Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Канкун — Мексика Январь 2015

Начало https://www.tourister.ru/responses/id_33262 https://www.tourister.ru/responses/id_33284

Сегодня у нас планируется интересный день, мы едем в Чичен-Ицу. Расстояние от Канкуна — около 200 километров. Планировали выехать пораньше, чтобы успеть до наплыва пакетных туристов, и увидеть пирамиды без толп людей. Но коварный фильм «На море!» опять повлиял на нашу компанию, в результате выехали на час позже, чем хотели. Ну ничего, на машине едем, не на автобусе, по прекрасным дорогам мигом домчимся. В инете вычитала, что по платному автобану ехать быстрее, чем по сельской дороге. И что вы думаете, за разговорами мы-таки пропустили поворот на автобан и помчались по параллельной бесплатной дороге через мексиканские деревни с лежачими полицейскими, где не разгонишься. Но зато увидишь быт и жизнь без прикрас простых жителей страны. Вот в таких тарантайках они ездят.

Мексика. Едем за легендами

Увидели какие у них сельские магазинчики.

Вот у дороги ателье по ремонту телевизоров.

Мексика. Едем за легендами

У них очень простенькие дома, но дорога отличная без ям и колдобин, едешь спокойно, разглядывая по сторонам местную жизнь.

И вот доехали до городка Вальядолид, в котором невозможно не остановиться. Вы попадаете в колониальный город времен конкистадоров, в котором почти ничего не изменилось с тех времен. Город основан еще в 1543 году и назван в честь столицы Вальядолид тогдашней Испании, существовавшей с начала 13 по начало 17 века. Город стоял сначала у побережья, где было много малярийных комаров, и в 1545 году испанцы перенесли его на место столицы майянского племени Купуль, называвшейся Zací, что в переводе с языка майя означает «белый ястреб». Племя прогнали, а камни разрушенного города пустили на строительство своих домов. Но жили испанцы в неспокойном месте, Вальядолид несколько разрушали и строили заново. После мексиканской революции в 1915 г. Вальядолид стал тихим провинциальным городком, только туристический бум вернул сюда активную жизнь после открытия исторического комплекса в Чичен-Ице, что находится неподалеку.

Мексика. Едем за легендами

В центре города раскинулся парк Francisco Canton Rosado, здесь установлен фонтан «La Mestiza», который украшает фигура женщины в юкатанской национальной одежде с кувшином, символизирующая слияние двух культур — майя и испанской.

Этот парк — любимое место отдыха жителей города и центр общественной жизни Вальядолида.

Мексика. Едем за легендами

Рядом собор Iglesia de San Servacio, или церковь Святого Сервасио с двумя башнями.

Мексика. Едем за легендами

Снаружи храм великолепен, внутри весьма скромен.

Вальядолид очень мне напомнил другой город на Кубе — Тринидад, такие же типичные дома того времени в испанском стиле, такие же окна, двери, старинные автомобили.

Мексика. Едем за легендами

Как будто произошло перемещение во времени и пространстве.

Мексика. Едем за легендами

Здесь до сих живут наследники майя, тольтеков и испанцев.

Мексика. Едем за легендами

Но, как бы не очаровывал нас этот город, мы должны поторопиться в Чичен Ицу. Ограничились осмотром центра, более подробно Вальядолид показал в своем рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_31572 https://nomad.tourister.ru/ , он там подольше был и снял вечернюю красоту города. Ну, а мы едем дальше.

Автобусы с туристами приезжают в древний город около 11 часов утра, мы успели приехать пораньше, когда туристы-одиночки рассосались по руинам, а группы еще не появились.

Город Чичен-Ица был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году, а в 2007 году пирамида Кукулькан — главная достопримечательность города была признана одним из семи новых чудес света.

Мексика. Едем за легендами

Название Чичен-Ица на языке майя означает «возле устья колодца Ицы». Ица — этническая группа майя, пришедшая к власти в северной части полуострова Юкатан, где расположен город. Предполагается, что город был основан в начале 400-х годов нашей эры. Город условно разделен на две группы. В первой части строения, датируемые 6–7 веками н. э. и относящиеся к периоду культуры майя, вторая группа зданий относится к периоду пришедших сюда тольтеков в 10–11 вв. н. э. Ко времени испанских завоеваний (середина 16 века) Чичен-Ица представляла собой руины. Строения Чичен-Ицы постепенно зарастали тропическими растениями. Научный интерес к Чичен-Ице возник в середине 19 века. И только в 1920 году здесь начались археологические и реставрационные работы. Самым главным сооружением в Чичен-Ица можно назвать храм Кукулькан, названный испанцами Эль Кастильо или Замок. Храм Кукулькана — 9-ступенчатая пирамида высотой 24 метра с учетом верхней платформы. Кукулькан переводится с языка индейцев «Пернатый Змей», это бог ветра, воды, огня и воздуха, это божество научило людей рыболовству, письменности, ведению календаря и различным церемониям. Пирамида каждой гранью сориентирована по сторонам света.

Удивляет, как майя, не имея сложной техники, смогли построить из тяжелых камней пирамиду, расположение которой поражает необыкновенной точностью. С северной стороны пирамиды, у самого основания лестницы, установлены две змеиные головы. В дни весеннего и осеннего равноденствия солнце освещает эту сторону храма со змеями, создавая визуальный эффект, как будто осенью огромный змей из треугольников света ползет вниз к началу лестницы, где располагаются по бокам каменные головы, а весной вверх.

Справа у основания видны головы змей.

Площадь тысячи колонн занимает довольно большую территорию с южной стороны Храма воинов.

Мексика. Едем за легендами

Здесь преобладают круглые колонны, считается, что изначально над этими колоннами была тростниковая крыша, а под ней располагался рынок.

Храм Воинов — пятиступенчатая пирамида с основанием 40 на 40 метров, перед храмом — четыре ряда трехметровых колонн. Предполагается, что колонны покрывала соломенная крыша.

Мексика. Едем за легендами

В храм ведут две лестницы, вход украшают колонны со змеями, на вершине пирамиды находится небольшой храм, перед храмом — статуя человека в полулежащем положении с подносом для жертвоприношений на животе, это Чак Мооль — бог дождя.

Десятиметровая пирамида Осарио или могила Верховного жреца носит название потому, что в ней были обнаружены 7 гробниц.

Мексика. Едем за легендами

В центре пирамиды есть отверстие, которое ведет к естественной пещере на 12 метров ниже.

Храм Венеры (Venus Ptatform) — платформа с четырьмя лестницами, украшенными змеиными головами, названа в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки. Внутри были обнаружены множество монет. В месяц шуль, который был шестым в календаре майя, на этой площадке проходили весёлые празднества, давались театральные представления, посвящённые Кукулькану. Приглядевшись, можно увидеть Кукулькана или Венеру, выходящих из пасти оперенной змеи, с раздвоенным языком и когтями ягуара.

Мексика. Едем за легендами

Вот еще одно удивительное здание в городе древних майя — Цомпантли, или Стена черепов.

Мексика. Едем за легендами

Считается, что это было хранилище для нескольких десятков тысяч голов, отрубленных во время жертвоприношений. Стены украшены в несколько рядов изображениями черепов, насаженных по местному обычаю на шесты. Лестницы, ведущие на т-образную платформу, в рельефах, изображающих воинов, несущих головы побеждённых врагов.

На территории города есть площадка для игры в мяч, к ней примыкает двухъярусный храм Ягуаров, в верхнем ярусе — трибуны для знати, где высокопоставленные жители города наблюдали за игрой в мяч.

Мексика. Едем за легендами

Лестница храма со стороны поля украшена головами змей, стены — ягуарами и орлами, клюющими сердца людей. Игровую площадку окружали 12-метровые каменные стены, на высоте 8 метров — кольца, куда игроки забрасывали мяч.

Мексика. Едем за легендами

По правилам, каучуковый мяч весом 4 кг разрешалось бить плечами, локтями и бедрами. Игра велась жестко, капитана проигравшей команды (или всю команду) обезглавливали, стать жертвой было высокой честью. Об этом рассказывают рисунки на стенах. Изображения на рельефах Чичен-Ицы представляет собой два способа жертвенного умерщвления: извлечение сердца и обезглавливание.

С центральной площади на север идет сакбе — священная дорога к Сеноте Саградо — Свящённому сеноту. Священный сенот — природный колодец глубиной около 50 метров служил для жертвоприношений.

Мексика. Едем за легендами

Археологи извлекли оттуда множество древних артефактов из золота, нефрита керамики, каучука, обсидиана, а также человеческие останки. Сейчас покой сенота охраняют невозмутимые игуаны.

Торговцы вдоль дороги предлагают товары, от которых пестрит в глазах, все необычно и ярко, но абсолютно не нужно.

Мексика. Едем за легендами

Другая дорога с центральной площади ведёт на юг в майский «Старый город». Здесь можно увидеть Эль Караколь или Обсерватория — «Улитка». Прямо — громадное сооружение в 20 метров высотой с множеством комнат, которое испанцы назвали Женским монастырём (Эдифисио-де лас Монхас). Это был дворец правителей. К Монастырю примыкает Церковь (Иглесия) — небольшое здание, обильно украшенная рельефами. Народа к этому времени прибыло огромное множество, да и солнце припекает, хочется уже искупаться. Быстренько заканчиваем осмотр древнего города и едем охладиться в популярный сенот Ик-Киль.

Мексика. Едем за легендами

Ик-Киль находится в 5 км. от археологического комплекса Чичен-Ица, по дороге в Вальядолид, указатели имеются, мимо не проехали. На Юкатане нет рек, индейцев майя спасали сеноты — карстовые провалы, наполненные чистейшей пресной водой откуда можно было брать питьевую воду. Высота вертикальной стенки сенота Ик-Киль от уровня воды до поверхности земли — около 25 м (8-этажный дом), до дна — 45 м. Спускаемся в сенот по каменной лестнице, проложенной вдоль стены. На лестнице есть две смотровые площадки на разной высоте, откуда удобно фотографировать.

Сверху свешиваются корни растений, дотягиваясь до самой воды.

Мексика. Едем за легендами

Заход в воду оборудован лестницами, рядом вышка для прыжков, площадка для отдыха. Вода прозрачная изумрудная не выше 23 градусов, приятно освежиться после полуденной жары.

Но вот и пора в обратную дорогу.

Мексика. Едем за легендами

Дело к вечеру. Надо бы не пропустить поворот на трассу, т. к. по сельским дорогам вечером опасно ездить, в инете пишут, что у деревни могут остановить машину вооруженные люди и ограбить. Причем грабят целые автобусы с туристами. Ну да, автобусы чистить выгоднее, чем автомобили, в автобусах народу побольше будет, добычи больше. Я тут мексиканские новости посмотрела, так в 2020 году грабежей не убавилось по сравнению с прошлыми годами. Едем по платной трассе практически в полном одиночестве, ни встречных, ни догоняющих машин почти нет, за полчаса 4–5 автомобилей пролетело, дорога отличная. Доезжаем до очередного шлагбаума, оплачиваем дорогу, видим, что бензин кончается, спрашиваем: а когда будет заправка? А заправки не будет до Плайи-дель-Кармен — отвечают. О как! Не доехать нам до заправки, далековато это. Что же делать? У вас тут лишнего топлива не найдется? — спрашиваем. Не найдется — отвечает кассир, — но могу послать человека в деревню, привезет канистру, чуть дороже заправочного бензина будет, будете брать? Ну как не взять, давайте посылайте, ждем. Тут какой-то парниша сел на мотоцикл и умчался вдаль. Чуть ли не час мы его ждали, посмеивались: наверное, банду грабителей хочет собрать, а они уже все на дело выехали, нету в деревне никого. Я уже и все цветочки у дороги сфотографировала и компанию нашу во всех видах.

Мексика. Едем за легендами

Вот и солнце заходит. Закат был изумительный.

А вот и наша канистра приехала, ура, заправились. Если будете кататься по Мексике, заправляйтесь вовремя, чтоб не застрять где-то на дороге, как это сделали мы. Едем дальше. Стемнело, но дороги прекрасно освещены, едешь, как по городу, светло и ровно. Ближе к Канкуну машин на дороге гораздо больше стало, веселее ехать. Слава богу приключений на сегодня больше не было, доехали до отеля, можно и расслабиться, и составить на завтра очередной план путешествия. Надо бы в Кобу съездить — удивительное местечко посреди джунглей. Продолжение следует. https://www.tourister.ru/responses/id_33465