Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 16:53
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Астрахань — Россия Октябрь 2020

Ты видишь город стройный, белый
И вид приволжского кремля?
В. Хлебников

Заключительная часть путешествия по Нижнему Поволжью. Предыдущая часть: Астраханский кремль.

На три с половиной тысячи километров, от маленькой деревушки Волговерховье в Тверской области до самого Каспийского моря протянулась одна из величайших русских рек. Как в это путешествие, так и ранее, мне доводилось бывать в разных волжских городах. Все они очень разные, но одно в них неизменно — великая река, гордо катящая свои воды. Не стала исключением и Астрахань.

8 лет назад на набережной установили скульптуру под названием Дама с собачкой. Нельзя с уверенностью сказать, что она изображает чеховскую героиню — внешний вид типичен для дам XIX века.

Прогулка по Астрахани

Из предыдущего слайдера можно понять что Волга у Астрахани достаточно широка. Однако ранее она была ещё шире. Когда река сильно обмелела было решено прорыть канал. Особых результатов это не дало — вскоре образовавшаяся коса полностью высохла. От канала же остался лишь пруд, который впоследствии был превращён в озеро, названное Лебединым.

В начале XIX века рядом с этим озером был прорыт канал, получивший имя Ивана Варваци, финансировавшего его строительство. Столь необычное имя объясняется тем что изначально его звали Иоаннис Варвакис, он был греком, принявшим российское подданство.

Прогулка по Астрахани

Если перейти на другой берег этого канала, то мы окажемся в сквере Гейдара Алиева. Я долго пытался понять какое отношения Алиев имеет к Астрахани, но… увы! Кроме пространных фраз на тему дружбы между народами Астраханской области и Азербайджана ничего найти не удалось.

Если пройти чуть дальше Лебединого озера то мы окажемся у стен Астраханского кремля. О нём я уже рассказывал, поэтому свернём чуть в сторону и зайдём в Музей истории Астрахани. В XVIII веке в Астрахани создались благоприятные условия для развития ремёсел.

Гимназия

В настоящее время общественный транспорт Астрахани представлен одними только маршрутками. Однако в прошлом в городе была развитая система электротранспорта. В музее можно посмотреть на модели трамваев и даже зайти в кабину троллейбуса.

С другой стороны Астраханского кремля находится сразу несколько рыбных магазинов. Огромная банка икры на входе впечатляет и тянет зайти внутрь.

Банка настоящей чёрной икры. Помимо видов рыб, икру разделяют на дойную и забойную. При получении дойной икры делают надрез на рыбе и выдаивают икру, сама рыба остаётся жить. При получении более качественной забойной икры рыба, конечно, погибает. Самой лучшей считается икра белуги. Стоит она 8000 рублей за 100 грамм забойной икры. Я никогда прежде не пробовал такую икру, привык к красной икре, которая в банке плавает в рассоле. В банке же с чёрной икрой находится только икра, т. е. ничего лишнего.

Напротив этих магазинов расположен Братский сад. Назван он так потому что здесь захоронено 180 красногвардейцев, погибших во время установления в городе Советской власти.

К этому саду примыкает главная пешеходная улица Астрахани — проспект Кирова.

По ней мы дойдём до набережной реки Кутум, впадающей в Волгу.

Ближайший мост через эту реку носит название моста Влюблённых — несложно догадаться почему.

Прогулка по Астрахани

Я, конечно, много видел мостов, увешанных замками. Но чтобы перед мостом поставили арку, которая тоже вся увешена замками, такого не доводилось.

Немного пройдя по противоположному берегу Кутума мы дойдём до Коммунистической улицы. Здесь сохранился дом купца Тетюшинова. Дом, в общем-то, представляет собой типичный пример деревянного зодчества XIX века. А интересен прежде всего тем, что других таких примеров во всём Нижнем Поволжье не сохранилось.

Прогулка по Астрахани

На входе нас встречает симпатичная медведица.

Наверх ведёт лестница с резными перилами.

Снаружи дом украшен также резными перилами и столбиками, к стенам примыкают широкие веранды. Все эти элементы помимо декоративного назначения имели назначение и чисто практическое. В жарком климате Астрахани за счёт них создавалась тень и хорошая вентилируемость веранд.

Сам дом трёхэтажный. Сейчас на первом этаже расположена касса, на втором — воссозданы интерьеры XIX века. Третий этаж закрыт для посещения.

Двор дома.

Если пойти дальше по Коммунистической улице то наше внимание наверняка привлечёт большое и красивое здание. С одной его стороны находится Министерство культуры и туризма Астраханской области. С другой — Астраханский театр оперы и балета. Театр как всё здание очень новый, построен в 2010 году. Здесь мог бы быть рассказ об экскурсии в театр. Однако в последний момент её, как и все выступления отменили на фоне коронавируса.

Вернёмся обратно к Кутуму и дойдём до следующего моста, Воздвиженского. Перейдя его мы окажемся у Дома-музея Б. М. Кустодиева. Экспозицию грубо можно поделить на две части. Первая часть — это творчество П. А. Власова, учителя Кустодиева.

Творчество самого Кустодиева.

Конечно, есть и та самая купчиха.

Прогулка по Астрахани

Особо интересным этот музей назвать я не могу. По сути дела просто выставка работ учителя и ученика. Ощущения что ты переносишься в ту эпоху, в которой художник творил (как это было в доме-музее Мусатова в Саратове), не возникло. Пройдёмся по улице Свердлова, на которой находится этот музей, и дойдём до ничем не примечательной, на первой взгляд, парадной.

За этими дверьми на первом этаже расположен музей одного из самых необычных деятелей русского авангарда, Велимира Хлебникова. Он был открыт в 1993 году в квартире его родителей. Сначала мы попадаем в гостиную квартиры, в которой Хлебниковы жили с 1914 по 1931 гг.

В 1908 году Хлебников примыкает к петербургской группе символистов, но позже с футуристами, которые делали ставку на эксперимент, новых средств художественной выразительности. Примеры его творческих исканий — в фото ниже.

Ещё лучше это можно прочувствовать в такой комнате. У меня создалось впечатление что он бы немного не от мира сего… а может быть он опередил своё время и хотел выразить то, что остальные люди будут способны понять лишь столетия спустя.

Если Велимир выражал своё мироощущение словами то его сестра Вера использовала не менее выразительные художественные образы. Вот, например, её автопортрет.

Прогулка по Астрахани

На фото ниже — картина под названием Ход сельди. Полотно сплошь заполнено рыбой, при этом сложно найти две одинаковых.

«Я художник, я так вижу». Вот так она видела своего брата.

Прогулка по Астрахани

Картина «Старое и молодое» посвящена противоборству нового с традиционным, старого с молодым, без борьбы которых нет развития жизни.

На этом рассказ об Астрахани, равно как и обо всём путешествии подошёл к концу. Его генеральным спонсором можно смело назвать коронавирус т. к. конечно же планы на последнюю неделю октября были совсем другие. Возможно оно и к лучшему. В Волгограде мне давно хотелось побывать из-за одного только Мамаева Кургана, про Астрахань я давно был наслышан как про очень туристический город. А вот Саратов оказался большим сюрпризом: я узнал имя Борисова-Мусатова и по-новому взглянул на Чернышевского. В общем всё получилось очень здорово.

1. Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!