Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 6:59
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Каменномостский — Россия Январь 2021

Продолжение отдыха на Базе Земля. Предыдущая часть: Дорога между скал.

В первом рассказе данного цикла я в общих чертах рассказывал о посёлке Каменномостский. Настало время познакомиться с некоторыми достопримечательностями, расположенными в непосредственной близости от него. Всего в 600 метрах к югу от посёлка расположено удивительное место — так называемая Крепость Меот.

Диковинки Республики Адыгея

На самом деле это никакая не крепость, а бывший завод по обжигу извести, построенный около ста лет назад. По мере выработки карьера необходимость в заводе отпала и в начале XXI века он был немножко музеифицирован. Печи и трубы стилизовали под замок с башнями, поставили сувенирные лавки. До коронавируса здесь же располагался мини-зоопарк.

Позади замка-завода сохранился тот самый карьер, в котором и велась выработка известняка.

Следующая достопримечательность находится на противоположном конце посёлка. Это — музей под названием Сад камней. Как легко догадаться, здесь представлены различные минералы.

Диковинки Республики Адыгея

Самые интересные экспонаты здесь имеют возраст сотни миллионов лет, когда не существовало современных континентов, а на месте нынешней Европы располагался океан Тетис. В этом океане обитали головоногие моллюски — аммониты. До наших дней сохранилось множество их раковин в виде окаменелостей.

Сами аммониты вымерли тогда же когда и динозавры — 66 миллионов лет назад. Миллионы лет их раковины покрывались слоями ила, а затем, по мере снижения уровня моря, окаменевали.

Диковинки Республики Адыгея

С древнейших времён люди находили различного рода окаменелости. Их форма явно указывала на то что места, где их находили, когда-то были не сушей, а морским дном. Таким образом возник один из известнейших библейских мифов — миф о Великом Потопе.

В Саде Камней можно посмотреть на окаменелости, которые открываются как шкатулка.

Открыв такую «шкатулку» мы увидим раковину аммонита.

Диковинки Республики Адыгея

Реконструкция самого доисторического моллюска.

Т. к. до наших дней аммониты дошли уже в виде камня, то из них можно изготовить различные фигурки, например вот такие шарики.

Диковинки Республики Адыгея

Ещё одну раковину аммонита можно увидеть снаружи музея, в передней части валуна под открытым небом.

Среди прочих экспонатов музея есть череп пещерного медведя. Животное не настолько древнее, а как аммониты, предположительно он появился 300 тысяч лет назад, а вымер 15 тысяч лет назад.

Диковинки Республики Адыгея

Примерно тогда же вымерли и мамонты. У этих животных было всего по 4 зуба — по одному с каждой стороны челюсти. На некоторые из таких зубов можно посмотреть в музее.

Оба этих животных обитали уже в одно время с человеком. И вымерли они, в общем-то, не без участия последнего. Но если смерть этих животных древних людей заботила скорее всего слабо, то к смерти собственных соплеменников отношение было иным. До наших дней сохранилось несколько десятков тысяч каменных гробниц — дольменов. Дольмены Северного Кавказа датируются III–II тысячелетиями до нашей эры. Ниже на фото представлен один из таких дольменов, находящийся рядом с Садом Камней.

Диковинки Республики Адыгея

Как видно, дольмен состоит из 5 достаточно массивных каменных плит. Плиты соединены в паз, практически без зазоров. Как люди II тысячелетия до н. э. могли создавать такие сооружения — загадка.

В передней стенке дольмена есть небольшое отверстие, которое изначально было закрыто каменной пробкой. Отверстие совсем небольшое и до сих пор непонятно его назначение — наполнять гробницу трупами через него вряд ли было возможно.

Диковинки Республики Адыгея

Один из углов дольмена сколот, что позволяет заглянуть. Дольмен, разумеется пуст, если не считать залетевшей в него опавшей листвы.

Рядом с дольменом есть очень необычное дерево — из одного корня растёт 16 стволов.

От дольмена мы отправимся к ещё одному музею Каменномостского под названием Беловодье, в котором представлено множество экспонатов. Я остановлюсь на самых интересных из них.

Диковинки Республики Адыгея

Всем известен древнегреческий миф о Прометее. Подарив людям огонь, титан прогневал Зевса и был прикован цепь к скале, к которой каждый день прилетал огромный орёл, выклёвывающий его печень. Но где это скала? Есть мнение что именно в горах Северного Кавказа. По крайней мере именно здесь была найдена цепь, возраст которой оценивается в 3 тысячи лет.

Меч Зульфикар. Отличительная черта меча — два параллельных лезвия. Есть мнение что такой же меч был у пророка Мухоммеда.

Диковинки Республики Адыгея

Во дворе музея можно увидеть избушку, установленную в ветвях дерева. Периодически из неё вылезает Баба Яга.

Рядом с Беловодьем расположен небольшой зоопарк. В нём без всякой клетки обитает чёрная свинка.

Рядом бегают две выдры, тоже без клетки.

Несколько кроликов сидят в клетке, мне удалось заснять только одного.

Диковинки Республики Адыгея

Ещё здесь есть пруд с лебедями.

Как видно, в небольшом посёлке Каменномостский хватает того что можно посмотреть. Необязательно ехать в горам, скалам или водопадам. Немало интересного можно увидеть и Воротах в Горную Адыгею.