Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 11:34
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Каменномостский — Россия Январь 2021

И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный как военная тропа.
В. Высоцкий.

Продолжение отдыха на Базе Земля. Предыдущая часть: Вода и камень точит.

В трёх километрах от посёлка Каменномостский в реку Белая впадает другая река — Большой Руфабго. Спускаясь с гор Азиш-Тау, она образует серию водопадов, что делает Руфабго популярным туристическим маршрутом. Вдоль Руфабго проложена оборудованная тропа. Добраться до неё можно двумя путями: по шоссе из Каменномостского либо лесными тропами и через Пещеру Сквозная. Я расскажу о втором, более сложном и более интересном маршруте. Начался он на окраине посёлка, там где посёлок Каменномостский заканчивается и начинается лес.

Спускаясь к горной реке

Довольно быстро мы дошли до первой смотровой площадки. Отсюда открывается вид на Белую и окружающие её горы. Вдалеке виднеется мостик — это как раз то место, где Большой Руфабго впадает в Белую. Именно там и начинается оборудованная тропа.

Двигаясь дальше через лес мы подошли к пещере. Снаружи она видна как небольшой провал в земле.

Спускаясь к горной реке

Пещера Сквозная — это фактически вертикальный грот и чтобы спуститься в неё необходимо использовать альпинистское снаряжение. Состоит оно из каски, перчаток, обвязки безопасности и прочной верёвки, по которой, собственно, и осуществляется спуск.

Ни у кого из нас опыта такого спуска не было. Поэтому под руководством нашего инструктора начали с обучения спуску с невысокой скалы, расположенной рядом с пещерой.

Первым делом инструктор привязал верёвку к двум деревьям так что получилось два свисающих конца. По одному концу предстояло спускаться, второй — страховочный.

Спускаясь к горной реке

Что представляет из себя обвязка безопасности? Фактически это три соединённых между собой ремня, которые застёгиваются на ногах под бёдрами и на талии. Получается очень прочное крепление для других элементов.

К поясничному ремню крепится карабин — скоба с защёлкой. А к карабину — меньшее кольцо восьмёрки. После этого нужно согнутую вдвое верёвку пропустить через большее кольцо. После этого руку, сжимающую верёвку нужно отвести за спину. Угол, под которым будет согнута верёвка при этом окажется таким, что если не разжимать кулак, то верёвка будет прочно вас держать.

Спускаясь к горной реке

Руки, разумеется, должны быть в перчатках, а на голове — каска.

Как же происходит спуск? Нужно встать на краю пропасти скалы и, широко расставив ноги, откинуться назад, так чтобы вас держала только верёвка. После этого нужно, слегка разжимая кулак, позволить верёвке плавно скользить через восьмёрку, а самому пятиться, аккуратно переставляя ноги. Страховочную верёвку, через ещё один карабин закрёплённую у вас на поясе, при этом держит инструктор. Т. е. если вы испугаетесь и разожмёте кулак то просто повисните на страховке.

Спускаясь к горной реке

Наиболее сложный момент — край скалы, здесь нужно перейти из горизонтальной плоскости в вертикальную. Дальше уже проще. Протравливая верёвку, переставляем ноги и таким образом спускаемся.

Спуск в саму пещеру Сквозная, конечно, сложнее. Высота спуска существенно больше, поэтому здесь потребовалось уже две отдельных верёвки — длины одной и на основу, и на страховку не хватало. Если с учебной скалы мы спускались налегке, побросав вещи на землю, то в пещеру спускаться предстояло со всеми вещами т. к. возврата наверх не предполагалось.

Спускаясь к горной реке

Стены пещеры по которой нам предстояло спуститься сверху видно не было, а она имеет отрицательной угол. Т. е. на некоторой высоте есть углубление. Юра, наш инструктор объяснил что в этом месте нужно поджать ноги и, протравливая верёвку, спуститься до того места где уже будет возможен спуск с упором о стену.

На следующем ролике(видео с телефона) видно, как спускался ваш покорный слуга.

После спуска по верёвке предстоит спуститься ещё на несколько метров уже без всякого снаряжения, просто карабкаясь по камням.

Спускаясь к горной реке

Дальше предстоял спуск по довольно крутой тропе ещё порядке 300 метров. В советское время здесь была оборудованная тропа, до наших дней сохранились остатки ступенек и перил, а также метки на деревьях.

Преодолев её мы, наконец, спустились к Большому Руфабго, длина которого составляет 10 км. С точки зрения картографии это не совсем река — ручей, т. к. реками называют водотоки длиной выше 10 км. Перед нами предстал прекрасный водопад Шум. Вода с грохотом падает с высоты 6 метров.

Остальные водопады расположены выше течению. Второй из них состоит из нескольких переходящих друг в друга водопадов. Он называется Каскадный.

Спускаясь к горной реке

Сердце Руфабго — так называется третий водопад, падающий из-под одноименной скалы.

Последний из увиденных нами водопадов — это Девичья Коса, его высота 15 метров.

Маршрут подходил к концу. На Руфабго есть и другие водопады, расположены они ещё выше и чтобы добраться до некоторых них необходимо использовать альпинистское снаряжение, аналогичное использованному при спуске в Сквозную. Но в нашу программу они не входили. Теперь нам предстояло подняться примерно на такую же высоту с какой мы и спустились по пути к Руфабго. А для начала подняться на высоту Девичьей Косы.

Спускаясь к горной реке

Отсюда Руфабго кажется всего лишь небольшим ручейком.

Дальнейший путь включал ещё несколько подъёмов с остановками, на которых можно было передохнуть и полюбоваться на поросшие лесом горы.

Спускаясь к горной реке

Как и водопады Большого Руфабго, это абсолютно потрясающие виды, которые, конечно же, не увидишь в большом городе на равнине. К сожалению фото не передают всего очарования гор Адыгеи. Равно как и эмоции от совершенно фантастического спуска в пещеру. Это — то что нужно испытать самому, испытать каждому, хотя бы раз в жизни.