Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 13:05
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Волгоград — Россия Октябрь 2020

Сталинград, сильная страна,
Старая мечта.
Каждый враг, ночью нам не спать,
Странная тоска.
Группа KYPCK

Продолжение путешествия по Нижнему Поволжью. Предыдущая часть: Тропические растения в Средней полосе России.

Рассказывая о Волгограде довольно сложно удержаться от гипертрофированного пафоса. В городе, от которого в Великую Отечественную фактически камня на камне не осталось, конечно же, большинство достопримечательностей сосредоточены вокруг войны. Самым узнаваемым символом города является, вне всяких сомнений, Мамаев Курган. Два года назад у его подножия посадили новую аллею, каждое деревце в которой было подарено каким-либо субъектом РФ.

Волгоград. Память о...

От подножия лестницы, ведущей на вершину кургана, Родина-Мать не видна. Однако она непременно появится, стоит вам преодолеть хотя бы часть пути. Даже издали бросается в глаза грандиозность и монументальность памятника.

Поднимаясь выше мы увидим оголенного по пояс бойца — памятник Стоять насмерть. В одной руке автомат, в другой — граната, нижняя часть воина стыдливо прикрыта.

Поднимаемся ещё выше и мы проходим между двух барельефов.

Ещё один памятник, который также вряд ли кого-то оставит равнодушным — Скорбящая мать.

Волгоград. Память о...

Признаюсь, увидеть собственными глазами легендарную «Родину-мать зовёт» было моей давней мечтой. Однако результат превзошёл все мои ожидания. Чтобы прочувствовать всю мощь этого 85-метрового монумента нужно оказать здесь, на вершине Мамаева кургана.

Обычно Родину-мать изображаются именно так как на фото выше, так что видно одно только правое ухо. Мне же всегда хотелось взглянуть ей в лицо.

Волгоград. Память о...

Здесь же расположен Зал Героев. Почетный караул несут 4 военнослужащих — двое сверху и двое снизу. Стоят не шолохнувшись. Ещё один регулярно обходит их, поправляя чтобы стояли безукоризненно ровно, приподнимая им фуражки вытирает пот со лбов.

Смена караула — каждый час. Если вы недалеко то не пропустите — сменяющие чеканят шаг по каменному полу так, что громкое эхо непременно привлечёт ваше внимание.

36 лет носил Волгоград имя «вождя народов», носил он это имя и в Великую Отечественную. Поэтому ничего удивительного нет в том, что с другой стороны подножия Мамаева кургана расположен Музей Сталина.

Волгоград. Память о...

Музей частный, экспонаты достаточно традиционны — старые газеты, различные документы, есть потрет молодого Сталина.

В последнем зале — восковая фигура вождя, в руке у него знаменитая трубка.

О сталинских репрессиях можно говорить по-разному. Кто-то осуждает, кто считает что «так и надо». Но всего два документа скажут о них очень красноречиво. 17.10.1936 В. Н. Алексеева назначают директором Музея Обороны Царицына. А через год и три месяца его же приговаривают к расстрелу.

Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, несомненно, эпичен. Обратимся теперь к истории Сталинградской битвы. Ей в Волгограде посвящен отдельный музей, добраться до которого удобнее всего на Волгоградском скоростном трамвае. Это как бы метро, только по путям ходят трамваи. Жетонов нет, оплата производится кондуктору в вагоне. Пути пролегают частично под землёй, частично по поверхности.

Волгоград. Память о...

Выходим из скоростного трамвая на площади Ленина.

Позади этой желтой колоннады и располагается Музей-панорама «Сталинградская битва».

Волгоград. Память о...

Вокруг здания расположены различные мемориальные объекты. Руины мельницы имени Грудинина — это здание построенное в 1903 году, чудом сохранившееся до наших дней. Одна из немногих построек, переживших Сталинградскую битву.

На некотором удалении от неё расположен Дом Павлова. Во время Сталинградской битвы его оборона продолжалась 58 дней. Дом считается первым восстановленным зданием Сталинграда.

Волгоград. Память о...

Первой мыслью, когда я увидел этот монумент, была: «да это же евро». Но понимая, что евро в Волгограде, делать нечего присмотрелся и узнал серп с молотом.

На плакате эта экспозиция была названа очень просто: Воинский эшелон.

Сама панорама имеет круглую форму и состоит из двух этажей. На первом этаже по периметру расположена музейная экспозиция. Всё в очень хорошем состоянии. Вот, например, стол и стул из штаб-квартиры командующего 64 армией М. С. Шумилова. Именно за ним 31.01.1943 происходил допрос Паулюса.

Инсталляция «Командный пункт».

Внутри круглого периметра ещё один круг с мини-панорамой сцен Сталинградской битвы.

Поднимаемся на второй этаж. Здесь находится основная панорама, значительная более масштабная, чем на первом этаже. Её ширина — 120 метров, это самое крупное живописное полотно России и одно из крупнейших в мире панорамы.

Они хотели увидеть Волгу. И увидели — но не как победители, а как побеждённые.

Волгоград. Память о...

Очень интересный элемент. Один из художников, писавших панораму, изобразил сам себя. Левее центральной части фото, там где изображены лошадь и два медика, хорошо виден человек с мольбертом.

Сталинградская битва завершилась 2 февраля 1943. Двумя днями ранее в подвале Центрального универмага был взят в плен командующий северной группировкой немцев фельдмаршал Паулюс. Сейчас в этом подвале расположен музей с лаконичным названием «Память».

Осмотр экспозиции начинается с видео-инсталляции. На первых кадрах мы видим довоенный Сталинград цветущим советским городом. Изображение резко меняется и вот уже весь город в огне, а затем и вовсе лежит в руинах.

В музее постарались сохранить аутентичность места. Сейчас подвал, в котором он расположен, выглядит почти также как в день пленения Паулюса.

Волгоград. Память о...

В декабре 1942 года даже сами немцы уже не питали иллюзий касательно своего положения — оно было плачевно, не хватало зимнего обмундирования и продуктов питания. «Котёл» — так они называли Сталинград. Следующая композиция передаёт дух празднования рождества того года.

Личные покои фельдмаршала Паулюса. На задней стене — два проектора, с помощью которых на двух экранах демонстрируется сцена его капитуляции. Да, история вершилась именно здесь.

Помещение воссоздано достаточно точно — сравните с фото, сделанном в феврале 1943 года.

Волгоград. Память о...

Капитуляция была подписана в этой комнате. Здесь с 26 по 31 января работал начальник штаба 6-й армии вермахта генерал-лейтенант Артур Шмидт.

Это были героические времена. Обратимся теперь к истории Волгограда немного более ранней, а именно к началу XX века, когда он ещё назывался Царицын. В этом нам поможет расположенный неподалёку Мемориально-исторический музей.

Волгоград. Память о...

Перед музеем установлен памятник К. И. Недорубову. Поучаствовав в обоих мировых войнах, этот донской казак дослужился до звания капитана гвардии. Полный Георгиевский кавалер и Герой Советского Союза одновременно, таких известно всего семеро. И, кстати, Золотую Звезду Героя он носил вместе с Георгиевскими крестами.

К концу октября 1917 года революция докатывается и до Царицына. В декабре того же года в городе уже действует Штаб обороны, главной задачей которого было оперативное руководство Красной Гвардией города.

Волгоград. Память о...

В Гражданскую войну основную часть броневых сил Красной Армии составляли бронепоезда. В музее представлен макет броневагона в масштабе 1:1,5.

75-мм пушка системы Канэ состояла на вооружении парохода Советский, который подорвался на мине в 1919 году. В 1940 году пушка была поднята с палубы корабля и установлена в музее.

Волгоград. Память о...

Также в Гражданскую войну активно использовались тачанки. Запрягали в них четвёрку, а иногда и шестерку лошадей, тащивших пулемёт. За счёт этого она сочетала в себе огонь пулемёта, запас патронов, подвижность, скорость и прекрасную проходимость практически на любой местности в любое время года.

Уф! Кажется все основные, самые громкие страницы истории Волгограда позади. Взглянем же на саму Волгу, тем более Мемориально-исторический музей расположен недалёко от неё. К набережной спустимся по вот такой прекрасной Центральной лестнице.

Волгоград. Память о...

Набережная здесь очень широкая, Волга где-то вдалеке.

Пересечём по пешеходному переходу проезжую часть и мы наконец-то сможем полюбоваться на одну из величайших российских рек.

Немного портят вид масштабные дорожные работы на набережной. Видимо это надолго.

Волга под Волгоградом максимально сближается с другой великой рекой — Доном. Идея соединить эти реки давно не давала покоя правителям различных государств. Однако осуществить этот замысле удалось только в середине прошлого века в ходе грандиозной стройки 1948–1952 годов. Чтобы увидеть этот канал нам придётся отправиться в южную часть города.

Волгоград. Память о...

Дон расположен на 30 метров выше Волги. Поэтому канал насчитывает в общей сложности 13 судоходных шлюзов. Самый первый — на фото ниже.

После завершения строительства канала, ему было присвоено имя Ленина, а перед первым шлюзом возведена памятная арка.

Волгоград. Память о...

После моего рассказа может создаться неверное впечатление, что вся история Царицына-Сталинграда-Волгограда ограничивается XX веком. И как будто ничего примечательного до этого времени в городе не происходило. Это, разумеется, не так. В одном километре от первого шлюза Волго-Донского канала находится ещё одно прекрасное историческое место. Но это уже совсем другая история.

1. Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!