Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 12:20
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Каменномостский — Россия Январь 2021

Первая часть отдыха на Базе Земля.

Мир меняется. Непрерывно меняется. Но последнее время он, пожалуй, слишком быстро меняется. COVID-19, чума XXI века, закрыл межгосударственные границы и сделал невозможными ставшие традиционными для меня новогодние поездки в жаркие страны. Оставалось "рвануть на юга" в пределах нашей необъятной страны. Выбор пал на Адыгею. А так как во всей республике нет ни одного аэропорта то первой остановкой на пути к ней стал город Краснодар.

Ворота в Горную Адыгею

Во всей Республике Адыгея есть всего два города - столица Майкоп и город с "оригинальным" названием Адыгейск. Всё остальное - посёлки и аулы. Один из таких посёлков под названием Каменномостский можно условно назвать туристическими воротами в Адыгею. Большинство достопримечательностей, как природных, так и рукотворных, сосредоточено на небольшом расстоянии от него.

До 1864 года на его месте располагался адыгейский аул Ходжико, название которого, вероятно, происходит от арабского хадж - паломничество. В 1864 году, после окончания Кавказской войны, на месте аула была основана станица Каменномостская. В советское время она стала посёлком городского типа, но в 2011 этот статус был утрачен, Каменномостский стал просто посёлком. При населении в 7 тысяч человек в нём всего три школы. Больницы нет, есть только фельдшерский пункт. Ковидных больных увозят за 40 км в Майкоп.

Ворота в Горную Адыгею

Это типичное сельское поселение. Большая часть его населения, прямо или косвенно, связано с туризмом. Кто-то организует экскурсии по горам, кто-то держит гостевые дома и туристические базы, кто-то собирает в лесу грибы, ягоды, черемшу и продаёт их тем же туристам, кто-то нашёл себя в сельском хозяйстве и пчеловодстве.

Вот, например, гостевой дом Рябиновые Бусы. Владелец обнёс его высоким забором, выкрасил в рябиновый цвет, а перед забором посадил рябину.

Бывает и так, что общее дело объединяет различных людей, занятых в туризме. Вот такой мостик через протекающий по посёлку ручеёк построили владельцы сразу нескольких туристических объектов. И пускай это всего лишь две бетонные балки, через которые перекинуты обтёсанные брёвна, по такому мостику ручей пересечь можно даже на автомобиле.

Ворота в Горную Адыгею

Если прогуляться ранним утром по посёлку, то можно увидеть непривычную для жителя мегаполиса картину - из печных труб идёт дым. Дело в том, что многие дома в Каменномостском до сих пор не электрифицированы. Газопровод к посёлку подвели недавно и многие ещё не успели перейти на газ.

По всему посёлку можно увидеть поленицы дров.

Зимой большинство деревьев стоят голые. Тем явственнее заметны на них странного вида кусты. Это - Омела, вечнозелёный кустарник-полупаразит. Питание она получает частично от растения-хозяина, частично за счёт фотосинтеза.

Размножается Омела очень интересно. Птицы склёвывают белые ягоды, а затем, поскольку сок у ягод очень липкий, очищают свои клювы о кору деревьев, пачкая их этим соком. Затем вместе с собственными испражнениями выбрасывают семена, которые прилипают к этому соку. Омелу можно назвать естественным санитаром леса. Она поражает деревья со слабой иммунной системой, тем самым помогая им перейти в неорганику.

С высоких гор Водораздельного хребта Большого Кавказа катит свои волны река Белая. Протекает она и через Каменномостский, разделяя его на две неравные части. Зимой она неглубока, но летом, когда в горах тают ледники, становится полноводной.

В пределах посёлка через неё есть всего два поста. Интересен узенький навесной мост, именно с него открываются прекрасные виды на фото выше. Известен случай, когда вышедшая из своих берегов Белая, его смыла.

Ворота в Горную Адыгею

Рядом с этим мостом располагается туристическая база с очень простым названием: База Земля. Именно она и стала моим проводником по красотам горной Адыгеи.

В новогодние праздники наплыв туристов очень большой. Всего в нашей группе было аж 35 человек. Поэтому я жил не на самой базе, а в гостевом доме "Горная Лаванда" в нескольких минутах ходьбы от неё.

Ворота в Горную Адыгею

Программа тура включала трёхразовое питание, разнообразные экскурсии и купания в термальных источниках. Остановимся на этом более подробно. Кормили нас на территории самой базы в постройке под названием Каминный Зал.

Кормили очень вкусно и сытно. Завтраки всегда состояли из двух блюд - видимо из-за того сразу после завтрака нас везли на какую-нибудь экскурсию. Все экскурсии оказались очень интересными и бывало что на базу мы возвращались только к ужину, в этом случае обед выдавали сухим пайком.

На территории базы обитает различная живность, например вот такой рыжий котик.

Ворота в Горную Адыгею

Курочки. Всякий раз когда нам подавали курицу, у меня невольно проскакивала мысль. А не та ли это курица, которая совсем недавно весело кудахтала.

Также на территории обитают и гуси. Впрочем гусятиной нас не кормили ни разу, думаю за их судьбу можно быть спокойным. Гуси любят кричать "га-га-га" и выпрашивать какую-нибудь еду. Впрочем рыжий проказник - тоже.

Термальные источники нашли в республике в 30-е годы прошлого века случайно - искали нефть. После азербайджанского нефтяного бума её искали везде, а Адыгея была не так уж и далеко от Азербайджана. Сейчас в Адыгее вокруг выходов подземных вод построено несколько баз отдыха, нас возили на Водную Ривьеру.

Ворота в Горную Адыгею

Всего здесь 5 бассейнов. Один - неглубокий, детский. 3 бассейна с температурой 37-40 градусов и ещё один холодный, 22 градуса. К последнему я совершил несколько подходов, но заставить себя погрузиться в воду выше чем по пояс не смог. В горячих бассейнах ощущения невероятные, особенно когда на улице 5-6 градусов.

Территория Водной Ривьеры украшена пальмами и персонажами из советских мультфильмов.

К вечеру холодает и явственно виден горячий пар, исходящий из бассейнов. Включают подсветку и база отдыха предстаёт в совсем другом виде.

В последний день тура на Базе Земля нам подарили по головке настоящего адыгейского сыра.

Ворота в Горную Адыгею

Это были незабываемые дни. В последующих рассказах данного цикла я расскажу о различных достопримечательностях, которые мне удалось посетить в рамках экскурсий, заботливо организованных для нас туроператором.