами горные вершины. К сожалению я не запомнил их названий, но сам вид потрясающий.

Все эти виды открываются с небольшого карстового утёса.

Сам утёс резко обрывается вниз. Где-то далеко внизу видны скалы поросшие лесом.

Лучше гор могут быть только горы

В горах Адыгеи есть много пещер. Некоторые из них оборудованы для проведения экскурсий и наиболее известной такой пещерой является Большая Азишская. Это достаточно популярное туристическое место — здесь много торговых точек, как и на Мишоко есть экстрим-парк, также есть и склон для катания на ватрушках.

Место довольно аутентичное — интернет ловится плохо, к оплате принимаю только наличные. Даже местное кафе отапливается дровами.

Чтобы попасть в саму пещеру нужно спуститься по железным лестницам.

Внизу за этими лестницей пещера уходит почти горизонтально вперёд.

Лучше гор могут быть только горы

Общая длина пещеры 640 метров, из них 220 метров отведено под экскурсионный маршрут.

По всей пещере с её свода свисает множество сталактитов. Единственным их творцом является вода. Когда капля воды попадает в пещеру, она откладывает тончайшее кольцо кальцита. Так, капля за каплей, формируется полая трубка, свисающая со свода пещеры.

В некоторых местах сталактиты могут принимать самый причудливый вид. Вот, например, дамоклов меч, который только и ждёт своей жертвы.

Лучше гор могут быть только горы

Минеральная вода, стекающая со сталактита вниз, образует встречное образование — сталагмит. На фото ниже группа из сталагмитов. Если немного напрячь воображение то в ней легко увидеть царя и его свиту.

Сталактит и сталагмит могут срастись и образовать ещё одну форму — сталагнат. В Большой Азишкой и здесь не обошлось без причудливых форм. Вот перед вами пальма, выросшая со свода пещеры до её пола.

Помимо пещеры на территории комплекса есть смотровая площадка, с которой открывается вид на вершины гор высотой от двух с половиной до трёх тысяч метров. На меня наибольшее впечатление произвела искрящаяся на солнце Тыгба. В переводе с адыгейского её название переводится как «гора туров» — на вершине много этих животных.

Лучше гор могут быть только горы

На следующем фото слева направо — опять Тыгба, а затем горы Чугуш, Абаго, Атаманжи.

Левей Тыгбы — Большой Тхач и Малый Тхач (тхач по-адыгейски — это бог). Между ними и Тыгбой — гора Асбестовая и гора Ачежбок. Мне сложно что-либо написать про все эти горы. Это просто шикарные виды, наслаждаться которыми можно очень долго.

Лучше гор могут быть только горы

Вот собственно и всё, что хотелось рассказать не только про горы Адыгеи, но и про саму Адыгею. Маленькая республика на юге России таит в себе множество интересных мест. Есть и высокие горы, и шумные реки, и красивые водопады. Край немного дикий и поэтому для полноценного знакомства с ним целесообразно пользоваться услугами турфирм.